Исследовательская работа по химии 8 класс на тему Определение содержания витамина С в соках и фруктах

Пермский край
Кунгурский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калининская средняя общеобразовательная школа»



Химия



ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ
ВИТАМИНА С В СОКАХ И ФРУКТАХ



Масагутова Ксения
МБОУ «Калининская СОШ»
9 класс

Филиппова Ирина Александровна
МБОУ «Калининская СОШ»
учитель химии




2017
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение..
3

Глава 1. История открытия витаминов.
6

Глава 2. Классификация витаминов..
8

Глава 3. Физиологическая роль витамина С
9

Глава 4. Биохимические свойства витамина С.
11

Глава 5. Источники содержания витамина С
12

Глава 6. Суточная потребность в витамине С..
14

Глава 7. Исследование содержания витамина С в соках и фруктах..
16

7.1.
Анализ результатов анкетирования.
16

7.2.
Определение содержания витамина С во фруктах.
21

7.3.
Определение содержания витамина С в соках промышленного производства.
24

Заключение..
28

Список литературы.
29

Приложения



ВВЕДЕНИЕ


Мы живем в северном крае. Иммунная система защищает нас от воздействия внешних неблагоприятных факторов, это своего рода "линия обороны" против агрессивного действия бактерий, грибков, вирусов и т.д. Без здоровой и эффективно работающей иммунной системы организм ослабевает и чаще страдает от вирусных и бактериальных инфекций. Иммунная система защищает организм от его собственных клеток, у которых нарушена организация и которые утратили свои нормальные характеристики и функции. Она находит и уничтожает такие клетки, являющиеся потенциальными источниками рака. Давно известно, что витамины необходимы для образования иммунных клеток, антител и сигнальных веществ, участвующих в иммунном ответе. Суточная потребность в витаминах может быть небольшой, но именно от обеспеченности витаминами зависит нормальная работа иммунной системы и энергетический обмен.
Результаты популяционных исследований, проведенных Институтом питания РАМН, свидетельствуют о весьма тревожной ситуации, сложившейся в последние годы в России. Отмечаются крайне недостаточное потребление и все более нарастающий дефицит витаминов.
Так, дефицит витамина С выявился у 70-90% обследуемых. При этом витаминный дефицит носит сочетательный характер и обнаруживается не только зимой и весной, но и в летне-осенний период. Общую ситуацию можно рассматривать как массовый круглогодичный гиповитаминоз С. Именно поэтому наша цель определить наличие витамина С в отдельных продуктах питания и наиболее богатые рекомендовать для регулярного употребления.
Цель работы: определение в условиях школьной лаборатории содержания витамина С в некоторых соках и фруктах.
Объект исследования: продукты (фрукты, соки, нектары).
Предмет исследования: витамин С.
Гипотеза: во фруктах содержится большее количество витамина С, чем в соках и нектарах, изготовленных из этих фруктов промышленным способом.
Задачи:
Выяснить значение витамина С в образовании ферментов, веществ антиоксидантов, уничтожающих перекисные соединения в организме, повышающие иммунитет.
Рассмотреть экологическое значение витамина С.
Ознакомиться с биохимическими свойствами витамина С.
Методом йодометрии выяснить, в каких именно фруктах содержится наибольшее количество витамина С и, сравнив содержание витамина С в готовых и свежеприготовленных соках, рекомендовать их для употребления.
Провести анкетирование учащихся о том, как часто они употребляют продукты питания, содержащие витамин С.
Методы исследования:
анкетирование;
наблюдение;
йодометрия.
Данная работа носит как теоретический, так и прикладной характер, так как изучались научные данные о свойствах и физиологическом воздействии витамина С на организм человека; экспериментальным путём доказано наличие витамина С в отдельных продуктах; даны рекомендации при выборе продуктов.
В процессе работы была использована литература:
В книге «Опыты без взрывов» О.Ольгина мы познакомились с методом определения витамина С «йодометрия», по которой провели эксперименты по определению содержания витамина С в продуктах.
Справочники и учебники по химии рассказали о классификации витаминов по растворимости в воде и жире, об основных симптомах при дефиците витамина С.


ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИТАМИНОВ


В конце прошлого века молодой врач Н.И. Лунин (ему было тогда всего 25 лет) защитил диссертацию «О значении неорганических солей для питания животных». В ней Николай Иванович Лунин писал: «Невозможно обеспечить жизнь животных белками, жирами, сахаром, солями и водой». Учёный сделал вывод о том, что пища должна содержать, кроме указанных ингредиентов, также и другие незаменимые для организма вещества.
Этому выводу предшествовала большая исследовательская работа. Н.И. Лунин разделил подопытных мышей на две группы. Первых он кормил основными компонентами молока – белками, жирами, углеводами, а вторых – натуральным молоком. Через 2-3 недели все животные из первой группы погибли, а вторая группа продолжала здравствовать, как ни в чём не бывало Лунин заключил, что в пище, в частности в молоке, в небольшом количестве содержатся какие-то неизвестные, необходимые для жизнедеятельности организма вещества. Установлено это было в 1880 году.
Позже голландец Х. Эйкман, работавший тюремным врачом на острове Ява, подтвердил, что Лунин прав. Он обратил внимание на то, что куры, питавшиеся на тюремном дворе отбросами пищи заключённых, главным образом, полированным рисом, страдают параличами. Признаки их заболевания очень напоминали распространённую в то время в станах Азии болезнь «Бери-бери».
В 1911 году польский химик Казимир Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее параличи голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ этого вещества показал, что в его состав входит азот. Открытое вещество Функ назвал витамином («вита» - жизнь, «амин» - содержащий азот). Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. К. Функ наряду с Н.И. Луниным является одним из основоположников науки о витаминах [8, C. 515].








ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ


Витамины – это органические вещества, каждое из которых и все они в комплексе необходимы для нормального развития и функционирования нашего организма, своевременного обновления всех органов и тканей, эффективного обмена веществ.
Действие витаминов было установлено до выяснения их строения и послужило основой при их классификации. Первоначально была введена буквенная классификация и, несмотря на то, что она не отражает сущности витаминов, ею широко пользуются.
На сегодняшний день открыто более 30 витаминов, которые обозначаются специальными названиями или буквами латинского алфавита – А, В, С, D, Е и т.д. Для удобства изучения их классифицируют по физическим свойствам:
а) витамины, растворимые в жирах,
б) витамины, растворимые в воде.
Жирорастворимые витамины
Водорастворимые витамины

витамин A
витамин D
витамин E
витамин K
витамин F
витамин С
витамин PP
витамин А (ретинол, аксерофтол)
витамин В
витамин Н

ГЛАВА 3. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ РОЛЬ ВИТАМИНА С


Физиологическое значение витамина С теснейшим образом связано с его окислительно-восстановительными свойствами. Возможно, что этим следует объяснить и изменения в углеводном обмене при скорбуте (заболевание, обусловленное недостатком в организме человека витаминов С и Р, то же что и цинга), заключающемся в постепенном исчезновении гликогена из печени и вначале повышенном, а затем пониженном содержании сахара в крови. По-видимому, в результате расстройства углеводного обмена при экспериментальном скорбуте наблюдается усиление процесса распада мышечного белка и появление креатина в моче. Большое значение имеет витамин С для образования коллагена (фибриллярный белок, составляющий основу соединительной ткани животных и обеспечивающий ее прочность) и функции соединительной ткани. Витамин С играет роль в гидроксилировании и окислении гормонов коры надпочечников. Нарушение в превращениях тирозина, наблюдаемое при цинге, также указывает на важную роль витамина С в окислительных процессах.
Недостаточное поступление витамина С с пищей проявляется в форме авитаминоза (цинги). Основные симптомы С-витаминной недостаточности в порядке их развития следующие: снижение мочевой экскреции аскорбиновой кислоты, уменьшение концентрации аскорбиновой кислоты в плазме крови и лейкоцитах, повышенная ломкость кровеносных капилляров, общая слабость, апатия, повышенная утомляемость, снижение аппетита, задержка роста, повышенная восприимчивость к инфекциям, болезненность дёсен, их отечность, разрыхленность, кровоточивость при чистке зубов.
Наиболее часто встречаются С-гиповитаминозные состояния. При этом часто имеются лишь субъективные признаки, которые выражаются в понижении общего тонуса организма. Люди с гиповитаминозом С более подвержены заболеваниям, причем эти заболевания протекают, как правило, длительно и тяжело.
Особенно часто С-гиповитаминозные состояния возникают в период повышенной потребности организма в витамине С при беременности, кормлении, усиленной физической и умственной работе, при инфекционных заболеваниях. Чаще гиповитаминоз можно наблюдать в весенние месяцы, когда, с одной стороны, уменьшается употребление овощей, а с другой – содержание в них витаминов вследствие длительного хранения.
Таким образом, витамин С стимулирует жизненные силы организма, регулирует окислительно-восстановительные процессы, оказывает влияние на белковый, углеводный и холестериновый обмен, нормализует проницаемость стенок капилляров, свёртываемость крови, улучшает восстановление костной ткани, повышает сопротивляемость к инфекциям, простуде, обладает ярко-выраженными антиоксидантными свойствами, играет важную роль в поддержании нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, печени. благоприятно действует на функции центральной нервной системы, деятельность желез внутренней секреции, процессы кроветворения [6, C. 744].
ГЛАВА 4. БИОХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ВИТАМИНА С


Аскорбиновая кислота - это белый кристаллический порошок кислого вкуса. Легко растворим в воде (1:3,5), с образованием кислых растворов, растворим в спирте. Растворы для инъекций готовят с добавлением натрия гидрокарбоната и стабилизаторов.
Аскорбиновая кислота, особенно ее дегидроформа, является весьма неустойчивым соединением. Превращение в дикетоулоновую кислоту, не обладающую витаминной активностью, является необратимым процессом, который заканчивается обычно окислительным распадом. Наиболее быстро витамин С разрушается в присутствии окислителей в нейтральной или щелочной среде при нагревании [7, c. 139].
Организм человека не способен сам синтезировать витамин С, и в нем нет сколько-нибудь значительных резервов витамина С, поэтому необходимо систематическое ежедневное поступление этого витамина с пищей. Недостаток или отсутствие его приводят к развитию гипо- или авитаминоза (цинги).







Формула аскорбиновой кислоты (витамин С) ГЛАВА 5. ИСТОЧНИКИ СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА С


Аскорбиновая кислота является одним из наиболее широко распространенных в природе витаминов. Она синтезируется растениями и подавляющим большинством животных. Животные продукты в общем более бедны витамином С, хотя отдельные органы содержат относительно высокие концентрации. С другой стороны, семена и зерна высших растений лишены витамина С. Однако с первых дней прорастания в них появляется аскорбиновая кислота. Богаты витамином С листья, плоды, несколько беднее корнеплоды. По богатству витамином С выделяются плоды шиповника, дающие экстракты хорошего вкуса. Синтез и накапливание аскорбиновой кислоты в одном и том же виде растений варьируют в зависимости от многих условий: почвы, агротехники, удобрений, освещенности, водного режима, температуры и др. Растения изменяются в онтогенезе. Для некоторых культур сортовые колебания очень велики. Так концентрация аскорбиновой кислоты в разных сортах черной смородины колеблется от 69 до 250 мг, а в яблоках – от 1 до 30мг (в Алтайском крае). В картофеле, капусте, а также в женском молоке часть витамина С находится в связанной форме, которая не выявляется обычными методами определения [5, C. 46].
Таблица 1
Содержание витамина С в некоторых пищевых продуктах (в мг на 100 г)
Наименование пищевых продуктов
Количество аскорбиновой кислоты
Наименование пищевых продуктов
Количество аскорбиновой кислоты

Овощи
Фрукты и ягоды

Баклажаны
5
Абрикосы
10

Горошек зеленый консервированный
10
Апельсины
50

Горошек зеленый свежий
25
Арбуз
7

Кабачки
10
Бананы
10

Капуста белокочанная
40
Брусника
15

Капуста квашеная
20
Виноград
4

Капуста цветная
75
Вишня
15

Картофель лежалый
10
Гранат
5

Картофель свежесобранный
25
Груша
8

Лук зеленый
27
Дыня
20

Морковь
8
Земляника садовая
60

Огурцы
15
Клюква
15

Перец зеленый сладкий
125
Крыжовник
40

Перец красный
250
Лимоны
50

Редис
50
Малина
25

Редька
20
Мандарины
30

Репа
20
Персики
10

Салат
15
Слива
8

Томатный сок
15
Смородина красная
40

Томат-паста
25
Смородина черная
250

Томаты красные
35
Черника
5

Хрен
110-200
Шиповник сушеный
До 1500

Чеснок
Следы
Яблоки, антоновка
30

Шпинат
30
Яблоки северных сортов
20

Щавель
60
Яблоки южных сортов
5-10

Молочные продукты

Кумыс
20
Молоко кобылье
25

Молоко козье
3
Молоко коровье
2


Таким образом, мы выяснили, что самын°ми богатыми по содержанию витамина С являются из фруктов – апельсины, земляника садовая, смородина черная, шиповник; из овощей – перец, капуста цветная.

ГЛАВА 6. СУТОЧНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ВИТАМИНЕ С


Суточная потребность человека в витамине С зависит от ряда причин: возраста, пола, выполняемой работы, состояния беременности или кормления грудью, климатических условий, вредных привычек.
Болезни, стрессы, лихорадка и подверженность токсическим воздействиям (таким, как сигаретный дым) увеличивают потребность в витамине С. В условиях жаркого климата и на Крайнем Севере потребность в витамине С повышается на 30-50 процентов. Молодой организм лучше усваивает витамин С, чем пожилой, поэтому у лиц пожилого возраста потребность в витамине С несколько повышается.
Средневзвешенная норма физиологических потребностей составляет 60-100 мг в день. Обычная терапевтическая доза составляет 500-1500 мг ежедневно.
Таблица 2
Рекомендуемая суточная потребность в витамине С
Категория
Возраст (лет)
Витамин С (мг)

Грудные дети
0-0,5
30


0,5-1
35

Дети
1-3
40


4-6
45


7-10
45

Лица мужского пола
11-14
50


15-18
60


19-24
60


25-50
60


51 и старше
60

Лица женского пола
11-14
50


15-18
60


19-24
60


25-50
60


51 и старше
60

В период беременности
70

В период лактации
95




ГЛАВА 7. ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ВИТАМИНА С В СОКАХ И ФРУКТАХ


Анализ результатов анкетирования

С целью изучения частоты употребления продуктов питания, содержащих витамин С, мы составили анкету (приложение 1) и провели опрос, в котором приняли участие 48 человек.
При ответе на первый вопрос анкеты большинство опрашиваемых ответили, что часто употребляют в пищу цитрусовые (рис. 1).



Рис. 1. Результаты ответов на первый вопрос анкеты

Из рисунка 2 видно, что острыми респираторными заболеваниями анкетируемые болеют редко.


Рис. 2. Результаты ответов на второй вопрос анкеты

Наибольшее количество опрошенных употребляют свежие фрукты 2 – 3 раза в неделю (рис. 3).



Рис. 3. Результаты ответов на третий вопрос анкеты

Из рисунка 4 можно увидеть, что предпочтение отдается больше фруктам, чем сокам из этих фруктов.


Рис. 4. Результаты ответов на четвертый вопрос анкеты

При ответе на пятый вопрос мы увидели, что большинство предпочитают употреблять апельсины, яблоки и бананы (рис. 5).



Рис. 5. Результаты ответов на пятый вопрос анкеты

Рисунок 6 показывает, что и наибольшее количество человек отдают предпочтение яблочному и апельсиновому сокам.



Рис. 6. Результаты ответов на шестой вопрос анкеты

К сожалению, из рисунка 7 можно увидеть, что опрошенные не обращают внимания на наличие информации о содержании витамина С в соке.



Рис. 7. Результаты ответов на седьмой вопрос анкеты

Последний вопрос анкеты показал, что большинство участвующих в анкетировании употребляют витамин С не только в продуктах, но и приобретают витамины, содержащие витамин С, в аптеке (рис. 8).



Рис. 8. Результаты ответов на седьмой вопрос анкеты

Таким образом, в результате анкетирования в качестве объекта исследования были отобраны наиболее употребляемые фрукты и соки (приложение 2), а именно: апельсин, яблоко, апельсиновый и яблочный соки разных изготовителей.

Определение содержания витамина С во фруктах

Цель опытов № 1 – 3: определить содержание витамина С во фруктах.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр, ступа, пестик.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода, 1%-ный раствор соляной кислоты.
Объекты исследования: апельсин, яблоко, смородина черная (взяли для сравнения, т. к. содержит большое количество витамина С).
Методика проведения опытов:
Опыты № 1 – 2.
Отмеряли 10 мл отжатого сока смородины черной или апельсина, разбавляли водой до объема 100 мл, добавляли 1 мл крахмального клейстера, далее добавляли по каплям 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
Опыт № 3.
Для определения содержания витамина С в яблоке анализ проводили в кислой среде, чтобы не произошло окисления аскорбиновой кислоты на воздухе под действием фермента аскорбиноксидазы, содержащегося в яблоках. Тонким ножом из нержавеющей стали вырезали ломтик от кожуры до сердцевины, который помещали в фарфоровую ступу с разбавленной кислотой и тщательно растирали пестиком. Далее со свежевыжатым соком проделывали такую же процедуру как в предыдущих опытах.
Расчеты:
Для проведения расчетов сначала узнали сколько йодной настойки мы израсходовали. С этой целью при помощи пипетки посчитали, сколько капель йода содержится в 1 мл. Получили, что в 1 мл настойки содержится 28 капель йода. Зная объем одной капли, можно довольно точно определить объем раствора йода, израсходованного на титрование аскорбиновой кислоты.
Концентрация раствора йода нам известна: 1 мл его 5%-ного раствора соответствует 35 мг аскорбиновой кислоты [2].

Содержание витамина С в соке черной смородины:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 57 капель
Х=1*57:28= 2 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
2 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=2*35:1= 70 мг (аскорбиновой кислоты) – смородина черная

Содержание витамина С в соке апельсина:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 30 капель
Х=1*30:28= 1,1 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
1,1 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=1,1*35:1= 38,5 мг (аскорбиновой кислоты) – апельсин

Содержание витамина С в соке яблока:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 8 капель
Х=1*8:28= 0,3 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,3 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,3*35:1= 10,5 мг (аскорбиновой кислоты) – яблоко

Вывод:
Наиболее богатым по содержанию витамина С из исследуемых фруктов является смородина черная (70 мг), далее апельсин (38,5 мг) и яблоко (10,5 мг) (приложение 2).



Определение содержания витамина С в соках промышленного производства

Цель опытов № 1 – 4: определить содержание витамина С в апельсиновом соке и нектаре.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования: апельсиновый сок «Я», апельсиновый нектар («Фруктовый сад», «Добрый», «Фруктовый остров») (приложение 3).
Методика проведения опытов:
Опыты № 1 – 4.
Отмеряли 10 мл апельсинового сока или нектара, разбавляли водой до объема 100 мл, добавляли 1 мл крахмального клейстера, далее добавляли по каплям 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек. (приложение 4).
Расчеты:

Содержание витамина С в апельсиновом нектаре «Фруктовый сад»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 4 капли
Х=1*4:28= 0,14 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,14 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,14*35:1= 4,9 мг (аскорбиновой кислоты) – апельсиновый нектар «Фруктовый сад»

Содержание витамина С в апельсиновом соке «Я»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 16 капель
Х=1*16:28= 0,6 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,6 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,6*35:1= 21 мг (аскорбиновой кислоты) – апельсиновый сок «Я»

Содержание витамина С в апельсиновом нектаре «Добрый»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 5 капель
Х=1*5:28= 0,2 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,2 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,2*35:1= 7 мг (аскорбиновой кислоты) – апельсиновый нектар «Добрый»

Содержание витамина С в апельсиновом нектаре «Фруктовый остров»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 3 капли
Х=1*3:28= 0,1 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,1 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,1*35:1= 3,5 мг (аскорбиновой кислоты) – апельсиновый нектар «Фруктовый остров»

Вывод:
Наиболее богатым по содержанию витамина С из исследуемых апельсиновых соков и нектаров является апельсиновый сок «Я» (21 мг), далее апельсиновые нектары «Добрый» (7 мг), «Фруктовый сад» (4,9 мг) и «Фруктовый остров» (3,5 мг) (приложение 5).

Цель опытов № 5 – 8: определить содержание витамина С в яблочном соке.
Оборудование: пипетка, химические стаканы, мерный цилиндр.
Реактивы: йод, крахмальный клейстер, вода.
Объекты исследования: яблочный сок («Красавчик», «Мой», «Добрый», «Фруктовый остров») (приложение 6).
Методика проведения опытов:
Опыты № 5 – 8.
Отмеряли 10 мл яблочного сока, разбавляли водой до объема 100 мл, добавляли 1 мл крахмального клейстера, далее добавляли по каплям 5%-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего в течение 10-15 сек.
Расчеты:

Содержание витамина С в яблочном соке «Красавчик»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 4 капли
Х=1*4:28= 0,14 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,14 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,14*35:1= 4,9 мг (аскорбиновой кислоты) – яблочный сок «Красавчик»

Содержание витамина С в яблочном соке «Мой», «Добрый», «Фруктовый остров»:

1 мл раствора йода – 28 капель
Х мл раствора йода – 3 капли
Х=1*3:28= 0,1 мл йода (потребовалось на окисление аскорбиновой кислоты)
1 мл 5%-ного йода – 35 мг аскорбиновой кислоты
0,1 мл 5%-ного йода – Х мг аскорбиновой кислоты
Х=0,1*35:1= 3,5 мг (аскорбиновой кислоты) – яблочный сок «Мой», «Добрый», «Фруктовый остров»

Вывод:
Наиболее богатым по содержанию витамина С из исследуемых яблочных соков является «Красавчик» (4,9 мг), далее «Мой», «Добрый» и «Фруктовый остров» (3,5 мг) (приложение 7).

Таким образом, на основании полученных данных исследования можно сделать вывод, что наиболее богаты витамином С свежие фрукты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Гипотеза о том, что во фруктах содержится большее количество витамина С, чем в соках и нектарах, изготовленных из этих фруктов промышленным способом, подтвердилась.
Но по разным причинам (материальным, сезонным) мы не всегда можем употреблять в пищу круглый год свежие фрукты и овощи. В этом случае можно заменить данные продукты соками и нектарами.
В виду того, что черная смородина наиболее богатая витамином С, доступна населению, необходимо употреблять ее в свежем виде, в соках, в морсах, в компотах.
Положительным моментом в проведенном анкетировании стало то, что опрошенные довольно часто употребляют продукты, содержащие витамин С, соответственно редко болеют острыми респираторными заболеваниями, что особенно важно на данный момент в период эпидемии ОРЗ и ОРВИ.
Используя данные исследования, мы провели беседу среди учащихся 8 – 11 классов, планируем выступить с данным сообщением на родительском собрании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воскресенский П.И. Справочник по химии. – М., Просвещение, – 1964.
Гончаров А.И., Корнилов М.Ю. Справочник по химии. – Киев, Вища школа, – 1977.
Лекарственные препараты в России. Справочник. – М., Медицина, - 2000.
Ольгин О.Е. Опыты без взрывов. – М., Химия, – 1986.
Тутельян В.А. Витамины: 99 вопросов и ответов. – М., - 2000.
Химическая энциклопедия: В 5 т. – М., - 1988.
Химия: Школьная энциклопедия/ Под ред. Ю.А. Золотова. – М., - 2003.
Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. – М., Аванта+, - 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
АНКЕТА «Употребление витамина С»

Вы часто употребляете в пищу цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут)?
А). да; Б). нет.
Как часто Вы болеете острыми респираторными заболеваниями (простужаетесь)?
А). редко; Б). часто
Как часто Вы употребляете свежие фрукты?
А). ежедневно;
Б). 2 – 3 раза в неделю;
В). 1 раз в неделю;
Г). 1 раз в две недели.
Что Вы предпочитаете больше?
А). фрукт;
Б). сок из этого фрукта.
Какие фрукты Вы предпочитаете больше всего?
_____________________________________________________________
Какие соки Вы предпочитаете больше всего?
_____________________________________________________________
Обращаете ли Вы внимание на наличие информации о содержании витамина С в соке?
А). да; Б). нет.
Употребляете ли Вы витамины, содержащие витамин С, приобретенные в аптеке?
А). да; Б). нет.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рис. 1 Сок черной смородины (до опыта) Рис. 2 Сок черной смородины (после опыта)


Рис. 3 Сок апельсина (после опыта)

Рис. 4 Сок яблока (после опыта)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3




Рис. 1 Апельсиновые соки и нектары

ПРИЛОЖЕНИЕ 4




Рис. 1 Метод йодометрии

ПРИЛОЖЕНИЕ 5








Рис. 1 Апельсиновые соки и нектары (после опытов)

ПРИЛОЖЕНИЕ 6





Рис. 1 Яблочные соки ПРИЛОЖЕНИЕ 7









Рис. 1 Яблочные соки (после опытов)












13 PAGE \* MERGEFORMAT 143615




Диаграмма 1Диаграмма 3° 1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·M
·
·
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·I
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·Ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·!
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·А
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·N
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·B
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·~
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·1
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·H
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ћ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Г
·
·ж
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·C
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·h
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·ј
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·™
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·І
·@
·Ђ
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·J
·
·
·
·
·
·°
·ћ
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·ґ
·@
·Ђ
·_
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·І
·@
·Ђ
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·J
·
·
·
·
·
·°
·ћ
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·ґ
·@
·Ђ
·_
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·І
·@
·Ђ
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·J
·
·
·
·
·
·°
·ћ
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·ґ
·@
·Ђ
·_
·
·
·
·Ђ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·@
·Ђ
·
·
·
·
·
·ѓ
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°
·
·
·
·
·
·°
·@
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Диаграмма 7Диаграмма 8Рисунок 11C:\Documents and Settings\Админ\Мои документы\Филиппова И.А\Химия\Химия НОУ\Новая папка (2)\100_3205.JPGРисунок 8C:\Documents and Settings\Админ\Мои документы\Филиппова И.А\Химия\Химия НОУ\Новая папка (2)\100_3193.JPGРисунок 13C:\Documents and Settings\Админ\Мои документы\Филиппова И.А\Химия\Химия НОУ\Новая папка (2)\100_3212.JPGРисунок 16C:\Documents and Settings\Админ\Мои документы\Филиппова И.А\Химия\Химия НОУ\Новая папка (2)\100_3222.JPGЧђ Заголовок 3 Заголовок 515