Развитие критического мышления через использование компетентностно – ориентированных заданий
Развитие критического мышления через использование компетентностно – ориентированных заданий
Формирование знаний является важнейшим условием умственного развития, обучения учащихся системе обобщённых приёмов умственной деятельности и их переносу, а также формирования общих способов учебной работы: умение слушать, наблюдать, контролировать свою работу и др. Сегодня можно найти очень много литературы по новым педагогическим технологиям, но среди них чрезвычайно мало универсальных решений, которые можно было бы применять для разных дисциплин и для различных типов занятий, тем более применимых в начальной школе. Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов – это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные, иногда, казалось бы, невероятные пути решения проблем, и не только в учебе. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Именно мышление становится в центр развития ребёнка в период его младшего школьного возраста. Развивать ребенка через изучаемый материал – вот цель. Развивать способность к анализу, синтезу, умению перекодировать информацию, работать с литературой, находить нестандартные решения, уметь общаться с людьми, формулировать вопросы, планировать свою деятельность, анализировать удачи и промахи, то есть научить работать осмысленно.
Поэтому я считаю, что развитие критического мышления младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно и творчески.
В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя ключевые компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.
КОЗы позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством грамотной организации изучения традиционного программного материала,изучение нового программного материала, без предварительного объяснения учителя дополнение информации, полученной из учебника или представленной учителем, информацией, самостоятельно полученной из других источников. Позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.
Компетентностно-ориентированное задание имеет свою структуру.: введение в проблему, формулировка задания, форма представления результатов, критерии оценивания. Использовать КОЗы можно на всех предметах.
Компетентностно-ориентированные задания интересны тем, что начинаются со стимула, который мотивирует учащихся на выполнение деятельности, эмоционально насыщает урок. Описание, каких- либо жизненных (проблемных) ситуаций, стимулирует ребят на активную работу.
Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания. Задачная формулировка может быть, как простой структуры, так и сложной. Она задаёт деятельность, формулирует требования к ответу. Здесь главное для учителя корректно сформулировать задачу, учитывая уровень учащихся. На данном этапе формирую аспекты первичной обработки информации, планирование информационного поиска.
Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.
Наиболее оптимально в виде источника информации использовать цифровые ресурсы, представленные как набором ЦОР к учебникам, так и информационными источниками. Источник информации должен быть необходим и достаточен для выполнения заданной деятельности, интересен, соответствовать возрасту учеников. На одном источнике (наборе источников) может строиться несколько заданий.
Главное, чтобы учащийся не должен быть знаком с источником до выполнения задания. Кроме того, источник информации может содержать информацию одного вида (текст, рисунок, таблица, диаграмма, музыка и др.) или сочетание отдельных видов информации. Инструмент проверки Определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом – это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.
Бланк для выполнения задания задаёт структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания. Форма для фиксации ответа зависит от формы проведения контроля (письменной или компьютерной). Место, для фиксации ответа, должно быть чётко обозначено
Работая с компетентностно-ориентированным заданием, учащиеся осваивают аспект публичного выступления, учатся соблюдать нормы публичной речи и регламент, готовят план выступления, работают с вопросами, заданными на уточнение и понимание. Формируется продуктивная групповая коммуникация. Ученики самостоятельно следуют заданной процедуре группового обсуждения, разъясняют свою идею или аргументируют своё отношение к идеям других членов группы. Тем самым развивается коммуникативная компетентность.
После того как учащиеся выполнят компетентностно-ориентированное задание, им предлагается модельный ответ. Это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа.
На этом этапе у учащихся формируется аспект оценки деятельности, когда дети выполняют текущий контроль своей деятельности по заданному алгоритму. Или же оценка результата (продукта) деятельности, когда ученик сравнивает характеристики запланированного и полученного продукта и делает вывод о соответствии продукта замыслу. Происходит оценка собственного продвижения (рефлексия), дети указывают на сильные и слабые стороны своей деятельности, называют мотивы своих действий. Всё это формирует компетентность разрешения проблем.
Я за ученика думающего, творческого, целеустремленного. Мне, как и всем учителям, хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них, умея отстаивать собственное мнение. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить.
Считаю, что компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) являются одним из способов повышения мотивации к изучению предметов,
во-первых, потому, что, работая над ними, ученик меняет подход к выполнению задания; во-вторых, компетентностно-ориентированные задания требуют других способов деятельности; в-третьих, позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала,
в-четвертых, способствуют развитию мышления школьников, лучшему усвоению материала и изменению отношения к предмету.
Литература :1. Заир-Бек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. – М., 2004.
Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И. О. Загашев, С. И. Заир-Бек. – СПб: Альянс «Дельта», 2003.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М. 1998
4. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании//Завуч.-2008.-№1.
5.. Загвоздкин В.К. «Модели компетентности»// Школьные технологии № 3, 2009 год,