Конспект урока русского языка на темуКорень слова.Однокоренные слова


Тема: Корень слова. Однокоренные слова.
Цели урока:
познакомить учащихся с понятиями «корень слова», «однокоренные слова»; учить учащихся находить корень в словах, распознать и подбирать однокоренные слова, обогащать словарный запас учащихся;
развивать наблюдательность, память, совершенствовать навыки правильного изложения мыслей и умения вести диалог, развивать творческие способности, речь;
Воспитывать любовь к русскому языку, потребность пользоваться его языковым богатсвом, умение работать совместно, чувства бережного отношения к природе
Тип урока: объяснение нового материала, используя элементы сказки.
Метод: словесный, метод направленного чтения.
Наглядность: учебник, интерактивная доска, опорная схема, буклеты.

Ход урока
І. Эмоциональный настрой
Минутка приятных воспоминаний.
А сейчас закройте, пожалуйста глаза и вспомните о чем-то очень-очень хорошем и улыбнитесь! Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее.
Ученики встают в круг и по очереди желают друг другу хорошее.
Раздаются стикеры с разными рисунками, равными по количеству и класс делится на две группы.
ІІ. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос: учащиеся задают вопросы друг другу
-Какую тему изучали на прошлом уроке?
-Что входит в основу слова?
-Что такое основа слова?
-Что такое окончание?
-Для чего служит окончание?
-Как переводятся на казахский язык: корень, суффикс, окончание, основа слова и как они условно обозначаются?
-Как определяем твердую и мягкую основу? (после тв.основы пишутся буквы а,о у, ы; после мягкой ь,и,е,ё,ю,я)
2.Определите в словах основу, выделите основу и окончание
Слово Мягкая основа Твердая основа
поле
река
речь
земля
дом
вода
ягода
степь
книга
дочь
игрушка
веселые
красная
родная
синий
ІІІ. Объяснение нового материала

Ребята, я загадаю вам загадку
Я у дуба
Я у зуба
Я у слов и у цветов.
Я упрятан в темноту.
Я не вверх, а вниз расту
Я главная часть слова
Я значение слова создаю (корень)
И, действительно, ребята Корень главная значимая часть слова.
Сегодняшний урок мы посвятим этой теме.
Запись темы и задачи урока.
Запишите тему урока в тетрадь. Корень. Однокоренные слова.
Наша задача сегодня:
познакомиться с понятиями «корень слова», однокоренные слова»;
научиться определять в словах корень, находить однокоренные слова.
Корень –это
Подземная часть растения.
Начало, источник чего-нибудь.
В грамматике- часть основы слова, в которой заключено его значение.(слайд с рисунками: зуб с корнем, цветок с корнем, разобранное по составу слово)
Сказка «Чудесное дерево» (упражнение по учебнику)
Словарно-лексическая работа
Выразительное чтение учителем сказки.
Назовите в тексте слова, которые имеют один и тот же корень.
(лететь,прилететь,улететь,вылететь,полететь, долететь,перелететь,перелетная). Корень этих слов-лет-, от глагола летать.
Ребята, подумайте, как в русском языке называются слова, образованные от одного корня?
Слова,образованные от одного корня называются однокоренными
Вывод: Корень слова –общая часть родственных слов.
Понятие о варианте корня. Ребята, посмотрите на эти пары слов и скажите: однокоренные ли они и какой процесс прослеживается
Книга-книжка
Писать-пишу
Ответить-отвечу
(Процесс чередования согласных звуков г/ж, с/ш, т/ч в корне слова)
ІҮ. Закрепление
а) Дидактическая игра «Пригласи вгости»
-А сейчас поиграем. У нас четыре домика. Первый дом с названием «школа», второй дом «море», третий дом «город» и четвертый дом «дерево». У вас на столах карточки со словами. Давайте начнем приглашать гостей в дома.
Б) Выполнение упражнения 154(на доске)
В) Игра «Хлопаем в ладоши»
Сейчас я буду называть пары слов. В одних параходнокоренные, в других – неоднокоренные. Если я назову однокоренные слова вы хлопаете в ладоши, если назову неоднокоренные, то поднимаете руки.
Лесник-лесник
Вода-водопад
Сад-садовник
Дом-дым и т.д
Г) Работа с текстом. Проблемная ситуация. Выборочное списывание.
Чужак
Собрались у Воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гормошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. Все старуху Воду ждут. Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти , в свою семью. Пошел чужак, пригорюнился. Где ему родственников искать?
Задание: Выпишите в тетрадь однокоренные слова. Выделите в них корень.
Проблемный вопрос:
-А какое слово оказалось чужаком среди однокоренных к слову Вода?
Вывод:
Итак, ребята корень этих слов вод от слова вода. А вода часть природы. А что такое природа? Это то, что нас окружает. Воздух, небо, леса и горы, птицы и животные. И природу мы должны беречь и охранять.
Ү. Подведение итогов урока. Рефлексно-оценочный этап.
Тест да/нет
Вопрос Ответ Да Нет
1.Что такое корень слова?
Корень-общая часть родственных слов. 2.Какие слова называются однокоренными? Слова, образованные от одного корня называются однокоренными 3.Однокоренные слова имеют общую часть? 4.Однокоренные слова не близки по смыслу? 5.Как выделить корень слова? ҮІ. Задание на дом упражнение 156
-Правило стр 69-70
-Написать мини-сочинение на тему: «Охранять природу-значит охранять Родину»