Тема доклада: «Всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
Тема доклада: «Всестороннее развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников»
В настоящее время очевидна необходимость подготовки учащихся к творческой деятельности. В связи с этим повышается роль школы в воспитании активных, инициативных, творчески мыслящих людей – этот социальный запрос соответствует потребностям ребенка быть самостоятельным, знать свои возможности и уметь их использовать.
На уроках в начальных классах часто учебная деятельность младших школьников сочетается с игровой. Перевод игровой деятельности на творческий уровень – это еще один способ развития творческих способностей младших школьников, который представляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору нового элемента выступает возникновение после его введения ситуации, способы выхода из которой еще не изучались
В организации жизни, воспитания и обучения младших школьников поток их творческой деятельности должен постепенно нарастать и завоевывать все больше жизненное пространство и время. Элементы творчества должны присутствовать при изучении любого предмета, едва ли не на каждом уроке. Серьезным подспорьем развития творческих способностей становится индивидуализация – выбор для каждого ученика оптимальных форм и средств обучения. Использование приемов и методов индивидуализации и дифференциации на различных этапах урока позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей младших школьников.
Можно выделить пути реализации развития творческих способностей в процессе обучения в целом и на уроках художественного труда в частности. Первый – организация учебного процесса путём постановки творческих учебных задач и создания педагогических ситуаций творческого характера, а так же путем организации самостоятельной творческой работы учащихся. И второй путь – через приобщение учащихся к художественно-творческой деятельности.
Развитие интеллектуальных и творческих способностей у младших школьников через внеурочную деятельность.
Проблема интеллектуального развития учащихся в условиях современной школы приобретает особое значение. Внимание к этой проблеме диктуется условиями современной жизни.
Интеллектуальное развитие выступает как важнейший компонент любой деятельности человека. Для того чтобы удовлетворить свои потребности в общении, учебе, труде человек должен воспринимать мир, обращать внимание на различные компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно делать, запоминать, обдумывать. Поэтому интеллектуальные способности человека развиваются в деятельности и сами представляют собой особые виды деятельности.
Наличие в современном мире безграничного информационного пространства уже на начальном этапе обучения требует умения принимать информацию, уметь её анализировать, выдвигать гипотезы, строить предположения.
Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Мои внеурочные занятия позволяют в большем объеме и более разнопланово донести до ребёнка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.
Появилась возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера.
Учитель, как участник совместного поиска, создает условия для расширения кругозора, развития познавательного интереса, творческой инициативы и самостоятельности в поиске способов решения нестандартных задач.
На мой взгляд, все это прекрасно реализуется через внеурочную деятельность. Вот почему:
Учебный процесс Внеурочные занятия
-Обязательство
- Отметки
- Дисциплина
- Стандарт
- Ограничение во времени
- Интерес
-Безотметочное обучение (нет страха)
- Свобода общения
- В основе нестандартные задания
- Временные рамки расширены
- Расширение кругозора за рамки программы
- Получение опыта в общении с разными детьми в деятельности (команда)
- Развитие толерантности
- Разные формы занятий
- Опыт общения с другими педагогами
Интеллектуальное развитие невозможно без грамотно организованной внеурочной деятельности. Осознавая важность этого, я разработала рабочую программу внеурочной деятельности «Экознайки». Одной из основных задач которой является – повышение интеллектуального развития учащихся.
В своей работе я использую различные формы работы:
- конкурсные игры
- интеллектуальные игры
- экскурсии
Методы работы:
Теоретические - беседы
- рассказ
- знакомство с научно-познавательной литературой
- экскурсии
Практические - игры
- интеллектуальные задания (кроссворды, анаграммы, чайнворды и т. д.)
- речевые разминки
- упражнения на развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления)
- соревнования между командами
- самостоятельные составления интеллектуальных заданий, игр.
Наблюдая за ребятами, вижу, что при проведении регулярных занятий
· Дети включаются в поисковую деятельность
· Создаются условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных способностей учащихся
· Возрастает их познавательная возможность в самостоятельной деятельности
· Повышается интерес
· Появляются первые положительные результаты.
В конце учебного года я провела анкетирование среди учащихся 4 «Б» и 4 «В» классов, где я провожу свои занятия. Из ответов ребят видно, что они с удовольствием посещают занятия, где узнают много нового и интересного, что помогает развить у них познавательные способности.
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребёнок» Сухомлинский В. А.
Начальная школа это мир детства, надежд, где почва для творческой деятельности, наиболее благоприятна и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения и на уроках и во внеурочной деятельности. И одним из важнейших являются занятия по изучению бумажной пластики, которые являются важным средством эстетического развития детей, формирования элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей. Большой популярностью во всем мире пользуется искусство оригами, которое никого не оставляет равнодушным, особенно детей. Конструирование по типу оригами развивает у воспитанников фантазию, воображение, моторику рук, пространственное мышление, воспитывает эстетический вкус, волю, аккуратность, трудолюбие.
На основе этого я разработала программу внеурочной деятельности «Волшебный мир оригами». Целью этой программы является всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, развитие их творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, расширение кругозора.
Я считаю, что чем богаче творческий потенциал учителя, тем вероятнее, что он обучит творчеству детей, выявит, и будет развивать у них творческие способности.
Значение оригами для развития ребенка.
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т. д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
В своей работе я использую такие формы работы:
традиционные, комбинированные и практические занятия; выставки; игры; праздники; конкурсы; соревнования и другие.
Методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т. д.);• наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихсяМетоды, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;• групповой – организация работы в группах;• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развитие способностей ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.
Интерес детей к участию в выставках и конкурсах объясняется желанием ребёнка показать свою работу и получить признание. На выставке или конкурсе у каждого участника есть возможность не только продемонстрировать свой талант, но и обменяться мнением, ощутить ценность своей и других работ, выявить новые перспективы для саморазвития и самосовершенствования. Таким образом, положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности на занятиях оригами, создают ощущение внутреннего благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на развитие творческих способностей и развитие личности воспитанников в целом.
Результатом моей деятельности являются выставки работ учащихся 4 «Б» и 4 «В» классов, где я провожу свои занятия.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Для того чтобы они могли проявить свои дарования, нужно умное руководство со стороны взрослых. Задачи педагога, используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые, систематически и целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; учить детей рассуждать, мыслить, а не зубрить, самим делать выводы, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Поэтому я считаю, что одной из форм развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников является внеурочная деятельность.