Методические рекомендации по выполнению практических заданий учебной летней практики ПМ 04 Выполнение работ по одной рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» для специальности 230115 Программирование в КС
Министерство образования и науки Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Чапаевский губернский колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по выполнению практических заданий учебной практики
ПМ 04 Выполнение работ по одной рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и
вычислительных машин»
для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
Чапаевск, 2014 г.
Публикуется на основании решения
педагогического совета ГБОУ СПО ЧГК
Протокол №2 от 10.01.2014 г.
Автор: Дикова В.Г., преподаватель специальных дисциплин
Редактор: Гостева И.В., заместитель директора по учебно-производственной практике образовательной программы среднего профессионального образования ГБОУ СПО «Чапаевский губернский колледж»
Рецензент: Орлова Н.Н., старший преподаватель кафедры Высшей математики и информатики СФ МГПУ
Методические рекомендации предназначены для студентов колледжа специальности 230115 Программирование в компьютерных системах (базовый уровень). Пособие включает инструктивные карты учебной практики по ПМ 04 Выполнение работ по одной рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», в которых дается описание последовательности действий при работе с приложениями MS Publisher, MS PowerPoint, MS Access, графическими редакторами, конверторами, программами обработки аудио и видео-файлов, сетевыми приложениями.
Содержание
Стр.
Пояснительная записка
4
Раздел 1: Размещение информации на сервисах Интернет
6
Раздел 2: Подготовка демонстрационного материала по теме индивидуального задания
Раздел 3: Создание информационной базы по теме индивидуального задания
Список источников и литературы
Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению практических заданий разработаны в помощь студентам специальности 230115 Программирование в КС для прохождения учебной практики по ПМ 04 Выполнение работ по одной рабочей профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».
Тематика практических заданий соответствует программе учебной практики. Инструктивные карты предназначены для закрепления теоретического материала, совершенствования практических умений работать с офисными приложениями, графическими редакторами, конверторами, программами обработки аудио и видео-файлов, сетевыми приложениями.
При разработке практических заданий учитывались требования к результатам прохождения учебной практики, сформулированные в ФГОС СПО III поколения.
В результате прохождения практики студент должен овладеть общими и профессиональными компетенциями, а также
иметь практический опыт:
конвертирования медиафайлов в различные форматы, экспорта и импорта файлов в различные программы-редакторы;
обработки аудио, визуального и мультимедийного контента с помощью специализированных программ-редакторов;
создания и воспроизведения видеороликов, презентаций, слайд-шоу, медиафайлов и другой итоговой продукции из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
управления медиатекой с цифровой информацией;
публикации мультимедиа контента в сети Интернет;
обеспечения информационной безопасности;
уметь:
выполнять санитарно-технологические требования на рабочем месте и в производственной зоне, нормы и требования к гигиене и охране труда;
создавать и редактировать графические объекты с помощью программ для обработки растровой и векторной графики;
конвертировать файлы с цифровой информацией в различные форматы;
обрабатывать аудио, визуальный контент и медиафайлы средствами звуковых, графических и видео-редакторов;
создавать видеоролики, презентации, слайд-шоу, медиафайлы и другую итоговую продукцию из исходных аудио, визуальных и мультимедийных компонентов;
создавать и структурировать хранение цифровой информации в медиатеке персональных компьютеров и серверов;
публиковать мультимедиа контент на различных сервисах в сети Интернет.
Раздел 1: Размещение информации на сервисах Интернет
Задание 1. Создание страницы
Это моя первая страничка!Ура! Я создал первую страницу на html!!!
Теги форматирования текста
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Используется для разбивания текста на параграфы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Применяются для создания заголовков 1,2...6 уровней
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Используетcя для переноса строки
- используется для разметки параграфов в html документах.
Атрибуты:
ALIGN - определяет способ горизонтального выравнивания параграфа. Возможные значения: left, center, right, justify. Это соответственно по левому краю, по центру, по правому краю, и по ширине .По умолчанию имеет значение left.
Задание 2.Работа с абзацами
Этот параграф по центру
Этот по левому краю
Этот тоже по левому (т.к. по умолчанию)
Этот по правому краю
В этом параграфе текст будет выравниваться по ширине (одновременно по левому и правому краям документа). Не понимающие justify браузеры будут выравнивать текст по левому краю
,,... - Применяются для разбивания текста на смысловые уровни - разделы и подразделы. Существует шесть уровней заголовков, различающихся по величине шрифта.
Атрибуты:
ALIGN - определяет способ горизонтального выравнивания заголовков. Возможные значения:left, center, right .По умолчанию - left.
Задание 3. Работа с заголовками
примеры заголовков от 1 до 6 уровня
Большой заголовок
Заголовок поменьше
Еще меньше
Совсем маленький
Малюсенький заголовочек
Ну просто лилипутский заголовочек
- данный элемент осуществляет перенос строки. Не имеет закрывающего тега.
Задание 4. Работа с переносом строк
Если внутри тела документа написать следующее:
Начинается первая строка
теперь идет вторая
а вот уже и третья
А это параграф и внутри него тоже можно использовать тег
переноса строки. Его надо использовать всегда, когда надо перенести строку:)
Теги работы с текстом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (B)
Используется для выделения текста жирным
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (I)
Используется для выделения текста курсивом
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Выделение текста подчеркиванием
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перечеркивание текста
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Создание верхнего индекса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Создание нижнего индекса
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Изменение цвета, типа, размера шрифта
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Вставляет в текст горизонтальную разделительную линию
Задание 5
Этот текст будет выделен жирным И этот тоже, но этим тегом лучше не пользоваться! Этот текст будет выделен курсивом И этот тоже, но лучше пользоваться тегом EM Этот текст будет подчеркнутым!!! Вниманиe акция! новая цена
50 000 20 000 рублей!
2
2 = 4 ;
2
3 = 8 ;
2
4 = 16 ;
Формула спирта в химии - С
2 Н
5 ОН
-Позволяет изменять цвет, размер и тип шрифта текста, находящегося между открывающим и закрывающим тегами.
Атрибуты:
SIZE - Определяет размер шрифта. Возможные значение - 1 , 2 , 3 , 4 , 5 , 6 , 7.
COLOR - Определяет цвет текста. Задается либо RGB-значением в шестнадцатиричной системе, либо одним из 16 базовых цветов.
FACE - определяет используемый шрифт. Используйте Times New Roman, Arial, Tahoma, Courier, Courier New. Они установлены почти у всех.
Задание 6
Это обычный текст
Увеличенный красный шрифт
Моноширинный фиолетовый текст 3 размера
- служит для вставки в текст горизонтальной линии. Закрывающего тега нет!
Атрибуты:
WIDTH – определяет длину линии в пикселах или процентах от ширины окна браузера.
SIZE – толщина линии в пикселах.
ALIGN – определяет выравнивание горизонтальной линии. Атрибут может принимать следующие значения:
left – выравнивание по левому краю документа.
right – выравнивание по правому краю документа.
center – выравнивание по центру документа (используется по умолчанию).
NOSHADE – определяет способ закраски линии как сплошной. Атрибут является флагом и не требует указания значения. Без данного атрибута линия отображается объемной.
COLOR – задает цвет линии. Можно использовать либо RGB-значение в шестнадцатиричной системе, либо один из 16 базовых цветов. Атрибут работает только в Internet Explorer.
Задание 7
Текст до линии
После линии
А вот пример линии толщиной 2px и без флага noshade
Работа со списками
<[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>
Создает неупорядоченный список
<[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>
Создает упорядоченный список
<[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>
Создает пункты списка внутри элементов OL или UL
Задание 8
- Первый пункт списка
- Второй пункт списка
- Третий пункт списка
- Четвертый пункт списка
(Ordered List)- Создает упорядоченный список. Между начальным и конечным тегами должны присутствовать один или несколько элементов <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]>, обозначающих отдельные пункты списка.
Атрибуты:
START – определяет первое число, с которого начинается нумерация пунктов. (только целые числа) . Если не указывать, начинается с начала.
TYPE – определяет стиль нумерации пунктов списка.
Возможные значения:
"A" – заглавные буквы A, B, C ...
"a" – строчные буквы a, b, c ...
"I" – большие римские числа I, II, III ...
"i" – маленькие римские числа i, ii, iii ...
"1" – арабские числа 1, 2, 3 ...
Значение по умолчанию .
Задание 9
Пример списка с арабскими числами
Чтобы создать сайт на домашнем компьютере необходимо:
- Выучить html
- Выучить css
- Ознакомиться с php
Пример списка с большими римскими числами
Чтобы создавать сайты быстро желательно:
- знания программы Adobe Dreamweaver
- знания программы TOpStylePro
- Знания Photoshop
Пример списка с маленькими буквами
Чтобы зарабатывать на сайте желательно:
- наличие хорошей посещаемости
- наличие цифрового продукта для продажи
- наличие блоков рекламы
Пример списка не с начала
Чтобы стать успешным в интернете:
- писать информацию полезную для людей
- постоянно пополнять сайт новым содержимым
- первый пункт придумай сам
- (List Item) - Создает пункт в списке. Располагается внутри элементов <[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]> или
. Закрывающий тег писать желательно, но не обязательно, это уже решать Вам.
Атрибуты:
VALUE – изменяет порядок нумерации элементов списка. Используется только если элемент LI находится внутри элемента OL. В качестве значения указывается порядковый номер элемента.
Задание 10
Чтобы создать сайт на домашнем компьютере необходимо:
- Выучить html
- Выучить css
- Ознакомиться с php
Раздел 2: Подготовка демонстрационного материала по теме индивидуального задания
Методические рекомендации по выполнению заданий
в приложении MS Power Point
Обязательными структурными элементами презентации являются:
обложка;
титульный слайд;
оглавление;
содержательный материал (включая текст, схемы, таблицы, иллюстрации, графики);
справочная система по работе с управляющими элементами;
информационные ресурсы по теме.
Титульный слайд должен включать:
название темы;
информацию об образовательном учреждении;
сведения об авторе;
дату разработки;
информацию о местоположении информации в сети, на локальном компьютере и имя файла.
Наиболее приемлемой является следующая последовательность освоения видов деятельности:
создание фона;
вставка художественно оформленного текста (заголовков) и графических объектов;
ввод и редактирование текста;
структурированное представление числовой информации в таблицах;
размещение диаграмм на слайдах;
задание гиперсвязей;
настройка анимации информационных объектов;
запуск и отладка презентации;
управление демонстрацией презентаций.
Настройка фона слайдов
Одним из первых шагов при создании презентации является оформление фона, который в значительной степени определяет вид остальных объектов.
Перейдите на первый слайд, щелкнув на его значке в Области структуры (в Области слайда отобразится первый слайд).
В меню Формат выберите пункт Фон. Откроется соответствующее диалоговое окно.
В левой нижней части окна Фон щелкните на кнопку раскрытия списка цветов.
Предложенная цветовая палитра содержит ограниченный набор цветов. Если эти цвета вас не устраивают, выберите параметр Другие цвета. В открывшемся диалоговом окне Фон на вкладке Обычные предлагается более 100 цветов для оформления фона. При этом активный (текущий) цвет фона выделен курсором, который на этой вкладке имеет вид шестиугольника. Вкладка Спектр позволяет:
выбрать цвет в поле Цвета;
настроить яркость цвета на линейке перемещением ползунка, щелчком мыши либо настроить клавишами управления курсором;
задать цвет путем указания его числовых характеристик.
После окончательного выбора цвета в диалоговом окне Фон щелкните на кнопку Применить (если хотите применить этот фон только к данному слайду) или кнопку Применить ко всем (если требуется применить данный фон ко всем созданным или создаваемым слайдам).
Сохраните изменения в презентации, щелкнув на кнопку Сохранить 13 EMBED PBrush 1415, расположенной на стандартной панели инструментов.
Создание фона слайда с использованием текстуры
Перейдите на следующий слайд или останьтесь на текущем.
В меню Формат выберите пункт Фон.
В левой нижней части окна Фон щелкните на кнопку раскрытия списка цветов.
Выберите команду Способы заливки.
В открывшемся диалоговом окне Способы заливки перейдите на вкладку Текстура.
В поле Текстура предлагаются образцы текстур. Просмотрите предлагаемые образцы, управляя полосой прокрутки. Выберите один из образцов, щелкнув на нем (в поле Образец отобразится выбранный вариант текстуры).
Подтвердите выбор соответствующего образца щелчком по кнопке ОК.
При необходимости сохраните изменения в презентации, щелкнув на кнопку Сохранить 13 EMBED PBrush 1415, расположенной на стандартной панели инструментов.
Добавление художественно оформленного текста
средствами приложения WordArt
Убедитесь, что панель инструментов Рисование отображена. Если это не так, в меню Вид выберите Панели инструментов, а затем щелкните Рисование.
На панели инструментов Рисование выберите режим Добавить объект WordArt, щелкнув на кнопку 13 EMBED PBrush 1415 .
В раскрывшемся окне Коллекция WordArt рассмотрите представленные образцы и выберите подходящий стиль надписи. Подтвердите выбор, нажав ОК.
В диалоговом окне Изменение текста WordArt в поле Текст замените «Текст надписи» на свой заголовок. Выберите размер и начертание шрифта. Подтвердите выбор, нажав ОК. Заголовок появится на слайде презентации.
Вставка изображений из библиотеки объектов Clip Art Gallery
Перейдите на слайд, в который вы будете вставлять изображение.
В меню Вставка выберите пункт Рисунок, Картинки. Откроется окно Вставка картинки (его можно открыть и помощью кнопки Добавить картинку 13 EMBED PBrush 1415 на панели инструментов Рисование).
В открывшемся диалоговом окне Вставка картинки выберите категорию графических объектов.
Выберите рисунок и щелкните по нему левой кнопкой мыши.
В появившемся меню щелкните кнопку Вставить клип.
Программа добавит рисунок в документ.
Закройте окно Вставка картинки.
Вставка гиперссылок
Выделите объект кнопку, рисунок или фрагмент текста.
В меню Вставка выберите пункт Гиперссылка.
В окне Добавление гиперссылки установите режим Связать с местом в этом документе.
13 EMBED PBrush 1415
В окне Выберите место в документе: укажите слайд, на который вы перейдете по гиперссылке и подтвердите действия кнопкой ОК.
Настройка анимации
Перейдите на слайд, объекты на котором будут анимированы.
В меню Показ слайдов щелкните Настройка анимации.
В поле Объекты для анимации отразится весь список размещенных на слайде объектов, для которых можно настроить анимацию. Установите флажки рядом с анимируемыми объектами.
Перейдите на вкладку Видоизменение. В разделе Выберите эффект и звук для выделенного объекта выберите эффект для его появления (например, жалюзи), параметр (например, горизонтальные) и звук.
Щелкните в поле Объекты для анимации следующий объект и назначьте ему эффект анимации. Аналогично назначьте эффекты анимации всем объектам, расположенным на данном слайде.
После назначения эффектов анимации для предварительного просмотра воспользуйтесь соответствующей кнопкой Просмотр.
Если порядок появления объектов на слайде не соответствует ожидаемому, перейдите на вкладку Порядок и время.
В списке Порядок анимации отразятся все объекты, для которых были настроены эффекты анимации. Для перемещения объекта вверх или вниз по списку щелкните стрелку Перемещение вверх 13 EMBED PBrush 1415 или Перемещение вниз 13 EMBED PBrush 1415 соответственно.
Установка эффекта смены слайдов
В меню Показ слайдов выберите пункт Смена слайдов.
В диалоговом окне Смена слайдов в раскрывающемся списке Эффект выберите способ смены слайда. В поле предварительного просмотра будет представлен эффект перехода слайдов в презентации.
Чтобы изменить скорость перехода, установите переключатель, расположенный под списком (медленно, средне, быстро).
Щелкните на кнопку Применить ко всем. Эффект смены слайдов будет применен ко всем слайдам презентации.
Демонстрация презентации
Демонстрацию презентации с первого слайда можно начать, выполнив команду Показ слайдов, Начать показ или нажав клавишу F5. Демонстрация с произвольного слайда начинается по щелчку на кнопке, расположенной в левой нижней части окна MS PowerPoint.
Во время демонстрации презентации в левом нижнем углу экрана появляется кнопка вызова контекстного меню, в котором содержатся все необходимые команды управления.
Методические рекомендации по выполнению заданий
в графическом редакторе MS Paint
Добавление текста в рисунок
Выполните следующее:
Щелкните по инструменту [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Надпись. Щелкните по рисунку в том месте, где должна быть первая буква;
Увеличьте размер пунктирной рамки, перетащив мышью точку в углу рамки или в центре стороны;
Выберите формат (внешний вид символов в панели) атрибутов текста:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Примечание: если панель не появляется на экране, то выполните: Вид
· Панель атрибутов текста.
Выберите цвет текста в палитре;
Наберите текст;
Рамку с текстом можно переместить в другое место, взявшись мышью за ее границу;
Щелкните за пределами текстовой рамки.
Внимание! После щелчка за пределами текстовой рамки текст становиться частью рисунка, и стереть его можно только ластиком.
Работа с фрагментами
Фрагмент – это часть рисунка любого размера и формы.
Выделение фрагмента:
Прямоугольного: щелкните по инструменту [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Выделение, наведите мышь в один из углов будущего фрагмента и, удерживая левую кнопку, перетащите мышь в противоположный угол.
Произвольной формы: щелкните по инструменту [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]Выделение произвольной области, удерживая левую кнопку, обведите мышью фрагмент.
Примечание: для снятия выделения щелкните по рисунку за пределами фрагмента.
Выделенный фрагмент можно:
переместить – наведите мышь внутрь фрагмента и, удерживая левую кнопку мыши, переместите мышь;
скопировать – так же как переместить, но удерживая клавишу Ctrl;
получить шлейф – так же как переместить, но удерживая клавишу Shift;
изменить размер – навести мышь на точку в углу фрагмента или в центре каждой стороны и перетащить;
другие операции, находящиеся в пункте меню Рисунок, это:
Отразить/Повернуть
Растянуть/Наклонить
Обратить цвета
Очистить
7. Буфер обмена
Буфер обмена – это специальная область памяти Windows, куда можно поместить фрагмент, а затем достать его сколько угодно раз.
Буфер обмена позволяет перенести информацию из одного Windows-приложения в другое или скопировать фрагмент. Например, с помощью буфера обмена, фрагмент рисунка можно вставить в текстовый документ.
Методические рекомендации по выполнению заданий
в графическом редакторе Corel Draw
Использование библиотеки графических символов
Библиотека символов представляет собой собрание большого количества профессионально нарисованных символов, охватывающих такие различные темы, как бизнес, окружающая среда, наука, транспорт и прочие. После вставки символов в документ CorelDRAW 10 вы можете их редактировать подобно любому другому объекту. Выберите команду меню Tools Symbols and Special Characters (Инструменты Символы и специальные знаки) и на экране появится закрепление Symbols and Special Characters (Символы и специальные знаки).
В списке, расположенном в верхней части закрепления, выберите библиотеку Webdings. Эта библиотека поставляется вместе с Windows и должна присутствовать на вашем компьютере. Библиотеки символов - это шрифты. Как Windows, так и CORELDRAW 10 устанавливает множество шрифтов с полезными рисунками. Перетащите мышью изображение пожарной машины из закрепления на свободное место рабочей области, и новый выделенный объект готов для редактирования.
Щелкните мышью на черном цвете в палитре, чтобы залить этим цветом объект. Символ вставлен в наш рисунок, и далее вы можете работать с ним, как с любым другим объектом. Вы можете менять его форму, добавлять и удалять заливку, а также редактировать контур объекта. Кроме вставки единственного символа вы можете создать мозаику из выбранного рисунка.
Удалите только что вставленный объект. Откройте вспомогательное меню с помощью кнопки далее закрепления Symbols and Special Characters (Символы и специальные знаки) и выберите команду Tile symbol/Special character (Мозаика из символов/специальных знаков). В списке, расположенном в верхней части закрепления, выберите библиотеку Wingdings.
В поле Symbol Size (Размер символов) вы можете задать размер символов, а выбрав во вспомогательном меню кнопки далее команду Tile Options (Параметры мозаики), вы можете в появившемся диалоге настроить параметры создаваемого узора.
Импорт и экспорт рисунков
В редакторе CorelDRAW 10 имеется возможность использовать готовые рисунки самых разных графических форматов. Для их размещения в документе используется операция импорта. Нажмите кнопку "Import" в панели Standard (Основная), и на экране появится диалог Import (Импорт), похожий на любой диалог открытия файла в Windows.
Установите флажок Preview (Просмотр), чтобы иметь возможность предварительного просмотра выбранных заготовок. В списке Files of type (Тип файлов) выберите All File Formats (Все форматы файлов), чтобы вы могли вставить рисунок любого формата. Используйте для опыта любые рисунки, имеющиеся у вас. Выберите папку, в которой содержатся заготовки. Щелкните мышью на названии рисунка. В поле предварительного просмотра вы увидите его, а в поле File format (Формат файла) - тип выбранного рисунка. Нажмите кнопку Import (Импорт), диалог закроется, и указатель мыши изменится на Рисунок1.bmp, причем в указателе будет имя вставляемого файла.
Получение изображений со сканера и цифровой фотокамеры
В CorelDRAW 10 вы можете вставить в графический документ растровый рисунок, получив его непосредственно со сканера или из цифровой фотокамеры. Конечно, данные устройства должны быть подключены к компьютеру и установлены Windows. Если на вашем компьютере установлено несколько фотокамер сканеров, сначала следует выбрать, с каким сканером или какой камерой вы хотите работать. Выберите команду меню File Acquire Image Select Source (Файл Получть изображение Выбрать источник). На экране появится диалог выбора устройства для получения изображения.
Выберите нужное устройство, дважды щелкнув на нем мышью Диалог закроется и вы можете приступать к получению рисунка. Выберите команду меню File Acquire Image Acquire (Файл Получить изображение Получить).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
На экране появится диалог работы с выбранным устройством. При работе со сканером, скорее всего, сначала необходимо выполнить предварительное сканирование и выделить область, которую вы хотите получить в качестве растрового рисунка. Далее устанавливается нужное качество рисунка и производится сканирование. По окончании сканирования диалог закроется, и рисунок будет вставлен в редактируемый графический документ.
Если вы работаете с цифровой фотокамерой, принцип работы будет немного иным. В диалоге работы с устройством вы можете выполнить некоторые настройки камеры, а также просмотреть снятые ранее фотографии. В некоторых случаях можно сфотографировать непосредственно во время работы с диалогом. Выбрав интересующие вас снимки, запустите процесс передачи снимка, и через некоторое время снимки будут получены и вставлены в редактируемый документ. Рисунки, полученные со сканера или с цифровой фотокамеры, ничем не отличаются от других растровых обектов, полученных иным путем. Вы можете редактировать их в редакторе CorelDRAW 10.
Раздел 3: Создание информационной базы по теме индивидуального задания
Создание базы данных, состоящей из одной таблицы
Этапы работы:
Проектирование структуры базы данных. Предположим, что нам надо изготовить самый простой вариант базы данных, когда вся информация хранится в одной таблице.
Конструирование структуры будущих таблиц базы данных. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор. В ней будет 7полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс) и 10 записей. Поле код - уникальный ключ записи (обычно используется для связи записей из разных таблиц).
Создание схемы базы данных. При наличии одной таблицы схема базы данных тоже простая: состоит из одной этой таблицы, т.е. ее можно специально не делать.
Ввод данных в таблицы. В данном варианте будет только одна таблица. Таблицу будем создавать в режиме Конструктор, а заполнять - в режиме таблицы, передвигаясь по ячейкам с помощью стрелок, клавиши табуляции или мышки.
Ход работы:
Задание 1. Создайте новую базу данных и изготовьте структуру таблицы с информацией о студентах «Компьютерной школы».
Порядок работы:
Откройте программу Access. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню, представленное на рис. 1.
Рисунок 1 Окно приложения
Выберите пункт Новая база данных. В правой части окна программы Access появится окно создания новой базы данных. Введите имя базы данных и нажав на кнопку укажите папку сохранения БД.
Перед вами откроется таблица для ввода данных. На панели инструментов выбираем кнопку режим и переходим в режим конструктора.
Сохраните таблицу, присвоив ей имя Список.
Перед вами откроется окно конструктора таблиц, первая строка будет уже заполнена
Во второй строке введите нмя поля (набирайте слово "Фамилия", а не свою фамилию) и нажмите на клавишу [Enter]. В соседней клетке появится тип данных, по умолчанию он задается Текстовый. Любой другой выбирается с помощью ниспадающего меню.
Напоминание. Переход от клетки к клетке осуществляется одним из способов: мышкой; нажатием на клавишу [Enter]; стрелками; клавишей [Tab],
Заполните поля в Конструкторе данными из табл. 1.
Таблица 1
Имя поля
Тип данных
Фамилия
Текстовый
Имя
Текстовый
Отчество
Текстовый
Год рождения
Числовой
Школа
Числовой
Класс
Числовой
Сохраните таблицу, щелкнув по кнопке пиктографического меню. Закройте таблицу на кнопку
Перейдите в режим таблицы, щелкнув по имени таблицы двойным щелчком мыши, ввод данных вы будете производить в этом режиме, заполняя клетки
Заполните базу данных значениями из табл. 2.
Таблица 2
Код
Фамилия
Имя
Отчество
Год рождения
Школа
Класс
1
Иванникова
Анна
Ивановна
1984
1
9
2
Баранова
Ирина
Алексеевна
1983
3
10
3
Корнилова
Ольга
Владимировна
1984
5
9
4
Воробьев
Алексей
Петрович
1983
1
10
5
Воробьев
Алексей
Иванович
1984
3
9
Сохраните введенные данные, щелкнув по кнопке . В результате вы получите таблицу с которой можно будет работать.
Замечание. Передвижение по таблице можно производить с помощью клавиш со стрелками на клавиатуре, клавишей табуляции, а также щелчком мыши.
Задание 2. Выполните редактирование ячеек.
Порядок работы:
Замените фамилию Иванникова на Иванова. Для этого выделите редактируемую ячейку и наберите новую фамилию.
Замените год рождения на 1983. Для этого следует щелкнуть мышкой по нужной ячейке, и она откроется для редактирования. Удалите цифру 4 и введите вместо нее цифру 3.
Самостоятельное задание. Внимательно просмотрите таблицу и исправьте свои ошибки.
Задание 3. Отсортируйте значения таблицы.
Порядок работы:
Замечание. Чтобы произвести сортировку значений, нужно поставить курсор в любую ячейку сортируемого столбца и щелкнуть по кнопке - если нужно отсортировать по возрастанию; - если нужно отсортировать по убыванию
Отсортируйте:
фамилии - по алфавиту (поставьте маркер на любую фамилию в столбце с названием Фамилия и щелкните мышкой по кнопке ;
имя - по алфавиту (поставьте маркер на любое имя в столбце с названием Имя и щелкните мышкой по кнопке ;
номер школы - по убыванию;
год рождения - по убыванию;
класс - по возрастанию.
Задание 4. Познакомьтесь с функциями: сохранить, закрыть, открыть.
Порядок работы:
Щелкнув по кнопке , сохраните текущую таблицу.
Щелкнув по нижней кнопке в правом верхнем углу окна таблицы, закройте таблицу,
Нажмите меню Файл – Закрыть базу данных, в результате чего вы закроете текущую базу данных, получив пустое окно для новой работы. В этом положении можно создать новую базу данных, а можно открыть существующую для продолжения работы.
Откройте снова свою базу данных с помощью команд Файл -Открыть - Имя своей базы данных - Открыть;
Откройте таблицу Список.
Задание 5. Выполните поиск записей по образцу.
Порядок работы:
Установите текстовый курсор в поле Фамилия;
Щелкните по кнопке , которая позволяет найти запись по введенному значению. В результате появится диалоговое окно, представленное на рис. 2.
Рисунок 2 Окно поиска
Наберите в поле Образец фамилию Баранова и щелкните по кнопке Найти.
Замечание. Если требуется найти следующую подобную запись, то щелкните мышкой по кнопке Найти далее. Поиск осуществляется в текущем поле. При этом можно учитывать регистр. По окончании работы щелкните по кнопке Закрыть.
Задание 6. Распечатайте таблицу Список.
Порядок работы:
Подготовьте принтер для печати.
Подготовьте таблицу для печати. Для этого щелкните по кнопке Файл – Печать -Предварительный просмотр. Если таблица не уместилась на листе или видны не все данные, то закройте окно предварительного просмотра и поменяйте размер столбцов. Можно поменять поля листа или развернуть лист поперек. (Это можно сделать выбрав книжная или альбомная ориентация в предварительном просмотре).
Нажмите на кнопку Печать. Появится окно, представленное на рис. 4. В этом окне возможен выбор варианта печати. Вы можете выбрать печать: всей таблицы, только выделенных записей, только определенных страниц. Можно задать печать нескольких копий данного документа одной командой. Если к вашему компьютеру подключены несколько разных принтеров, то в поле имя можно выбрать нужный принтер.
Рисунок 3 Сохранение таблицы
Оставьте включенным переключатель Все.
Щелкните по кнопке ОК.
Задание 7. Завершите работу с Access.
Порядок работы:
Выберите пункт меню Файл – Выход, либо нажав на кнопку
Если вы производили какие-либо действия в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте утвердительно на этот вопрос.
Создание базы данных, состоящей из двух таблиц
Этапы работы:
Проектирование структуры базы данных.
Создадим более сложный вариант базы данных. В ней будут две таблицы: Список и Группы.
Конструирование пустых таблиц базы данных.
Воспользуемся новым способом изготовления таблиц. Таблицы будем создавать в режиме таблицы. В таблице Список будет 7 полей (код, фамилия, имя, отчество, год рождения, школа, класс, номер группы). Номера групп и фамилии преподавателей будет храниться в отдельной таблице Группы в виде двух столбцов.
Создание схемы базы данных.
В данном случае таблицы связаны связью «один-ко-многим». Это значит, что в таблице Группы каждое значение может встречаться только один раз, а в таблице Список - сколько угодно (несколько человек могут быть из одной группы). Связи следует устанавливать при пустых таблицах. Если таблицы заполнены, мог.,.. возникнуть проблемы при создании связей и свойств связей. Для связи в обеих таблицах должны быть ключевые поля. В таблице Список - поле Код, в таблице Группы - поле Учебная группа.
Ввод данных в таблицы.
Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею. При наличии связанных таблиц имеет значение порядок заполнения их значениями.
Ход работы
Задание 1. Откройте учебную базу данных, изготовленную на прошлом занятии.
Порядок работы:
Вызовите программу Access. Для этого дважды щелкните по пиктограмме Microsoft Access; перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных, расположенного ниже переключателя, имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно (рис.) с основными элементами базы данных.
Задание 2. Удалите таблицу Список.
Порядок работы:
Выделите имя таблицы.
Нажмите клавишу [Delete].
На вопрос о подтверждении удаления таблицы ответьте Да.
Задание 3. Создайте таблицу Группы.
Порядок работы:
Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
Щелкните мышкой по кнопке Создать. Появится окно, представленное на рис. 4
Рисунок 4 создание таблицы
Оставьте Режим таблицы и щелкните по кнопке ОК. Появится пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия. Тип поля будет выбран автоматически в зависимости от введенной информации.
Переименуйте Поле 1. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 1. Выполните команду Формат - Переименовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выделенной. Введите название поля Учебная группа и нажмите клавишу [Enter].
Переименуйте Поле 2. Для этого поставьте курсор в любую ячейку столбца Поля 2. Выполните команду Формат - Переименовать столбец. Ячейка имени столбца окажется выделенной. Введите название поля Преподаватель и нажмите клавишу [Enter].
Сохраните таблицу с именем Группы, щелкнув по кнопке - Сохранить. На вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно.
Перейдите в режим Конструктор, щелкнув по кнопке , и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Учебная группа ключевым, поместив курсор на имя этого поля и щелкнув по кнопке - Ключевое поле. Тип данных поля Учебная группа задайте числовым, выбрав его мышкой из ниспадающего списка.
Щелкните по кнопке - Сохранить. Закройте таблицу (при сохранении таблицы вопросов не появится, так как имя таблицы уже задано).
Задание 4. Создайте таблицу Список.
Порядок работы:
Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
Щелкните мышкой по кнопке Создать.
Появится окно, в котором оставьте Режим таблицы и щелкните мышкой по кнопке ОК. Появится пустая таблица, поля которой не определены и не имеют названия.
Переименуйте поля по аналогии с предыдущим заданием, выполнив команду Формат - Переименовать поле. Данные возьмите из табл. 3.
Таблица 3
Старое название
Новое название
Поле 1
Код
Поле 2
Фамилия
Поле З
Имя
Поле 4
Отчество
Поле 5
Год рождения
Поле 6
Школа
Поле 7
Класс
Поле 8
Учебная группа
Сохраните таблицу е именем Список, щелкнув по кнопке . На вопрос о создании ключевого поля ответьте отрицательно. Перейдите в режим Конструктор и посмотрите, как заданы поля. Сделайте поле Код ключевым, поместив курсор на имя Ключевое поле. Тип поля Код - счетчик, полей Фамилия, Имя, Отчество - текстовые, полей Год рождения, Школа, Класс, Учебная группа - числовые. С полем Учебная группа разговор особый. Его тип -числовой. Общие свойства поля не меняем. Кроме того, значения этого поля надо не набивать вручную, а выбирать из списка, содержащегося в таблице Группы. Для этого в свойствах поля следует указать, что здесь имеет место подстановка по следующей схеме: выберите закладку Подстановка, тип элемента управления - Поле со списком, источник строк - Группы. Получите значения элементов, как показано на рис.5
Рисунок 5 Запросы
Сохраните изменения, щелкнув по кнопке . В результате этой работы вы получите две несвязанные таблицы. Нужно создать схему данных со связями.
Задание 5. Создайте схему данных.
Порядок работы:
Щелкните по кнопке - Схема данных.
В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Группы и щелкните по кнопке Добавить. Выделите таблицу Список и щелкните по кнопке Добавить. В окне Схема данных появится условный вид этих таблиц. Щелкните по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.
Увеличьте окно таблицы Список так, чтобы были видны все поля.
Поставьте мышку на имя поля Учебные группы в таблице Группы и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Учебные группы в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи.
Включите значок Обеспечение целостности данных. Это невозможно будет сделать, если типы обоих полей заданы одинаково.
Включите значок Каскадное обновление связанных полей. Это приведет к тому, что при изменении номера группы в таблице Группы автоматически изменится соответствующий номер в таблице Список.
Включите значок Каскадное удаление связанных полей. Это приведет к тому, что при удалении записи с номером группы в таблице Группы будут удалены все записи из таблицы Список, в которой стояли соответствующие номера групп.
Щелкните по кнопке Создать. Появится связь «один-ко-многим».
Закройте схему данных, щелкнув по кнопке в правом углу окна и ответив утвердительно на вопрос о сохранении схемы данных.
Задание 6. Заполните таблицу Группы значениями.
Порядок работы:
Откройте таблицу Группы в режиме таблицы.
Заполните ее записями из табл. 4.
Таблица 4
Учебная группа
Преподаватель
101
Верзаков С.А.
102
Белоусов А.И.
103
Масалова В.А.
104
Новикова Е.В.
105
Зачесова Т.П.
Сохраните таблицу и закройте ее.
Задание 7. Создайте формы для ввода данных.
Порядок работы:
Выберите закладку Формы.
Щелкните по кнопке Создать.
Появиться диалоговое окно, в котором следует выбрать Автоформа: в столбце, а в качестве источника данных - Список.
Щелкните по кнопке ОК. Появиться пустая форма ввода.
Задание 8. Добавьте в базу данных записи, используя форму:
Порядок работы:
Заполните базу данными, представленными в табл.5
Таблица 5
Код
Фамилия
Имя
Отчество
Год рождения
Учебная группа
1
Чернова
Кристина
Ивановна
1984
101
2
Терещенко
Инна
Алексеевна
1983
103
3
Истратов
Максим
Владимирович
1984
101
4
Бондарь
Ольга
Петровна
1983
104
5
Новоселов
Алексей
Иванович
1984
105
Сохраните введенные данные. Имя формы – Список. Закройте форму.
Перейдите в окно Таблицы. Откройте таблицу Список. Убедитесь, что в таблице появились новые записи.
Щелкнув по кнопке , сохраните текущую таблицу.
Щелкнув по нижней кнопке в правом верхнем углу, закройте таблицу.
Задание 9. Проверьте каскадное обновление связанных полей.
Порядок работы:
Откройте таблицу Группы.
Исправьте учебные группы на 201, 202, 203, 204, 205.
Сохраните таблицу.
Закройте таблицу Группы.
Откройте таблицу Список.
Убедитесь, что значения групп изменились.
Закройте таблицу Список.
Задание 10. Проверьте каскадное удаление связанных полей.
Порядок работы:
Откройте таблицу Группы.
Удалите первую запись (всю строку выделите и нажмите на клавишу [Delete]).
Согласитесь с проверочным вопросом.
Закройте таблицу Группы.
Откройте таблицу Список.
Убедитесь, что исчезли записи с номером группы 201.
Закройте таблицу Список.
Предъявите преподавателю:
таблицу Список на экране;
таблицу Группы на экране;
форму Список на экране.
Задание 11. Завершите работу с программой Access.
Порядок работы:
Выполните команду Файл - Выход.
Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Ответьте на него утвердительно.
Список источников и литературы
а) основная литература:
Чери С., Готлаб Г., Танка Л. Логическое проектирование и базы данных. - М.: Мир, 2010, - 352с.
Выбегалов А. А. Музыка на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печатиВЯТКА, 2009.
Выбегалов А. А. Видеомонтаж на ПК. М.: Аквариум-Принт, К.: Дом печатиВЯТКА, 2011.
Залогова Л. А. Практикум по компьютерной графике. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
Куриленко И. Е. Видео «по-домашнему» это просто. СПб.: БХВ-Петербург, 2009.
Леонтьев В. П., Прокошев И. В. Цифровая фотостудия на компьютере. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
б) дополнительная литература:
Cистемы управления базами данных: Учеб.-метод. пособие / А.В.Кочергин и др. - Изд-во МГУ, 1991. - 54 с.
Бойко В.В., Савинков В.М. Проектирование баз данных информационных систем. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 351с.
Горбаченко В.И.,Убиенных Г.Ф.,Щербаков М.А. Основы проектирования баз данных и знаний: Учеб.пособие / Пенз.политехн.ин-т. - Пенза: ППИ, 1991. - 104с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
1. Операционная среда Windows.
2. Программы создания компьютерных публикаций MS Publisher, FlippingBook.
3. Программа создания электронных презентаций MS PowerPoint
13PAGE 15
13PAGE 143215
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
13 EMBED PBrush 1415
Логотип ЧГКRoot Entry