РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО – ТВОРЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.
Соколова Светлана Викторовна
воспитательI кв.кат.
МКДОУ детский сад общеразвивающеговида № 28
Развитие творческих способностей у детей с овз через организацию деятельности художественно – творческой направленности.
Детство - самое счастливое и золотое время. Маленький ребенок от рождения наделен удивительным даром – радоваться жизни, получать удовольствие от самых простых и обыденных вещей. И здесь важно сделать сам процесс воспитания радостным и наполненным яркими впечатлениями. Главное условие – это активное творческое взаимодействие педагога с детьми, атмосфера любви и добра, увлеченность общими интересами.
Всякий ребенок от природы талантлив, я очень стараюсь помочь таланту раскрыться. Для этого использую разные пути: диагностику, образовательно - воспитательные маршруты, полифункциональную среду группы как средство коррекционно - развивающей работы, сюжетно - ролевые игры, экспериментальную деятельность, экскурсии, прогулки, творческую деятельность.
Использование дифференцированного подхода в работе с детьми помогает мне в создании условий для обучения детей, имеющих разные способности. В его основе лежит образование разноуровневых групп с целью подбора того содержания обучения, которое соответствует уровню и потребности детей.
Большие возможности в развитии творческих способностей детей дает реализация художественно –творческой деятельности выбранная в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи и возможностями дошкольного учреждения и задачами обогащенного развития дошкольников.
Одним из важных условий художественно – творческого и эстетического и воспитания в детском саду является организация предметно - развивающей среды, способствующей познавательному развитию, развитию интереса к искусству, навыков изобразительной деятельности, творчеству. Организованны театрально - игровое пространство, центр изодеятельности, собрана коллекция демонстрационных материалов, образцы изделий народного прикладного искусства, имеются необходимые пособия, тематические наборы картин.
При организации деятельности использую как традиционные так и нетрадиционные техники рисования (цветной клейстер, кляксография, набрызг, рисование свечей, пластилинография), которые позволяют маленькому художнику выразить в своем рисунке чувства и эмоции, дают свободу вселяют уверенность в своих силах. Ребенок получает свободу выбора, что обеспечивает деятельности творческий характер.
Немалое внимание детей привлекает лепка: из глины, кондитерского и соленого теста, работа различными подручными материалами (стеки, чеснокодавка), поделки дети расписывают красками, проявляя свою фантазию.
Уже в 4- 5 лет ребенок способен узнавать свойства и качества бумаги и других художественных материалов (природный и подсобный материал, засушенные листья, мех, ткань) чтобы определиться какой из них использовать в том или ином случае. Разумеется, будут неудачи, разочарования, но природный интерес поведет дальше, появятся навыки, а за ними первые проявления творчества.
Работа ведется не только по интересам, но и по потребностям, понимая значимость своей деятельности. Это может быть подготовка персонажей кукольного театра, подарок маме, папе, другу, создание игрушек и многое другое.
Для повышения мотивации, активизации познавательной деятельности детей новые демонстрационные возможности дает применение компьютера, интерактивной доски. Использую видеозаписи сказок, мультфильмов, компьютерные обучающие презентации на различные темы: природа родного края, росписи (хохлома, городецкая и другие), праздники, различные мероприятия (олимпиада),видеоролики («Художники», «Веселый цвет»), эффективны дидактические игры («Художественный салон», «Обучающие краски»). Большая работа проводится с использованием интерактивной доски по составлению узоров, аппликаций, картин для целостного представления результата своего труда.
Эффективно используется пространство коридорных стен. В них размещаются традиционно проводимые выставки детских работ: рисунков («Мамин портрет», «Будь внимателен на улице», «Времена года», «Огонь – друг, огонь – враг», «Олимпийские игры»…), поделок из природного материала («Дары осени», «Необычный букет», «Животные», «ПДД»…), фотографий («Вот как мы живём в детском саду», «Как мы любим отдыхать всей семьёй»…).
В своей деятельности я стремлюсь сделать родителей активными участниками жизни детского коллектива. Очень важно помочь родителям получать удовольствие от совместных игр, общения со своим ребенком. Развитию совместного общения взрослых и детей помогают игровые встречи: «Вот она какая, мамочка родная» (мамы совместно с детьми играют, рассказывают, рисуют, лепят, конструируют, угощаются сладостями), «Мы рисуем новый год» (дети вместе с близкими рисуют). Очень интересный проект, созданный совместно с родителями, - коллективный фотоальбом «Вот какие мы», в котором можно кроме фотографий детей представить зарисовки родителей, рассказы о детях, о семье, об общих делах и увлечениях.
Лучше узнать родителей и подтолкнуть их к взаимодействию со своим ребёнком помогает участие родителей и детей в различных смотрах – конкурсах: «Рождественский подарок», «Игрушки для театра – просто и занятно», «Мамина фантазия, папины руки – в доме веселье, не бывает скуки», «Самый веселый клоун». Очень важно, чтобы после конкурса были отмечены все его участники.
Смысл детского творчества – самовыражение, а не соответствие чьим – либо ожиданиям. Процесс развития его будет интересен, продуктивен, если систематически пополнять его новым содержанием, и новыми средствами.
Тема развития творческих способностей актуальна в наши дни, поэтому девиз нашей работы – чувствовать, познавать, творить!
Список литературы
«Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования» Т.И.Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
«Изобразительная деятельность дошкольников» Т.Н.Доронова Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – М. Просвещение, 2006г.
«Развивайте у дошкольников творчество» Т.П.Казакова. Пособие для воспитателей детского сада. М. –Просвещение 2011г.
Информационная справка воспитателя старшей группы Соколовой С.В.
В старшей группе была проведена работа с родителями по правилам дорожного движения и безопасности детей на улицах в темное время суток. В результате чего, детям на верхней одежде (у кого не было), были обеспечены светоотражатели. На данный момент они имеются у всех детей группы – 24 ребенка.