Разработка компетентностно-ориентированных заданий для младших школьников


Трусова Н.В.,
учитель начальных классов
НОУ частной гимназии
святой равноапостольной княгини Ольги
г. Костромы
«Разработка компетентностно – ориентированных заданий
по учебным предметам в начальной школе»
На ступени начального общего образования действует Федеральный государственный образовательный стандарт, который существенно отличается от предыдущего. Все изменения в нём должны привести к тому, что результаты общего образования будут прямо связаны с направлением личностного развития и представлены в деятельностной форме. В основе стандартов второго поколения лежит деятельностная парадигма образования. В качестве цели образования заявлено развитие личности школьника.
Особенности Стандартов второго поколения:
Принципиальным отличием является ориентация стандартов на результаты образования. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности (знать, уметь, применять).
Обязательным является формирование системы универсальных учебных действий учащихся, а также сформированность коммуникативных и информационных умений. В стандарте появились новые формы проверочных работ - комплексные проверочные работы на базе источника. Именно такие работы используются в независимых экспертизах.
В учебный план введены часы внеурочной деятельности, которая является органическим продолжением учебных занятий. Их особенность в том, что они имеют практическую направленность, конечный продукт своей деятельности.
Все занятия строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учитель планирует активную деятельность учащихся. В стандартах заложены основные виды учебной деятельности.
Приоритетным становится воспитание. Программа духовно-нравственного воспитания становится ориентиром формирования ценностей.
Согласно теории Л.С. Выготского, процессы обучения и воспитания не сами по себе развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы. Это означает, что результатом образования являются не только предметные знания, но, прежде всего, универсальные способы деятельности (более широкое понимание общеучебных умений и навыков). Они определены в программе формирования универсальных учебных действий (УУД). Поэтому нужно воспитывать в детях готовность к переменам, развивая такие качества, как мобильность, конструктивность, умение учиться. Другими словами, отечественная школа смещает акценты со знаниевого на компетентностный подход к образованию.
Содержание образования представлено тремя уровнями: общепредметные вопросы, содержание образовательной области и содержание отдельных предметов.
В соответствии с этим выстроена и иерархия компетентностей. Компетентности разделяют на: ключевые, надпредметные (общепредметные, межпредметные) и предметные.
Что такое компетентность? Вот несколько определений данного понятия:
Компетенция 1) круг полномочий и прав, предоставляемых законом, уставом или договором конкретному лицу или организации в решении соответствующих вопросов;
2) совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы.
Умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания, умения и навыки в практической деятельности.
Мы будем рассматривать компетентность как результат образования.
Запомнить и ответить – это накопление знаний;
подставить значение в готовую формулу – это реализация умений;
узнать из многих математических выражений квадратное уравнение – проявление навыков;
применить свои знания и умения во внеучебной практической ситуации – это компетентность.
Смысл компетентностного подхода в том, что ученик должен осознавать постановку самой задачи, оценивать новый опыт, контролировать эффективность собственных действий.
Появление нового результата образования ни в коей мере не предполагает отрицание старых, традиционных результатов, напротив, компетентность рассматривается как некий интегрированный результат, включающий в себя все традиционные результаты образования.
В сравнении с другими результатами образования компетентность:
является интегрированным результатом,
проявляется при использовании в практической деятельности и жизненных ситуациях,
позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности),
существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания),
переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями: через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения),
проявляется осознанно (в отличие от навыка),
представляет собой осознанное применение знаний, умений и навыков в практической жизненной ситуации.
Компетентностно-ориентированные задания изменяют организацию традиционного урока. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение компетентностно-ориентированных заданий – «окунуть» учащихся в решение «жизненной» задачи.
Учебный процесс должен строиться на заданиях разных видов, каждый из которых предназначен для реализации конкретных целей.
Рассмотрим некоторые их виды и цели использования.
Учебное задание, цель – осознание учебных задач, освоение предметного содержания.
Текстовая задача, цель – формирование обобщающих умений и освоение предметного содержания.
Проблемная задача, цель – общее развитие: интеллект, воля, эмоции, творчество.
Практическое задание, цель – формирование предметных знаний и умений на познавательном материале.
Компетентностно-ориентированное задание, цель – формирование умений действовать в социально-значимой ситуации.
Если компетентность - это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-
ориентированное задание предназначено для реализации данной цели.
Анализ многих действующих учебников показывает, что подавляющее большинство заданий, размещённых в них, – это учебные задания и текстовые задачи. Заданий другого типа представлено крайне мало. В учебниках, которые включены в УМК развивающего обучения по системе Эльконина-Давыдова, авторы делают ставку на деятельностные, продуктивные задания (особенно в начальной школе). Безусловно, очень важно, чтобы при обучении учащиеся выполняли деятельность разного вида: репродуктивную, частично-поисковую, творческую продуктивную. В зависимости от цели занятий учитель выбирает те или иные виды заданий. Компетентностно-ориентированные задания, являясь по сути деятельностными продуктивными, должны быть включены в обучение как на этапе формирования, так и на этапе мониторинга сформированности компетентностей. Рассмотрим классификацию ключевых компетентностей и какое содержание прячется за каждой компетентностью?
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия.
Обработка информации и классификация информации по заданному основанию – это информационная компетентность;
Планирование деятельности и строгое выполнение алгоритма – это самоорганизационная (разрешения проблем)
Написание текста заданной структуры и умение ответить на вопросы слушателей при выступлении – это коммуникативная компетентность.
Каждая ключевая компетентность представлена несколькими аспектами, которые, в свою очередь, определены на разных уровнях. Очень условно можно считать, что первый уровень соответствует 1 – 4 классам; второй уровень – 5 – 8 классам; третий уровень – 9 – 11 классам. (Приложение 1)
Как узнать компетентностно-ориентированное задание? Очень просто!
Во-первых, это деятельностное задание;
Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию;
В третьих, оно строится на актуальном для учащихся материале;
В-четвёртых, его структура задаётся следующими элементами:
Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.
Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.
Источник содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания
Инструмент проверки задаёт способы и критерии оценивания результата.
Самое главное требование – это чтобы задание было понято однозначно! Если Вы сформулировали задание, и не возникло ни одного вопроса на уточнение – значит, задание сформулировано очень грамотно!