Выступление на педагогическом совете . Тема: Урок в начальной школе с использованием технологии РКМЧП

Выступление на педсовете
учителя начальных классов, ВКК
АГАПОВОЙ ОЛЬГИ ВАЛЕРЬЕВНЫ



УРОК В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РКМЧП

Кто-то из «мудрых» сказал, что народ, который думает на один год вперёд - выращивает хлеб. Народ, который думает на 10 лет вперёд - выращивает сад. Народ, который думает на 100 лет вперёд - выращивает молодое поколение.  Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объёма знаний человека в структуре мышления.
Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться?  Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель. Пришло время изменить подход к обучению, в центре которого должен стоять не учитель, а сам ученик. Только грамотное использование различных способов обучения позволит создать условия, которые будут побуждать самих школьников к получению знаний.  В основе моей методической системы заложены элементы технологии критического мышления через чтение и письмо. Убеждена, что творческая самореализация личности будет успешной только лишь в результате продуктивной деятельности, на основе собственного опыта учащихся и их возможностей.



Урок в технологии критического мышления состоит из трех фаз. Все они предполагают активное участие учеников в образовательном процессе. 
стадия
функция

Вызов
Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление содержания
Информационная (получение новой информации по теме). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знания) Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме)

Рефлексия
Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания) Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля). Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса). 

Таким образом, на каждой стадии учащиеся выполняют ряд задач и в итоге достигают определенных образовательных целей. Если посмотреть на эти стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения.  В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления? Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Проследить организацию урока в рамках технологии РКМЧП наглядно можно через таблицу:
Стадия (фаза)
Задачи данной фазы
Деятельность учащихся
Возможные приемы и методы

вызов
Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы
Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ
Составление списка «известной информации», предположение по ключевым словам, систематизация материала (графическая): «Кластер», «Таблица «ЗХУ», «Корзина идей», «Мозговая атака», «Верные и неверные утверждения», «Толстые» и «тонкие» вопросы,  «Верные и неверные утверждения», «Концептуальное колесо», «Загадка», Отсроченная догадка», «Театрализация», «Да – нетка», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Дискуссия», «Чтение – суммирование в парах», «Работа с вопросником», «Уголки»,"Двухчастный и трехчастный дневник", «Прима», перепутанные логические цепочки, рассказ-предположение по ключевым словам, проблемные вопросы и т.д.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально и в группах




^Осмысление (реализация)



Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от старого «знания» к «новому»



Ученик слушает, читает, смотрит видеофильм, т.е. получает аудиовизуальную информацию. Используя методы активного восприятия, ведет записи по мере осмысления новой информации



Методы активного восприятия соответствующего вида информации: при чтении печатного текста – «Пометки на полях» с использованием введенных обозначений, при чтении текста на экране компьютера – маркировка цветом; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы; составление сводных или концептуальных таблиц, таблица «Плюс – минус - интересно», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» ведение дневников и различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; «Взаимоопрос», «Зигзаг», «Кластер», «Инсерт», «Таблица ЗХУ», «Фишбоун»;«Идеал», «Чтение с остановками», «Лекция со стопами», «Шесть шляп», «Дерево предсказаний», «Круги по воде»  и т.д. 

Стадия непосредственного контакта с информацией, работа ведется индивидуально или в группах

Рефлексия
Вернуть учащихся к первоначальным записям (предположениям), внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации
Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления
Заполнение кластеров, таблиц, установление - причинно следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам или верным и неверным утверждениям, организация «круглых столов», различных дискуссий, написание творческих работ, сочинений, телеграмм, хайку, хокку, «Письмо к учителю», «Пятиминутное эссе», «Диаманта», Синквейн», «Ромашка вопросов», образ результата, «Рафт», «Кластер» и т.д.

Творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации.

Применение данных приемов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Применение даже некоторых приёмов технологии РКМЧП даёт возможность развить и совершенствовать творческий потенциал обучающихся, определить сферу комфортности для каждого. Однако не только учащиеся могут достигать высоких результатов в своём развитии, РКМЧП - это прекрасная возможность для каждого учителя совершенствоваться и расти профессионально.

15