Статья: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством дистанционных олимпиад и конкурсов.»
Статья: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством дистанционных олимпиад и конкурсов.»
Активизация познавательной деятельности – это формирование познавательного интереса и создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у школьника возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем.
Работа с компьютером вызывает у детей повышенный интерес и усиливает мотивацию к обучению. Использование компьютерных технологий создаёт возможности доступа к современной информации, осуществления «диалога» с источником знаний, к новой форме оценки знаний.
Именно от личности учителя зависят и успех в работе, и отношения между ним и его учениками. Хорошее знание учебного предмета, доброжелательность, общительность, артистичность - все это положительно влияет на формирование мотивов учебно-познавательной деятельности учеников, создает благоприятную обстановку на занятиях.
Создать условия для саморазвития и самореализации личности, для всестороннего развития учащихся через предоставление возможности соревноваться в открытых творческих конкурсах в масштабе, выходящем за рамки учреждения и региона – цель моей работы. И, исходя из этого, можно обозначить следующие задачи:
Задачи:
Выявление талантливых, творческих детей, их поддержка и поощрение.
Выявление и развитие интеллектуальных, познавательных способностей, широты кругозора одаренных учащихся, глубины их знаний.
Развитие чувства солидарности, здорового соперничества.
Предоставление участникам возможности соревноваться в масштабе, выходящем за пределы учреждения и региона в рамках открытых творческих конкурсов.
Среди эффективных форм обучения следует выделить дистанционные олимпиады и конкурсы, викторины.
Проведенный мониторинг показывает, что дистанционные олимпиады популярны среди учащихся нашей школы.
Преимущества дистанционных олимпиад в том, что они позволяют обучающимся при помощи учителей и родителей раскрыть свой творческий потенциал, узнать и попробовать что-то новое, представить миру свои таланты и получить признание.
Это доступность, экономия времени; участие не только одарённых, но и слабоуспевающих детей, а также детей с ограниченными возможностями здоровья; участие не только в школе, но и дома; просмотр рейтинга (сравнение своих результатов с другими участниками или другими школами не только по региону, но и по всей России); а также возможность пополнения своего портфолио. На вопрос, почему детям нравится участвовать в дистанционных олимпиадах, ответы детей представлены в данной диаграмме. Обратите внимание, что для учащихся важным фактором является использование сведений из дополнительных источников.
В основе дистанционных конкурсов и олимпиад лежит ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ – стремление выявить и поддержать личностные и индивидуальные способности каждого участника.
На слайде вы видите мнение мамы Григорьевой Алины, а я вам зачитаю отзыв самой девочки об олимпиадах.
Григорьева Алина, 4 класс « Мне было интересно, какие задания будут, справлюсь я или нет. Но благодаря маме я правильно оформила все свои мысли, идеи и мама меня в этом поддержала. Мне хотелось, чтобы следующие конкурсы были такими же интересными, как и эта олимпиада!»
ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД – позволяет каждому из участников конкурсов создать творческий, личностно значимый продукт. Каждое дистанционное мероприятие - это очередная ступень к вершине знаний, ключ к успеху, развитию. Среди многообразия конкурсов педагог всегда сможет подобрать мероприятие, как для учащихся начальной школы, так и для старшеклассников. Интересные задания, направленные на всестороннее изучение предмета, развивающие мышление, логику, фантазию и креативность, не оставят равнодушными ни детей, ни их родителей, что в большой степени способствует сплочению семьи.
В последнее время достаточно ярко в этом плане (дистанционного обучения) представлен английский язык. Наряду с общеизвестными дистанционными олимпиадами «Британский бульдог», «Инфоурок» набирают популярность «Рыжий кот», «Мега-Талант», «ИтеллектУм» «Dolphin». Ученики нашей школы принимают участие во Всероссийских и международных дистанционных олимпиадах по английскому языку и показывают неплохие результаты.
В дистанционной олимпиаде «Мега-Талант» превалируют грамматические задания, поэтому обычно одаренные дети выбирают эти олимпиады, тем более, что они проводятся каждый квартал. Так как они небольшие по объему и требуют однозначного ответа, их можно проводить на уроке или использовать на занятиях кружка. В нашей школе работает кружок «Занимательный английский», где материалы этих олимпиад используются.
«Рыжий кот»- это олимпиада для учащихся средней школы. Разнообразие грамматических заданий способствует актуализации знаний. Но если есть пробелы знаний у некоторых обучающихся, то такие олимпиады можно использовать как дополнительные задания на уроке после подведения итогов олимпиады.
«Dolphin» - появилась эта олимпиада сравнительно недавно. Но ребята сразу сказали, что вопросы интересные и требуют не только знания английского языка, но и общей эрудиции.
В ноябре 2015 года проводился Всероссийский конкурс «Open World» «Читатели и писатели», посвященный году литературы в России. Отрадно заметить, что ученики 4-6 классов с удовольствием выполняли задания, требующие поисковой деятельности. В течение недели они использовали не только компьютерные поисковые системы, но и посетили поселковую библиотеку. Они узнавали настоящие фамилии известных писателей, которые творили под псевдонимами, сопоставляли названия произведений с именами писателей, уточняли факты биографий. Для многих стало открытием, что Марк Твен и Джек Лондон - это литературные псевдонимы.
Ребята высказывали догадки и предположения, с нетерпением ждали результатов и даже не столько узнать свой рейтинг, сколько правильные ответы. А когда узнавали правильные ответы, удивлялись их простоте.
Состязательность также является одним из главных побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Такая форма проведения дает возможность создать психологический комфорт для всех участников олимпиады, находящихся в привычной для себя обстановке, не вызывающей дополнительной стрессовой нагрузки.
Опыт показывает, что за счет олимпиад, конкурсов можно не только выявлять одаренных школьников, но и развивать у ребят познавательный интерес к учению, формировать навыки самостоятельной учебной работы, что, безусловно, способствует их саморазвитию и как следствие личностному росту не только учащихся, но и самого педагога.
Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах поможет сделать жизнь детей более насыщенной, а время, проведенное в Интернете и в библиотеке, – более полезным и увлекательным, учит детей искать и находить информацию из разных источников, объединяет семью и повышает ее творческий и культурный уровень. Разнообразие дистанционных конкурсов, проектов с каждым годом увеличивается, и любой ученик может выбрать именно то, что ему нравится, то, к чему он стремится. Поиски путей развития активизации познавательной деятельности школьников, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать мы - учителя.