Методический комментарий к уроку Золотые нити города Михайловска (5 класс)
Методический комментарий
учителя русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 4 г. Михайловска
Богдановой Олеси Ивановны
Тема мастер-класса «Золотые нити города Михайловска»
Цели: знакомство обучающихся с нормами литературного языка и говорами, диалектными и устаревшими словами г. Михайловска. Предупреждение и устранение произносительных и грамматических ошибок в речи под влиянием говоров.
Задачи:
-развивать внимание к слову, определяя уместность/ неуместность использования диалектных и общеупотребительных слов в обиходной речи;
-обогащать словарный запас обучающихся;
-воспитывать бережное отношение к русскому языку и к этнографии родного края.
Актуальность выбранной темы, на мой взгляд, заключается в том, что говоры представляют ценный материал для истории русского языка: ведь многие из них сохраняют те элементы, которые литературный язык уже утратил. Диалектная же лексика представляет собой копилку, в которой собрано духовное богатство народа, отражена его культура, создававшаяся на протяжении многих столетий. Изучая говоры и диалектную лексику, мы можем воссоздать детали нашей культуры, узнать, например, что собой представляли быт и сельское хозяйство данной местности.
Мастер-класс был создан с учётом возраста обучающихся (5 класс: 10-11 лет), поэтому была использована такая форма урока, как урок-путешествие (из современного класса мы перенеслись в атмосферу 19 века, в районный музей ( где, как не в музее можно узнать интересного и полезного о малой родине, прикоснуться к её истокам).
В ходе урока были использованы творческие элементы: исполнение песни ученицей десятого класса в национальном костюме, индивидуальная работа пятиклассников в задании «Вести от Настёны» и «Покажи предмет», «Расскажи о предмете» (приёмы: объяснение-игра, упражнение-погружение в быт крестьян Шпаковского района).
Затем ребята услышали замечательную легенду о появлении сел (с.Михайловское и с. Пелагиада) , рассказали о традиционных праздниках района: Пасха, День жён мироносиц (второе воскресенье после Пасхи), Михайлов день- День города, День семьи, Праздник урожая. Подготовленные обучающиеся (д\з) познакомили нас с семейными традициями: «КУШАЕМ ВМЕСТЕ», «СКАЗКА НА НОЧЬ».
Без использования ИКТ не обходится ни один современный урок, поэтому считаю: использование технических средств помогало получать интересные дополнительные сведения о предметах, находившихся в районном музее.
В конце мероприятия обучающиеся делали выводы, отвечая на поставленные вопросы:
1.Что же является золотыми нитями города Михайловска? (Это наша история, которую нужно изучать и знать: предметы быта михайловцев, диалектные и устаревшие слова с ними связанные).
2.Зачем нужно изучать говоры, диалектную лексику? (Нужно изучать, чтобы видеть различие между разговорной лексикой и общеупотребительной, всем понятной; не допускать произносительных и грамматических ошибок)
4.Где уместно употреблять эту лексику? (В художественных произведениях для создания атмосферы, национального колорита).
3. С какими новыми предметами обихода вы познакомились? Какие новые слова узнали? Значение всех ли слов вам известны и понятны?
4. Как полученные знания могут пригодиться в учёбе и дальнейшей жизни?
Ни для кого не секрет, что, выполняя подобные задания, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получает в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, учится анализировать ее, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы, то в силу более высокого образовательного уровня ему будет легче адаптироваться в дальнейшей жизни.
Пятиклассникам было дано домашнее задание (по выбору):
1.Написать сочинение на тему «Золотые нити города Михайловска».
2. Подобрать загадки, отгадками которых будут слова: ярмо, люлька, коромысло, утюг, прялка, чугунок, самовар.
3.Рисунки на тему «Традиции моего города и моей семьи».