Мастер-класс по ИЗО на тему Карнавальная маска

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр г.Лебедянь















Подготовила:
педагог д.о. МБОУ ДОД ДЮЦ О.В.Черкашина

Лебедянь, 2011 г.
Содержание
1. История возникновения и виды венецианских карнавальных масок.
2. Технология изготовления маски.
3. Информационный материал по изучению.
4. Список рекомендуемой литературы.


Для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства общеобразовательных школ


Предложенный методический материал поможет педагогам раскрыть данную тему в работе с детьми в возрасте 10-12 лет, имеющими навыки изобразительного искусства, работы с различным материалом.









Цель: Становление культурного мира ребёнка, реализация и развитие творческих способностей детей на основе изучения итальянской культуры.
Задачи:
Познакомить с историей возникновения венецианских масок, их видами
Изучить технологию изготовления маски как обязательного элемента Венецианского карнавала
Изучить технологию папье-маше
Развивать способности детей, творческое воображение, художественный вкус
Развивать кругозор, интерес к культуре других стран
Воспитывать аккуратность, бережливость, трудолюбие

Сфера применения: культурологическая и эстетическая

Материалы и инструменты:

Пластилин, стек
Газета, оберточная бумага
Клей ПВА или клейстер
Наждачная бумага
Шпатлевка
Краски акриловые
Предметы декорирования: перья, бисер, декоративная лента, ткань, тесьма и др.


Приложение: презентация «Венецианские маски и технология их изготовления»(21 слайдов, размер 7, 28 МБ)
История возникновения и виды венецианских карнавальных масок

Венецианский карнавал масок самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный. Здесь царство масок и сама жизнь напоминает театр подмостков среди каналов. Танцы на площадях, роскошные шитые золотом и украшенные драгоценными камнями костюмы создают ощущение ожившей сказки.
Венецианский карнавал - величайший праздник Италии, на который съезжаются тысячи участников и зрителей из различных стран. Это старейший карнавал мира: он зародился еще во времена Средневековья. Духовными родителями этого пышного мероприятия можно считать венецианскую аристократию, придумавшую его для того, чтобы оправдать свое желание пощеголять друг перед другом в необыкновенных нарядах и масках.
Слово «карнавал» латинского происхождения и переводится примерно как «свободу плоти». Имеется в виду и возможность поесть мяса перед началом Великого поста, и дать волю своим чувствам.
Каковы традиционные венецианские образы? Это , несомненно, Кот, Вольто (Гражданин), Доктор Чума, Баута, Венецианская Дама, Джокер. Маска Баута подчинена строгому сочетанию двух цветов – черному и белому, обязательными атрибутами к ней были треуголка, плащ, кусок черного шелка, прикрывающий нижнюю часть лица. Маска Вольто - наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она также известна под названием Гражданин, поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Очень популярна маска Кот. Ее история связана с появлением в Венеции кота, привезенного из Китая, который избавил город от мышей. Самая жуткая маска - Доктор Чума. Она появилась не для развлечений. В период эпидемии чумы ее носили врачи. Считалось, что вложенные в длинный клюв маски ткани, пропитанные эфирными маслами, защищают ее обладателя от риска заражения инфекцией. Самая красивая из масок - Венецианская Дама. Она очень элегантна и изысканна.
Немалой популярностью пользовались также маски уличного театра комедии Дель Арто. Их количество велико (всего более ста). Но самые известные из них Коломбина, Пьеро, Арлекин, Панталоне, Бригелла, Дзанни. Каждая маска передавала определенный образ со свойственными ему характером, манерой вести себя, одеваться.
В официальных документах впервые карнавал был упомянут в 1094 году, но на самом деле карнавалы проводились еще во времена Древнего Рима. Но все это был «старый» карнавал. «Новый» же карнавал, как именуют его венецианцы, возник недавно в 1980 году, благодаря инициативе группы энтузиастов, убедившей городские власти возродить массовое народное действо, упраздненное в 18 веке с упадком Венецианской республики.
Так появился на свет современный карнавал, соединяющий в себе древние традиции и самую современную культурную программу, расцвеченную и украшенную самыми невероятными и удивительно красивыми масками.

Технология изготовления маски

Папье-маше (фр.) – жеваная бумага. Существует два основных способа папье-маше. Это наклеивание кусочков бумаги слоями (машерование) и лепка из бумажной массы.
Рассмотрим способ машерования. Потребуются для работы: пластилин, клей ПВА или клестер, газетная и оберточная бумага, стек, упаковочная форма.


Вначале необходимо соединить и размягчить пластилин, пластинами наложить его на упаковочную форму, сформировать очертания маски, вырезать стеком отверстия для глаз. Вылепить выпуклые части лица.



На готовую пластилиновую основу наклеить небольшими кусочками внахлест, плотно прижимая пальцами, заглаживая и чередуя, слой газетный со слоем из оберточной бумаги. Необходимо наклеивать сразу не более 2-3 слоев. Дать им хорошо просохнуть. Затем наклеить следующие слои. Их количество зависит от необходимой жесткости изделия. Сушится маска при комнатной температуре, т.к. при перегреве изделие может деформироваться.


Когда изделие просушено надо его снять с формы при помощи ножа. Чтобы поверхность стала ровной изделие можно покрыть шпатлевкой для дерева. Через 5 часов поверхность необходимо зашкурить наждачной бумагой.



Затем маску можно расписывать акриловыми красками или гуашью с добавлением клея ПВА. При желании маску можно покрыть лаком (полиуретановым, ПФ и др.)



При окончательной отделке маску можно украсить тканью, тесьмой, стразами, перьями и др. Для крепления украшений подойдет клей «Момент» универсальный прозрачный.


Результативность работы
Маску можно использовать как декоративное украшение квартиры и как часть костюма на школьном новогоднем балу-карнавале. Маски можно использовать в школьном театре для спектаклей и для театрализованных представлений на внеклассных мероприятиях.



Информационный материал по изучению: материалы сайтов italywelkome.com, artgalery.ru
Список литературы:
Наши руки не для скуки. Карнавал, маски, костюмы. - М.:Росмен,1996
Венецианский карнавал – время масок. Сыромятникова И.С.
Уроки по курсу «Технология». Е.Н.Петрова - М.:5 за знания,2007













Мастер-класс
Венецианские маски
Arial BlackФото 11 004Рисунок 1Фото 11 004Фото 10 002Рисунок 2Фото 10 002Фото 11 002Рисунок 4Фото 11 002Фото 11 010Рисунок 6Фото 11 010Фото 11 024Рисунок 10Фото 11 024Рисунок 13oђ Заголовок 1oђ Заголовок 215