Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы



Информационная карта инновационного педагогического опыта

ФИО
Кержаева Евгения Николаевна

Образовательная организация
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 9 г.Надыма»

Должность
Учитель русского языка и литературы

Стаж работы в должности
18 лет

Тема инновационного педагогического опыта
Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка и литературы

Источник изменений
В последние годы личностно ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. А это стало возможным благодаря общественно-политическим, экономическим, социальным преобразованиям, произошедшим в нашей стране в последнее десятилетие. Сменились ценностные ориентации, и в качестве самой большой ценности в соответствии с провозглашенными принципами гуманизации и демократизации общества признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. А это может быть достигнуто лишь при личностно ориентированном подходе к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения.

3. Идея изменений
В использовании образовательных, личностно ориентированных технологий. Смысл технологии в совершенно новой организации учебного процесса и воспитания. Главное же – именно воспитания. Это цель, сверхзадача каждого урока, на которую уже потом «работают» другие цели: образовательная, развивающая и новая – предметно-практическая.

Концепция изменений:


Актуальность
Современный этап педагогической практики - это переход к деятельностно развивающей, личностно ориентированной технологии обучения, формирующей широкий спектр личностных качеств ребёнка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения учебной информации, развитие познавательных возможностей и творческого потенциала учащихся.
В своей педагогической деятельности я столкнулась с проблемами:
* на уроке ученики выполняют задания в разном темпе;
* одинаковые задания для одних учеников бывают лёгкими, а для других трудными;
* в классе есть ученики, которым нравятся задания повышенной сложности, где надо исследовать языковые явления, есть ученики, которые любят творческие задания;
Поиск решения данных проблем привел к необходимости выдвинуть гипотезу, которая стала ведущей идеей опыта: индивидуальный подход является необходимым фактором развития индивидуальности. Развитие способностей эффективно, если мотивировать сам процесс учения, предоставлять ученику возможность работать на том уровне, который для него сегодня возможен.

Новизна
Технологии   индивидуального   обучения   на   основе   эффективности    управления   и   организации   учебного   процесса   можно   использовать   в   условиях   коллективной   деятельности   класса   не   только   в   системе   занятий   с   отстающими,  но   и  в   развитии   творческих   способностей   одарённых   учеников;   дают   возможность   проявить   самостоятельность   в   организации   своей   деятельности;   создают   условия   для   творческого   подхода   к   изучению   любой   темы ,  позволяют   вовлечь   каждого   ученика   в   творческую   работу   на   уроке,   развивают   нестандартное  , активное   мышление.
Во-первых, личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных способностей.
Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект, он - цель образовательной системы.
В-третьих, вместо традиционной фронтальной работы - разнообразие форм учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.


Ожидания
Повышение интереса к изучению русского языка и литературы и развитие мотивов учебной деятельности.
Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результатов обучения.
Активизация творческой деятельности – желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности
Учащиеся не только успешно овладевают системой знаний, но и развивают познавательную активность и самостоятельность



Условия реализации изменений (предлагаемого опыта работы)
Для того чтобы обеспечить и поддержать процессы формирования и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, необходимо стереть границы между обучением и воспитанием на уроке, воспитывать незаметно, ненавязчиво, без поучений, делиться знаниями и опытом в естественной форме, приятной для ребенка. Свои отношения с учениками строить на основе демократичности, открытости, диалогичности, любви, уважения, толерантности, стараться проникнуть во внутренний мир каждого ребенка, почувствовать его психическое состояние в каждый отдельный момент, понять мотивы его поведения. Стремиться к созданию на уроке атмосферы хорошего настроения и ситуации успеха, сделать любой урок личностно значимым для ученика.

Результат изменений (использование предлагаемых способов обучения и воспитания)
Как показывают результаты, применение данных технологий способствует повышению качества обучения: слабые учащиеся испытывают учебный успех, имеют стабильные оценки и избавляются от комплекса неполноценности; сильные быстрее и глубже продвигаются в образовании, развивают свои творческие способности; в итоге повышается не только успеваемость, но и качество ЗУН учащихся в классах. Применение этих технологий помогает более эффективно использовать учебное время на уроке, снижает нагрузки учащихся, повышает их интерес к предмету, способствует достижению воспитательных целей на уроке: работа в группах учит ребят общению, взаимопомощи, ответственности, развивает навыки самостоятельной работы, творческие способности, она демократична, формирует общественное мнение, готовит к работе в старших классах, к студенчеству, когда одной из основных форм учебных занятий станет прослушивание и запись лекции преподавателя.

Описание инновационного опыта (размещается как приложение в формате статьи)
См. Приложение 1, Приложение 2


Заголовок 515