Доклад по теме: ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ АДАПТАЦИИ
В статье исследуются теоретические основы личностно-ориентированного обучения младших школьников как основы развития личности в условиях адаптации, требующие учёта индивидуальных психолого-педагогических и возрастных характеристик ребёнка.
Материалы адресованы учителям-предметникам, школьным психологам, всем тем участникам образовательного процесса, кто готов содействовать личностному развитию учащихся в условиях адаптации.
В условиях социальных перемен и интенсификации информационных потоков проблема адаптации личности к жизни в обществе приобретает особую значимость.
Анализ проблемы школьной адаптации состоит в интенсификации учебной деятельности, наблюдаемой в последние годы, а также преобразовании в социально-экономической сфере, которые изменили условия жизни детей.
Адаптация в школе – длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро период адаптации протекает в начале обучения в школе. Актуальность исследования определяется тем, что в настоящее время подобные затруднения испытывают от 15 до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы, причем отмечается тенденция к дальнейшему росту их количества.
На современном этапе развития общества перед школой стоит задача всестороннего развития личности ученика. При этом обучение должно обеспечивать духовное и интеллектуальное развития учащихся. Современная школа, где осуществляются различные подходы к обучению, ставит своей целью не только обучение детей с разными способностями, но и создание на уроках творческой обстановки, направленной на личностно-ориентированную модель обучения, утверждающую ценность личности ребенка. Принцип уважения к личности воспитанника и учета в содержании образования его духовного потенциала реализуется путем приобщения к мировой культуре, рассматриваемой в аспекте социального опыта. При этом сущностью образовательного процесса, становится целенаправленное превращение социального опыта в опыт личностный, приобщение обучаемых ко всему богатству человеческой культуры.
Среди большого числа новаций, применяемых в системе образования, особое внимание уделяется таким технологиям, где учитель выступает не источником учебной информации, а является организатором творческого учебного процесса, направляет деятельность учеников в нужное русло, при этом учитывая индивидуальные способности каждого ученика. Среди подобных технологий наиболее известна технология личностно-ориентированного обучения. Данная технология стоит на одном из первых мест по значимости и связанными с нею ожиданиями по повышению качества образования и решение проблемы адаптации [5, с.172].
Цель личностно-ориентированного обучения заложить в ребёнке механизмы:
- самореализации;
- саморазвития;
- адаптации;
- саморегуляции;
- самозащиты;
- самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Личностно-ориентированное образование включает следующие подходы: разноуровневый, дифференцированный, индивидуальный, субъективно-личностный. В частности, индивидуальный, субъективно-личностный подход решает проблему адаптации младших школьников.
Теория и практика личностно-ориентированной технологии обучения разрабатывалась: А.В. Петровским, В.И. Слободчиковым, Г.А. Цукерман, И.С. Якиманской и другими. Все педагоги – исследователи считают, что при личностно-ориентированном образовании на первый план выходит развитие личности.
Личностно-ориентированное обучение предполагает поэтапный характер процесса обучения: от изучения личности ученика через осознание и коррекцию личности, и основано, в основе своей, на когнитивных аспектах.
Личностно-ориентированное обучение основывается на понятии того, что личность являет собой совокупность всех её психических свойств, которые составляют её индивидуальность. Технология личностно-ориентированного обучения основана на принципе индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, что, позволяет содействовать развитию личности ученика.
Развитие мышления ребёнка невозможно без участия учителя. Следовательно, одной из главных целей учебного процесса в целом и каждого урока в отдельности следует считать когнитивное развитие личности. Именно эта цель является одной из основных при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении.
Как отмечает Е.В. Бондаревская, назначение личностно-ориентированного подхода к образованию состоит в том, чтобы содействовать становлению человека: его неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала [4, с.40].
Личностно-ориентированное обучение в большей мере, чем традиционное, соответствует возможностям и способностям ребёнка.
В детском возрасте часто наблюдается эмоциональная уязвимость, неустойчивость самооценки. Подобные особенности чаще заметны на устных предметах: ученики уклоняются от ответов, не проявляют инициативы.
Использование технологий личностно-ориентированного обучения в подобных случаях даёт учителю возможность, учитывая индивидуальные особенности учеников, изменить форму уроков (например, проводить регламентированные дискуссии) в целях повышения продуктивности учебной деятельности.
Как известно, при осуществлении личностно-ориентированного подхода в обучении необходимо опираться на субъективный опыт ученика, а также учитывать индивидуальную избирательность ученика к формам заданий, типу и виду изучаемого материала.
Осуществление личностно-ориентированного подхода невозможно без изучения личности ученика. При этом необходимо выявлять и учитывать психофизиологические особенности ученика, его интересы, жизненные ценности, личные потребности [3, с.8].
Ключевыми словами в характеристике технологий личностно-ориентированного образования являются педагогическая помощь и поддержка.
Поддержка выражает существо гуманистической позиции педагога по отношению к детям. Это ответ на естественное доверие детей, которые ищут у учителя помощи и защиты, это понимание их беззащитности и сознание собственной ответственности за детскую жизнь, здоровье, эмоциональное самочувствие, развитие.
Поддержка основывается на трёх принципах деятельности Ш. Амонашвили [1, с.62]:
- любить ребёнка;
- очеловечить среду, в которой он живёт;
- прожить в ребёнке своё детство.
Таким образом, оригинальность парадигмы целей личностно-ориентированных технологий содержится в ориентации на свойства личности, ее воспитание и развитие не по заказу, а в соответствии с природными способностями.
Личностно-ориентированная позиция педагога:
- установка на ученика как на субъект образовательного процесса, как на личность, индивидуальность;
- признание самобытности и уникальности каждого ученика;
- безоценочная позиция принятие учеников и ситуации как данности; приоритетность конструктивной функции учителя (обеспечивающей собственную активность ученика) в противовес контролирующей;
- доверительная позиция; склонность выражать собственное мнение; умение быть эмоциональным и откликаться на эмоции детей.
Следовательно, осуществление личностно-ориентированного подхода в образовании возможно при соблюдении следующих условий:
- адаптация учебного процесса к особенностям групп учащихся;
- наличие комфортных и безопасных условий обучения;
- осуществление воспитания саморегулирующего поведения личности;
- формирование и развитие мышления;
- учёт уровня способностей и возможностей каждого ученика в процессе обучения.
Можно обобщить, что личностно-ориентированный подход:
- ставит в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее адаптации, реализацию ее природных потенциалов;
- это методологическая ориентация педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности;
- имеет целью всестороннее развитие личности школьника, то есть комплексное и равномерное развитие интеллектуального, эмоционально-волевого, ценностно-мотивационного компонентов личности [2, 183].
Таким образом, личностно-ориентированный подход воздействует на все компоненты системы образования (образовательные и воспитательные цели обучения, содержание обучения, методы и приемы; технологии обучения), способствуя созданию благоприятной для школьника обучающей и воспитывающей среды в рамках адаптации.
Литература:
Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. – Минск: Университетское, 1990. – 560 с.
Игнатова И.Б. Личностно ориентированное обучение орфографической грамотности младших школьников: моногр. / И.Б. Игнатова, Е.А. Николаева.- СПб.; Белгород: Изд-во БелГУ, 2009.-216 с.
Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приёмы / М.В. Николаева // Начальная школа. – 2006. – № 9. – С. 7-11.
Тарасова В.Н. Личностно-ориентированное обучения младших школьников / В.Н. Тарасова // Начальная школа. – 2005. – № 11. – С. 39-42.
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. - М.: Сентябрь, 2000 – 176 с.
15