Выступление на педагогическом совете на тему «Домашнее задание, как средство формирования прочных знаний и предупреждение перегрузок»


Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Актюбинская школа-интернат для детей ограниченными возможностями здоровья»
Выступление на педагогическом совете
на тему :
«Домашнее задание, как средство формирования прочных знаний и предупреждение перегрузок»

подготовила
учитель по цветоводству и
декоративному садоводству
Галяутдинова Зульфира Габдлахатовнап.г.т.
Актюбинский, 2016 год
Домашнее задание – это одна из форм учебной деятельности, направленная на усвоение и запоминание изложенного материала, либо, задание, основанное на самостоятельном усвоении материала, не требующего разъяснения учителя на уроке, а также проверка, которая и позволяет учителю изучить качество усвоения материала, наличие пробелов в знаниях.Домашнее задание - составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний. Лишь при единстве урочной и внеурочной работы могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.Улучшение содержания и организации домашних заданий является одним из путей совершенствования процесса обучения. Целесообразная система домашних работ – необходимое условие успешного усвоения учащимися программного материала.Домашнее задание является составной частью образовательного процесса и предназначено для: сохранения и увеличения адаптивного ресурса обучающихся на различных этапах обучения; посильного повторения и закрепления материала, изученного на уроке; дифференцированного (адресного) закрепления материала; создания условий развития творческого потенциала; развития навыков самостоятельной работы; развития навыков ученического самообразования; 
создания условий профильного обучения. 
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможностей их выполнения в следующих пределах «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» СанПиН 2.4.2.-1178-02) (п.2.9.19.):
В первом классе не задаются домашние задания.
С 2 класса по 4 класс- 1 час
С 5 класса по 9 класс-1,5 часа
Необходимо учесть, что в эти (максимальные) нормы входят все задания устного и письменного характера. Также данные нормы рассчитаны на всех обучающихся, то есть обучающихся с различным потенциалом. Нормы домашних заданий предполагают дифференцированный подход к каждому обучающемуся (объем, характер и степень сложности домашних заданий).В классном журнале в графе "Домашнее задание" записываются номера страниц учебника или другой учебной литературы, содержание задания, страницы, номера задач и упражнений, а при необходимости указывается содержание задания и характер его выполнения (выучить наизусть, читать по ролям и т.д.). Если обучающимся дается задание на повторение, то конкретно указывается его объем.При этом чтобы исключить перегрузку обучающихся, в контроль за ведением классного журнала входит и суммарный подсчет всех заданий, заданных на дом на тот или иной день. Необходимо суммировать и рассчитать нормативы по домашним заданиям (сумма всех устных и письменных заданий, номера упражнений, задач, заданий, страницы и др.), их объем и степень сложности с учетом особенностей обучающихся каждого класса. Результаты контрольного подсчета должны строго соответствовать нормативам и не допускать перегрузки обучающихся всех ступеней образования. Эти требования относятся ко всем учебным предметам. Контроль за соблюдением дозировки домашних заданий на всех ступенях обучения возлагается на администрацию учреждения и классного руководителя. Учителю-предметнику необходимо учитывать нормы домашних заданий по классам и в соответствии с этим задавать домашнее задание по своему предмету в процентном соотношении к норме, учитывая специфику учебных предметов, по которым обучающиеся получают задание в этот и последующие дни.  Контроль над общим числом домашних заданий, задаваемых ежедневно (их сумма), осуществляет заместитель директора по УВР. Самостоятельные учебные занятия и приготовление уроков должны быть строго регламентированы. Категорически запрещается задавать на дом материал, который не был усвоен и выполнен на уроке, а также бессмысленное ведение черновиков и переписывание классных и домашних работ.  Не рекомендуется задавать домашние задания по учебным предметам, которые требуют наличия природных задатков и индивидуальных способностей обучающихся.Приготовление домашних заданий следует начинать всегда в определенные часы. Оптимальное время начала - это 17 часов (не позднее, так как ближе к вечеру менее благоприятным становится функциональный фон). Самоподготовку обучающимся рекомендуется начинать с заданий средней трудности, затем переходить к наиболее сложному и трудному материалу, а завершать работу выполнением самых легких заданий. Вначале следует выполнять письменные задания, а затем переходить к устным. Через каждые 15—20 мин. выполнения домашних заданий необходимо делать короткие перерывы с выполнением физических упражнений и снятием зрительного напряжения (путем фиксации взора на дальних предметах, круговых движений глаз и т. п.). Через 40— мин. работы следует устроить более длительный перерыв продолжительностью около 10 мин. Для обеспечения полноценного отдыха обучающихся в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник. Также нельзя задавать домашние задания на каникулы, так как это нарушает право детей на отдых. Учитель может рекомендовать детям, например, повторять таблицу умножения или большие объемы художественных текстов и др.Мониторинг нарушения норм выполнения (перегрузки) домашних заданий проводится по следующим позициям: а) классным журналам по ступеням образования; б) по тетрадям взаимосвязи; в) тетрадям обучающихся 1 – 9 классов. Виды домашнего задания Дифференцированные домашние задания удовлетворяют потребность обучающихся в тренировке, позволяют восполнить пробелы в знаниях. Задания ставят перед обучающимися трудности, преодоление которых сделает более плодотворной работу на уроке.
Домашнее задание подразделяется на: обязательное и рекомендательное. Основная функция обязательной части задания заключается в повторении и закреплении учебного материала, а рекомендательных заданий – развить творческий потенциал, навыки ученического самообразования, повысить познавательную активность, способствовать становлению познавательной мотивации.   Проверка домашнего задания. Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество, выявить самостоятельность выполнения, определить приемы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете, определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала. Учитель обязан регулярно систематически контролировать выполнение домашнего задания. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале урока (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в конце (если тема новая). Время на проверку регламентировано (не более 10 минут на уроке комбинированного типа). Поэтому в целях повышения результативности проверки следует активнее использовать доску, сигнальные карточки, тесты, игровые задания.Формы контроля за выполнением домашней работы разнообразны, но необходимо при их использовании обеспечить не только оценку результатов, но и наметить перспективу индивидуальной работы. Проверка должна быть организована так, чтобы ученик был заинтересован в дальнейшей учебной деятельности.При проверке домашнего задания практикуются следующие способы:
Фронтальная проверка выполнения письменного задания;
Выборочная проверка письменного задания;
Фронтальный опрос по заданию;
Выполнение аналогичного упражнения;
Взаимопроверка, самопроверка выполненного задания;
Опрос с вызовом к доске;
Опрос по индивидуальным карточкам;
Домашнее задание выполняется в школах-интернатах под руководством воспитателей. Ведущая роль в подготовке учащихся к самостоятельному выполнению домашнего задания принадлежит учителю.Учебной программой предусматривается педагогически целесообразный объём домашнего задания, исключающий перегрузку учащихся. Характер домашнего задания изменяется в зависимости от стадий обучения. На начальных этапах усвоения нового материала домашние задания носят тренировочный характер и могут быть аналогичны классным.
Домашняя работа учащихся рассматривается, как одна из организационных форм обучения. Цель этих занятий заключается в закреплении полученных учащимися знаний, умений и навыков, в формировании самостоятельности.
Выполнению домашних заданий придается самое серьёзное внимание, хотя вслед за массовой, некоторые учителя специальной школы отрицают необходимость их проведения. Одним из аргументов выдвигается дидактическое требование учить учащихся на уроке. Однако особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников не всегда позволяют им усвоить полученные на уроке знания, овладеть необходимыми умениями и навыками. В пользу домашних заданий говорит их воспитывающий характер. Правильно организованные занятия приучают детей к самостоятельной работе, воспитывают у них чувство ответственности.
Поэтому к организации домашней работы в специальной школе предъявляется ряд требований, которые учитывают особенности этой учебной работы, психофизические особенности школьников и своеобразие условий их обучения.
Домашнее задание должно вызывать познавательный интерес учащихся к его выполнению. А для этого важно, чтобы ученики имели четкие представления о том, что и как надо делать для правильного решения поставленной задачи. Поэтому домашнее задание дается на урок до звонка, записывается в тетради взаимосвязи.
Задания могут даваться всему классу. В этом случае учитель должен предусмотреть не только его объём и доступность, но и понимание выполнения поставленных задач. С этой целью в классе отрабатывается условие, инструкция, а так же (как образец) частично или выборочно само задание. Для полного обеспечения самостоятельности выполнения домашнего задания всегда даваться дифференцированно, в зависимости от особенностей и познавательных возможностей отдельных учеников класса. Учащимся с двигательными нарушениями рекомендуется сокращать объём выполнения задания, а неуравновешенным, с отклонениями в эмоционально-волевой сфере, можно предложить другой вариант.
В условиях школы-интерната домашнюю работу воспитанники выполняют в соответствии с режимом дня в часы самоподготовки. Важно так обеспечить этот момент, чтобы домашняя работа при фронтальной форме ее организации носила индивидуальный характер.
Каждый ученик должен уметь приготовить все для выполнения домашнего задания (дневник, учебник, тетрадь, ручку, карандаш и т. д.). Последовательность выполнения домашних уроков (одного и того же предмета всеми учениками класса или по личному выбору) не имеет принципиального значения и устанавливается воспитателем. Важным является необходимость сначала выполнять более сложных задания (письменные), а затем более легкие. Между выполнением заданий по предметам делается небольшой перерыв.
Воспитатель может оказать организационную помощь отдельным ученикам, нуждающимся в этом, или помочь выполнить задание (индивидуально) тем, кто затрудняется его сделать. Воспитатель не должен выставлять оценку. Проверка выполнения всех домашних заданий осуществляется учителем на уроке (во время опроса, беседы, при повторении) и во внеурочное время (письменные и графические работы).
Правильная организация самостоятельного выполнения школьниками домашних заданий дает учителю адекватно оценивать успешность усвоение учебного материала всеми учениками класса, видеть продвижение каждого, а также собственные педагогические недоработки. Если с заданием не смогли справиться большинство учеников, это может говорить о трудности учебного материала, необходимости дополнительного времени на его усвоение, или о недостаточно подготовленном объяснении его учителем.
Если же с заданием не справляются отдельные ученики, следует выяснить причину принять дополнительные меры.
Для некоторых учеников полезно будет провести дополнительные занятия, другим следует оказать большую помощь на уроке, с третьими дополнительно разобрать домашнее задание. Некоторым домашние задания стоит варьировать.
Вывод
Домашнее задание, направленное на усвоение всеми школьниками основных знаний и умений, зависит от того уровня общего развития, на котором в данный момент находится класс или отдельные учащиеся.
Перспективное планирование домашнего задания необходимо, если вы используете его с целью развития личностных качеств учащихся.
Задавайте на дом только тогда, когда вы уверены, что сможете выделить на уроке время для проверки и оценки выполнения задания.
Индивидуальные домашние задания позволяют испытать чувство успеха и тем школьникам, которые по большинству предметов успевают на «плохо» и «удовлетворительно». Индивидуальные задания не должны даваться от случая к случаю. Продуманная система даст возможность неуверенным ученикам укрепиться в своих возможностях, сильным развить свои интересы до глубокой увлеченности, и тех, и других научить самостоятельному познанию.
При подготовке домашнего задания выясните, требует ли оно участия всех учащихся. Если нет – уместно дифференцировать задание.
Изучите воспитательные возможности добровольного домашнего задания и используйте его для повышения эффективности вашей преподавательской и воспитательной деятельности.
Помните, что особенно важно связать качество выполнения добровольного домашнего задания с результативностью всего урока и успешностью обучения всего классного коллектива.