Урок литературного чтения 2 класс Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»


МКОУ Новоаннинская средняя школа №5
Урок литературного чтения
Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»»
УМК «Планета знаний»»
2-А класс
Учитель: Воронцова В. В.
г. Новоаннинский, 2014 г.
Педагог (ФИО): Воронцова Вера Васильевна.
Предмет: литературное чтение
Класс: 2-А
Тема урока: Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели деятельности педагога: организовать деятельность обучающихся по изучению сказочной повести Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
Задачи: ознакомление со сказочной повестью Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»; формирование умений вычленять реплики персонажей из текста, умение определять причину поступков героя произведения; умение работать в парах, в группах; выполнять самоконтроль и самооценку.
Планируемые результаты:
Предметные:
- узнают об авторе Н.Н.Носове и о литературных героях сказки
- научатся читать произведение с листа и по памяти с соблюдением литературных норм, соотносить поступки героев с нравственными нормами; получат возможность учиться выборочному пересказу.
МетапредметныеРегулятивные: уметь ставить цель и планировать свою деятельность на уроке с помощью учителя; уметь работать во времени; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию учебной деятельности;
Коммуникативные: корректно строить речь при решении коммуникативных задач, формулировать собственное мнение и позицию;
Познавательные: – уметь ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме;
Личностные УУД:
- проявлять интерес к новому учебному материалу;
- ориентироваться в нравственном содержании, как собственных поступков, так и поступков других людей;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Оборудование: Э.Э. Кац. Литературное чтение. Учебник для 2-го класса (страница 38 – 44). Э.Э. Кац. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №2 к учебнику «Литературное чтение (страница 12 – 13). Компьютер; проектор; презентация к уроку, карточки для работы в группе; выставка книг произведений Н.Н.Носова.
Этапы работы Содержание этапа
I Организационный момент
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
организовать деятельность обучающихся для активной и плодотворной работы на уроке.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:подготовиться к продуктивной работе на уроке, к активной мыслительной деятельности и осознанным действиям.
Задачи:
- создать условия для положительного настроя обучающихся;
- побудить обучающихся включиться в деловой ритм.
Метод: словесный. Вот и встретились мы снова
- Я рада видеть вас на уроке литературного чтения.
« Если есть труд – будет и успех» (слайд №1)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания?
- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.
- Я желаю вам на уроке узнать о творчестве замечательного детского писателя Н.Н.Носова, познакомиться с героями написанной им сказки, научиться подбирать и находить рифмы в тексте.
Итог. Учащиеся мотивированы на учебную деятельность.
II
III.
Постановка учебной задачи
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- выяснить степень усвоения обучающимися предыдущего материала;
- организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие и осознание новых знаний.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:- обучающиеся получат возможность определить учебную задачу;
- сформулировать тему урока; осознать способы решения задачи.
Задачи:
- способствовать выявлению и устранению затруднений при постановке учебных целей;
- помочь обучающимся в организации совместной познавательной деятельности.
Методы: репродуктивный, наглядный.
Изучение нового материала
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- побудить обучающихся к активной деятельности при изучении нового материала;
- создать группы обучающихся для совместной познавательной деятельности.
- показать значимость изучаемой темы.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока:совершенствовать навыки работы со словарём;
- получат возможность познакомиться с творчеством Н.Н.Носова, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме.
Задачи:
-помочь обучающимся научиться работать со словарём, ориентироваться в тексте, выделять в нём нужную информацию, строить логические высказывания, делать выводы, выполнять учебные действия в устной форме; работать с пословицами.
-помочь в систематизации новых знаний;
-развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности.
Методы по источнику передачи учебной деятельности:
Репродуктивный, проблемный.
Организовать диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизируется имя детского писателя, и название сказочной повести. Подвести к самостоятельному выводу.
- Ребята, обратите внимание на выставку книг. Здесь находятся книги: «Фантазёры, «Приключение Незнайки и его друзей», «Живая шляпа», «Незнайка на луне».
- Как вы думаете, что объединяет все эти книги? (Все эти книги написал один автор: Николай Носов.)- Я не случайно принесла вам эти книги, спрогнозируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Сказочную повесть, какого автора мы будем сегодня изучать? (Мы будем изучать сказочную повесть Н.Н.Носова.)
- А теперь попробуйте отгадать загадку и возможно узнаете главного персонажа.
- Носил яркую голубую шляпу, жёлтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным галстуком. Он вообще по целым дням слонялся по городу, сочинял разные небылицы и всем их рассказывал.
-Верно, имя этого сказочного персонажа – Незнайка.
Назовите тему урока.
(Обучающиеся формулируют тему урока)
-Вы совершенно правильно определили тему урока.
Вывод:
Тема нашего урока: «Произведение детского писателя Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»» "(слайд №2)
- Сформулируйте каждый для себя учебную задачу на урок.
(Обучающиеся формулируют задачи на урок).
Учитель обобщает задачи, поставленные на урок.
(слайд №2)
Сегодня на уроке вы получите возможность научиться:
1. Соблюдать правильную интонацию при чтении по ролям, ориентироваться в тексте, выделять в нём существенную информацию, строить логические высказывания, делать выводы.
2. Работать со словарём, понимать и применять пословицы.
3. Оценивать поступки героя.
Работа со шкалой самооценки.
- В тетради на полях страницы начертите шкалу самооценки. Отметьте, каковы ваши знания по этой теме на начало урока.
- Я знаю всё…
-Знаю, но не всё…
-Не знаю…
(слайд 3)
-Рассказ подготовленного ученика о творчестве Носова.
(Приложение №1)
Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем несмешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть то, что по-настоящему смешно в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о каком-либо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Николаевича Носова.
Словарная работа.
- Во время чтения вам встретятся новые слова:
(авоська, издевательство, дразнилки, рифма).
-Кто мне скажет, что они обозначают?
-Дети отвечают на поставленные вопросы.
- А теперь проверьте толкование этих слов словарю.
(Слайд №4)
(Приложение №2)
Работа по учебнику, знакомство с текстом.
-Для того чтобы познакомиться с героями произведения и ответить на последующие вопросы, вам нужно прочитать отрывок из сказки Н.Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи»
- Откройте учебники на странице 38. Прочитайте сказку шепотом.
Беседа по содержанию.
- Кто учил Незнайку сочинять стихи?
- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?
- Понравились ли эти стихи друзьям Незнайки?
- Почему не понравились?
Проверка умения ориентироваться в тексте.
- Найди и прочитай слова, которые показывают, как Незнайка понимал поэзию.
- Найди и прочитай абзацы, которые начинаются словами…
- Он остановился посреди комнаты…
- Незнайка пришёл домой…
-Что общего в их содержании и почему?
Вывод: чтобы писать стихи, нужно много трудиться, овладеть определёнными знаниями.
Двигательная активность
Игра «Микрофон»
В нашей сказке Незнайка был поэтом, а я предлагаю вам стать Незнайкой—корреспондентом и взять интервью у своих товарищей о прочитанном произведении. Обучающиеся по очереди надевают шляпу, берут микрофон и задают друг другу вопросы. Например. Кто автор произведения? Чему нас учит произведение? Какие персонажи запомнились.
Работа с иллюстрациями к тексту.
- рассмотрите иллюстрации к тексту на страницах 40, 41, 42.
Найдите описание изображённых ситуаций в тексте.
IV.
Первичное закрепление
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:
- помочь обучающимся в систематизации новых знаний;
- развивать коммуникативные способности обучающихся в совместной деятельности; умение аргументировать, обосновывать свою точку зрения, признавать правоту другого;
- скорректировать работу в группах при составлении рифмы.
- определить степень усвоения материала.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока.Обучающиеся могут проанализировать, объяснить и спланировать результат учебной задачи.Задачи:
-применять полученные знания в работе по составлению рифмы;
-находить ошибки при составлении стихотворных строк;
- организовать взаимоконтроль, индивидуальный контроль;
- построить логическую цепь рассуждений: уметь быстро читать и воспринимать информацию.
Методы по источнику передачи учебной деятельности: репродуктивный, проблемный, самоконтроля.
Работа в группах по карточкам.
Памятка
«Правила работы в группе»
1. Уважай различные мнения.
2. Выслушивай, не перебивая.
3.Помогайте друг другу в случае затруднений.
4.Избегай прямых указаний.
5. Тактично исправляйте ошибки друг друга.
- Наш герой упражнялся в сочинении стихов, но стихи не принесли ему славы. Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
-1 и 2 группы поработают сейчас в качестве редакторов, а 3,4 в качестве корректоров.
- На партах 1 и 2 групп, задания.
Тематика конвертов:
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под…
Мы делили апельсин,
Много нас, а он……
Доедая с маслом булку,
Братья шли по…
Шевелились у цветка,
Все четыре…
В небе плыли облака, Под горой ….На болоте стоит пень,Обойти его мне ….Где летом пели зяблики,Сегодня – посмотри! –Как розовые яблоки,На ветках ….На полянку вышел зайка.Видит – там синичек …Он открыл свою шкатулку,Дал синицам с маком… .(Слайд №5)
(Приложение №3)
Самостоятельная работа групп.
Презентация работ.
- отредактируй те стихотворные тексты так, чтобы не было ошибок.
Подведение итогов презентации.
- Молодцы, ребята, вы помогли Незнайке, он непременно научится писать стихи. Нужно только потрудиться.
Тестирование (тестовая работа по карточкам)
-Теперь я хочу определить степень усвоения вам прочитанного произведения. Предлагаю вам карточки.
Приложение №3. №4.
Выполняется взаимопроверка в парах по слайду №6.
Работа над пословицами.
Коллективная работа над пословицами
(слайд №6)Выберите из предложенных пословиц наиболее подходящую к прочитанному произведению
Мало хотеть, надо уметь.
Хвастать - не косить, спина не болит.
Одно дело делаешь - другого не порть.
И готово, да бестолково.
Плохая шутка до добра не доведёт.
Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
Вывод: раскрывает смысл прочитанного произведения пословица:
Плохая шутка до добра не доведёт.
V.
Итог урока.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.
Содействовать осознанию обучающимися своей учебной деятельности.
Цель для обучающихся: объективно оценить собственную деятельность на уроке.
Задача: определить степень соответствия поставленной цели и результатов урока. Методы: диалогическийДомашнее задание
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока.
Создать условия для желания выполнить творческое задание.
Задачи:
- направить деятельность обучающихся на обобщение полученных знаний. - Ребята, над каким произведением мы сегодня работали?
- Кто его главный герой?
- Каково ваше отношение к Незнайке?
- Что бы вы посоветовали Незнайке?
Девизом нашего урока были слова: « Если есть труд – будет и успех»
Подведем итог нашего урока.
-Какого успеха добился каждый из вас?
-Какие новые учебные задачи были решены вами и реализованы на уроке?
-Продолжите предложения.
(слайд № 7)
Я узнал…
Я научился ….
Я понял …
Выставление отметок
Домашнее задание по выбору.
1.Сочините и запишите стихотворение о любом герое Цветочного города.
2. Прочитайте произведение и подготовьте его пересказ (страница 38 -44).
3. Выполнить задание №1 на странице 12, №2 странице 13 рабочей тетради.
VI.
Рефлексия.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
формировать у обучающихся способности к рефлексии.
Цели, которые учитель ставит перед учениками:
объективно оценить свою деятельность на уроке.
Методы: словесный.
Рефлексия.
У вас в оценочном листе есть кружок. Отметьте на самооценочной шкале, как изменились ваши знания к концу урока. Нарисуйте в нём смайлик, который отобразит ваше настроение на уроке.
Приложение №2
Авоська- разговорное название сетки, используемой преимущественно для посещения магазинов.
Издевательство- злая насмешка, оскорбление, оскорбительный поступок.
Дразнилки- вид детского фольклора: вышучивания, безобидного осмеяния и иногда издевки являются имена ("Федя-медя, Съел медведя"), указывающие на физические недостатки и внешность.
Рифма- однозвучие конечных слогов в стихах.
Приложение №1
- Родился Николай Николаевич Носов в 1908 году на Украине в семье актёра. По окончании школы работал рабочим на заводе (слайд 3). Но его сильно влекло искусство, он поступает в художественный институт, затем переводится в институт кинематографии, после чего работал режиссёром – постановщиком мультипликационных, научных и учебных фильмов. Писателем Николай Николаевич Носов стал как бы случайно: когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. В центре произведений Н.Носова – ребята-фантазёры, непоседы, неуёмные выдумщики, наши сверстники, которым часто достаётся за их затеи. Самые обычные жизненные ситуации превращаются в рассказах Носова в необычайно смешные поучительные истории. Широкую известность принесли автору повести о школьной жизни: «Весёлая семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома», а также целая серия романов- сказок о сказочных человечках «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне». Персонажи этих книг полюбились не только нашим, но и зарубежным ребятам.
Приложение № 3.
Давайте поможем Незнайке составить стихотворные строки.
- На партах каждой группы задания.
Тематика конвертов:
Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под…горой
Мы делили апельсин,
Много нас, а он ….один
Доедая с маслом булку,
Братья шли по… переулку
Шевелились у цветка,
Все четыре…. лепестка.
В небе плыли облака, Под горой … текла река.На болоте стоит пень,Обойти его мне … лень. Где летом пели зяблики,Сегодня – посмотри! –Как розовые яблоки,На ветках … снегири.
Приложение №4.
1. Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:…шел гулять на речку,Перепрыгнул через овечку.
О ЗнайкеОб Авоське
2. Укажи правильное утверждение.
Стихи Незнайки очень понравились друзьям.
Друзья стали просить Незнайку сочинить еще стихи.
Друзья сказали, что у Незнайки не стихи, а какие-то дразнилки.
3. Соедини рифмы из стихов Незнайки.
голодный
ватрушка
на речку
овечку
подушкой
холодный
4. Укажи, кому принадлежат слова:
Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.
Незнайке
Авоське
Пилюлькину5. Досочини стихотворение.
На полянку вышел зайка.Видит – там синичек …
Он открыл свою шкатулку,Дал синицам с маком…