Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО


Психологическое сопровождение процесса адаптации
детей раннего возраста к условиям ДОО
Батыркаева Светлана Александровна
педагог-психолог I квалификационной категории
МБДОУ Д/с «Светлячок», г.Оса.
Аннотация: В статье раскрывается опыт работы по сохранению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада.
Ключевые слова: адаптация, ранний возраст, психологическое здоровье
Одной из базовых ценностей федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание наиболее благоприятных для ребенка психолого-педагогических условий.Данная задача наиболее актуальна в адаптационный период, когда ребёнок находится в состоянии психического и эмоционального напряжения.
Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения сделан в отечественной литературе в конце 40-х - начале 50-х годов XX века. Впервые на важность адаптации, а вместе с ней понимание ее социального значения в нашей стране указала педагог, профессор Н.М. Аксарина.[1]
Доцент кафедры возрастной психологии Т.В. Костяк раскрывает роль индивидуально-психологических особенностей детей раннего возраста, стиля детско-родительских отношений и характера общения с детьми педагога в процессе вхождения их в новую социальную ситуацию.[5] Психопрофилактика в контексте идей ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.[3]
Анализ успешности адаптации детей раннего возраста за 2014 год показал, что для 25% детей адаптационный период был тяжелым, 75% детей имели средний уровень адаптации.
Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 и более месяцев): эмоциональное состояние ребенка длительно нарушено; снижен иммунитет - часто и длительно болеет; наблюдаются регрессивные изменения вегетативной нервной системы; на контакт со взрослыми идет трудно, не контактирует со сверстниками; отмечается отставание по эпикризным срокам в развитии.
Средний уровень адаптации (от 20 до 40 дней): эмоциональный фон ребенка постепенно стабилизируется; заболеваемость до 2 раз в месяц не более 5 дней без осложнений; избирательность в отношениях со взрослыми и детьми при создании специальных условий.
Легкий уровень адаптации (от 7 до 10 дней): временное нарушение сна и аппетита; вегетативная нервная система функционирует без видимых нарушений; незначительные изменения в речевой и игровой активности, характер взаимоотношений со взрослыми и двигательная активность практически не изменяются. [6]
Исходя из этого, принято решение пересмотреть систему работы в адаптационный период, разделив ее на четыре блока:
Iблок – игровые занятия с детьми
IIблок – занятия с родителями с элементами тренинга
IIIблок – совместные занятия родителей с детьми
IV блок – работа с педагогами групп раннего возраста
I блок ориентирован на детей и включает в себя разнообразные формы оказания помощи. Важным моментом является завоевание доверия и расположение малыша, которое успешно происходит в игровых формах общения педагога и ребенка. Следующим шагом является организация системы игровых занятий, разделенных на циклы («В коробке с карандашами», «Любимые сказки», «Кисточка – красавица», «Осень к нам приходит», «Животные домашние и дикие», «Веселые мячики») по 5 занятий длительностью 10-15 минут. Занятия включают в себя игры и упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками, создают положительный эмоциональный фон, повышают речевую и двигательную активность детей. Обязательное условие - это многократное проигрывание игр, потешек и стихов и повторение на последующих занятиях. Игровые занятия способствуют установлению коммуникативных связей между воспитателем и ребенком, что влияет на создание положительного эмоционального фона в группе.
II блок  включает деятельность, направленную на оказание психолого-педагогической помощи родителям детей раннего возраста на консультативном уровне (индивидуальные и групповые консультации; информационный стенд; анкетирование родителей для знакомства с личностными особенностями ребенка, отслеживания динамики изменений в развитии личности). Наиболее эффективными являются занятия с элементами тренинга, в ходе которых родители устанавливали причинно-следственные связи своих первых педагогических ошибок, учились подбирать адекватные способы взаимодействия с ребенком и позитивно взаимодействовать в различных ситуациях («Как по-настоящему любить своего ребенка или рецепты счастья», «Утро начинается с улыбки»).
Содержание деятельности III блока направлено на оптимизацию детско-родительских отношений, развитию социальных и коммуникативных умений у детей раннего возраста путем взаимодействия с детьми и взрослыми. Совместные занятия проводились раз в неделю и включали в себя элементы массажа, коммуникативные и телесно-ориентированные игры, продуктивную и релаксационную деятельность, рефлексию («Покажем мишке, какие у нас хорошие ручки и ножки!», «Оденем куклу Машу на прогулку»).
IVблок ориентирован на оказание психологической и информационной помощи педагогам, работающим с детьми раннего возраста. Определены приоритетные задачи:
познакомить с психологическими особенностями и закономерностями развития детей раннего возраста;
формировать умения проводить педагогическое наблюдение, с целью проектирования индивидуальных маршрутов сопровождения ребенка;
обучить адекватным способам взаимодействия с детьми и родителями в период адаптации;
оказать помощь в создании условий, способствующие повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующие развитие личности ребенка, в том числе в развивающей предметно-пространственной среде.
Работа с педагогами представляет собой индивидуальные и подгрупповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, в ходе которых воспитатели отрабатывали техники активного слушания, обучались практическим приемам и упражнениям по преодолению барьеров в общении с родителями.
Систематическая и комплексная работа по сохранению психологического здоровья детей раннего возраста в период адаптации к условиям детского сада в 2015 и 2016 году привела к положительному результату: так в 2015 году у 23% легкий уровень адаптации, у 60 % –средний уровень, у 17 % - тяжелый уровень; в 2016 году у 27% - легкий уровень адаптации, у 73% - средний уровень адаптации.
В результате психологического сопровождения участников образовательного процесса повысилась компетентность педагогов и родителей в вопросах организации и успешного прохождения адаптационного периода.
Обобщение данного опыта работы имеет теоретическую и практическую значимость для педагогов-психологов и воспитателей групп раннего возраста.
В перспективе планируется оказание психолого – педагогической помощи родителям в подготовке детей раннего возраста к поступлению в дошкольное образовательное учреждение через Консультационный центр.
Список литературы:
Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина 2007.
Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ   Практическое пособие- Воронеж, «Учитель», 2006.
Бурлакова И.А., Ягловская Е.К. Психологическое сопровождение образовательной программы ДОУ. Справочник педагога-психолога. Детский сад. №2, 2011.
Давыдова О.И., Майер А.А. Адаптационные группы в ДОУ: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2005.
Костяк Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.
Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».