Контрольный срез по литературе в 6 классе (IV четверть)
Контрольный срез за 4 четверть по литературе , 6 класс.
Вариант 1.
1.Найдите основные роды литературы:
а) эпос, повесть, драма
б) эпос, лирика, драма
в) роман, поэма, комедия
2. Что такое былина?
а) Это изображение событий далёкого прошлого.
б) Это песни-сказания о богатырях, их подвигах во славу Родины.
в) Это изображение подвигов богатырей.
3. Из какой былины взяты строки:
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно…
а) «Вольга и Микула Селянинович»
б) «Илья Муромец и Калин-царь»
в) «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
4.Назовите имя русского баснописца:
а) М. В. Ломоносов
б) В. А. Жуковский
в) И.А. Крылов
5.«Дубровский» Пушкина – это:
а) повесть
б) рассказ
в) роман
6.Главного героя произведения А.С. Пушкина «Дубровский» зовут:
а) Архип
б) Владимир Андреевич Дубровский
в) Князь Верейский.
7.Укажите произведение по приведенному отрывку:
«Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из – подего пальцев полились торжественные , величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из –за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки.»
а) И.А. Бунин «Лапти»
б) А.И. Куприн «Тапёр»
в) А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
8. Определите художественный приём в предложении из рассказа А.П. Чехова
« Толстый и тонкий»:
« Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились» :а) гипербола;
б) эпитет;
в) олицетворение;
9.Тема рассказа «Толстый и тонкий»:
а) встреча одноклассников;
б) неравноправие людей;
в) приспособленчество.
10. Произведение А.И. Куприна «Тапёр» относится к жанру:
а) повести
б) рождественского рассказа
в) сказа
11. Композиция - это
а) Построение художественного произведения
б) Резко выраженное противопоставление понятий или явлений
в) Скрытое сравнение, возникающее на основе какого-либо сходства между предметами
12. Из какого произведения А.С. Пушкина взяты следующие строки:
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
а) «Зимняя дорога»
б) «Зимнее утро»
в) «Бесы»
13. Какое стихотворение не принадлежит М.Ю. Лермонтову?
а) «Парус»
б) «Три пальмы»
в) «Няне»
14.Какое стихотворение принадлежит М.Ю. Лермонтову?
а) «Зимнее утро»
б) «Узник»
в) «Три пальмы».
15. Рифма – это…
а) Созвучие окончаний слов, начиная с последнего ударного слога, завершающее стихотворные строки или части строк.
б) Изображение внешности героя, одно из художественных средств его характеристики.
в) Сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства.
16)Главная идея «Записок охотника» Тургенева:
а) Изображение жизни помещиков
б) Изображение жизни крестьян
в) Борьба против крепостного права
17) От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
а) От лица самого Тургенева
б) От лица крестьян
в) От лица охотника
18)Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
а) Автор, который повествует о событиях
б) Крестьянские дети
в) Помещики
19. Определить жанр произведения Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
а) рассказ
б) роман
в) повесть
Вариант 2.
1. Что такое баллада?
а) Это эпическая песня героического характера.
б) Это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит какой-то необычный случай.
в) Это необычные стихотворения с острым сюжетом.
2. Кто является автором баллады «Светлана»?
а) В.А. Жуковский
б) А.Н. Майков
в) И. Гёте
3. Каков жанр «Песни о вещем Олеге»?
а) поэма
б) песня
в) баллада
4. Троекуров из романа А.С. Пушкина «Дубровский»
а) высокообразованный дворянин;
б) человек необразованный и грубый;
в) получил блестящее образование, но нигде не смог применить его должным образом.
5. Владимир Дубровский
а) жил с отцом;
б) жил в Петербурге;
в) жил за границей.
6. Саша – это
а) крепостной Дубровского;
б) брат Маши Троекуровой;
в) брат Дубровского.
7.Эпиграф - это...
а) образное сравнение
б) изображение неживой природа как живой
в) краткий текст перед произведением, раскрывающий главную мысль
8.Определите эпитет
а) солнце улыбается;
б) сиреневая дымка;
в) бела как снег;
9.Слова: «Есть ещё порох в пороховницах!» - принадлежат:
а) Остапу;
б) куренному атаману.
в) Тарасу;
10.«... Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, нистона не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему наруках и ногах кости... ничто, похожее на стон, не вырвалось из устего, не дрогнулось лицо его» - это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
11.Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) стремление к славе;
б) физическая сила;
в) героическая борьба за свободу и независимость Родины.
12. Тема повести «Тарас Бульба»:
а) героическая борьба русского и украинского народов с польскойшляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
13. Выше личной привязанности, кровного родства поднялся:
а) Андрий;
б) Тарас;
в) Остап.
14. «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила,которая бы пересилила русскую силу!» Эти слова в повести сказаны всвязи с гибелью:
а) Остапа;
б) Мосии Шило;
в) Тараса.
15. Эпитет – это …
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное определение;
в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
16.Изображение одного явления с помощью сопоставления с другим:
а) сравнение
б) метафора
в) эпитет
17.Ямб - это ...
А)двусложный размер стиха, где ударение падает на второй слог
Б)двусложный размер стиха, где ударение падает на первый слог
В)трёхсложный размер стиха, где ударение падает на второй слог
18.Укажите произведение по приведенному отрывку:
«Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать поставила на пол, за отвал кровати. Ребёнок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой как будто приходил в себя и тотчас же начинал горько и жалобно плакать
а) И.А. Бунин «Лапти»
б) А.И. Куприн «Тапёр»
в) А.П. Чехов «Толстый и тонкий»
19. Исследовательское прочтение художественного текста:
а) аллегория
б) антитеза
в) анализ
Вариант 3
1. Что такое летопись?
а) Это историческое произведение, в котором повествование велось по годам.
б) Это описание реальных и легендарных событий.
в) Это эпические песни героического характера.
2. Кто автор «Повести временных лет»?
а) Иван
б) Варфоломей
в) Нестор
3. Почему «Повесть временных лет» является памятником древнерусской литературы?
а) Эта книга стала очень редкой.
б) Она была написана в давние времена.
в) Это источник сведений о мировоззрении людей Древней Руси, их культуре и истории.
4. Метафора – это…
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное определение;
в) сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно через другое
5. Назовите средство выразительности, которое использовал автор:
Задремали звёзды золотые. (С. Есенин)
а) Эпитет
б) Сравнение
в) Олицетворение
6. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в защите родной земли.
в) поддержании традиций Запорожской Сечи;
7.Назовите автора стихотворений «Листок», «Тучи», «Три пальмы»:
а) М.Ю. Лермонтов
б) А.С. Пушкин
в) Н.А. Некрасов
8. Почему повесть Л.Н. Толстого «Детство» названа автобиографической?
а) автор пишет о своих близких
б) автор описывает свое детство
в) в повести изображена родовая усадьба Толстых
9.Что наиболее интересует Л.Н. Толстого в показе поведения героя из повести «Детство»?
а) поступки героя
б) последствия его поступков
в) нравственный смысл поступков
10.Тема рассказа «Толстый и тонкий»:
а) встреча одноклассников;
б) неравноправие людей;
в) приспособленчество.
11.Слово, которое находит толстый, чтобы устыдить тонкого:
а) бесчинство;
б) чинопочитание;
в) чинуша.
12. Из какой баллады следующие строки:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…
а) «Светлана»
б) «Лесной царь»
13. Кто восхищённо приветствовал А.С. Пушкина надписью на своём портрете: «Победителю-ученику от побеждённого учителя…»?
а) Г.Р. Державин
б) В.А. Жуковский
в) А.П. Сумароков
14. Из какого произведения следующие строки:
Запомни же ныне ты слово моё:
Воителю – слава, отрада;
Победой прославлено имя твоё;
Твой щит на вратах Цареграда…
а) «Лесной царь»
б) «Песнь о вещем Олеге»
в) «Светлана»
15. Какое из перечисленных произведений не принадлежит перу
А.С. Пушкина?
а) «Зимнее утро»
б) «Бесы»
в) «Парус»
16. Владимир Дубровский из романа А.С. Пушкина «Дубровский» приехал домой по вызову няни и
а) застал отца живым и здоровым;
б) нашёл его больным;
в) не застал отца в живых.
17. Кистенёвку сожгли
а) случайно;
б) крепостные Дубровского сознательно, по собственной инициативе;
в) крестьяне по сговору с Владимиром Дубровским.
18.Определите жанр стихотворения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы»?
а) баллада;
б) поэма;
в) элегия.
19. Эпиграф - это...
А)образное сравнение
Б)изображение неживой природа как живой
В)краткий текст перед произведением, раскрывающий главную мысль
Вариант 4.
1. Укажите верное определение фольклора:
а) произведения народной поэзии о богатырях и народных героях;
б) устное народное творчество: совокупность народных обрядовых действий;
в) небольшое произведение аллегорического характера.
2.Что не является жанром фольклора?
а) предание
б) легенда
в) роман
г) пословица
3.Что объединяет стихотворения А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда…», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) пейзаж
4. Противопоставление образов, эпизодов, картин, слов – это…
а) антитеза;
б) инверсия;
в) антонимы.
5.Не является элементом композиции
а) экспозиция
б) эпиграф
в) развязка
г) кульминация
6. Краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль:
а) пословица
б) эпитет
в) эпиграф
7. По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.
«В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе…»
а) Кирила Петрович Троекуров
б) Андрей Гаврилович Дубровский
в) Владимир Андреевич Дубровский
8. Определите жанр стихотворения А.С. Пушкина «К Пущину»
а) письмо;
б) послание.
в) исповедь;
9. Автором какого стихотворения не является М. Ю. Лермонтов:
а) «Тучи»;
б) «Парус»;
в) «Зимнее утро»;
г) «Листок»
10.Метафора – это…
а) слово или выражение, употребленное в переносном значении, основанном на сходстве;
б) художественное определение;
в) перенесение свойств живых существ на неодушевленные предметы
11. Пейзаж – это…
а) резко выраженное противопоставление понятий или явлений
б) построение художественного произведения –
в) изображение картин природы в художественном произведении
12. Кто является автором произведения «Бежин луг»?
а) Л.Н. Толстой;
б) И.С. Тургенев.
в) А.П. Чехов;
13.Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком…», «Утёс», «Парус»?
а) гражданская тематика
б) вольнолюбие
в) тема одиночества
14.Кто написал произведение «Белый пудель»?
а) Н.А. Некрасов
б) А.И. Куприн
в) А.П. Чехов
15. Как звали «детей подземелья» из повести В. Г. Короленко «В дурном обществе»?
а)Николенька и Мимиб)Валек и Маруся
в)Митраша и Настя
16.Что такое композиция?
а) построение художественного произведения
б) резко выраженное противопоставление понятий или явлений
в) скрытое сравнение, возникающее на основе какого-либо сходства между предметами
17. Ирония – это
а) язвительная насмешка
б) изображение чего –нибудь в смешном комическом виде.
в) осмеяние человеческих пороков.
18.По описанию портрета литературного персонажа назовите героя.
«Воспитывался в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его содержания и молодой человек получал из дому более нежели должен был ожидать. Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем, и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».
а) Андрей Гаврилович Дубровский
б) Владимир Андреевич Дубровский
в) Кирила Петрович Троекуров
19.Кульминация – это…
а) Момент наивысшего напряжения действия в художественном произведении -
б) Изображение внешности героя, одно из художественных средств его характеристики -
в) Сопоставление одного предмета или явления с другим на основе сходства -
Ответы и оценивание контрольного среза за 4 четверть по литературе, 6 класс.
Вариант 1 Вариант 2 Вариант 3 Вариант 4
1 - б 1 - б 1 – а
1 - б
2 - б 2 - а 2 - в 2- в
3 - в 3 - в 3 - в 3 - в
4 - в 4 - б 4 - а 4 - а
5 - в 5 - б 5 - в 5 - б
6 – б 6 - б 6 - б 6 - в
7 – б
7 - в 7 - а 7 - а
8 - в
8 – б 8 - б 8 - б
9 - б 9 - в 9 – в 9 - в
10 – б 10 -б 10 - б 10 – а
11 – а
11 -в 11 – б 11 - в
12 - а 12 - а 12 – а
12 - б
13 - в 13 - а 13 - а 13 – в
14 - в 14 - в 14 - б 14 – б
15 – а
15 - б 15 - в 15 - б
16 - б 16 - а 16 - б 16 - а
17 - в 17 - а 17 - в 17 - в
18 - б 18 -а 18 - а 18 - б
19 - в 19 -в 19 - в 19 - а
За каждый правильный ответ - 1 балл;
«5» - 18 – 19 б.
«4» - 14 - 17 б
«3» - 9 – 13 б.
«2» 8 и менее баллов