Статья на тему: Идеал воспитания, каким он должен быть?

Статья
Идеал воспитания, каким он должен быть?

Образование и жизненный опыт, приобретаемые человеком в школе, всегда отличались от образования и жизненного опыта, приобретаемых им вне школы.
Школьный мир кому-то может показаться этаким «оазисом», внутри которого существуют свои отношения, свой уровень восприятия, доверия, надежды.
Не секрет, что школа не может жить и развиваться изолированно от внешнего мира.
Сегодня в период становления и утверждения новых принципов образования, нашему обществу необходим идеал воспитания. Какого человека следует формировать?
Целью воспитательной работы должно быть:
- формирование гармонично развитой, интеллектуальной, творческой личности с богатым духовным потенциалом, с активной жизненной позицией.
- формировать способность сделать нравственный выбор, нести ответственность за свой выбор, способствовать развитию эстетического вкуса обучающихся. Способствовать укреплению здоровья, повышению уровня физического развития, морально-волевой подготовки обучающихся
- формирование гражданской позиции обучающихся, а так же способствовать пониманию лицеистами истинных духовных ценностей Отечества, содействовать умению свободно и ответственно самоопределяться в сфере правовых отношений с обществом, воспитывать самоуважение, честь, достоинство, их сознательное отношение к общественному долгу. А через систему внеклассных мероприятий расширять круг интересов обучающихся.
Подростковый возраст характеризуется глубокими изменениями, влияющими на личностное развитие ребенка. Они касаются межличностных отношений со взрослыми, сверстниками, уровня развития познавательных интересов, интеллекта и способностей. Определяются его личные и деловые интересы, проявляются его профессиональные склонности и способности. Этот период связан с активным стремлением к личностному совершенствованию,- это самопознание, самовыражение, самоутверждение. Появляется возможность овладения собственным поведением, а значит появляется ответственность перед самим собой. Для старшеклассников характерно обостренное стремление к познанию и оценке самого себя, к формированию целостного, непротиворечивого «я».
Основные методы воспитательного процесса: метод открытого диалога, метод свободного выбора, метод коллективного анализа и оценки, метод самоанализа и самооценки.
Основные формы: этическая беседа, эвристическая беседа, ролевые игры, дискуссии, диспут.
Это можно показать на примере классного часа.
Работая по теме: «Развитие личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести за них ответственность», где одной из важнейших задач воспитания является формирование духовности и нравственных принципов, сочла необходимым провести занятия на тему «Друзья мои прекрасен наш союз!..» Данное занятие входит в систему, как плановое и не является эпизодическим мероприятием. Проводится в форме классного часа.
Цель мероприятия:
Познакомить учащихся с традициями Царскосельского лицея.
Задачи:
- сформировать нравственные позиции учащихся на примере лицеистов Царскосельского лицея.
- содействовать осмыслению своей роли в лицейском коллективе, акцентируя внимание на дружбе между лицеистами Царскосельского лицея;
- способствовать сплочению лицейского коллектива.
Инициатором проведения данного мероприятия является воспитатель. В подготовительный период мне удалось вызвать понимание необходимости и значимости предстоящей деятельности. Я постаралась убедительно, четко и эмоционально раскрыть перед учащимися цели и задачи. В результате, в течении всего подготовительного периода наблюдалось активное участие и поддержка всего учащегося коллектива. Совместно обсуждался сценарий, распределялись роли, поручения. Стимулировалась самостоятельная деятельность, творческая деятельность. Ребята с большим желанием принимали участие в подготовке наглядных материалов: рисовали, делали презентацию, изготовляли цилиндры, ширму и т.д.
Для встречи использовалась классная комната. Обстановка способствовала созданию доброжелательной атмосферы. Расположение участников полукругом способствовало ощущению единения, общей причастности к происходящему.
Содержание материала полностью соответствует поставленной цели. Он содержит в себе познавательную и воспитательную ценность. Учащиеся узнали много интересной информации, как жили и учились лицеисты Царскосельского лицея, как ценилась ими дружба, которую они потом пронесут через всю жизнь, как важна дружба в жизни каждого человека. У ребят сформировались социальные установки – установки на дружбу. Следует отметить и эмоциональную насыщенность данного занятия, которое достигалось с помощью танца, пения, художественного слова, зрительного восприятия.
Использовались следующие приемы и методы:
Методы – коммуникативный формирующий воздействия (приручения к нормам и правилам культуры, традициям), метод убеждения в информационной форме, благодаря чему учащиеся познают прекрасное, истинное, доброе.
Приемы- танец, песни, инсценированное представление, художественное слово, рассуждения, презентация.
Таким образом считаю, что классный час удался. Все поставленные цели и задачи выполнены.
Педагогическая ценность занятия в том, как сказалось проведенное мероприятие на формирование нравственных ценностей всего коллектива и отдельных обучающихся, на их взаимоотношениях, которые будут наблюдаться, и прослеживаться и дальше. В перспективе мероприятия, соответствующей общей теме моей работы, будут проводиться регулярно. Они актуальны и востребованы.
На протяжении всего занятия эмоциональная обстановка способствовала активному восприятию предлагаемого материала. Была создана атмосфера взаимопонимания, сотрудничества проявились особенности ценностных отношений к дружбе, к людям, к самому себе. Предлагаемая тема актуальна для юношеского возраста.

Воспитание доброты
Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.
Ты после грубого пинка
Попробуй, подзови щенка.
Где раздают щенкам пинки,
Там воспитатели – пеньки.
С.Михалков.
Воспитание в школе- это творческий целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей, самоактуализации личности.
Личность и воспитание сегодня: гуманистическая система воспитания (обновление содержания, новые технологии, новые отношения). Позиция воспитателя и его деятельность – важное звено в этом процессе. Поэтому очень важна работа по повышению его коммуникативной компетентности.
Так же, одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа воспитателя с родителями направлена на сотрудничество с семьей, в интересах ребенка, формирование общих подходов к воспитанию, совместное изучение личности ребенка, его психофизиологических особенностей, выработку близких по сути требований, физическом и духовном развитии детей.
Воспитатель содействует созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания. Осуществляет изучение личности обучающегося, его склонностей, интересов. Создает благоприятную атмосферу и морально-психологический климат для каждого обучающегося. Способствует развитию общения. Помогает обучающемуся решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, родителями, учителями.
Широко распространено мнение о том, что старшеклассники избегают общения со взрослыми в силу собственного взросления. Новое практически всегда входит в конфликт со старым. И все-таки потребность юношей и девушек во взрослении, а также их желание скрыть свои слабые стороны личности перед окружающими, выражаются в острой необходимости к доверительному общению с близкими-взрослыми, родителями.
Основной смысл любого общения подростков со взрослыми- найти понимание, сочувствие, помощь в том что волнует.
В силу возрастной дистанции перед родителями стоят одни проблемы, а перед детьми- другие. Естественно, различаются и их потребности. Так что же мы удивляемся, почему дети вырастают не такими, как нам хотелось бы?
Одна из причин в том, что мы не понимаем себя, пытаясь понять своего ребенка. Родители не принимают ребенка таким, какой он сейчас. У ребенка появляется страх перед родительской властью, что вызывает у него чувство сопротивления или злости, часто являясь причиной жестокости, вспышек, раздражения, противостояния родительской воле. Ребенок часто переживает по поводу того, что родитель не доверяет оценке ребенка или его способности найти правильное решение. Это оказывает такое влияние, что он может прекратить думать и решать свои проблемы- и станет зависимым от родителей. Иногда дети сильно сопротивляются советам и идеям родителей: «Я не хочу, чтобы мне говорили и советовали, что делать». Постоянные советы приводят к тому, что ребенок все свое время пытается реализовать идеи и советы родителей, исключая развитие своих собственных идей.
Дети, как и взрослые, не хотят, чтобы их оценивали отрицательно. Они отвечают обороной только для того, чтобы защитить свой «образ Я». Часто они испытывают злобу и чувство ненависти к оценивающему их родителю, даже если наказание и справедливо. Вспомните, что мы делаем, когда сталкиваемся с препятствием, кажущимся нам непреодолимым, когда не хочется напрягаться, прилагать усилия? Чаще всего придумываем отговорки, те или иные предлоги или просто обесцениваем цель. На каком-то этапе могут возникнуть предательские мысли: «А что, если все напрасно? Я не справлюсь Ничего не получится Что, если все останется, как прежде, и, несмотря на все усилия, негативные послания будут преследовать меня?».
И при доверительном разговоре с детьми воспитатель старается помочь детям осознать, что это совершенно нормальный процесс. Подсознание и весь наш организм перестраиваются, изменяются, а силы инерции стремятся вернуть его назад, в прошлое. Вот и возникают сомнения, страхи, недоверие, пессимизм, что все это часть сопротивления. Дети должны принять эти чувства. Они неизбежны, ведь нельзя же изменится легко и сразу. Не стоит корить себя, ругать или винить, надо просто принять тот факт, что справиться с сопротивлением можно и нужно. Психологи насчитали более трех десятков видов сопротивлений. Я перечислю несколько самых «эффективных»:
Бревно в чужом глазу - предложила детям понаблюдать за собой: как часто вы приписываете окружающим неприемлемые для вас мысли, желания, качества, «стыдные» мотивы собственного поведения. Признать их у себя значит потерять чувство самоуважения. Увидеть в других – проще и безопасней.
Преодолеть стену и двигаться дальше- Новое часто пугает. Особенно если нужно признать, что проблемы в вашей жизни напрямую связаны с собственным поведением, да еще запрограммированным родными. И здесь конечно включается механизм отрицания. Это попытка защититься от тяжелой правды, блокирование неприятных воспоминаний. «Ну как же, - говорит человек,- я отлично взаимодействую с людьми. И вообще, все не так уж и плохо. Что касается прошлого, то никакой жестокости и оскорблений в детстве я не припомню, да и быть этого не может» И дети понимают, что очень трудно признаться себе в том, что в детстве имели место и тяжелые обиды, и жестокость и отстраненность со стороны родителей, ведь они же самые близкие люди. И если нельзя признать родителей плохими, значит плохой я.
Еще один самый распространенный защитный механизм оправдание- связан с попыткой (то есть пользуясь логическими выводами) оправдать родительские модели поведения. Например: «Они вели себя так, потому что вынуждали обстоятельства». Всегда можно найти, то или иное оправдание.
Вопросы, которые мы часто задаем, могут восприниматься как недостаток доверия, подозрение или сомнение. Дети в большинстве своем совершенно серьезны и полны решимости, когда у них возникает нужда о чем-либо поговорить. Когда вы шутите над тем, что их волнует, они чувствуют себя обиженными и отвергнутыми.
Дети, как и взрослые, хотят быть услышанными и понятными с уважением. Если мы будем отмахиваться от них. Они скоро научатся обсуждать свои важные проблемы и чувства где-то и с кем-то.
Думайте о своих отношениях с детьми, выстраивайте их.
Помните, что психологическая атмосфера, прежде всего зависит от отношения к человеку как высшей ценности.
Умейте слушать детей.
При общении с детьми важно не забывать об эмпатии (сочувствие, сопереживание), А так же рефлексии (объективной оценки себя, самоконтроль).
В присутствии сына или дочери старайтесь вести себя предельно корректно и сдержанно. Ведь можно сколько угодно рассуждать о добре и сочувствии, а потом пнуть кошку или пробурчать что-то вслед старушке в магазине Имейте в виду, что дети ориентируются на то что видят, а не на то что слышат.
Хорошо когда ребенок с детства о ком -то заботится. Считается, что лучше всего-забота о домашнем животном.
Есть несколько рекомендаций – желая похвалить сына или дочь, не думайте о том, что этим можете «испортить ребенка».
«За красивые глазки» - такая похвала называется «личностной». Личностная похвала нужна для формирования самооценки: у ребенка с детства закладываются «внутренние опоры». Зная, что он умный, красивый он примется за выполнение любого сложного задания, будет увереннее шагать по жизни. Ребенку нужна уверенность взрослого в том, что он молодец и ему многое по плечу. Хваля за дело, вы даете ребенку возможность гордиться достигнутым результатом, а значит, и собой. Но обратите внимание. Похвала должна быть адекватна действию. Не стоит захваливать отпрыска за то, что он давно и хорошо умеет. Получая чрезмерную или незаслуженную похвалу, ребенок не будет мотивирован на будущие достижения.
В процессе совместной деятельности людей возникает особая форма их взаимодействия- общение. Общаясь, мы можем соглашаться или сопереживать, или наоборот, противоречить собеседнику или противодействовать. При этом происходит положительное или отрицательное восприятие друг друга. Потребность в общении испытывает каждый человек. И я уверена, что многие со мной согласятся, стоит задуматься о том, что грубость речи может отпугнуть от вас многих собеседников, среди которых возможно близкие по духу вам люди-люди, которые могли бы стать вашими верными друзьями.















Основной шрифт