Урок по литературному чтению для 2 класса « Н. Носов « Как Незнайка стихи сочинял»
Конспект по литературному чтению.
2 класс, програма 1-4 по системе Л. В. Занкова.
Учебник В. Ю. Свиродовой.
Тема: « Н. Носов « Как Незнайка сочинял стихи».
Цели:
1.Поведать о том, что поэзия – это сложный и трудоемкий процесс, стать поэтом ни так-то просто.
2. Развитие техники чтения, умения слушать другого.
Оборудование:
портрет Н. Носова, иллюстрации Шерлока Холмса и Доктора Вацена.
Ход урока.
Организационный момент.
Разминка.
- За окном зима. Холодно. У нас замерзли руки, согреем их своим дыханием. Делаем глубокий вдох, а выдох – на руки. Упражнение повторяется несколько раз под счет.
3. Вступление.
- Сегоднешний урок я хотела начать с вопроса. Не угас ли у вас интерес к литературе? Не хотелось ли поставить точку и сказать себе: « Надоело, хватит литературных исследований и расследований»?
- Тогда предлагаю шагать дальше. Думаю, что все припятствия мы преодолеем.
- Шерлок Холмс и Доктор Вацен предлагают начать сегоднешнее расследование с предложения.
На доске запись:
Птицу узнают в полете, а человека в работе.
- Что это за жанр? Докажите.
- Как вы поняли эту пословицу? Объясните.
- В течение нескольких уроков мы знакомились с новыми героями произведений Н. Носова.
- Какие его рассказы мы прочитали? ( « Заплатка», « Мишкина каша», « Живая шляпа»).
- Вспомните героев этих рассказов.
- Благодаря этим рассказам мы знаем каждого героя. Можем рассказать, как они относятся к работе. Вот предлагаю провести следственный эксперемент. Прочитайте задание в учебнике на странице 22.
( Читаем фразы, думаем, кто мог их сказать)?
- Какие лишние герои вмешались в беседу?
( Карлосен и т. д.).
- В каких книгах они живут, и кто их придумал?
4. Работа над проиведением Н. Носова.
- А теперь я хотела бы узнать ваше мнение. Что нужно, чтобы получились стихи?
- А кроме рифмы?
- Спасибо за ответы, но все-таки я предлагаю вернуться к этому вопросу, после исследования нового произведения Н. Носова « Как Незнайка сочинял стихи».
- Читаем произведение по цепочке.
-Хороший ли учитель Цветик?
- Чтобы лучше ответить на этот вопрос, давайте заглянем в текст. Зачитайте.
Чему же учит Цветик Незнайку, прежде всего?
-Какие Незнайкины способности он проверает?
5. Физкультминутка.
Игра: « Кто больше придумает слов в рифму»?
Играть слон
Белка коса
Палка парта
Цветок совет
6. Продолжение работы над произведением.
- В каких словах Цветика все же есть ответ на вопрос: «Что нужно, чтобы стихи получились?
( Сочиняй так, чтобы был смысл и рифма, вот и стихи).
- Что значит, чтобы был смысл?
- Как бы вы объяснили Незнайке, что такое поэзия?
( Поэт – только тот, кому есть, что сказать людям: у настоящего поэта есть наблюдения, переживания, которые могут быть интересны другим).
- Поэт помогает нам взглянуть по-другому на знакомый мир. Поэзия – это еще одно открытие мира.
( Выделенная запись делается на доске).
- Подумайте, открыл ли Незнайка, что-то новое своим друзьям, сочинив о них стихи?
- Действительно ли, в его стихах есть что-то обидное?
- Если бы Незнайка сочинил стихи о Знайке, в которых рассказал, какой он хороший. Были ли они довольны?
- А была бы это поэзия?
- Ребята, мы подошли к самому трудному вопросу. Прав ли Незнайка, говоря, что стихи не должны повторять правду?
- Что в поэзии может быть вымыслом, а что нет? Обратимся за помощью к Есенину. Кто помнит стихотворение « Зима»?
Ребенок читает стихотворение наизусть.
- Разве зима действительно «поет»?
- Правда в очень точном и образном описании ощущений. Вымысел – одушевление, олицетворение. Для поэзии важны не факты, а переживания.
- Как вы думаете, если бы стихи про Знайку сочинил Цветик, – какие они были? Прочитайте начало произведения.
7.Итог урока.
- Что такое поэзия?
-Наш урок я бы хотела закончить словами. Поэзия – язык души, это язык самой сокровенной сущности человека, дарованный ему свыше.
Заголовок 1Заголовок 215