Разработка урока литературного чтения Н. Носов Как Незнайка сочинял стихи
Тема урока. Н.Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (Отрывок из книги «Приключения Незнайки и его друзей»)
Цель: познакомить с творчеством Н. Носова, формировать индивидуальный опыт самостоятельного чтения, научить определять главную мысль произведения, развивать речь учащихся, обогащать словарный запас новыми словами, развивать чувство юмора, воспитывать доброту, человечность, стремление получать новые знания.Оборудование: слова для чтения, текст для чтения, портрет Н.Носова, иллюстрации к рассказам, поделки, детские проекты, компьютер, аудиозапись отрывка рассказа «Приключение Незнайки и его друзей»Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Погружение в урок. Актуализация знаний.
Коротышка озорной,В яркой шляпе голубой.Неумейка и зазнайка,И зовут его…. Незнайка.
Определение темы урока:
Незнайка принёс задание, с которым он не в силах справиться. Нужно зачеркнуть все нерусские буквы, и вы узнаете тему урока.
WКАКJНVЕЗНLАЙGКАSСОWЧИWНЯYЛUСIТИQХИ
Тема: «Как Незнайка сочинял стихи» Д
- Кто автор произведения? (Н. Н. Носов) Д
- Найдите его портрет. СЛАЙД Д
- Какие произведения Носова вы знаете? СЛАЙД
3. Определение цели и задач урока:
- Цель: Познакомиться … (с новым произведением). Д
- С какими задачами для этого нужно справиться?
- Задачи: Нужно хорошо … (чттиаь, слштуаь, дмтауь). Д
4. Дополнительная информация о трилогии Носова. СЛАЙД
- Ребята, это новое произведение всего лишь отрывок из трилогии романа-сказки «Приключение Незнайки». Трилогия – это три произведения, объединенные одной идеей. В трилогию «Приключения Незнайки» входят «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне».
- Как вы думаете, в какую из этих трех книг входит наш отрывок?
(Первая книга трилогии «Приключения Незнайки и его друзей» Состоит из нескольких глав: КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ МУЗЫКАНТОМ, КАК НЕЗНАЙКА БЫЛ ХУДОЖНИКОМ, КАК НЕЗНАЙКА СОЧИНЯЛ СТИХИ, КАК НЕЗНАЙКА КАТАЛСЯ НА ГАЗИРОВАННОМ АВТОМОБИЛЕ и др.)- Постарайтесь найти время и прочитать всю трилогию романа-сказки.
5. Беседа о главном герое.
- Кто главный герой этой сказки? (Незнайка) Д (рисунки детей)
- Как вы это узнали? (По названию)
Приём «Ассоциативный ряд»
- Какие ассоциации вызывает у вас слово Незнайка. Напишите на белых листах по одному слову. (От группы по два слова).
(С каждой группы выходят по одному и прикрепляют свои слова)
- Что получилось? (ничего не знает, он не ставил цели доводить начатое дело до конца, был не усидчив, не имел терпения.)
- Какие это качества? «+» или «-»?
- Почему же он главный герой?
- Попробуем сегодня разгадать секрет, чем же нас так привлекает герой произведения. Чему мы можем научиться у Незнайки?
-39226588722ГРУППЫ
00ГРУППЫ
- Дома лидеры каждой группы выполняли задание.
1 группа - биографы , 2 группа – театралы, 3 группа – объяснялки.
- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Почему Н. Носов – добрый волшебник? Да потому, что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан всей планеты.
- Биографы расскажите, какие интересные факты из жизни писателя вы знаете?
(группа биографов)
(ДополнениеНиколай Носов – талантливый человек, у него вечно юная, по–детски чистая душа. Он всегда писал для детей и о детях. Но читают его люди всех возрастов. Он в совершенстве постиг психологию мальчиков. Они в его рассказах принципиальные, одухотворённые, стремятся к чему–то новому, любят изобретать. В его рассказах не просто мальчики, они у него маленькие граждане своей страны. Я думаю, что у нас в классе есть ученики, чем–то похожие на героев из рассказов Н. Носова.) 6. Восприятие и осознание нового материала
Сценка.
Беседа по услышанному:
- Кем хотел стать Незнайка в этой сценке? (Поэтом)
- А до этой истории кем он хотел быть? (Худ, муз.)
-435292196342Нов Гр
00Нов Гр
- Ребята, у вас на спинках стульев есть стикеры-наклейки. Отклейте и посмотрите какая буква на ней? (М, Х, П)
- Как вы думаете, что это означает? (Музыканты, художники, поэты)
- Образуем новые группы.
Определение понятий «Художник», «Музыкант», «Поэт»
- Что нужно делать, чтобы стать художником, поэтом, музыкантом, и вообще просто полезным человеком? (поставить цель, много трудиться, добиваться цели)
6.4 Прием «Шаг за шагом» к цели.
- Каждая группа должна потрудиться и «дойти до своей цели» (картинка для каждой группы).
- Придумайте все термины, понятия - слова, которые связаны с деятельностью того человека, которого они изображают. (Выбирают одного ученика, который на каждый шаг говорит по слову, дойдя до доски).
- Какой вывод можно сделать? (Любая профессия требует знаний, умений и желание трудиться)
6.5 Словарная работа (группа объяснялки)Авоська - Сетчатая сумка для продуктов или небольших вещей, сплетенная из шнурков, нитей. СЛАЙД Издевательство - Злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.Дразнилки - Произносимый нараспев стишок, которым дразнят кого-л. Обидное имя, прозвище и т.п., которым дразнят кого-л.Рифма – складность и созвучие концов стихотворных строчек. Звуковой повтор в конце строчек стихотворенияЮмор - добродушно-насмешливое отношение к чему-л., умение подмечать и выставлять на смех забавное и несуразное в жизненных явлениях
6.6 Чтение наиболее сложных слов на одном дыхании: СЛАЙДПОЛУЧИЛОСЬ, ОРАНЖЕВУЮ, СПОСОБНОСТИ, ОСТАНОВИЛСЯ, ОКАНЧИВАЮТСЯ, ОДИНАКОВО, УДИВИЛСЯ, УХВАТИЛСЯ, СОБСТВЕННЫЙ, ПОДБОРОДОК. Физкультминутка. ___________
6.8 Первичное восприятие текста:
- Слушание сказки. (Продолжение с того момента, где закончилась сценка)
6.9 Проверка восприятия текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Что особенно понравилось?
- Кто учил Незнайку сочинять стихи?
- Что вызвало ваш смех?
- Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах?
- Кого из героев было жалко?- Перечитайте стихи, которые сочинил Незнайка про своих друзей.
- Что сказали друзья? Они сказали, что это не стихи, а какие-то дразнилки. Согласны ли вы с друзьями Незнайки? Объясните свое мнение?
7. Работа над личностью Незнайки.
- Незнайка всех обманывает, хвастается, не хочет учиться. Почему же он главный герой? Давайте обсудим это?
Высказывания детей.
(К тому же Незнайка подвижен, любопытен, открыт, общителен и не лишён талантов. Судите сами, первый раз взяв в руки кисти и краски, он за одну ночь нарисовал портреты всех своих друзей….
Или его поэтические опыты. Ведь буквально накануне он ещё не знал, что такое «рифма», а решил вот посвятить себя литературному творчеству, и, можно сказать, сразу же создал стихи.
Да. Вот он какой, Незнайка! Разносторонний, любознательный, неунывающий и, главное, невероятно похожий на любого (совсем даже не сказочного, а реального) мальчишку.)- Хотели бы вы подружиться с ним?
- Чем он вам нравится?
- Напишите на желтых листах какой Незнайка? (По два слова от группы).
- Что получилось?
- Какие это качества? «+» или «-»?
8. Краткая характеристика остальным героям:
- Какие еще герои встречаются в этом отрывке? (Цветик, Знайка, Торопыжка, Авоська, Пилюлькин и остальные)
-Назовите остальных. (Тюбик, Молчун, Ворчун, Винтик, Шпунтик, Небоська, Гусля, Пулька, Сиропчик, Пончик, Растеряйка, Гунька).
8.1 Игра «Соедини»
1 группа
Незнайка - очень много знал
Знайка- вечно всем недовольныйВорчун - ленив, не любит учиться, хвастлив
Доктор Пилюлькин- толстенькие, любят поесть
Сиропчик и Пончик - лечит от всех болезней касторкой и йодом
группа:
Тюбик музыкант 3
Гусля. - художник
Растеряйка- всё время торопится и не сидит на месте.
Торопыжка - теряет, потом разыскивает в последний момент одежду.
Гунька - лучший друг Незнайки
группа:
Молчун - всегда молчит, и говорит только тогда, когда к нему обращаются
Авоська и Небоська- мастера на все руки.
Винтик и Шпунтик- любили всё делать наугад (на «авось»)
Пулька - поэт Цветик
Пудик - охотник
9. Профессиональная мини-проба
9.1 Работа с рифмой
- В каком городе жили коротышки? (Цветочном)
-Почему он так назывался? (Вокруг каждого дома росли цветы)
- Молодцы, вы хорошо работаете, и мне не терпится вам сейчас же раздать цветочные
-48252413309Нов Гр
00Нов Гр
конфеты. (Раздаю по коробочке конфет)
- Возьмите по одной конфете. Сядьте по новым группам. Улыбнитесь новому составу.
- Чем стихи отличаются от прозы (рассказов)? (Есть рифма.)
- Что такое рифма? Света, повтори ещё раз.
- Как объяснил это Цветик. (стр. 36)
- А можно сразу, не читая сказку найти стихи в ней? Попробуйте это сделать. Откройте книги для чтения на стр 35-39. Эту сказку вы будете читать дома. А сейчас найдите в ней стихи.
- Как вы их нашли? (Написанны в столбик)
- Прочитайте их.
- Как вы думаете, легко ли сочинять стихи?
- Сейчас поиграем в рифмы.
-Каждая группа к своему названию подбирает рифмы.
РОМАШКИ - мурашка, кармашка, рубашка, мордашка, промокашка, барашка, дворняжка, бумажка, чашка, костяшка, фуражка, деревяшка, старикашка,кудряшка, черепашка, шашка, двойняшка, милашка, тельняшка, стекляшка, поблажка, букашка, кашка, пташка, обтяжка, вспашка, казашки, неваляшка,фисташки, кругляшка, затяжка, бедняжка, мурашка, портняжка, ледяшка, таракашка, тройняшка
ВАСИЛЬКИ – кошельки, огоньки, пузырьки, стебельки, рюкзаки, колпачки, узелки, пустяки, старики, топольки, угольки, плавники, лесники, пареньки. МАКИ - собаки знаки браки драки раки мраки лаки фраки макаки зеваки злаки зодиаки писаки враки сайгаки поляки гуляки бяки забияки кривляки кусаки
9.2 Составление «Синквейна»
- Молодцы с рифмой вы справились! А теперь составьте пятистишье «Синквейн»
(Случайный выбор) про Незнайку, Знайку и Цветика.
1 группа:НезнайкаИзвестный, забавныйСлоняется, сочиняет, рассказываетНезнайка хотел научитьсяТруд2 группа:ЦветикИнтересный, способныйПомогает, думает, соглашаетсяЦветик – хороший поэтДруг3 группа:ЗнайкаГлавный, умныйЧитает, знает, учитЧтение – лучшее учениеКнига 10 . Закрепление.
- Для закрепления изученного я предлагаю вам выполнить тест на листочках с последующей проверкой.
Укажи, о ком Незнайка сочинил эти стихи:
… шел гулять на речку,
Перепрыгнул через овечку.
О Торопыжке
О ЗнайкеОб Авоське
О Цветике.
Укажи, кому принадлежат слова:
«Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.»ЗнайкеАвоське
Цветик
Торопыжка.
4. Кто такой Цветик?
Поэт
Музыкант
Художник
Механик
5. Что такое рифма?
Два слова, связанные между собой по смыслу.
Звуковой повтор в конце строчек стихотворения
Слово или несколько слов, связанных по смыслу.
Два или несколько предложений, связанных по смыслу.
6. Найдите рифму к слову Коротышки.
Улыбка
Маленькие
Сказки
Малышки.
Проверка по слайдам. СЛАЙД
11. Итог.
- Можно ли этот рассказ назвать юмористическим?
- Что бы вы посоветовали Незнайке? (Учиться, дружить…)
- Как помочь человеку, если он ошибся? (Поговорить, пожалеть…)
- Чему учит рассказ Николая Носова?
- Сколько лет этой сказке? (90-40)+7=57 СЛАЙД
- 57 лет этой сказке, 57 лет существует Незнайка. 57 лет её читают, и наверное, всегда этого героя будут любить и дети и взрослые.
- Что бы вы сказали Носову, если бы вдруг встретили его?
12. Домашнее задание. (на закладках)
(Стр 35-39 читать. Посмотреть мультфильм, по желанию написать письмо Н. Носову или Незнайке)13. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваете урок?
- Отдайте свой голос одному из героев сказки
- Кто много узнал, и ему было интересно на уроке – голос Знайке.
- Кто что-то не понял – голос Ворчуну.
- Кому всё равно, как прошёл урок – голос Молчуну.
Главными героями первой части книги стали коротышки, живущие в одном доме на улице Колокольчиков – Незнайка и 15 его соседей. Незнайка ленив, не любит учиться, однако очень любопытен и активен, из-за чего с ним постоянно случаются неприятности. Его антипод – Знайка, серьезный коротышка в очках и строгом костюме, который много знает, постоянно учится и всегда хорошо обдумывает свои поступки. Пожалуй, это единственный персонаж, который выглядит взрослым.
2
Остальные ведут себя очень ребячливо, несмотря на серьезные профессии. Например, доктор Пилюлькин практикует «карательную медицину», прописывая обидевшему его Незнайке касторку на ночь. Еще в этом доме живут художник Тюбик и музыкант Гусля. Последний играет на многих инструментах, а Тюбик превосходно рисует. В остальном же это обычные дети, которые любят играть салочки и прятки, ссорятся и мирятся друг с другом.
3
Коротышки Пончик и Сиропчик – обжоры и жадины. На их примере дети должны понять, к чему приводит неумеренное поедание сладостей. Ворчун – классический брюзга и зануда, который пессимизмом портит настроение окружающим. Увалень Растеряйка показывает читателям, как важно быть организованным и собранным, чтобы не разыскивать в последний момент одежду и не мерзнуть на воздушном шаре без шапки. С Торопыжкой неприятности случаются из-за того, что он гиперактивен и несобран. Пример братьев Авоськи и Небоськи должен научить ребят, к каким серьезным последствиям могут привести необдуманные действия и привычка полагаться на случай. Коротышка Молчун – типичный флегматик, который не проявляет инициативы, никуда не лезет и говорит только тогда, когда к нему обращаются.
4
Важным делом заняты Винтик и Шпунтик – этакие активисты кружка «Умелые руки», сообразительные и трудолюбивые коротышки. Они ремонтируют бытовую технику, делают автомобиль и помогают Знайке реализовать его научные проекты. При этом они активны и любознательны – хороший пример всем читателям книги. Живут в доме также охотник Пулька с собакой Булькой, с которыми Незнайка иногда ходит на охоту.
5
Первая часть книги просто рассказывает детям в веселой и доступной форме о взаимоотношениях между людьми, о том, как важно прощать другим недостатки и строже относиться к себе, как смешны хвастуны и болтуны… В мире коротышек нет семьи – малыши и малышки просто дружат, нет промышленности и сельского хозяйства – все производство кустарное; нет денег – есть натуральный обмен товаров.
6
Во второй части под названием «Незнайка в Солнечном городе» Незнайка и двое его друзей, малыш Пачкуля Пестренький и малышка Кнопочка, попадают в город, в котором построено коммунистическое общество. Там появляются новые герои, самоотверженные труженики, добрые и отзывчивые, которые показывают путешественникам огромные заводы с полностью автоматизированным производством и такое же автоматизированное сельское хозяйство. Жители Солнечного города не знают бытовых забот, поскольку питаются в бесплатных кафе и пользуются бесплатными автоматизированными прачечными. Но и здесь Незнайка натворил бед, превратив двух ослов и лошака из зоопарка в коротышек. Невоспитанные неумные новые жители чуть было не разрушили жизнь целого города. Только вмешательство волшебника спасло коммунистическое общество.
7
В последней книге трилогии «Незнайка на луне» Незнайка и Пончик, опять же по вине первого, попадают в капитализм, успешно загнивающий в лунных городах. Носов очень понятно, в доступной форме рассказывает, что такое прибавочная стоимость и акционерное общество, безработица и конкуренция, как живут люди в мире, где человек человеку – волк. Незнайка проявляет свои лучшие черты – смелость и верность, преодолевая трудности вместе с новым другом Козликом. Пончик, наоборот, дает волю худшим сторонам – жадности и эгоизму, превращаясь в капиталиста-эксплуататора. Впрочем, жизнь перевоспитывает его, и Пончик наконец-то учится понимать других коротышек, становясь на их место.
Подробнее: http://www.kakprosto.ru/kak-872416-geroi-skazki-pro-neznayku-kto-oni#ixzz3sul0g9oQ (Слайд)
1. Улетел орёл домой,
Солнце скрылось под … горой.
2. Мы делили апельсин,
Много нас, а он … один.
3. Доедая с маслом булку,
Братья шли по … переулку.
4. В небе плыли облака,
/Под горой /… текла река.
- А теперь поработайте в парах и придумайте недостающие строчки в стихотворениях.
1. На полянку вышел зайка.
Видит – там синичек … стайка.
Он открыл свою шкатулку,
Дал синицам с маком… булку.
2. На болоте стоит пень,
/Обойти его мне/ … лень.
3. Шевелились у цветка,
/Все четыре/… лепестка.
+Выступления пар.
- Соберите рифму из сказки (Слайд)