Доклад «Личностно-ориентированное обучение, как необходимое условие для формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ».


КОУ ВО «Борисоглебская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа интернат VIII вида для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Доклад О.В Лебедевой.
«Личностно-ориентированное обучение, как необходимое условие для формирования жизненных компетенций у детей с ОВЗ».

Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно-ориентированного обучения состоит в том, чтобы «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа». Это в полной мере относится к коррекционным школам потому, что их воспитанники более всего нуждаются в выработке этих механизмов.
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества .В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
  Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата.
К личностно-ориентированным технологиям относятся: 1 Технология разноуровневого обучения,2  Коллективное взаимообучение, 3 Технология модульного обучения, 4 Здоровьесберегающая технология.
1.Технология разноуровневого обучения принимает во внимание личные способности и возможности, которые обеспечивают гарантированное усвоение базисного ядра школьной программы. Эта структура включает в себя следующие подсистемы:
-  индивидуально-типологические особенности, проявляющиеся  в темпера-
  менте, характере, способностях.
-  психологические характеристики (мышление, воображение, память),
  внимание, воля,   чувство, эмоции.
-  опыт, включающий знания, умения, привычки.
В книге В.В. Воронковой «Обучение и воспитание во вспомогательной школе» даётся классификация умственных способностей детей по степени усвоения учебного материала. Это помогает педагогу коррекционной школы обучать детей с разными видами умственной отсталости. При обучении детей нужно учитывать различия у школьников в степени и характере речевого недоразвития, в их познавательных процессах, ощущениях и восприятиях , интеллектуальных нарушениях. Учитель должен применять разноуровневое обучение. Педагог должен условно делить класс на группы. Группы определяются следующими факторами: возможностями детей усваивать учебный материал, однородностью возникающих трудностей и причинами лежащими в основе этих трудностей. Таких групп может быть от одной до четырёх. Задача учителя состоит в том, что бы исправить дефект недоразвития, помочь ребёнку. Это очень длительный процесс , который растягивается на годы и становится виден, когда ребёнок стоит на пороге выхода из школы. Перед педагогами коррекционных школ стоит задача максимально исправить психофизические недостатки детей олигофренов. Из года в год проводится коррекционная работа по исправлению этих недостатков и приближению развития этих детей к уровню развития нормальных школьников.
2 технология. Коллективное взаимообучение.    При работе с умственноотсталыми учащимися применение технологии разноуровневого обучения просто необходимо. Как правило, учащиеся имеют разный уровень состояния слуховой функции, речевого развития, произносительных навыков, восприятия и воспроизведения устной речи. Поэтому выполнение единых программных требований, ориентированные на определенные сроки обучения неэффективно. Нестойкие умения быстро утрачиваются  и это приводит к развитию у учеников неуверенности в возможности овладения речью, а у учителя (воспитателя)  к неудовлетворенности результатами своей работы. Используя в работе с умственно отсталыми  учащимися дифференцированный подход в обучении, который учитывает индивидуальные особенности речевого и психофизического развития, возможно добиться определенных результатов. Для осуществления дифференцированного подхода используются разноуровневые программы, которые определяют стратегию обучения каждого ученика, исходя из фактического состояния его развития.
        Очевидно, что учить ребят нужно только с опорой на интерес, обязательно создавая ситуацию успеха. Бессмысленно и безнравственно обучать и воспитывать детей, если они не осознали их значимости, если им не интересно и у них нет потребности увидеть результаты свой деятельности. Учителя и воспитатели  должны использовать  личностный подход к обучению и воспитанию на предметных уроках и уроках труда, учитывая индивидуальные склонности и желания учащихся.
При переходе  в среднее звено обучения, на предметных уроках и уроках  труда, занятиях,  учащиеся уже приобретают умения, навыки, творческие способности в определённых направлениях трудовой деятельности и совершенствуют свои  знания, умения, навыки. Для многих воспитанников первичная социализация проходит в условиях интернатного учреждения. Именно в стенах школы-интерната закладываются многие важные качества, необходимые для последующей полноценной самостоятельной жизни.
При переходе  в старшее звено обучения уроки  труда,  проходят уже с элементами профориентации.
Профессионально-трудовое обучение в школе 8 вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития . Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся,с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой- развивать недостающие способности.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитывающей целями урока в системе личностно ориентированного обучения важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить несколько моментов позволяющих достичь поставленных целей.1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; 2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Осуществляя дифференцированный подход к обучающимся, учитель включает обращённые к ученикам вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения.
В коррекционной школе 8 вида основными предметами являются столярное дело и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей олигофренов к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы ,дети получают азы специальности столяра и швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школах 8 вида это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик—это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Педагог должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы:
-использование субъективного опыта учащегося
-актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
-вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
-обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
На уроках швейного и столярного дела в коррекционной школе идет художественно-эстетическое воспитание учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. На примерах изделий из декоративно-прикладного искусства открываются широкие возможности для развития потенциала. Изготовление школьниками изделий имеет практическое применение и делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду, осмысленного выбора профессии.
3.Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка можно выстроить систему глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у  учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Учащиеся затрудняются при пересказе текста. И немногие из детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами помогает развить самостоятельную письменную речь – одну из важнейших средств коммуникации школьников.
4.Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время , так как известно, что дети в школу приходят не совсем здоровыми, а в процессе обучения число здоровых детей уменьшается. Школьный фактор—это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор , влияющий на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающей технологии является приоритетным направлением в деятельности педагога. Основная цель здоровьесберегающих технологий—сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи:
-обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, поэтому наиболее главной задачей остаётся организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая, что динамичность активного внимания детей олигофренов не превышает 20 минут, то часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости уроки нужно проводить в игровой форме. Детям нужно прививать здоровый образ жизни , для этого необходимо в работе руководствоваться следующими правилами:
-проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки использование элементов на обычных уроках;
-привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных(соблюдения режима проветривания, протирания пыли, смена обуви);
-проведение профилактики травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного техники безопасности;
-оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание(работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация ( употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры;
-организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни;
-повсеместно в школах нужно открывать кабинеты здоровья, где ребёнок может отдохнуть, расслабиться.
Нужно научить  детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Педагоги , применяющие здоровьесберегающую технологию, просто обязаны создавать благоприятный психологический климат на уроке.
В коррекционной школе важно грамотно составить расписание уроков. Предметы с разными видами деятельности должны чередоваться.
Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
 
.
Профессионально-трудовое обучение в школе 8 вида является основой подготовки детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни, труду. Достижение этой цели обеспечивается разнообразными формами коррекционной работы, которая предполагает глубокое изучение индивидуальных особенностей учащихся, имеющие разные отклонения в развитии. Планируя свою работу учитель должен знать состояние внимания, утомляемости и темпов работы каждого ученика так как это влияет на процесс усвоения и выполнения практических заданий. Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития . Работа с такими детьми требует от педагога более чёткого и продуманного использования методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся,с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой- развивать недостающие способности.
Наряду с обучающей, развивающей и воспитывающей целями урока в системе личностно ориентированного обучения важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить несколько моментов позволяющих достичь поставленных целей.1) использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; 2) создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе; 3) стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.
Осуществляя дифференцированный подход к обучающимся, учитель включает обращённые к ученикам вопросы по ходу объяснения. Это повышает умственную активность, улучшает внимание, способствует пониманию, позволяет контролировать процесс усвоения.
В коррекционной школе 8 вида основными предметами являются столярное дело и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей олигофренов к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы ,дети получают азы специальности столяра и швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школах 8 вида это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик—это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Педагог должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы:
-использование субъективного опыта учащегося
-актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
-вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
-обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
На уроках швейного и столярного дела в коррекционной школе идет художественно-эстетическое воспитание учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. На примерах изделий из декоративно-прикладного искусства открываются широкие возможности для развития потенциала. Изготовление школьниками изделий имеет практическое применение и делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду, осмысленного выбора профессии.
Технология модульного обучения предусматривает самостоятельную работу ученика, но с определенной дозой помощи. Модули позволяют перевести обучение на индивидуальную работу с отдельными учащимися, изменять формы общения учителя и ученика. Каждый модуль предусматривает алгоритм работы по этим разделам произношения. Он состоит из последовательно усложняющихся задач, обеспечивая при этом входной и промежуточный контроль, позволяющий ученику вместе с учителем осуществлять управление учением. Так педагогами-дефектологами и учителями русского языка можно выстроить систему глобального восприятия литературных текстов художественного, публицистического и научного характеров, где очень важно сформировать у  учащихся навыки самостоятельной работы над текстом. Основной трудностью является глобальное восприятие текста прочитанным учителем. Это для них огромная работа, требующая большого напряжения, сосредоточенности, привлечения внимания, памяти, а главное – осмысленного восприятия предлагаемого материала. Учащиеся затрудняются при пересказе текста. И немногие из детей овладевают пересказом текста, некоторые из них ограничиваются ответами на вопросы по содержанию текста в форме диалога. Составление ответов на вопросы и выполнение заданий к тексту обычно не вызывают особых трудностей у учеников. Но это еще не сформированная самостоятельная письменная речь. Интегрированное применение спецметодики работы над текстом учителями русского языка и учителями-дефектологами помогает развить самостоятельную письменную речь – одну из важнейших средств коммуникации школьников.
Здоровьесберегающая технология является одной из самых актуальных в наше время , так как известно, что дети в школу приходят не совсем здоровыми, а в процессе обучения число здоровых детей уменьшается. Школьный фактор—это самый значимый по силе воздействия и по продолжительности фактор , влияющий на здоровье детей. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающей технологии является приоритетным направлением в деятельности педагога. Основная цель здоровьесберегающих технологий—сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отсюда вытекают основные задачи:
-обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
-снижение уровня заболеваемости учащихся;
- сохранение работоспособности на уроках;
-формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;
- формирование системы спортивно-оздоровительной работы.
Большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, поэтому наиболее главной задачей остаётся организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.
Начало школьного обучения связано не только с изменениями уклада жизни детей, но и резким увеличением нагрузок на отдельные органы ребёнка. Лучшими методами сохранения работоспособности на уроках является смена форм работы ученика. Учитывая, что динамичность активного внимания детей олигофренов не превышает 20 минут, то часть времени урока следует использовать на проведение физкультпауз. Из всех нагрузок, с которыми ребёнок встречается в школе, наиболее утомительной является нагрузка, связанная с необходимостью поддержания рабочей позы. Переключение в течение урока с одного вида деятельности на другой должно сопровождаться с изменением позы ребёнка. Для сохранения здоровья, предупреждения утомляемости уроки нужно проводить в игровой форме. Детям нужно прививать здоровый образ жизни , для этого необходимо в работе руководствоваться следующими правилами:
-проведение специальных уроков по формированию здорового образа жизни, уроки гигиены как самостоятельные уроки использование элементов на обычных уроках;
-привлечение к поддержанию санитарного состояния класса дежурных(соблюдения режима проветривания, протирания пыли, смена обуви);
-проведение профилактики травматизма путём инструктажа по технике безопасности, бесед по охране труда и ведение классного техники безопасности;
-оздоровление детей в условиях школы: здоровое питание(работа с родителями по организации стопроцентного охвата горячим питанием в школьной столовой), витаминизация ( употребление детских витаминов под контролем учителя), применение на уроках элементов лечебной физкультуры;
-организация конкурсов рисунков на темы здорового образа жизни;
-повсеместно в школах нужно открывать кабинеты здоровья, где ребёнок может отдохнуть, расслабиться.
Нужно научить  детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье.
Педагоги , применяющие здоровьесберегающую технологию, просто обязаны создавать благоприятный психологический климат на уроке.
В коррекционной школе важно грамотно составить расписание уроков. Предметы с разными видами деятельности должны чередоваться.
Представленные личностно-ориентированные технологии обучения позволяют максимально адаптировать учебный процесс к возможностям и потребностям обучающихся.
.
Отличия личностно ориентированного урока от традиционного урока.
Во- первых, это организация самого урока и деятельности на нём. Меняются методы преподавания, способ и степень взаимодействия учителя с учеником. Учёт интересов учеников и их способностей, ученикам предоставляется реальный выбор содержания обучения, уровня и методов его усвоения.
Во - вторых, становится другой позицией педагога.
                Она включает в себя следующие характеристики:
-                  установка на ученика, как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
-                  умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей;
-                     позитивное, уважительное отношение к самостоятельности мнений, суждений и выводов учеников;
-                     опора на субъективный личностный опыт ученика;
-                   ориентация на формирование учебной деятельности школьников. Развитие мотивационной деятельности учеников, повышение степени самостоятельности на уроке;
-                     диалогическая позиция в общении с учащимся;
-                     направленность на осознание учителем мотивов собственных действий, поведения, деятельности в ходе педагогического взаимодействия;
-                     «считывание» учителем эмоциональной информации ученика и реагирование на неё, проявление социально - педагогической наблюдательности;
-               заинтересованная реакция учителя на предложения, пожелания, и замечания учеников по поводу организации образовательного процесса;
-                     направленность на достижение успеха, а не на избегание неудач в профессиональной деятельности;
-                     поощрение творческой активности учащихся.
В-третьих, меняется позиция ученика.
Ученик выступает субъектом деятельности. Субъективная позиция ученика характеризуется активным и творческим отношением к учёбе, когда сам учащийся создаёт себе условия для успешной деятельности, сам ищет пути для достижения лучших результатов.
 
В-четвертых, меняется характер взаимоотношений между учителем и учащимися в учебном процессе.
Традиционный урок Личностно- ориентированный урок
1. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает учитель. 1. Выявляет реальные интересы детей и согласует с ними подбор и организацию учебного материала
2. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми     2. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком
3. Планирует и направляет детскую деятельность 3. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность
4. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 4. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки
Личностно ориентированное обучение строится на следующих принципах:
1.                   принцип самоактуализации2.                   принцип индивидуальности
3.  принцип субъектности4.   принцип выбора
5.  принцип творчества и успеха
6.  принцип доверия и поддержки
. Современный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим средствам, используемым учителем. Но всё же далеко не всегда его можно считать личностно ориентированным. Личностно-ориентированные технологии
Личностно-ориентированные технологии определяют методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка: берут на вооружение психодиагностические методики, изменяют отношения и организацию деятельности детей, применяют разнообразные средства обучения, перестраивают суть образования.
Личностно-ориентированные технологии противостоят авторитарному (командному), обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в технологии традиционного обучения, создают атмосферу любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества .В центре внимания личностно-ориентированных технологий – личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются – развитие, личность, индивидуальность, свобода, самостоятельность, творчество.
Личность – общественная сущность человека, совокупность его социальных качеств и свойств, которые он вырабатывает у себя пожизненно.
Развитие – направленное, закономерное изменение; в результате развития возникает новое качество.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие какого-либо явления, человека; противоположность общего, типичного.
Творчество – это процесс, в результате которого может быть создан продукт. Творчество идет от самого человека, изнутри.
  Педагогическая технология – это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают получение определенного результата. В коррекционной школе 8 вида основными предметами являются столярное дело и швейное дело. По этим предметам проводится итоговая аттестация. Именно изучение этих предметов максимально готовит детей олигофренов к жизни в обществе. Изучая выше названные предметы ,дети получают азы специальности столяра и швеи.  Суть личностно-ориентированного обучения на уроках труда в школах 8 вида это создание условий для познавательной активности обучающихся. Ученик—это главная фигура всего общеобразовательного процесса. Педагог должен создавать условия для развития мотивации к обучению. Для этого определены следующие принципы:
-использование субъективного опыта учащегося
-актуализация имеющегося опыта и знания, как важное условие, способствующее пониманию и получению новых знаний
-вариативность заданий, предоставление ученику свободы выбора наиболее значимых для него способов усвоения учебного материала
-обеспечение на уроке эмоционального контакта учителя и ученика на основе сотрудничества
-создание ситуации успеха, учащиеся должны почувствовать радость от проделанной работы
-создание благоприятной атмосферы для продуктивной, поисковой деятельности, постановка проблемных вопросов, которые вызывают интерес у ребят.
На уроках швейного и столярного дела в коррекционной школе идет художественно-эстетическое воспитание учащихся. Оно направлено на развитие у детей способности чувствовать и понимать красоту в природе, искусстве, воспитании художественного вкуса. Приобщение к народному искусству является плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. На примерах изделий из декоративно-прикладного искусства открываются широкие возможности для развития потенциала. Изготовление школьниками изделий имеет практическое применение и делает уроки технологии в глазах учащихся интересными и полезными. Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности. Эстетическое воспитание влияет на развитие художественного вкуса, пространственного воображения, абстрактного мышления, глазомера, аккуратности. Эстетическое воспитание в процессе творческого труда позволяет решать задачи развития личности, формирования творческого отношения к труду, осмысленного выбора профессии.
Обстоятельства, которыми можно объяснить применение личностно ориентированных уроков являются:
1) Динамическое развитие общества требует формирования в человеке ярко индивидуального, позволяющего ребёнку стать и оставаться самим собой в постоянно меняющемся мире.
2) Личностные изменения детей. Современным детям свойственна прагматичность мыслей и действий, раскрепощённость и независимость. Это требует новых технологий взаимодействия учителя и ученика.
3) Современная школа нуждается в гуманизации  отношений детей и взрослых.
4) Технология  «Личностно ориентированного обучения» является здоровьесберегающей.
            5) В личностно ориентированном обучении ученик выступает не только как субъект учения, но и жизни, это меняет представление о развитии ребенка, которое истолковывается в  широком, личностно-смысловом плане.
.Для решения многих педагогических задач необходимо определить факторы, мешающие данному ученику достичь более высоких показателей в обучении, а именно:- трудности в восприятии и понимании изучаемого материала;- практическое выполнение заданий;Недостаточное восприятие и понимание изучаемого материала у отдельных детей объясняется низким интеллектуальным уровнем их развития, речевыми расстройствами, что мешает пониманию чужой речи. Работа с такими детьми требует от преподавателя более четкого и продуманного использования всего арсенала методических средств, применяемых во время объяснения, которое должно быть рассчитано не только на основной состав, но и на слабоуспевающих. Нужно организовать такое обучение, которое позволяет обучающимся, с одной стороны, в максимальной степени проявлять имеющиеся учебные возможности, с другой - развивать недостающие способности.Наряду с обучающей, развивающей и воспитательной целями урока в системе ЛОО важную роль играет создание условий для проявления познавательной активности учеников. Можно выделить некоторые моменты позволяющие достичь поставленной цели:
использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъектный опыт обучающихся; 
создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в классе;
стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ .Пример 1: «Накладной карман. Фасоны, отделка » - 6 кл.В начале урока по названию темы совместно с обучающимися определяем основную цель – выяснить, что означают данные термины; какие бывают воротники, в чем их сходство и различие, для чего предназначены воротники.Выясняю, какое содержание вкладывают в эти понятия ребята.Задаю вопросы: Какие бывают воротники ? Чем они отличаются, чем похожи? Идет обмен мнениями между всеми обучающимися, в ходе которого определяются характерные признакиворотников, их сходство и различие . После беседы, в которой ученики осмысливают прошлый опыт, вместе переходим к изучению новой темы. В конце урока подводим итоги. Обсуждаем – достигли ли мы поставленных целей; какие возникли трудности; что понравилось или не понравилось и т. д.               Методическое объединение учителей нашей школы в течении2014-2015 учебного года вела исследовательски-практическую работу по использованию личностно ориентированного обучения.
Проанализировав свою педагогическую деятельность , пришли к выводу, что необходимо внести изменения в организацию учебной деятельности, использовать новые подходы в организации урока.
Изучили с методическую литературу по данному вопросу, проработав труды психологов и педагогов, познакомилась с мнением педагогов на страницах журнала
Изучили проблему личностно ориентированного оценивания. Большую роль в этом сыграл семинар «Личностно ориентированное оценивание учебной успешности школьников» под руководством Дягилевой Л.С. доцента кафедры педагогических технологий и педагогического мастерства КРИРОиПК Изучили технологию  «Личностно ориентированного обучения» по статьям в
Технология  «Личностно ориентированного обучения»  универсальна, она используется на любом уроке.
  Особенности построения личностно ориентированного урока.
Мотивация учебной деятельности.      
      Именно мотивы определяют учение школьников, являются внутренним стимулом продвижения школьников в обучении. Поэтому в своей работе,  считаю необходимым  целенаправленно и ежеурочно формировать устойчивую положительную школьную  мотивацию школьников.
             В практике использую следующие приёмы для создания  положительной мотивации учащихся к организации учебной деятельности:
1.Постановка очередных задач и их выделение на каждом уроке по теме. В структуре урока обязательным является мотивирующий этап, во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они хотят научиться на уроке и зачем им это надо. Также примером может послужить то, что на каждом вводном уроке в тему мы определяет то, что нам предстоит изучить по данному разделу, и просматриваем задачи по урокам, чтобы осознанно подойти к конкретному этапу обучения.
2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.
3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока. Решение творческих задач.
4.Решение системы творческих задач по теме урока, анализ системы проблемных ситуаций.
5. Использование исследовательских задач
2. Целеполагание и прогнозирование учебной деятельности.
         Очень важным в личностно ориентированном уроке является этап целеполагания и прогнозирования результата. С первого класса учу детей ставить, формулировать цели урока, предполагать чему будем учиться, прогнозировать, чему научимся к концу урока, темы..            Прогнозирование учебной деятельности реализуется при выдвижении ее целей. Но если предвидение - это мыслительный процесс, который выполняется в голове педагога или ученика, то цель - желаемый результат, который необходимо достигнуть. Поэтому она не только осознается, но и фиксируется. Учитель вместе с детьми формулирует цель, учитывая положительный, желаемый прогноз.
                                 Трансформация целей в процессе обучения - целеполагание - исключительно важный момент, как для педагога, так и для ученика.
Поэтому уже с первых уроков мы с детьми учимся определять цель урока.
- Чему будем учиться на уроке?
- Чему ты хочешь научиться?
- Для чего этому надо научиться?
Данный вопрос задаётся нескольким ученикам, т. к. цели разных детей не всегда совпадают. Дети принимают либо цель своих товарищей, либо ставят свою цель.
Чем же характеризуется осознанность целенаправленного действия?
■                    осознание достигнутого предметного результата;
■                    осознанный характер предвосхищения будущего результата;
■ дополнительное осознание некоторых побочных последствий;
осознание отношения целей к объективной ситуации (возможные и невозможные цели);
осознание отношения целей к потребностям (приемлемые и неприемлемые цели);
■ осознания отношения целей к способностям (легкие или трудные);
■ осознание самого процесса целеобразования3.  Рефлексия учебной деятельности.
         Необходимым и обязательным считаю формирование содержательной учебной рефлексии, пронизывающей все моменты, этапы урока. Она позволяет присваивать материал, пропускать его через себя.
«Рефлексия – умение осознавать то, что человек делает и аргументировать, обосновывать свою деятельность
4.  Контрольно- оценочная деятельность.
   Неотъемлемым звеном каждого личностно ориентированного урока и организованного на нём акта учебной деятельности являются особые действия контроля и тесно связанные с ними действия оценки, играющие важную роль в организации всей учебной деятельности.   
           Основная форма контроля в учебной деятельности — это пооперационный контроль, т. е. контроль за правильностью процесса осуществления способа действия, который обеспечивает соответствие выполняемого учебного действия его ориентировочной основе («плану действия»).  
    Однако этого вида контрольного действия недостаточно для решения задач. Важную роль играет и контроль, приводящий к отказу от старого способа действий в новых условиях и стимулирующий ребенка к поиску путей трансформации этого способа. Этот вид контроля применяется при постановке учебной задачи. Для того чтобы подобная задача была поставлена, учащиеся должны обнаружить дефицит своих возможностей, ограниченность применения уже известных им способов действий («плана»). Перед ними встает задача: проверить пригодность самого «плана», его соответствие фактическим условиям действия. Это задача тоже на контроль, но объектом контроля в ней является сам «план действия», а не его исполнение.
Развитие контрольно-оценочных действий происходит намного быстрее и эффективнее при наличии взаимоконтроля и взаимооценки участников совместной работы, в том числе и самого учителя. Применение специальных средств контроля детей за действиями самого учителя (контроль «ученик — учитель»), детского взаимоконтроля (контроль «ученик — ученик») позволяет обучить детей самоконтролю за процессом (операционный контроль) и результатамиВывод: На всех этапах развития личности необходимо учитывать, возрастные, интеллектуальные, социальные и психологические особенности человека, а так же его интересы для создания благоприятной среды в условиях которой достижение цели наиболее вероятно. Именно такой подход даёт хорошую возможность учащемуся развить в себе неповторимую индивидуальность, духовность, творческое начало.
Литература:
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров // Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров. - М., 1999.
Бондаревская Е.В. Методологические стратегии личностно-ориентированного воспитания // Известия Российской Академии образования, 1993. - №3.
Демакова И.Д. Воспитание в условиях гуманизации образования. // Ижевск: Науч.-метод. центр практической психологии образования, 1998.
Сериков В.В. Личностно- ориетированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия Российской Академии образования, 1999. - №3.
Фридман Л.М. Изучение процесса личностного развития ученика // Метод. рекоменд. для учителей. - Ижевск: ИУУ, 1994.