Выступление на педагогическом совете Современной школе — современный учитель


Современной школе – современный учитель
Что такое современная школа?
Это новое здание с современным оборудованием, выходом в Интернет, локальной сетью, дистанционным обучением, бассейном, современно оборудованными кабинетами, лабораториями…???
Да. Но главные в школе кто? (вопрос залу)
Ученики и учителя.
Учитель… очень сложно сказать какой он, каким должен быть. Какими качествами обладать. Его оценивают с разных сторон. Давайте мы попробуем составить портрет современного учителя. Какими качествами он должен обладать? (анкета в зал) Назовите 5 качеств современного учителя.
Ученики.
1 сентября - именно этот первый день сентября такой долгожданный и волнительный: первый раз в первый класс.
С каким же упоением и восторгом новоявленный Первоклассник шагает в храм знаний... Не ленясь, спросите, зачем Он идет в школу. С глубочайшей искренностью, переполняющей все Его непорочное существо, глядя вам прямо в глаза, Он, ни минуты не колеблясь, скажет, что идет учиться… 
1 сентября бывает только раз в жизни. ”Что там дальше? С какими трудностями придется столкнуться? Как с ними справиться? Смогу ли я?..” Все сомнения меркнут с первым звонком.
Ведь рядом Его учитель… 
Он – Человек Будущего, а я - его новый Учитель и творить мы будем в современной школе, школе успеха и здоровья. Наша школа – это школа радости - радости от совместного творчества. Это одновременно маленький и огромный мир со своими внутренними распорядками и законами, со своими проблемами и достижениями. Сотрудничая, мы творим новый мир, но его обновление невозможно без возврата к традициям, духовности, вере. Как нельзя построить дом без фундамента, так и современную школу нельзя лишить наследия лучших педагогов России, научных знаний, психолого-педагогических основ. Меняются требования, предъявляемые государством и обществом к учителю. Остается открытым вопрос, какие качества учителя (или «компетенции») должны быть не зависящими от времени, а какие необходимыми учителю-педагогу в связи с требованием «нового» времени. 
Я считаю, что современный учитель – это учитель интересного школьного коллектива с интересными педагогическими идеями. Он должен уметь работать с нестандартными детьми; работать в проблемном поле; учителю должно хватать психологической компетентности. Сегодня учитель не преподносит готовую истину, а учит ее находить, вырабатывает умение мыслить. Он не только передает знания, которые когда-то сам получил, а каждый раз показывает, когда и где можно использовать данную информацию. Учитель должен научить «обосноваться на высоте» жизни, должен уметь находить компромисс между жизненными реалиями и теми требованиями, которые выдвигаются стандартами. Школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому важно обеспечить ребенку общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить умением учиться. 
Школа нового поколения, в моём понимании, - школа радости, творчества, в которой работают учителя с большой буквы.
Какой же учитель нужен сегодня школе?
Добрый, внимательный, чуткий и понимающий детей. Жаждущий отдавать знания и опыт следующему поколению. Ориентирующийся в потоке информации, развивающий активность и творчество детей. Увлекающийся всем новым, умеющий взвесить и оценить, что из нового необходимо школе, вместе с учащимися делающий открытия.
Наша школа - радостная, интересная и потому нескучная. Ей нужен учитель-позитив. В такой школе царит творчество. Я мыслю нестандартно и заставляю это делать других - вот суть творческого учителя. Может, кому-то следующее утверждение покажется неактуальным, но - учитель должен быть образованным. Наука движется семимильными шагами, а потому учитель, прежде всего, должен уметь учиться сам. Без этого он не сможет успешно работать.
Многие профессии требуют от человека строгой дисциплины, безоговорочного выполнения приказов, знаний и умений в ограниченной области, а работа учителя требует множества талантов: талант общения с детьми, талант правильной подачи информации, талант организации и управления коллективом, талант оратора и талант тонкого психолога.
Не стоит забывать, что учитель - прежде всего человек. В нём, как и в каждом человеке, могут быть достоинства и недостатки. Среди достоинств одно из важнейших - это уравновешенность, чтобы быть в состоянии правильно оценить любую ситуацию. Постоянное стремление к самосовершенствованию поможет добиться этого качества. Умение видеть и ценить красоту, умение радоваться жизни - важнейшие качества любого человека, у учителя они должны быть наиболее ярко выражены. Учитель новой школы обязательно любит своё дело, иногда он по собственной воле жертвует чем-то личным во имя учеников. Нашей школе нужен педагог, уважающий себя и других. Учитель, живущий полноценной жизнью.
Учитель, посмотри в глаза ученика.
Ты в них найдёшь открытые ответы.
Они заменят лучше всяких слов
Любой методики формальные советы.
Учитель должен быть другом ребёнку. Друга легче научить, это поможет разрешить любую проблемную ситуацию. Дети всегда хотят быть кому-то нужными. Хотят, чтобы кого-то волновали их проблемы, чтобы им улыбались, с ними шутили. Учитель вообще должен уметь понимать людей разного возраста и уметь разговаривать с ними. Учителем быть очень трудно -хочет он того или нет, он всегда должен быть примером. Если работа в школе - это способ жизни для человека, то роль учителя ему не страшна. Нужно просто любить детей и быть самим собой.
Новый учитель - это учитель, открытый всему новому, понимающий детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающий свой предмет. Задача учителя - помочь детям найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткий, внимательный, восприимчивый учитель - ключевая особенность школы будущего.
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Переосмысление возможно только на основе анализа учителем своей педагогической деятельности и сравнения её результатов с результатами, установленными новым стандартом.
Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди имеющие большой педагогический стаж) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Учителю необходимо время и условия, чтобы научиться работать так, как этого требует новый образовательный стандарт.
По мнению вышестоящих чиновников, постепенно будет формироваться Новый учитель - творческий, независимый, конкурентоспособный, разносторонний, культурный, нравственно и духовно развитый… человек, любящий свою работу и своих воспитанников… личность, близкая к идеалу. НО, неужели учитель традиционной школы не является творческим, разносторонним, нравственно и духовно развитым, не любит свою профессию? Так, кто же такой Современный учитель? …давайте разберемся.
Мне удалось обнаружить уникальные данные исследований, которые проводились в разные годы по этому вопросу.
Ученики 30-х годов, включали в портрет современного, на их взгляд учителя:
1. Знание предмета и владение методикой.
2. Хорошие взаимоотношения с учащимися.
3. Умение правильно оценивать знания учащихся.
4. Создание дисциплины.
5. Внешний вид.
Явственно, что ученики 30-х годов в учителе больше ценили знание предмета, общую эрудицию, высокую нравственность.
Среди черт, характеризующих идеального учителя в глазах школьников 60-х годов, описаны следующие:
1. уравновешенность,
2. авторитет, сильная воля,
3. знание предмета, умение говорить логично и выразительно,
4. приятная наружность, понимание своих учеников,
5. требовательность самостоятельности, любовь к педагогической работе.
Здесь мы уже видим, как постепенно на первые места выходят личностные качества учителя.
В 1992 году на базе московских школ было проведено аналогичное анкетирование. Педагогам и ученикам предложено расположить в порядке значимости 58 качеств учителя. Вот какими качествами наделили учителя дети 90-х:
1.талантливый,
2. интересный в общении,
3. справедливый в требованиях,
4. понимающий,
5. уважающий своих учеников,
6. образованный,
7. обладающий чувством юмора,
8. внимательный,
9. готовый оказать помощь,
10. красивый, добрый.
Заметьте, в первую пятерку вошли только личностные характеристики учителя, а уровень образованности и знание предмета отошло на 6 место!!! Примечательно и то, что такому качеству, как любовь к детям, школьники определили одно из первых мест, а педагоги — 28-е!
В ходе изучения данной темы, я сформулировала для себя собственные критерии определения личности Современного учителя, которые включают в себя как личностные качества, так и профессиональные характеристики. И в этом мне помогли дети. Я опросила учеников 4, 7, 11 классов: какими качествами должен обладать современный учитель?
4 класс:
1. добрый
2. умный
3. хорошо объясняет
4. справедливый
5. владеющий ИКТ
6. строгий, хороший
7. понимающий
8. отзывчивый
7 класс:
1. умный
2. добрый
3. понимающий
4. справедливый
5. опытный
6. строгий
7. хороший
8. современный
11 класс:
Умный
Понимающий
Добрый
С чувством юмора
Тактичный, справедливый
Современный
Строгий
Коммуникабельный
И первые места ученики отдавали таким качествам как ум, доброта, понимание, справедливость.
17 *Итоги анкеты с залом
1.Умный
2.Профессионал
3. Добрый
4. Креативный
5.Творческий
6.Толерантный
7.С чувством юмора
Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования.
Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества.
Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
И мы, сегодняшние учителя, не ищем лёгкого пути. Что я смогу сделать для будущего уже сегодня? Какими качествами смогу пополнить учительское наследие? 
Мне хочется реализовать свои идеи, чтобы стать современным учителем Новой школы. А нужна ли я Новой школе. Думаю, да, потому что: Нужна своим ученикам. Каждый день, каждый час … Нужна родителям своих учеников, ведь они доверили мне самое дорогое - своих любимых детей. И от меня, учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребёнка. От меня зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Я не боюсь спрашивать совета у родителей, мы думаем вместе. Нужна коллегам, с которыми вместе ежедневно выполняю свою работу, такую непростую, но такую нужную! 
За первые годы мудрость о том, что “теория без практики – ничто, также как и практика - без теории”, не раз находила своё подтверждение. Первые годы своей преподавательской деятельности каждый из нас может сравнить с узкой тропинкой, по которой он идёт с завязанными глазами. Я всегда чувствую руку помощи, слышу слова поддержки, одобрения или критики, но вся ответственность за моих подопечных на мне. Мои ученики – это мой личный двигатель саморазвития. “Люди перестают мыслить, когда перестают читать” говорил Д. Дидро, а учитель перестаёт быть учителем, когда перестаёт учиться. Учительство – это вечное ученичество. Мои учителя – это мои ученики. Поэтому слежу за новинками в методической литературе, ориентируюсь в широком спектре современной методики преподавания, стараюсь творчески подходить к организации учебного и воспитательного процесса, быть в полном смысле “современным” учителем.
А что такое современный урок и современный учитель?
Какие уроки интересны школьникам 21 века?
На этот вопрос отвечают мои ученики. Урок интересен тогда, когда он современен. Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. АКТУАЛЬНЫЙ означает важный, существенный для настоящего времени.
Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву — одна из труднейших и важнейших задач”, - писал К.Д. Ушинский. Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения - репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на применения на практике, на личное осмысление и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются различные методы, важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика, и он сможет преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях.
На мой взгляд, самое главное не бояться новинок, смело их использовать на уроке и тогда открываются новых перспективы.
Хочется успевать везде! Принимать участие в конференциях, в конкурсах различного уровня, посещать мастер – классы, лекции и творческие встречи. На этих мероприятиях, новый специалист впитывает опыт, энергию, приобретает бесценные навыки, даже не заметно для себя. После общения с сегодняшними КОРИФЕЯМИ образования, не просто не устаёшь, а хочется работать, творить на пределе своих сил!!!
Учитель - самая высокая, самая бескорыстная профессия на земле. Это профессия тех, кто отдает, кто счастлив, отдавая, и отдавая, обогащается. Не обладая этим прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом. Да, я люблю детей…. Да, мне с ними интересно….
Ни для кого ни секрет, что профессия учителя - одна из самых сложных. Сложность учительского труда в том, чтобы найти путь к каждому ученику, создать условия для развития способностей. Ведь использование инновационных методов обучения, нового поколения образовательных стандартов, индивидуальный подход к каждому ученику, усиление воспитательной функции образования (внеурочная работа), развитие у школьников способности к самоорганизации с целью решения учебных задач помогают грамотно и продуктивно организовать учебный процесс.
По – моему мнению, чтобы стать таким учителем педагог должен иметь следующие качества: терпение, целеустремленность, интеллектуальность, культуру, широкий кругозор, чуткость, внимательность, ответственность за своё дело, общительность, умение наладить отношения, чувство юмора, гибкость, готовность к восприятию нового, организаторские способности. Это профессионал, мастер своего дела. Учитель в новой школе – это человек обязательно красивый во всех смыслах этого слова, способный улыбаться, интересоваться всем, что его окружает. Это человек способный самосовершенствоваться, способный сам себя критиковать. Это человек эрудированный, высококультурный. Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников, способен осуществлять процесс преподавания творчески.
Но порой задумки педагога за рутинной работой теряют творческий подход к любимому делу. С другой стороны, применяемые новые технологии, которые больше всего нравятся нам, начинающим учителям, могут превратиться в рутину тоже. Как не хочется! Ведь дети тоже не любят рутины. Если, приходя на урок, они точно знают, как он пройдет, то у них притупляется интерес к процессу обучения, и, как следствие, к самому предмету. В нашей профессии – однообразие наше - это погибель, стремление сделать так, чтобы выйти за рамки, за определенный стереотип- вот, что должно быть у нового учителя! А принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике.
1. Я считаю, что учитель XXI века это тот, кто в первую очередь умеет находить общий язык со своими учениками. Значит, он должен быть идеальным психологом. 2. Кроме того, учитель должен идти в ногу со временем, быть разносторонним человеком, не ограничиваться только сферой своего предмета.
3. Учитель должен быть с хорошим словарным запасом. Это профессионал-эрудит, знающий не только свой предмет. Требовательность и строгость не должны заслонять в учителе его способности быть в процессе воспитания помощником, советчиком и другом своих учеников.
4. Он должен быть современным интеллигентным человеком, обязательно владеть новыми технологиями. Только учитель, идущий в ногу со временем, способен понять своих новых учеников и быть им интересным. 5. Не ждите вознаграждения за свою работу (ни платы, ни благодарности). Труд педагога – работа на отдаленное будущее. Но все же, государство и общество должны обеспечить педагогам достойные условия жизни и работы. Чтобы учитель не был нацелен на удовлетворение первичных потребностей (питание, одежда, жилье), а на первое место превознес потребности высшего порядка, т.е. социальные – это потребность в признании, в самовыражении и самореализации.
6. Не смущайтесь своими ошибками. Экспериментируйте, ищите и будьте самокритичны.
7. Нежное прикосновение к личности ребенка есть профессиональное качество «образцового» педагога. Сохраняйте в себе человечность. Умейте быть детьми. Воспринимайте свое учительство как способ продолжить свое детство и понять своих воспитанников.
8. Старайся ничему не учить ребенка напрямую. Учись сам, самосовершенствуйся. Пусть ребенок, глядя на тебя, увидит, как можно учиться.
9. Помогай и одобряй труд ребенка, стимулируй его творческие идеи, готовь к будущей динамичной жизни, чтобы впоследствии он стал самостоятельным, творческим, уверенным в себе человеком!
10. Верьте в себя. Управляйте собственным временем: Того, кто опаздывает, наказывает жизнь. Вознаграждайте себя: Сделай, добейся – достигнешь успеха! Дети ценят успешных людей и стремятся быть такими же.
Сейчас вопрос - Какой будет школа и современный учитель?, является самым дискуссионным.
Я лишь обозначу несколько проблем, а каково будет ваше мнение, выбор за вами.
Первая: Какой выпускник школы нужен сегодня, будет востребован государством?". Способна ли Новая школа, а соответственно, учитель, воспитать конкурентоспособную личность?
Вторая: Готовы ли учителя войти в Новую школу? Что их там ждет? Подразумевается совсем иная организацию труда учителей, самого процесса обучения, а главное - переделка образа мышления педагога. "Базовые" знания превращаются в безразмерные. Из учителя хотят сделать продавца услуг, менеджера, управленца. Не все учителя способны стать такими уже сегодня.
Третья: Профессия учителя по-прежнему не престижная и малооплачиваемая, поэтому в школу идут не самые лучшие кадры страны. И как это отразится на качестве образования, остается только догадываться.
Четвёртая: Средний возраст учителей в школе 47 лет, молодых учителей очень мало. Остро встаёт проблема нехватки кадров. Как привлечь молодого учителя в школу?
Какое бы ни было общественное мнение, ясно одно, стране нужны новые педагогические кадры и новые специалисты, бывшие выпускники школ, способные реализовать себя в будущем.
А что касается личности учителя, то я думаю, сущность Настоящего учителя кроется в самом слове «УЧИТЕЛЬ»:
У - уникальный, умный, успешный, универсальный, умеющий профессионально преподносить материал.
Ч - честный, человечный, чуткий, с чувством юмора. И - искренний, индивидуальность.
Т - тактичный, толерантный, терпеливый.
Е - естественный, единомышленник.
Л - любящий детей, любящий свою работу. Ь - и очень мягкий как мягкий знак и само слово!
… и эта истина будет неподвластной времени.
"Не дай Вам Бог жить во время перемен", - гласит китайская мудрость. Современный мир меняется с невероятной скоростью. Но, может, стоит не согласиться с китайской мудростью? Трудное время - это время величайших возможностей!  Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным, быть со временем, "оказаться во времени". Есть мнение, что в любой цивилизации именно педагогу принадлежит ведущая роль — «не политику, не генералу и даже ученому — учителю предстоит стать центральной фигурой наступающей эпохи». 
Я думаю, что школа не скоро научится обходиться без учителей, а деятельность молодого педагога будет своеобразной гарантией успешности всех преобразований в нашей школе!
А значит нужно соответствовать!!!
Соответствовать и помнить, что посредственный учитель излагает, хороший объясняет. Выдающийся показывает, великий учитель вдохновляет.
Всё начинается с молодых, неопытных, но активных и целеустремлённых – НОВЫХ УЧИТЕЛЕЙ!
Всё начинается с нас!!!