Выступление на тему НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Ерёмина Анжела Юрьевна, учитель английского языка;
МБОУ лицей № 104 г. Минеральные Воды Ставропольского края;
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ:
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Школа сегодня меняется. Ускоряются темпы жизни. В Федеральном государственном образовательном стандарте образования появился новый термин – метапредметный.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.Нас с Вами на сегодняшний день интересует новое понятие- МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ.
Что такое метапредметность, метапредметы? Где их взять (или как их разработать)?
Для введения новых стандартов современный учитель должен идти на шаг впереди и уже быть готов к новому. Сегодняшние выпускники должны уметь ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в любой сфере. Наш с Вами предмет, иностранный язык, как никакой другой призван решать перечисленные задачи.
Метапредметный подход в полной мере отвечает требованиям современного образования и заложен в системе новых Федеральных образовательных стандартов. А потому давайте рассмотрим, является ли реальным в современных условиях учителю-практику реализовать метапредметный подход в процессе обучения.
Немного истории:
В России метапредметное обучение было широко распространено в 1918 году и называлась тогда методом проектов. Сразу после революции пытались уйти от классической системы образования, сложившейся в России, сбросить с корабля современности то, что напоминало прежние порядки. Метапредметное обучение разделялось на ступени. На первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников.
В 1930 году, был введен всеобуч (25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении») , а в 1932 году метод проектов жестоко осудили.Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало опять-таки, предметное обучение.
На предметном обучении выросло несколько поколений. На мой взгляд, чтобы ввести метапредметное обучение необходимо перестроить всю систему образования, и в первую очередь взгляды и подходы учителей. И если это произойдет, образование России, шагнёт далеко вперед.
Современные учёные, разрабатывающие идеи метапредметного подхода
А.Г. Асмолов, д.пс.н
Алекса́ндр Григо́рьевич Асмо́лов (род. 22 февраля 1949, Москва) — российский психолог, политик и учёный. Академик Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ имени М. В. Ломоносова, директор Федерального государственного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО). Член Президиума Российской академии образования[Метапредметные результаты (по А.Г. Асмолову) включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
А.В. Хуторской, д.п.н
Андре́й Ви́кторович Хуторско́й (р. 6 октября 1959 года) — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования[1], академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я. А. Коменского, директор Института образования человека, директор Центра дистанционного образования «Эйдос».
Хуторской является идеологом дистанционного образования, занимается этим вопросом с 1989 года.
Ю.В. Громыко, д.ф.н.,
Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог, занимающийся метапредметным подходом в обучении и понятием МЕТАПРЕДМЕТ. . Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы.
По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Метапредметы
«Задача» - учащиеся осваивают обобщенные способы решения различных типов задач в различных предметных дисциплинах
«Проблема» - обеспечивает как развитие способности мышления, так и развитие личности учащегося, поскольку при попадании в проблемную ситуацию человек не только анализирует ее мысленно, но и обязательно вырабатывает свою собственную точку зрения по вопросу, порождающему проблему.
«Знак» - реализует основную цель - обучение детей технологии схематизации, пониманию, построению и употреблению знаков и символов.
«Знание»- является одной из форм работы, нацеленной на формирование у школьников теоретического мышления посредством введения их в культуру работы со знаниями.
Однако все учёные, занимающиеся изучением метапредметного подхода, сходятся в одном:
Актуальность метапредметного подхода основана на
-разобщённости научных дисциплин
-раздробленности учебных предметов
В связи с этим назрела ВОСТРЕБОВАННОСТЬ метапрадметного подхода, призванного соединить научные дисциплины и наладить связи между учебными предметами.
Что следует понимать под метапредметным уроком?
Метапредметный урок-это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедятельность учащегося.
Знания, полученные на метапредметном занятии, являются универсальными и переходят из категории "теория" в категорию "практика".
Признаки метапредметного урока
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся
Рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого ученика.
Использование образовательных технологий:
-технология совместного обучения;
-технология исследовательской деятельности;
-проектная деятельность;
-проблемно-диалогическая технология;
-игровая технология.
Требования к учителю на МУ
Метапредметный урок выстраивается вокруг мысле-деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.
Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц содержания.
Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций.
Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уро
Организация исследовательской и поисковой работы учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой
Метапредметные образовательные результаты развивают у обучающихся:
использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающий действительности;
использование основных интеллектуальных операций: формирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;
умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;
использование различных источников для получения информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.
Оценка метапредметных результатов
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков.
В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях. Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
Использование ИКТ на уроках иностранного языка.
Презентация, как один из путей создания мотивационного поля на уроке иностранного языка
Значительная роль в развитии системы образования отводится информатизации образования. Школа имеет выход в Интернет. Учителя образовательного учреждения владеют и применяют на уроках ИКТ. Это напрямую связано с метапредметными связями.
Модернизация Российского образования направлена не только на изменение изучаемых предметов и курсов, но и на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приёмов учителя, активизацию деятельности учащихся в ходе занятия. Это напрямую связано с ведением метапредмета на уроках. Рост компьютеризации школ, дает возможность учителю возможность использовать на своих урока современные информационные технологии, что с одной стороны активизирует внимание обучаемых и усиливает интерес к уроку, а с другой стороны – облегчает работу учащегося и педагога. Ученик должен встречаться с информационными технологиями не только на уроках, но и вовне урочной деятельности, сам разрабатывать презентации, фильмы. Это вызывает интерес ученика, усиливает метапредметную связь, и мотивацию.
Современный образовательный процесс предполагает развитие у учащихся творческих способностей. Метапредметный подход диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в идее творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении иностранного языка.
К сожалению, работа над большим проектом плохо вписывается в стандартную урочную систему школы. В связи с этим, возможно, стоит всерьез задуматься об индивидуальной траектории развития каждого ученика.
Если проанализировать все сказанное выше - проектная деятельность отвечает всем требованиям ФГОС по формированию личностных, предметных и метапредметных результатов и полностью соответствует метапредметному обучению.
Заключение
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
Изучив стандарт, литературу, Интернет источники по введению метапредметного подхода в обучении, можно сказать, что использование на уроках информационно-коммуникационных технологий, проектной деятельности позволяют эффективно решать задачу внедрения метапредметного преподавания и выводить современное образование на передовые позиции науки.