Конспект урока по окружающему миру Почему идет дождь и дует ветер
«Почему идёт дождь и дует ветер?» Цели урока: 1. Расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре 2. Объяснить причины их возникновения. 3. Раскрыть значение этих явлений для жизни человека, растений, животных. 4. Познакомить с народными приметами, предвещающими дождь и ветер. Ход урока. I. Организационный момент. Давайте повторим материал прошлого урока о звёздах, солнце и луне. Почему на Луне не могут жить люди, животные, растения? ( Нет воды, воздуха) II. Новый материал. 1. Сегодня у нас урок необычный. Мы узнаем секрет очень хорошо знакомых вам явлений. Угадайте, о чём сегодня пойдёт речь.
Хоть бескрылый, а летает, Безголосый, а свистит. Хоть, безрукий, но бывает, Сосны с корнем вырывает, Так порою, он сердит. Только что он был везде- Миг - и нет его нигде. (Ветер).
Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадёт, И никуда я не иду, Покуда он идёт. (Дождь).
Итак, сегодня на уроке мы узнаем, почему идёт дождь и дует ветер (презентация). 2. О дожде. -А откуда берётся вода? (идёт дождь) -А почему на Земле идёт дождь, как вы думаете? (мнения детей) На Земле очень много океанов, морей, рек, озёр, речушек, ручейков. Солнце нагревает воду, что с ней происходит? (испаряется) -А что это значит? (капельки воды превращаются в пар, отрываются от поверхности и поднимаются вверх) . Пар поднимается всё выше и выше, там капельки пара соединяются вместе и образуются большие тяжёлые капли воды. Они образуют тучи. Когда капли становятся очень тяжёлыми, они падают вниз на землю. Идёт дождь. Ещё недавно стояли лужи во дворе. Но выглянуло солнце, высушило воду. Она опять превратилась в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождём. -Какие бывают дожди (стр.95 учебника)
Нарисуйте в тетрадях дождь. Физкультминутка.
Капли играли в прятки. (Хлопок в ладоши.) Капли ныряли в грядки, (Прыжок.) В клумбы, Ручьи и лужи. (Приседание.) Все исчезали тут же. (Закрываются руками, прячутся.) Звонкие капли-дождинки Прыгали вдоль тропинки. (Прыжки.) Прятали их травинки. (Приседание.) Прятал в иголках ежик. (Приседание, закрывают руками друг друга.) Капли играли в дождик. 3. О ветре. Расскажите, что вы знаете о ветре (дети рассказывают, опираясь на собственный опыт). Опыт 1. Учитель предлагает помахать перед лицом рукой. -Что вы почувствовали? (ветерок) -А откуда он взялся? (мы заставили воздух двигаться). Опыт 2. Учитель открывает форточку, ветер шевелит занавески. Что произошло? -Тёплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжёлый, он стелется понизу. Значит, ветер – это воздух, который приходит в движение. -Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменными домами. Над широкими тёплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей Земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Вывод: ветер – это движущийся воздух. -Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Страшные, разрушительные ветры Северной Америки получили испанское название «торнадо» (в переводе это значит «крутит»). Торнадо движется обычно с юго-востока на северо-запад со скоростью 60-75км/ч. Полоса действия захватывает от 8-10 до 800 метров. Торнадо может разрушить несколько городских кварталов, пока их жители спокойно занимаются своими делами в другой части города. С приближением торнадо к зданию давление внутри здания оказывается выше, чем снаружи, и здание при этом может разрушиться. Сброшенные с рельсов паровозы, разрушенные здания, вырванные с корнем деревья – все это проделки торнадо. Если торнадо замечен на открытой местности, так что его скорость и направление можно определить, то от него можно успеть укрыться. В районах, где торнадо появляется часто, при доме обычно устраивается подвал, куда прячутся с приближением опасности. Тихие ветры называются бриз, муссон. 4.Народные приметы, предсказывающие дождь и ветер. - Перед дождём в саду закрываются цветки мальвы и ноготков . - Закрываются цветки одуванчика и мать - и – мачехи. - Перед дождём ласточки летают низко над землёй. - Когда вечерняя заря приобретает ярко – красную или багровую окраску - это к сильному ветру. 5. Роль дождя и ветра в жизни человека, растений, животных. Учитель предлагает рассмотреть картинку на с. 92 учебника, объяснить, почему растения и животные радуются дождю. Затем дети коллективно сочиняют сказку по картинке. В качестве зачина сказки может быть предложен отрывок из стихотворения Б. Заходера «Дождик»: Дождик песенку поет: Кап, кап Только кто его поймет Кап, кап? Не поймем ни я, ни ты, Да зато поймут цветы, И весенняя листва, И зеленая трава Затем дети рассуждают о роли ветра в жизни человека, растений, животных; при этом используется рисунок на с. 93 учебника. Учитель может прочитать стихотворение Я. Акима «Ветер»: Ветер, ветер, ветрище Ты чего по свету рыщешь? Лучше улицы мети Или мельницы крути!
III. Рефлексия.1. ЧТО НАГРЕВАЕТ ЗЕМЛЮ И СПОСОБСТВУЕТ ИСПАРЕНИЮ ВОДЫ? (СОЛНЦЕ)
2. ТУЧА! ТУЧА! ЧТО НЕСЁШЬ? ОТВЕЧАЕТ ТУЧА(ДОЖДЬ) 3. ЧТО ПОЛУЧАЕТСЯ, КОГДА ТЁПЛЫЙ ВОЗДУХ СМЕНЯЕТ ХОЛОДНЫЙ? (ВЕТЕР)
4. ТЁМНОЕ, ГУСТОЕ ОБЛАКО. (ТУЧА) 5. КАК НАЗЫВАЕТСЯ ПРОЦЕСС, КОГДА КАПЛИ ВОДЫ ПОДНИМАЮТСЯ ОТ ЗЕМЛИ В ВОЗДУХ? (ИСПАРЕНИЕ)
6. ОЧЕНЬ СИЛЬНЫЙ ДОЖДЬ. (ЛИВЕНЬ) 7. САМЫЙ СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР. (УРАГАН) IV. Итог урока.