Программа организации взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО



Программа организации взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО
Разработанный материал в иследовательской деятельности на тему
«Взаимодействие родителей и педагогов в период адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям ДОО
ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и права (город Казань)
Кашапова Алия Миннахметовна
Воспитатель группы раннего возраста
Прогимназии НГДУ «Ямашнефть»
ОАО «Татнефть»
Г. Альметьевска
2015
Программа организации взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО
В период адаптации детей младшего дошкольного возраста главная задача педагога — это заинтересовать родителей возможностями; облегчить адаптацию, совместного воспитания ребенка, показать родителям их особую роль в развитии малыша.
Исходя из этого нами составлена "Программа организации взаимодействия родителей и педагогов в период адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОО".
Цель: Повысить уровень педагогической культуры родителей. Достичь оптимальный уровня взаимодействия ДОО и семьи через созданную систему сотрудничества и партнёрства.
Задачи: Разработать и внедрить в практику ДОО разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьёй. Способствовать активному включению родителей в адаптационный процесс ребенка к условиям ДОО.
Ожидаемые результаты: от внедрения разработки: Объединение интересов семьи и ДОО в вопросах адаптации детей к условиям ДОО. Сокращение сроков адаптации детей раннего возраста и создание условий для психофизического благополучия детей в ДОО. Повышение педагогической культуры родителей. Объединение интересов семьи и ДОО в вопросах адаптации детей к условиям детской организации.
п/н мероприятия
1. Первая встреча с родителями организуется администрацией (директор, методист ДОО). Будущих родителей группы раннего возраста знакомят:
- с нормативными документами,
-требованиями, правилами ДОО,
-организуется экскурсия по ДОО и группе которую будут посещать малыши,
-знакомства с воспитателями группы.
-знакомство родителей с особенностями дошкольного организации,
-знакомство своеобразием режима дня группы и образовательной программы,
-знакомство со специалистами ДОО, которые будут работать с их детьми.
2. Организация родительского собрания до поступления ребенка в ДОО. - тема «Как подготовить ребёнка к детскому саду». Также на собрании происходит начальный сбор информации о воспитанниках. Это поможет узнать индивидуальные особенности детей.
3. Рекомендации для родителей:
1. До поступления в ДОО, прийти на территорию детского сада, чтобы предварительно ознакомиться с местом будущего пребывания;
2. Приблизить режим дня ребенка в семье с режимом ДОО;
3. Договориться о времени посещение группы, чтобы там не было других детей: воспитатель смог бы познакомиться с ребенком, а ребенок изучить нового для него взрослого человека;
4. Читать сказочные истории о посещении детского сада, играть «в садик» с игрушками.
5. Рекомендовать игровую методику введения детей в детсадовский образ жизни «Детский сад для зверят» Автор методики: Островская Т.В. Основная идея методики: «Детский сад для зверят» состоит в том, чтобы познакомить ребенка с детским садом через игру, тем способом, который наиболее понятен ребенку. Этот способ: игра, которая специально организуется мамой за несколько месяцев до поступления в детский сад. Основная цель методики: формирование у ребенка интереса к детскому саду заблаговременно, до реального поступления.
4. Необходимо вести активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации. Мы используем следующие формы работы:
- Знакомство с информацией приемной в виде презентации;
- Именное письмо для родителей
- Консультации «Как помочь ребёнку адаптироваться к детскому саду?», «Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации в детском саду», «Адаптационный период: ребенок - родители - педагоги»;
- папку-передвижку «Готовим малыша в детский сад»;
- информационные памятки «Адаптация. Что это такое?»;
-индивидуальные беседы с родителями на темы: «Помощь агрессивному ребёнку в адаптации к детскому саду?», «Помощь в подготовке к детскому саду замкнутого ребёнка?», «Помощь медлительному ребёнку в адаптации к детскому саду?», «Как помочь тревожному ребёнку?».
5. Организована «Школа заботливых родителей», где родители могут встретится с специалистами ДОО (психолог, тифлопедагог, логопед, массажист, терапевт и т.д.) прослушать цикл лекций и бесед на интересующие их темы.
6. Учитывая занятость родителей, мы используем такие формы общения с семьей, как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному специалисту и т.п.
7. Наличие своего сайта ДОО дает возможность:
1. Информирование родителей через интернет о предстоящих мероприятий.
2. Проведение семинаров для родителей на дистанционном уровне посредством электронной почты.
3. Просвещение родителей через интернет - размещать информацию о новых книгах, издаваемых законах и созданных программах.
4. Возможно проведение дистанционных родительских собраний.
5. Со страниц сайта родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.
8. Проводится анкетирование, социологические исследования, опросы.
9. Организация: «родительские гостиные», дискуссии. дни открытых дверей, творческие дни.
10. Организация съемок: деятельности детей на видео, фотографируем, делаем слайд-шоу, используем фото рамки и демонстрируем это на родительских собраниях, включаем в вечернее время когда забирают детей домой.
Таким образом. родители нашей группы читают педагогическую литературу и периодику, посвященную проблемам воспитания дошкольников. После проведения мероприятий с родителями большинство из них с большим интересом и желанием хотели бы принимать участие в жизни группы и ДОО. Таким образом, использование различных форм взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьей своих воспитанников способствует помогает решать проблему адаптации детей к условиям ДОО.
Программа психологического сопровождения детей раннего возраста
Для успешной адаптации детей раннего дошкольного возраста к условию ДОО была разработана программа психологического сопровождения детей раннего возраста.
Цель: психологического сопровождения детей раннего возраста это создание оптимальных условий, необходимых для полноценного психического и физического развития, социального и эмоционального благополучия малыша.
Задачи программы: оказание психологической помощи родителям и детям раннего возраста в период адаптации; создание необходимой развивающей среды для успешной адаптации; создание условий полноценного развития эмоциональной и социальной адаптации.
п/н мероприятия
1 Изучение ребёнка до прихода его в ДОО, а также знакомство с образом жизни семьи.
2. Адаптация ребенка контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются эмоциональное состояние, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, сон, аппетит, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
3. Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания малыша в ДОО увеличивается постепенно в зависимости от его привыкания. Это решение принимается совместно: воспитателями группы, педагогом-психологом и врачом
4. Первые дни мы советуем мамочке присутствовать в ДОО вместе с малышом. Это помогает ребенку чувствовать себя более уверенно и снижает тревожность самой мамы по поводу пребывания ее малыша в ДОО.
5. Облегчить привыкание помогут некоторые несложные приемы.
1. мы рекомендуем приводить ребенка не к завтраку, а к прогулке;
2. предлагаем приносить с собой из дома любимую игрушку.
6. Чтобы ребенку было комфортно в детский сад, мы «одомашниваем» группу. В группе нами созданы все условия для благоприятного нахождения детей в группе.
7. Расслабляющим средством для дошкольника является игра. Основная задача игры в этот период адаптации: налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду. Мы используем игры, помогающие детям справиться с напряжением, стрессом в период привыкания. Очень хороший, положительный эффект дают: игры-забавы, игры с песком и водой, игры в сухом бассейне.
8. Хороший аппетит ребенка является одним из факторов поведенческой реакции при адаптации. Помогает разнообразная, вкусная, качественная, пища; красиво накрытый стол, красивая посуда, нагрудники, салфетки; ласковый тон воспитателя, докармливание и поощрение самостоятельности.
9. Немаловажный фактор привыкания — это сон ребенка. В своей работе мы смягчаем привыкание ребенка к дневному сну в ДОО:
-предварительное знакомство с кроваткой,
-допускаем любимую игрушку из дома,
-привычные атрибуты ко сну из дома (пеленка, отделка),
-спокойные тихие слова при укладывании,
-поглаживание по головке, по руке, по спинке
-назально разрешаем пустышку, бутылочку с водой,
-сохраняем домашние привычки.
В своей работе психологического сопровождения детей раннего возраста, мы придерживаемся принципов: сотрудничества с семьей ребенка, последовательности и поэтапности, непрерывности, ориентации на индивидуальные особенности, создания специально организованной педагогической среды.
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.
Таким образом внедряя программу психологического сопровождения детей раннего возраста мы можем облегчить привыкание детей к условиям ДОО и добиться высоких показателей адаптационного периода.