Рабочая программа по учебному предмету В.01.УП.02. СКУЛЬПТУРА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СУРГУТСКИЙ РАЙОН МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Лянторская детская школа искусств № 1» (МБОУ ДО «ЛДШИ № 1»)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства
«Живопись»
ПО.01.Предметная область
Художественное творчество
Рабочая программа по учебному предмету
В.01.УП.02. СКУЛЬПТУРА
2015
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУ ДО «ЛДШИ№1»
«Утверждаю»
Директор А.А. Ильиных
___________________
(подпись)
«_____»______________20______г.
(дата рассмотрения) «_____»______________20______г.
(дата утверждения)
Составитель – Горшкова О.А.
Рецензент – ______________________________________________________
Ф.И.О., должность
Структура программы учебного предмета
I.Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
Срок реализации учебного предмета;
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
Форма проведения учебных аудиторных занятий;
Цели и задачи учебного предмета;
Обоснование структуры программы учебного предмета;
Методы обучения;
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II.Содержание учебного предмета
Сведения о затратах учебного времени;
Годовые требования по классам;
Учебно- тематический план;
III.Требования к уровню подготовки обучающихся
IV.Формы и методы контроля, система оценок
Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
Критерии оценки;
V.Методическое обеспечение учебного процесса
Методические рекомендации педагогическим работникам;
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;
VI.Средства обучения
VII.Списки рекомендуемой учебной и методической литературы
Список рекомендуемой методической литературы;
Список рекомендуемой учебной литературы;
Пояснительная записка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета "Скульптура" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства "Живопись".
Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.
Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.
Основу программы "Скульптура" составляет художественное воспроизведение действительности в объемно-пространственных формах, поэтому большая часть тем в данной программе отводится гармониям простых барельефных, горельефных и объемных форм.
Основной формой обучения является работа с натуры. По мере приобретения учащимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются, и требования к учащимся возрастают. В дальнейшем объектами учебных заданий могут служить предметы быта, близкие по форме геометрическим телам, рельефные гипсовые орнаменты, птицы, животные и сам человек.
Программа "Скульптура" тесно связана с программами по рисунку, станковой композиции, с историей искусств. В каждой из этих программ присутствуют взаимопроникающие элементы: в заданиях по академическому рисунку и станковой композиции обязательны требования к силуэтному решению формы предметов "от пятна", а в программе "Живопись" ставятся задачи композиционного решения листа, правильного построения предметов, выявления объема цветом, грамотного владения тоном, передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Учебный предмет "Скульптура" при 8 - летнем сроке обучения реализуется с 4 по 8 класс в вариативной части образовательной программы
При реализации программы "Скульптура" с 8 - летним сроком обучения: аудиторные занятия по скульптуре 4 - 6 классы - 2 час,7-8 классы – 1 час, самостоятельная работа – 4 – 6 классы - 2 час, самостоятельная работа – 7 – 8 классы - 1 час.
При реализации программы «Скульптура» с нормативным сроком обучения 8лет учебный предмет «Скульптура» осваивается 5 лет. Общая трудоемкость учебного предмета «Скульптура» составляет 528 часа (в том числе, 264 аудиторный час, 264 час самостоятельной работы).
Зачет проводится с четвертого по восьмой класс во втором полугодии. В остальное время видом промежуточной аттестации служит контрольная работа.
Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки Затраты учебного времени, график промежуточной аттестации Всего часов
Классы/полугодия 4 5 6 7 8 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 Аудиторные занятия (в часах) 32 34 32 34 32 34 16 17 16 17 264
Самостоятельная работа (домашнее практическое задание, в часах) 32 34 32 34 32 34 16 17 16 17 264
Вид промежуточной аттестации К/ рзачет К/ рзачет К/ рзачет К/ рзачет К/ рзачет Максимальная учебная нагрузка 64 68 64 68 64 68 32 34 32 34 528
Форма проведения учебных занятий
Занятия по предмету "Скульптура" и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелко групповых занятий (численностью от 4 до 10человек). Рекомендуемая продолжительность уроков–40минут.
Мелко -групповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.
Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.
Цель учебного предмета:
Целью учебного предмета "Скульптура", является, художественно-эстетическое развитие личности учащегося, на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.Задачи учебного предмета:
приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению скульптурных работ, в том числе:
знание свойства скульптурных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
знаний разнообразных техник скульптуры;
умений видеть и передавать скульптурные объемы в условиях пространственно-воздушной среды;
навыков в использовании основных техник и материалов для изображения предметного мира и фигуры человека;
навыков последовательного ведения скульптурной работы;
формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Обоснование структуры программы
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все
аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
распределение учебного материала по годам обучения;
описание дидактических единиц учебного предмета;
требования к уровню подготовки обучающихся;
формы и методы контроля, система оценок;
методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел
программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
словесный(объяснение, беседа, рассказ);
наглядный(показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный(подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной
образовательной программы являются наиболее продуктивными приреализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительноготворчества.
Описание материально-технических условий реализации учебногопредмета
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио и видеозаписей школьной библиотеки. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем, в том числе, в области архитектуры, транспорта, пейзажа, интерьера, портрета, костюма.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по изобразительному искусству, истории мировой культуры, художественными альбомами.
Мастерская по скульптуре должна быть оснащена удобными столами, скульптурными подставками, подиумами, натюрмортными столами, компьютером, интерактивной доской, муфельной печью в специально оборудованном помещении.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание учебного предмета «Скульптура» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает изучение учащимися основных приемов лепки из глины, пластилина и других скульптурных пластических материалов, включает в себя задания по аналитической работе в области скульптуры, а практическая часть основана на применении теоретических знаний в учебном и творческом опыте.
На уроках скульптуры используются знания, полученные на уроках рисунка, истории искусства, предполагается наличие наглядного иллюстративного материала с образцами скульптуры, а также материала, показывающего последовательность выполнения работ.
В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации
предпрофессиональной программы «Живопись» с нормативным сроком
обучения5(6)лет.
Учебно-тематический план
3№ Наименование темы, раздела Вид учебного занятия Максимальная учебная нагрузка Самостоятельная работы Аудиторное занятия
Урок 132 66 66
1 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 1. Введение. Искусство керамики.
1.1. Вводный урок. Беседа по истории освоения человечеством керамики. Рассказ о мастерах керамики. Изучение основных свойств глины (пластичность, спекаемость, усадка, огнеупорность, цвет и др.) Урок 4 2 2
Раздел 2. Что надо знать о глине, ее особенностях и свойствах.
2.1. Подготовка глины к работе. Урок 4 2 2
2.2. Формование изделия из целого куска. Лепка чашки из шара.
Формование изделия из простейших составных элементов (шариков, кусочков, жгутиков). Урок 8 4 4
2.3. Формование изделия (цилиндра) из раскатанной глины. Урок 4 2 2
2.4. Формование изделия с помощью жгутов. Спиральная техника. Урок 4 2 2
Раздел 3. Применение приемов скульптурного декорирования изделия до обжига
3.1. Офактуривание:
рельеф (налепы). Урок 8 4 4
3.2. Контррельеф (вдавливание, процарапывание, отпечатки фактуры ткани и т.п.) Урок 8 4 4
3.3. Работа с пластом:
аппликативные приемы в лепке и декоре изделий. Декоративное панно. Урок 12 6 6
3.4. Творческая композиция «Солнышко». Урок 12 6 6
1 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 4. Посуда.
4.1. Вводная беседа. История возникновения и развития ремесла посуды. Урок 4 2 2
4.2. Декоративный сосуд.
Способы ручного формования посуды:
выдавливание из целого куска.
Урок 4 2 2
4.3. Лепка декоративной посуды с лепными деталями.
Спиральная техника с помощью жгута. Урок 4 2 2
4.4. Отминка по гипсовой форме. Урок 4 2 2
4.5. Конструирование из пласта. Урок 4 2 2
4.6. Творческая работа «Моя любимая кружка». Урок 12 6 6
Раздел 5. Скульптура малых форм.
5.1. Лепка животного из составных элементов (собака, медведь, лошадь и др.). Урок 16 8 8
5.2. В мире сказок «Фантастическое существо» (творческая композиция из двух фигур). Урок 20 10 10
2 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 6. Стилизация форм. Народная игрушка.
132 66 66
6.1. Вводная тема. Русская народная игрушка как вид керамики.
Формы из целого куска (уточка, собачка и др.).
Лепка фигуры из нескольких составных элементов (барышня) Урок 8 4 4
6.2. Дымковская игрушка. Особенности и технология изготовления народной игрушки:
лошадка, олень, баран (на выбор).
индюк, петух, сказочная птица (на выбор).
барышня-кормилица, водоноска, с кавалером (на выбор). Урок 8 4 4
6.3. Особенности пропорций и росписи дымковской игрушки:
роспись обожженных изделий клеевыми красками. Урок 8 4 4
6.4. Зарисовки образцов народной игрушки Урок 8 4 4
6.5. Создание собственной композиции в материале Урок 16 8 8
6.6. Роспись композиции в традициях мастеров Дымковской игрушки Урок 16 8 8
2 год обучения. 2 полугодие
Раздел 7. Архитектурные мотивы.
7.1. Беседа об архитектуре. Урок 4 2 2
7.2. Зарисовки архитектурных построек на основе простых геометрических тел. Урок 8 4 4
7.3. Упражнения в лепке простых геометрических фигур из пласта. Урок 6 2 4
7.4. Изразец – элемент архитектуры. Лепка изразцовой плакетки. Урок 16 8 8
7.5. Лепка подсвечника с использованием элементов архитектуры (творческая композиция).Работа над эскизом. Урок 10 4 6
7.6 Работа в материале над композицией. Урок 20 10 10
3 год обучения.1 полугодие.
Раздел 8. Орнамент в художественной керамике.
132 66 66
8.1. Рельефы растительного орнамента. «Растительный рельеф», «Жизнь цветка» Урок 21 5 16
8.2. Работа в материале. Лепка изделия – украшение, панно, подсвечник, декоративная тарелочка. Ваза (на выбор). Урок 21 5 16
3 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 9. Традиционные промыслы художественной керамики.
9.1. Каргопольская глиняная игрушка. Урок 8 4 4
9.2. Копирование образцов Каргопольской игрушки в платическомматериале и на бумаге. Урок 8 4 4
9.3 Изготовление Каргопольской глиняной игрушки. Урок 16 8 8
9.4. Секреты Скопинской керамики. Упражнения в лепке. Свистулька птичка, медведь и т .д Урок 24 6 18
4 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 10. Лепка натюрморта с натуры.
68 34 34
10.1 Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Контррельеф. Урок 8 4 4
10.2. Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Барельеф. Урок 12 6 6
10.3. Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Горельеф. Урок 12 6 6
4 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 11. Лепка фигуры человека.
11.1. Пропорции фигуры человека. Наброски с натуры. Изготовление каркаса. Урок 8 4 4
11.2. Композиция из 1 фигуры (строитель, художник, солдат, музыкант и др. на выбор). Урок 12 6 6
11.3. Композиция из 2-3-х фигур Урок 14 7 7
5 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 12. Голова человека.
68 34 34
12.1. Лепка «обрубовки» головы человека. Урок 8 4 4
12.2. Лепка частей лица: нос. Урок 8 4 4
12.3. Лепка частей лица: глаз. Урок 8 4 4
12.4. Лепка частей лица: губы. Урок 8 4 4
5 год обучения. 2 полугодие.
12.5. Лепка маски лица. Урок 16 8 8
12.6. Лепка головы человека с натуры. Урок 18 9 9
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Первый год обучения
Раздел 1. Введение. Искусство керамики.
1.1.Вводный урок. Беседа по истории освоения человечеством керамики. Рассказ о мастерах керамики. Изучение основных свойств глины (пластичность, спекаемость, усадка, огнеупорность, цвет и др.)
Возникновение керамики в древности, широкое распространение по миру. Утилитарное назначение, предметы религиозного культа и тд. Керамика в современном мире. Предмет «Керамика». Оборудование и порядок работы в мастерской керамики. Знакомство с глиной, ее физическими и химическими свойствами(пластичность, спекаемость, усадка, огнеупорность). Знакомство с инструментами(стеки, резаки, петли и др.) Организация рабочего места. Самостоятельная работа: закрепление теоретического материала
Раздел 2. Что надо знать о глине, ее особенностях и свойствах.
2.1.Подготовка глины к работе.
Глина – основной природный материал для изготовления керамики.
Основы материаловедения: изучение свойств и видов глины; составов керамических масс; понятие о глазурях и эмалях. Физические свойства глины и керамических масс (формовочная влажность, прочность, пористость, огнеупорность и пр.), сушильные свойства глин: усадка, влагопроводимость, чувствительность глин к сушке. Термические свойства глин: спекание, огнеупорность, огневая усадка. Классификация масс, применяемых для приготовления керамических изделий.
Правила безопасности и личной гигиены при работе с глиной и керамическими массами. Классификация материалов для декора керамических изделий; понятие о глазурях и эмалях, их особенности и отличия; назначение обжига глазурей и эмалей.
Знакомство со способами глазурования (окунание, кистью, пульверизацией, поливом). Правила безопасности и личной гигиены при работе с глазурями.
Самостоятельная работа: Проверка свойств глины на практике. Формование и декорирование изделий из художественной керамики свободной формы.
2.2.Формование изделия из целого куска. Лепка чашки из шара. Формование изделия из простейших составных элементов (шариков, кусочков, жгутиков).
Формирование умения создавать несложную форму «Солонка», «Колокольчик» из целого куска путем вытягивания. Знакомство с выразительными средствами предмета «Керамика». Практический показ лепки солонки и колокольчика. Выполнение предварительных упражнений на изготовление простых элементов: жгут, шарик, колбаска, сплющенный шарик и др. Формирование умения комбинировать простые формы при декорировании изделия. Самостоятельная работа:выполнение зарисовок несложных орнаментов из простых элементов.
Формование изделия (цилиндра) из раскатанной глины.
Техника валика
Этот вид моделирования — один из самых старых. Он упоминается с 6000 г. до н. э. Эта техника удачно сочетала практическое назначение с художественной формой. Можно создавать цилиндрические и круглые формы, а в дальнейшемосвоить приемы по изготовлению изделий с декоративной лепкой на плоской поверхности.
Изделия цилиндрической формы. Цилиндрические сосуды удобней всего формовать методом валика. При этом можно не только научиться оформлять сосуды лепкой по их внешней стороне, но и привыкнуть к последовательности работы с глиной.
Формование изделия с помощью жгутов. Спиральная техника.
Техника лепки сосудов из глиняных жгутов была известна еще в каменном веке. Прошли многие тысячелетия, но она до сих пор используется мастерами при лепке уникальных фигурных сосудов. Особенно она незаменима при изготовлении крупных сосудов, которые невозможно сделать на гончарном круге. Так лепились, например, достигающие двухметровой высоты сосуды для воды и вина, так называемые пифосы, получившие широкое распространение в Древней Греции. Сосуды из глиняных жгутов изготовляют в Средней Азии и на Кавказе. Поскольку пифосы имеют заостренное дно, то их начинают лепить не со дна, а с венчика. Самостоятельная работа: закрепление материала.
Раздел 3. Применение приемов скульптурного декорирования изделия до обжига
3.1.Офактуривание: - рельеф (налепы).
Рельефные изделия
Гончарные изделия можно украшать налепными узорами на глиняных пластинах или с помощью готовых форм. Ручную работу здесь применить невозможно, так как отделка и нанесение рельефа — процессы разные. Поэтому мы рассматриваем эту технику как часть серийного процесса, а не как массовое копирование уже созданного изделия Налепной рельеф.Этот метод заключается в изменении поверхности изделия слепленным вручную орнаментом или специальным инструментом (стекой или скребком). С технической точки зрения при этой работе необходимо соблюдать два правила: во-первых, глиняная пластина должна быть достаточно плотной и не подвергаться во время сушки и обжига деформации или вспучиванию; во-вторых, дополнительно нанесенный рельеф должен быть легким и невысоким, так как его вес или толщина могут создать проблемы при обжиге. Моделировать следует, пока глина еще достаточно мягкая. Однако орнамент не следует наносить непосредственно после формовки изделия, а только после того, когда глина уже начнет затвердевать. Наиболее простой метод — это лепка не больших рельефных форм из мягкой глины на поверхности изделия при условии, что его структура не нарушится на стадии затвердевания. Рельеф формируется из жидкой глины или шликера.
3.2.Контррельеф (вдавливание, процарапывание, отпечатки фактуры ткани и т.п.)
Техника декорирования
Самые распространенные техники декорирования мягкой и твердой глины «Гравировка, штампованный орнамент и рельеф», они предназначены для обжига при низкой температуре. При этом способе внимание уделяется тем приемам, в которых не используются механизмы и специальные инструменты, чтобы любой, не имеющий специального оборудования, мог добиться успеха.
Гравировка Глина легко поддается обработке, поэтому с этим материалом при гравировке не существует никаких проблем. Качество отделанной поверхности зависит от влажности и соответственно температуры обжига и от применяемых инструментов. Слишком мягкая глина не гравируется, потому что она прилипает к инструменту. Для работы подходит твердая глина, она легко режется и не оказывает сопротивления инструменту. Собственно гравировка не содержит технологических сложностей. Конечно, надо учитывать, что резать на стене высокого изделия не всегда возможно. Гравюра здесь должна быть очень тонкой и неглубокой. Но и для этого не требуется специального инструмента для перфорации. Для такой работы годятся и обычные отделочные инструменты (например, из проволоки, древесины, металла и других материалов), с помощью которых режут, соскабливают или гравируют. Штампованный орнамент. Качество гравировки на мягкой глине зависит как от влажности и соответственно от температуры обжига, так и от использованного инструмента. Это очень увлекательная техника с большими возможностями. С помощью простых инструментов и предметов поверхность керамических изделий можно покрыть разнообразными орнаментами. Кроме того, штампованный орнамент на глине можно создавать, используя такие простые органические материалы, как колосья, веточки, листья, травы или древесные опилки. Поверхность любого вспомогательного материала имеет свою фактуру, образцы которой можно воспроизвести. При выборе материала, с которым мы хотим работать, следует учитывать глубину рельефа, возможные эффекты, форму и рисунки на будущем изделии. Орнамент воспроизводится легким или сильным нажимом предмета на мягкую глину, которая приготовлена заранее, или на уже сформованное изделие. На этом развороте мы иллюстрируем некоторые примеры из большого разнообразия декоративных образцов с гравировкой и штампованным орнаментом, которые можно получить, оперируя различными предметами и материалами.
3.3.Работа с пластом:
аппликативные приемы в лепке и декоре изделий. Декоративное панно.
Лепка из пласта. Данный способ является одним из наиболее популярных способов изготовления художественной керамики в настоящем времени. Из раскатанного пласта ребенок формирует либо готовый образ, либо его детали. Освоение этого способа способствует раскрепощению ребенка, полету фантазии, отходу его от реального представления образа к стилизованному. Развивает образно-ассоциативное мышление, учит думать и выражать свои мысли в характерной только для этого человека форме.
Практический показ лепки простой цилиндрической формы. Вазочка и подсвечник. Формирование умения равномерно раскатывать глиняную массу посредством скалки и специального станка. Эскизирование на бумаге. Применение ранее изученных приемов декорирования. Развитие образного мышления, способность передать характер формы.
Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок силуэтов светильников и ваз сложной формы.
3.4.Творческая композиция «Животное».
Создание эскиза. Для того, чтобы слепить животное в данной технике, нам, прежде всего, необходимо создать ряд эскизов и зарисовок, т.к. удачный эскиз– решение половины поставленных задач. Ребятам объясняется, что данная техника невозможна для лепки реалистичного животного. Предлагается создать стилизованный образ животного. Для начала им необходимо выбрать объект стилизации, изучить форму, фактуру и даже характер животного. Обнаружив характерные черты животного, ребенок должен удалить в процессе стилизации все несущественное. Например: при лепке жирафа, достаточно сделать очень длинную шею и характерный декор, для барана самыми значимыми будут рога. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.
Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:
утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить тело мышки или активно вытянуть шею жирафа);
изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали;
допускать разные условности: отсутствие конечностей, преломление формы и т. д.
Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла. При лепке животного способом «из фактурных налепов» можно предложить взять за основу туловища округлую форму, либо шар, либо овал.
1 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 4. Посуда.
4.1. Вводная беседа. История возникновения и развития ремесла посуды.
«Керамическая посуда». Творческая работа. Беседа. Лепка методом «Из пластов». Показ аналоговых изделий (сахарница, конфетница, заварной чайник). Эскизирование на бумаге. Умение передавать пластику объемных форм средствами лепки. Формирование умения создавать сложную объемную форму составным методом «Из пластов». Развивать умение видеть прекрасное в окружающих повседневных вещах. Применение различных приемов декорирования (налепы, тиснение). Дальнейшее формирование понятия «декоративность».
Самостоятельная работа: выполнение зарисовок посуды.
4.2. Декоративный сосуд. Способы ручного формования посуды:
выдавливание из целого куска.
Знакомство с произведениями гончарного промысла. Сопоставление оси симметрии в рисунке и центра гончарного круга. Понятие тела вращения. Связь формы и назначения.
Лепка из куска с последующей выборкой глины. Данный способ предполагает создание законченного образа из достаточно крупного куска. Затем фигура разрезается металлической струной на 2-3 части. Петлеобразной стекой вынимаются излишки глины изнутри, и облегченные части фигуры склеиваются шликером (жидкой глиной).
Форма предмета. Способы объемной лепки, лепка из целого куска.
Определение форм предметов на основе простейших изделий, например овощей. Знакомство с методом лепки из целого куска – способом ручного вытягивания. Практическая работа: Изготовление изделий методом из целого куска (овощи, зайчик, птички, рыбки или уже более сложные животные). Беседа и просмотр изделий, картинок. Объединение полученных изделий в декоративные панно (натюрморты, зоопарк или подводный мир)
Самостоятельная работа: выполнение эскизов к творческому заданию.
4.3 Лепка декоративной посуды с лепными деталями. спиральная техника с помощью жгута.
Лепка из жгутов. Один из самых старых способов создания сосудов и пустотелой скульптуры. Образ лепится из заранее подготовленных жгутов и лент. Жгуты накладываются один на другой по спирали. Каждый следующий жгут кладут на внешний край предыдущего. Полученные стенки разглаживают как изнутри, так и снаружи стекой. Способ универсальный, т.к. позволяет легко сужать и расширять фигуру в необходимых местах, может быть использован при изготовлении любой формы.
Способ изготовления керамического изделия из спиралей и колец.
Беседа о конструкции и пластике изделий; освоение технологии изготовления изделий из спиралей и колец.Самостоятельная работа: Разработка эскиза и изготовление изделия из спиралей и колец.
4.4.Отминка по гипсовой форме.
Лепка по матрице. При данном способе используются приспособления в виде небольшого шара, овала, пластиковой чаши, любой несложной формы. Может использоваться как внутренняя, так и наружная часть формы. Форма покрывается сначала пленкой (чтобы глина не прилипла к форме), затем на нее размещают раскатанный пласт, который повторяет необходимую форму. Излишки глины отрезаются. Данный способ используется в разделе «Конструирование». Очень хорош для развития пространственного, объемного мышления и логики. Самостоятельная работа: подбор и просмотр иллюстраций работ выполненных с использованием гипсовых форм.
4.5. Конструирование из пласта.
Формирование умения находить цельную форму изображаемой композиции, развитие фантазии, освоение художественных приемов декора. Закрепление пласта и жгутовой техники, умение применять приемы в новой более сложной работе. Понятие утилитарности, керамичности, умение технологически последовательно склеить детали в одну композицию. Композиционная задача: гармония и единство частей в целом. Самостоятельная работа: поиск информации в Интернете, фото, видео о керамике
4.6.Творческая работа «Моя любимая кружка».
Формирование навыков поэтапной работы (эскизирование на бумаге, набор общих масс, работа над деталями). Умение использовать полученные знания при создании авторских композиций. Закрепление предыдущего материала, развитие фантазии, воображения, пространственного художественного мышления. Выполнение пластического решения с учетом кругового обзора. Самостоятельная работа: выполнение эскиза по теме «Моя любимая кружка».
Раздел 5. Скульптура малых форм.
5.1. Лепка животного из составных элементов (собака, медведь, лошадь и др.).
Лепка методом сборки отдельных деталей. Знакомство с методом сборки отдельных деталей. Способы оформления изделий. Беседа о многообразии форм, пропорциях и пластичности животных, назначении и эстетике изделий мелкой пластики, специфических особенностях керамической скульптуры малых форм. Лепка реалистичных животных в объеме. Беседа о животных, их повадках, позах, приемах лепки животных в объеме (каркас, пустотелые, из цельного куска, из пласта, сборка отдельных деталей и т. д.) Лепка карикатурных животных в объеме. Знакомство с жанром шарж и карикатура. Повторение беседы о приемах объемного изготовления животных. Беседа о стилизации.
Практическая работа: Лепка животных; украшение их узорами (следы от стеков).Изготовление и лепка реалистичных животных. Лепка карикатурных животных в объеме.
Лепка игрушки «Медведь». Применение полученных знаний о технике и приёмах в новом задании, развитие понятия о стилизации, формы кругового обзора, способности видеть красоту материала, развитие знаний о пластике, умения технологично довести работу до конца. Композиционная задача: подчинение деталей единой форме.
Лепка игрушки «Лошадка». Продолжение познания глины как выразительного материала, продолжение знакомство с образами фольклора, развитие эстетического вкуса, понимания народного искусства и любви к нему. Продолжение накопления технического мастерства. Самостоятельная работа – поиск информации в Интернете и других источниках об игрушке.
5.2.В мире сказок «Фантастическое существо» (творческая композиция из двух фигур).
Авторская игрушка. Создание эскиза авторской игрушки на основе знаний, полученных на предыдущих уроках, развитие фантазии, воображения, композиционного чутья. Закрепление приобретённых знаний, умения применять их в творческой работе, развитие способности передавать выразительность изображаемых фигур. Умение сохранять цельность при обработке отдельных деталей. Самостоятельная работа: поиск информации в Интернете и других источниках об игрушке, зарисовки игрушек.
2 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 6. Стилизация форм. Народная игрушка.
6.1. Вводная тема. Русская народная игрушка как вид керамики.
Стилистические особенности каждого промысла. Дать знания, которые помогают в глубоком изучении и сохранении связи с лучшими традициями и наследием прошлого. Сформировать понятие - народная игрушка. Развитие наблюдательности; умение понимать форму, пропорции и особенные (характерные) черты стиля. Знакомство с народными промыслами. Материал: иллюстративный материал репродукции, образцы народной
игрушки.
формы из целого куска (уточка, собачка и др.).
лепка фигуры из нескольких составных элементов (барышня)
«Дымковская игрушка. Художественные особенности и технология изготовления».
Познакомить с историей игрушки, дать основные сведения о технологии изготовления дымковской игрушки. Получение навыка анализировать форму предмета, видеть конструкцию формы, выделять художественные особенности. Изучить художественные особенности и технологию изготовления Дымковской игрушки.
лошадка, олень, баран (на выбор).
индюк, петух, сказочная птица (на выбор).
барышня-кормилица, водоноска, с кавалером (на выбор).
Самостоятельная работа: закрепление теоретического материала зарисовки народных образцов игрушки.
6.3.«Особенности пропорций и росписи дымковской игрушки»
Познакомить с особенностью росписи Дымковской игрушки, дать понятие «орнамент», «узор». Научиться применять полученные знания о выразительных средствах: ритм, линия, пятно, силуэт, при создании орнамента росписи игрушки, приобретение навыка ритмичного заполнения поверхности. Освоение особенности пропорций и росписи дымковской игрушки.
Самостоятельная работа: зарисовки орнамента (узора) характерного длядымковской игрушки.
6.4. « Зарисовки образцов народной игрушки»
Эскизирование на бумаге. Работа в материале. Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса. Самостоятельная работа: работа над эскизом, собственной композиции.
6.5. « Создание собственной композиции в материале»
Формирование умения перерабатывать изученный ранее материал при создании авторского изделия. Работа в материале. Развитие фантазии, образного мышления, художественного вкуса. Самостоятельная работа: работа над эскизом росписи композиции.
6.6. «Роспись композиции в традициях мастеров Дымковской игрушки»
Углубить знания по построению орнамента. Овладеть приемами росписи Дымковской игрушки. Самостоятельная работа: упражнения по технике росписи.
2 год обучения. 2 полугодие
Раздел 7. Архитектурные мотивы.
7.1.Беседа об архитектуре.
Беседа об архитектуре, деревянном зодчестве и русской архитектуре 16–17 веков. Показ слайдов, иллюстраций. Самостоятельная работа: Зарисовки в альбом эскизов будущих работ (список работ по теме детям будет дан).
7.2. Зарисовки архитектурных построек на основе простых геометрических тел.
Развитие образного мышления, способность передать характер формы. Формирование навыка стилизации природных форм. Самостоятельная работа: выполнение зарисовок.
7.3. Упражнения в лепке простых геометрических фигур из пласта.
Лепка с натуры. Геометрические тела. Особенности лепки с натуры геометрических тел. Приемы и порядок работы. Отличие геометрических тел от геометрических фигур. Понятия: геометрическое тело от геометрическая фигура, тело вращения, ось вращения, призма. Закрепить и углубить знания о лепке с натуры. Дать представление о лепке с натуры геометрических тел. Вылепить с натуры группу геометрических тел (конус и куб). Самостоятельная работа: наброски геометрических фигур.
7.4. Изразец – элемент архитектуры. Лепка изразцовой плакетки.
Знакомство с русскими изразцами. Формирование навыка стилизации природных форм в орнамент. Изготовление плакетки для изразца, нанесение орнамента. Изразец – растительный орнамент. Закрепление навыка стилизации природных форм в орнамент при работе в материале, знакомство с изготовлением платины под изразец. Композиционная задача: гармония и подчинение изображения формату, пластическая выразительность. Самостоятельная работа: подбор иллюстративного материала по теме «Орнамент», создание эскиза будущего изразца.
7.5.Лепка подсвечника с использованием элементов архитектуры (творческая композиция). Работа над эскизом.
Подсвечник. Лепка авторской работы на основе изученных изразцов. Эскизирование на бумаге. Практическая работа в материале. Умение анализировать и запоминать пройденный материал, использовать эти знания при создании авторских изделий. Развитие фантазии, образного мышления. Самостоятельная работа: анализ изученного материала
7.6. Работа в материале над композицией.
Изготовление подсвечника «Дом моей мечты» пластовым или жгутным методом по своему эскизу. Формирование способности добиваться выразительности образа, развитие фантазии, воображения. Выполнение плоскостной композиции с применением деталей. Формирование умения слепить технологично и последовательно. Знакомство с приемами изготовления подсвечника «Дом моей мечты».Самостоятельная работа: выполнение композиционных поисков для творческой работы.
3 год обучения.1 полугодие.
Раздел 8. Орнамент в художественной керамике.
8.1.Рельефы растительного орнамента. «Растительный рельеф», «Жизнь цветка»
Рельеф сквозной. Лепка растения, цветка или группы цветов с натуры. Исполнение в сквозном рельефе. Несколько минут работы над эскизом, в котором обобщенно намечаются темные и белые пятна, области закрытые рельефом и сквозное пространство. Растительный орнамент объемного рельефа может быть, как строго вписан в геометрическую форму, заданной рамкой, так и иметь произвольную форму. Гармоничное сочетание пространства, воздуха с закрытым силуэтом рельефа. Воздух, разбивая композицию внутри рельефа на сквозные отверстия разного размера, играет важную эстетическую роль в создании заданного ритма композиции.
8.2.Работа в материале. Лепка изделия – украшение, панно, декоративная тарелочка. Ваза (на выбор).
«Декоративная тарелка. Выполнение керамического изделия».
Закрепить понятие «стилизация формы». Закрепление навыков использование основных техник росписи, умения грамотно заполнять плоскость орнаментом, соблюдая ритмичное заполнение поверхности, использовать выразительные средства - линию, пятно. Проверка приобретенных знаний и умений по курсу керамика.
3 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 9. Традиционные промыслы художественной керамики.
9.1. «Каргопольская глиняная игрушка»
Познакомить с историей Каргопольской игрушки, углубить знания о художественных промыслах, народных традициях. Развить наблюдательность, уметь видеть конструкцию изделия, выделять характерные особенности стиля, наблюдать пропорции, уметь анализировать.
Самостоятельная работа: зарисовки образцов Каргопольской глиняной игрушки.
9.2. «Копирование образцов Каргопольской игрушки в платическомматериале и на бумаге»
Дать первоначальные навыки лепки народной игрушки, познакомить с технологией выполнения изделия в пластическом материале. Накопление знаний об особенностях пластики формы народной игрушки, приобретение навыков лепки. Закрепление изученных особенностей пластического строя и
традиционной росписи Кагопольской игрушки. Самостоятельная работа: над эскизом своей игрушки по образцам Каргопольской игрушки.
9.3. «Изготовление Каргопольской глиняной игрушки»
Изготовить Каргопольскую игрушку по своему эскизу, в традиции
народных мастеров. Самостоятельная работа: зарисовки орнамента (узора) характерного дляКаргопольской игрушки.
9.4.Секреты Скопинской керамики. Упражнения в лепке.
Дать понятие о народной игрушке, её истории, традициях. Развить в детях интерес к народному творчеству, формировать эстетический вкус, знания истории декоративного искусства. Знакомство с техникой ручной формовки. Изготовление воздушной камеры, изготовление свистка, приобретение технического навыка выдерживать округлую форму, делать отверстия в камере. Самостоятельная работа: поиск информации в Интернете и других источниках об игрушке
4 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 10. Лепка натюрморта с натуры.
10.1.Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Контррельеф.
Углубление знаний о видах рельефа. Соединение в одной работе элементов разных видов рельефа. Передача в рельефном изображении планов и пространства. Особенности лепки рельефа с натуры. Закрепить и углубить знания о приемах лепки с натуры. Познакомить со способами передачи планов в рельефе. Вылепить с натуры рельеф натюрморта из 3-х предметов быта, сочетая в работе разные виды рельефа.
10.2. Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Барельеф.
Углубление знаний о видах рельефа, его разновидностями - барельеф, поэтапная работа над барельефом. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок с натуры.
10.3. Лепка натюрморта из 2-3-х предметов с натуры. Горельеф.
Углубление знаний о видах рельефа, его разновидностями -горельеф, поэтапная работа над горельефом. Самостоятельная работа: Выполнение зарисовок с натуры.
4 год обучения. 2 полугодие.
Раздел 11. Лепка фигуры человека.
11.1.Пропорции фигуры человека. Наброски с натуры. Изготовление каркаса.
Беседа о строении и пропорциях фигуры человека, отличительных особенностях мужской, женской и детской фигуры, определение последовательности работы. Беседа о сюжете и взаимосвязи фигур в композиции, о соотношении и смысловой нагрузке масс и объёмов, игры света и тени, выразительность силуэта, о цельности композиции. Изготовление композиции с помощью несложных каркасов. Самостоятельная работа: наброски с натуры, поиск удачного решения.
11.2.Композиция из 1 фигуры (строитель, художник, солдат, музыкант и др. на выбор).
Особенности круглой скульптуры. Лепка на каркасе. Пропорции фигуры человека. Фигура в контрапосте. Передача движения в скульптуре. Понятия: контрапост, каркас. Дать представление о лепке на каркасе, особенностях передачи движения в скульптуре, закрепить знания о пропорциях фигуры человека. Задание: Разработать эскиз и выполнить в материале однофигурную композицию «Танец» Материалы и инструменты: пластилин, глина, стеки, доска для лепки, проволока для каркаса. Зрительный ряд: фотографии скульптур движущихся людей.
11.3.Композиция из 2-3-х фигур (жанровая сцена, иллюстрация литературного произведения).
Жанровая скульптура в объеме на несложном каркасе. Выявление в нём движения и пропорционального отношения фигур. Прокладка объёма, выявление весовых отношений движения, определение пропорций, характера изображаемого. Выражение настроения и пространственной взаимосвязи фигур. Уточнение ритмического и пространственного строя композиции и выразительности силуэта. Внимание на целостность композиции, не перегруженность её деталями. Работа по наблюдениям, по памяти.
5 год обучения. 1 полугодие.
Раздел 12. Голова человека.
12.1. Лепка «обрубовки» головы человека.
Умение определить большие отношения объемов. Научиться работать над деталями. Лепка основных плоскостей определяющих объем головы. Изготовление каркаса. Определение композиций головы (наклон, поворот). Основные пропорции головы. Построение головы. Соотношение объемов мозговой и лицевой части головы. Работа над деталями. Обобщение форм.
12.2. Лепка частей лица: нос.
Применение знаний формы и анатомии в деталях лица, носа. Подготовка каркаса к работе. Покрытие её тестом глины. Воспроизвести размер модели. Измерение циркулем длины носа. Лепка носа с двух сторон снизу, сверху для получения четкого контура. Проработка основных форм со всех точек зрения. Обобщение, проработка деталей.
12.3. Лепка частей лица: глаз.
Применение знаний форм и анатомии в детали «Глаз».Смочить детали. Покрыть тестом глины. Измерить циркулем размеры глаза, его расположение на плоскости. Лепка глаза. Её расположение на плоскости. Показ. Проработка деталей.
12.4Лепка частей лица: губы.
Научиться применять знание формы и анатомии детали лица «Рот». Изучение маски «Давида» Микеланджело. Изготовление каркаса. Смачивание доски губкой и втирание жидкой глиной в решетки доски. Нахождение характерных особенностей. Прокладка глины и прорисовка на ней горизонтальной линии. Измерение циркулем расстояние от одного угла рта до другого. Лепка рта с разных сторон, сбоку, сверху, снизу. Проработка основных форм со всех точек зрения.
5 год обучения. 2 полугодие.
12.5.Лепка маски лица.
Лепка с натуры гипсовой маски. Особенности лепки с натуры классической маски (Диана, Аполлон), пропорции лица человека. Задачи: закрепить и углубить знания о лепке с натуры, познакомить с особенностями лепки лица человека, закрепить умение вести работу от общего к частному. Задание: Вылепить с натуры изображение гипсовой классической маски. Материалы и инструменты: пластилин, стеки, доска для лепки. Зрительный ряд Гипсовая маска.
12.6.Лепка головы человека с натуры.(Античная голова Венеры. Барельеф.)Знакомство с работой не только в объеме, но и на плоскости. Изготовление каркаса для работы в барельефе. Что такое рельеф? Виды рельефов в зависимости от их высоты. Низкий рельеф. Особенности сокращение в барельефе. Передача ощущения глубины пространства. Изготовление формы для барельефа. Определение композиции головы. Построение вспомогательных видов сверху сбоку. Прокладка основных объемов в материале. Построение головы, глубины и перспективы. Обработка поверхности. Обобщение и завершение работы.
III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯРаздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа учебного предмета «Скульптура»:
Знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция». Знание оборудования и различных пластических материалов.
Умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму.
Умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов.
Умение работать с натуры и по памяти.
Умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи.
Навыки конструктивного и пластического способов лепки.
IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Программа предусматривает текущий контроль, промежуточную аттестацию. Промежуточная аттестация (зачет) проводится в форме творческих просмотров работ учащихся во 2-м, 4-м, 6-м, 8-м, 10-м, 12-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего контроля может быть проведение отчетных выставок творческих работ обучающихся. Оценка теоретических знаний (текущий контроль), может проводиться в форме собеседования, обсуждения, решения тематических кроссвордов, тестирования.
Критерии оценок
Оценивание работ осуществляется по следующим критериям:
“5” («отлично») - ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности, составил композицию, учитывая законы композиции, проявил фантазию, творческий подход, технически грамотно подошел к решению задачи;
“4” («хорошо») - в работе есть незначительные недочеты в композиции и в цветовом решении, при работе в материале есть небрежность;
“3” («удовлетворительно») - работа выполнена под руководством преподавателя, самостоятельность обучающегося практически отсутствует, работа выполнена неряшливо, ученик безынициативен.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методические рекомендации педагогическим работникам
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Предложенные темы заданий по живописи следует рассматривать как рекомендательные. Обучение построено, в основном, на лепке с натуры и по представлению. Задания предусматривают наличие богатого натурного фонда, большого иллюстративного материала.
Работа, как правило, выполняется пластичными материалами. Техника исполнения и размер работы обсуждается с преподавателем.
Для лучшего усвоения материала программой предусмотрены занятия для самостоятельного обучения, которые включают в себя
- посещение выставок;
- поиск необходимого материала в сетевых ресурсах;
- чтение дополнительной литературы;
- выполнение кратковременных этюдов в домашних условиях;
- посильное копирование шедевров мирового искусства;
- выполнение аудиторных заданий по памяти.
Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихсяДля полноценного усвоения материала учебной программой предусмотрено ведение самостоятельной работы. На самостоятельную работу учащихся отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнения к изученным темам, рисование с натуры, эскизирование). Учащиеся имеют возможность посещать ремесленные мастерские (скульптура, керамика), работать с книгой, иллюстративным материалом в библиотеке.
VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНОЙ
И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список рекомендуемой методической литературы
Бабанский Ю.А. Учет возрастных и индивидуальных особенностей в учебно-воспитательном процессе. Народное образование СССР, 1982. - №7, с. 106-111
Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. – М.: Владос, 2004. с.66-74
Бурдейный М.А. Искусство керамики. - М.: Профиздат, 2005
Буткевич Л.М. История орнамента. – М.: Владос, 2003
Васильева Т.А. Развитие творческих способностей младших школьников средствами скульптуры малых форм. Диссерт. на соиск. уч. степ.канд. пед. наук. – М., 1998
Захаров А.И. Конструирование керамических изделий. Учебное пособие, РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
Захаров А.И. Основы технологии керамики. Учебное пособие. – М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева, 2004
Керамика Абрамцева. Под ред. О.И.Арзуманова, В.А.Любартович, М.В.Нащокина. - М.: Из-во «Жираф», 2000, с. 64-77
Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества. - М.: «Владос», 2002. с.6-15
Кузин В.С. Изобразительное искусство и основы его преподавания в школе. Издание 3-е. – М.: «Агар», 1998. с. 179-184
Малолетков В.А. Керамика. В 2-х частях. - М.: «Юный художник», 2000. -1-я часть: с. 28-30, 2-я часть: с. 23-25
16. Моделирование фигуры человека. Анотомический справочник./Пер. с англ. П.А.Самсонова – Минск, 2003, с.31, 36, 56
17. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1980
18. Русская народная игрушка. Академия педагогических наук СССР. – М: Внешторгиздат, 1980
19. Русские художественные промыслы./Под ред. Поповой О.С. Каплан Н.И. - М.: Издательство «Знание», 1984
20. Скульптура. История искусства для детей. – М.: «Росмэн». Под ред. Е.Н.Евстратовой. 2002
21. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Издат. центр «Академия», 1999
22. Федотов Г.Я. Русская печь. – М.: Изд-во Эксмо, 2003
23. Фокина Л.В. Орнамент. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2000
Список рекомендуемой учебной литературы
1. Алексахин Н.Н. Волшебная глина. Методика преподавания лепки в детском кружке. – М.: Издательство «Агар». 1998
2. Балашов А.М. Как рисовать животных. – М.:«Юный художник», 2002
3. Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке. – М.: Просвещение, 1979
4. Богуславская И. Русская глиняная игрушка. - Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1975
5. Ватагин В.А. Изображение животного. Записки анималиста. – М.: «Сварог и К», 1999
6. Волков И.П. Учим творчеству. - М.: Педагогика, 1982
7. Лукич Г. Е. Конструирование художественных изделий из керамики. М.: Высшая школа, 1979
8. Федотов Г.Я. Глина и керамика. – М.: Эксмо-Пресс, 2002
9. Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла. М.: АСТ-ПРЕСС, 1997
Средства обучения
- материальные: учебные аудитории, специально оборудованные наглядными пособиями, мебелью, натюрмортным фондом;
- наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учащихся, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - демонстрационные: муляжи, чучела птиц и животных, гербарии, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;
- электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.