Выступление на семинаре Развитие интеллектуальных способностей младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №2



Развитие
интеллектуальных способностей
младших школьников
на уроках и
во внеурочной деятельности





Выполнила:
Цветкова Юлия Викторовна,
учитель начальных классов


г.Нелидово
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности младшего школьника на более высоком уровне, чем в дошкольном детстве.
Источниками полноценного развития ребенка начальных классов школы выступают две деятельности:
Любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества и приобщения к современной культуре (в основе этого процесса лежит учебная деятельность, т.е. овладение детьми знаниями и умениями, необходимыми для жизни в обществе).
Любой ребенок в процессе развития самостоятельно использует свои возможности. Его действия не нацелены на освоение уже известных знаний, а способствуют формированию самодеятельности ребенка, реализации его собственных идей, направленных на создание нового.
Осуществляя указанные виды деятельности, дети сталкиваются со всевозможными задачами. Так, в учебной деятельности решаются учебно-типовые задачи с тем, чтобы овладеть каким-то умением, освоить то или иное правило. В творческой деятельности решаются поисковые задачи и с иной целью - развить способности ребенка. Поэтому, если в учебной деятельности происходит становление умения учиться, то в творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения.
Если говорить о современном состоянии начальной школы, то следует отметить, что решению поисковых задач уделяется еще мало внимания. На уроках по двум основным учебным дисциплинам - язык и математика - дети почти все время решают учебно-тренировочные, типовые задачи. Их назначение состоит в том, чтобы поисковая деятельность детей с каждой последующей задачей одного и того же типа постепенно уменьшалась и, в конечном счете, совсем исчезла, поскольку появляется навык в решении задач какого-либо типа. В этом случае ребенок не ищет способ решения задачи этого типа, (так как способ уже освоен), а использует его. Если же дети в следующей задаче такого же типа вновь восстанавливают поиск способа решения, то это означает, что они плохо усвоили знания, которые легли в основу подхода к решению задач этого типа.
Таким образом, дети привыкают решать задачи, которые всегда имеют решение и, как правило, только одно. Поэтому дети пугаются в ситуациях, когда задача не имеет решения или, наоборот, имеет множество решений. Кроме того, дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, поэтому им трудно действовать самостоятельно, чтобы найти какой-то новый способ. Вместе с тем, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Постепенно дети привыкают оценивать свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Чаще всего это приводит к тому, что высокая самооценка зависит у ребенка не от проявления собственной сообразительности, а лишь от прилежания и старательности в освоении правил и знаний. Успехи в учении оказывают значительное, а порой решающее влияние и на взаимоотношения детей в классе, чему часто способствуют и оценки учителя. Дети склонны уважать тех, кто успешно учится, а не тех, кто хорошо соображает. Это особенно заметно, когда сообразительные дети учатся неровно и без интереса, так как в школе им скучно. Однако нельзя сказать, что в современной начальной школе вообще отсутствуют задачи поискового характера. Действительно, в учебниках по математике и по языку есть, так называемые, нестандартные задачи, решение которых требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений. Но решение таких задач доступно далеко не всем детям, а лишь самым сообразительным, и решение этих задач носит необязательный характер.
Смысл подхода курса “Интеллектика» состоит в том, чтобы организовать в начальных классах постоянные занятия, на которых любые дети - с разной интеллектуальной подготовкой могли бы решать нетиповые, поисковые задачи, не связанные с учебным материалом. Последнее весьма важно, поскольку в этом случае ребенок, который не усвоил какой-то учебный материал и поэтому плохо владеет типовыми задачами, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах, поскольку решение неучебных задач зависит не от школьных знаний, а от поисковой активности и сообразительности ребенка.
Курс построен на материале 24 видов задач неучебного содержания и включает 35 занятий для каждого класса начальной школы. В отличие от курсов учебных дисциплин, например, математики и языка, где развитие мышления не является основной целью, принципиальной задачей предлагаемого курса выступает именно развитие мыслительных способностей, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Систематический курс, построенный на разнообразном - по содержанию и сложности поисковых задач - неучебном материале создает положительные возможности для роста личности ребенка.
Основной момент на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому появляются отличные условия для формирования у детей самостоятельности в действиях, способности вести собя в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится совместное обсуждение решения задачи того или иного вида. В результате у детей формируется такое важное качество поведения, как осознание собственных действий, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач.
После самостоятельной работы всегда проводится коллективная проверка решения задач, что создает условия для самооценки у всех детей. Повышается самооценка у детей, которые точно и чётко выполняют задания, но плохо осваивают учебный материал в классе, а также снижение самооценки (по отношению к ее завышенному состоянию) у детей, отличающихся учебными успехами только за счет усидчивости.
В курсе используются задачи ступенчатой сложности, поэтому слабые дети смогут почувствовать уверенность в своих силах, так как для них можно найти посильные задачи. На занятиях данного курса создаются благоприятные условия для развития творческих способностей. Например, формируется такое важное качество творческого мышления как гибкость, так как детям предлагается решать задачи с разным содержанием искомого. Это создает условия для рассмотрения содержания задач одного и того же рода с разных сторон.
В процессе занятий формируется такое важное качество, как глубина мышления, так как задачи, решаемые на одном занятии, относятся к одному виду, т.е. имеют единый общий подход к поиску конкретных решений.
На занятиях развивается также и такое важное качество, как критичность, обоснованность мышления, поскольку необходимо найти только один ответ и его обосновать, доказать.
Следовательно, систематический курс занятий на материале поисковых задач неучебного содержания создает все условия для воспитания у детей культуры мышления, т.е. возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявлять инициативу в постановке ее целей и находить способы их достижения,
Культура мышления предполагает хорошее развитие основных мыслительных способностей: совершать точный анализ содержания задач; выполнять разнообразное комбинирование поисковых действий; осуществлять далекое планирование своих шагов по реализации способа решения; проводить обоснованное рассуждение о связи полученного результата с исходными условиями.
Введение в начальную школу таких занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно делает начальное образование гуманным. Такой систематический курс создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует у них жажду к поиску, вызывает чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.
Во время занятий по данному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.


Цели и задачи курса
Основная цель полного четырехлетнего курса занятий по развитию мыслительных способностей у детей 6-10 лет состоит в том, чтобы обеспечить более высокую, чем обычно, интеллектуальную готовность к обучению в средних классах школы. Это означает более широкие, чем обычно, возможности произвольного и смыслового восприятия, воображения, запоминания и воспроизведения и, главное, абстрактно-логического и творческого мышления.
Отмеченная цель достигается путем решения соответствующих промежуточных задач: обеспечить более высокий, чем обычно, уровень интеллектуальной подготовки в конце учебного года у первоклассников, второклассников, третьеклассников и четвероклассников.
Сейчас увеличено число детей, которым учиться тяжело, сложно. Наиболее распространенными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного развития, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения.
На занятиях по «Интеллектике» учитель сможет (в отличие от учебных занятий) уделить им особое внимание.
Вместе с тем, предлагаемый курс развивающих занятий призван способствовать гуманизации процесса образования в начальной школе и разностороннему развитию интеллектуальной сферы младших школьников за счет сочетания учебной деятельности, (связанной с усвоением знаний, умений и навыков), с поисковой, творческой деятельностью, способствующей развитию познавательной активности и инициативы учащихся, что способствует улучшению условий для самостоятельного решения нетиповых задач и проявления индивидуальных особенностей.
Важность введения интеллектуальных занятий в учебный процесс начальной школы следует из того обстоятельства, что, постоянно решая типовые задачи по разным учебным предметам на основе предварительно выученного метода их решения, школьники имеют мало возможностей для проявления в мыслительной деятельности самостоятельности, сообразительности и находчивости.
Необходимо выделить, что выполнение поисковых занимательных заданий, построенных на неучебном материале, полезно для детей с разным уровнем умственного развития.
Слабым детям систематическое выполнение подобных заданий позволит повысить уровень их познавательных процессов и волевой регуляции, а сильные дети смогут полнее раскрыть своей интеллектуальный потенциал.
В результате улучшается успеваемость всех детей и в целом повышается качество обучения - учитель может дать больше материала, а ученики смогут его лучше понять.
Необходимо отметить также и то обстоятельство, что при организации в каждом классе начальной школы постоянных занятий на материале, не связанном с учебной программой, впервые появляется возможность постоянно наблюдать за умственным развитием каждого ребенка вне связи с его учебными успехами.
Такой контроль позволит во время обнаружить те или иные изменения в развитии как познавательной сферы детей, так и мотивационно-эмоциональной. Интересные сведения можно получить об изменениях в самосознании детей, особенно в самооценке, поскольку участие в развивающих занятиях (а не только в учебных) позволит ребенку более объективно оценивать свои возможности.
В самом общем плане курс развивающих занятий "Интеллектика" направлен на развитие познавательной сферы младших школьников (процессов восприятия, памяти, воображения и мышления) и совершенствование волевой регуляции поведения вообще и отмеченных познавательных процессов в частности.


Содержание курса
Курс опирается на кардинальные положения разработанного в отечественной психологии деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев. Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.), согласно которым способности развиваются в соответствующей деятельности и вне ее формироваться не могут.
Для развития основных мыслительных способностей у учащихся 1-4 классов начальной школы был разработан систематический курс, включающий 4 темы: "Развитие способности комбинировать", "Развитие способности анализировать", "Развитие способности планировать", "Развитие способности рассуждать". Эти темы объединяют все занятия в четыре цикла.
Выбор указанных способностей связан с их принципиально важной ролью в мыслительной деятельности человека при решении самых разных задач. Так, способность анализировать обеспечивает возможность точного разбора условий задач, способность комбинировать выступает условием использования разнообразных сочетаний поисковых действий при разработке способа решения, способность рассуждать, необходима для обоснования верности найденного способа решения при соотнесении его с условиями и требованиями задачи, способность планировать лежит в основе построения программы деятельности по достижению требуемого результата.
Главной идеей в разработке содержания курса является положение о том, что значение младшего школьника в умственном развитии детей (в отличие от дошкольного) состоит в приобретении детьми возможностей действовать в мысленном плане, "в уме", подчиняя поиск решения задач существенным (а не наглядно данным) отношениям их условий.
Многочисленные исследования психологов показали, что наличием именно этих возможностей отличаются учащиеся средних классов, легко и качественно усваивающие учебную программу, от плохо успевающих сверстников и что именно эти возможности необходимы для полноценного понимания и верного применения законов математики, грамматики, физики, химии, биологии при решении соответствующих задач.
Развитие отмеченных мыслительных способностей с разных сторон способствует обретению детьми возможностей действовать в мысленном плане, опираясь на существенные отношения. При этом каждая способность формируется на материале задач особого рода.
Так, способность анализировать совершенствуется в ходе решения задач "на сопоставление". На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры "Одинаковое, разное у двух " и три вида игры "Одинаковое, разное у трех". При выполнении заданий этих игр совершенствуется зрительное восприятие и произвольность внимания, кратковременная память и воображение.
Способность комбинировать формируется в ходе решения задач "на преобразование". На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры "Перестановки", три вида игры "Передвижения", три вида игры "Обмены". При выполнении заданий этих игр совершенствуется наглядно-образное мышление, кратковременная память и воображение.
Развитие способности планировать обеспечивается за счет решения задач "на перемещение". На материале задач этого рода разработаны три вида интеллектуальной игры "Шаги", три вида игры "Прыжки", три вида игры "Шаги, прыжки". При выполнении заданий этих игр совершенствуются действия в мысленном плане* "в уме", в представлении, а также произвольность внимания, зрительное восприятие и кратковременная память.
Развитие способности рассуждать обеспечивается за счет решения задач "на выведение". На материале задач этого рода разработаны 12 видов интеллектуальных игр: "Что подходит?", "Раньше, позже", "У кого что", "Соседний, через один", "Так же, как ...", "Сходство, отличие", "Совпадения", "Родственники", "Больше, чем", "Старше, моложе", "Ближе, левее", "То ли одно, то ли другое". При выполнении заданий этих игр совершенствуется логическое мышление, поскольку в этих играх требуется делать вывод из предложенных суждений.
Необходимо специально подчеркнуть, что предложенная ориентация каждого из четырех циклов занятий на освоение той или иной темы не означает, будто на занятиях того или иного цикла развивается только одна какая-то из указанных способностей.
Мыслительные способности, - анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать, - развиваются при решении любых задач, поскольку решение любой задачи предполагает анализ ее условий, комбинирование поисковых действий, рассуждение о соответствии найденного способа условиям задачи, планирование решения.
Вместе с тем известно, что задачи одного рода для своего успешного решения предъявляют больше требований к одним способностям и, следовательно, в большей степени способствует их развитию, а задачи другого рода теснее связаны с другими способностями и более эффективно способствуют их развитию.
Разработка программы курса из 35 занятий для каждого года обучения опиралась на два основополагающих принципа: разнообразие развивающего материала и его постепенное усложнение. В соответствии с первым принципом соседние занятия должны относиться к разным тематическим циклам. Это необходимо, чтобы поддерживать интерес детей к занятиям и гармонично совершенствовать их познавательную сферу.
Согласно второму принципу в первой половине курса осваиваются задания более простых видов интеллектуальных игр: "Перестановки" и "Передвижения" (способность комбинировать), "Одинаковое, разное у двух" (способность анализировать), "Шаги" и "Прыжки" (способность планировать), а во второй половине - задания более сложных видов интеллектуальных игр: "Обмены" (способность комбинировать), "Одинаковое, разное у трех" (способность анализировать), "Шаги, прыжки" (способность планировать).
Организация развивающих занятий
Курс из 35 занятий (для каждого класса начальной школы) разработан с таким расчетом, чтобы проводилось одно занятие в неделю длительностью не менее 30 минут. Оно может проводиться как в неурочное время (внеклассные занятия во второй половине учебного дня), так и в урочное.
Каждое занятие курса, независимо от того, в какой тематический цикл оно включено, построено по принципу: одно правило - одно занятие.
Это означает, что на каждом занятии дается некоторая задача-образец, на материале которой вводится что-то новое:
- правило перемещения воображаемых персонажей (игры "Шаги", "Прыжки", "Шаги, прыжки"),
- правило преобразования одного расположения фигурок в другое (игры "Перестановки", "Передвижения", "Обмены"),
- способ сопоставления изображений предметов (игры "Одинаковое, разное у двух", "Одинаковое, разное у трех"),
- способ соотнесения суждений (игры "Что подходит?", "У кого что", "Раньше, позже", "Соседний, через один", "Ближе, левее", Родственники", "Больше, чем", "Сходство, отличие", "Так же, как...", "Совпадения", "Старше, моложе", "То ли одно, то ли другое").

Дифференцированный подход на занятиях
Если в группе детей, участвующих в занятиях по развитию интеллектуальных способностей, есть ученики с разной интеллектуальной подготовкой, то материал задач позволяет осуществить к ним дифференцированный подход.
Во-первых, учитель может предупредить учеников о том, что не обязательно решать все задачи, что лучше решить одну задачу правильно, чем 10 неправильно. Это поможет слабому ребенку не торопиться в решении, не спеша все обдумать и несколько раз проверить найденный вариант решения, прежде, чем он выберет ответ и обведет его в кружок.
Во-вторых, сильным ученикам учитель может предложить самостоятельно составлять задачи, аналогичные решенным. Следовательно, у сильных детей различия будут состоять не в результатах решения задач, а в итогах их составлении. В то же время слабые дети и со средней интеллектуальной подготовкой различаются по числу успешно решенных задач. Индивидуальную помощь слабым детям учитель может оказывать во время самостоятельной работы. Обычно такая помощь сводится к тому, что учитель обращает внимание ребенка на особенности условия задачи, которые ребенок не замечает, а также на содержание правила игры, на основе которого решается задача. Дополнительные же разъяснения учитель имеет возможность предложить во время коллективной проверки.
Для слабых детей очень важна атмосфера доброжелательности на занятиях. К любому слабому ребенку необходимо доброе, внимательное отношение, такое же, как и к сильным детям. Чтобы слабые дети чувствовали себя на занятиях уверенно и спокойно, могли бы медленно разобраться с ошибками в задаче, учителю необходимо постоянно их подбадривать, нацеливать на успех, вселять уверенность в своих силах, ни в коем случае не сопоставляя и не сравнивая их с более сильными детьми, которые решили больше задач.
Самое главное в поддержке усилий слабых детей состоит в том, чтобы снять дух соревновательности и спортивности. Однако по отношению к сильным детям соперничество уместно при сочинении задач: кто составит задач больше, у кого они будут интереснее и т.п.
Следовательно, соревнование между детьми на развивающих занятиях целесообразно вводить не на основном материале, то есть при решении задач тетради, а на дополнительном - при самостоятельном составлении задач. В этом случае участие в занятиях будет интересно как слабым, так и сильным детям, поскольку слабые не будут противопоставляться сильным, как на занятиях по учебным дисциплинам, а сильные дети будут состязаться с сильными, а не со слабыми, так как это снижает их интерес к решению задач.
По-разному можно одобрять результат усилий слабых и сильных детей. Даже самый минимальный успех слабого ребенка учителю следует очень ярко и активно заметить и одобрить, подчеркнув, что этот ученик способен справляться с задачей, так как верно мыслит. У детей со средней интеллектуальной подготовкой успех можно оценивать с количественной стороны - по числу решенных задач. А сильного ребенка следует оценивать по оригинальности или по продуктивности составления задач. Однако и в этом случае учитель, одобрив усилия ребенка, может отметить: "Ты можешь сделать лучше...", или "Ты можешь придумать больше...", или "Ты можешь придумать задачи более интересные..." и т.п.
Касаясь особенностей поведения учителя и его отношения к детям на развивающих занятиях (в отличие от обучающих занятий), следует подчеркнуть иное отношение к ошибкам учеников. На обучающих занятиях, ошибки учеников чаще всего вызывают у учителя досаду, раздражение, а порой даже гнев, поскольку ошибки учеников (особенно, когда их много) делают учебный процесс малопродуктивным.
На развивающих занятиях ошибки учеников не должны вызывать у учителя досаду или раздражение, так как на этих занятиях дети не учатся, а играют, отгадывают загадки. На развивающих занятиях не преследуется цель отработать какой-то навык, сформировать какое-то умение, подобно тому, как это происходит на уроках математики или языка.
Смысл развивающих занятий состоит в том, чтобы включить детей в самостоятельную поисковую деятельность. Поэтому ошибки учеников, особенно слабых, выступают как следствие поиска решения, а не как показатель недостаточной отработки какого-то навыка, и тем более как проявление какой-то недоученности.
Поэтому самая эффективная помощь ученику со стороны учителя в случае ошибки состоит в спокойном совете: "Будь внимательнее и ошибок станет меньше". У учителя нет оснований упрекать ученика в том, что он что-то не выучил или не знает, хотя должен был выучить и знать. Главная задача учителя - побудить учеников как можно больше делать попыток решения, как можно шире развертывать поиск ответа.
15