Статья «Развитие креативных способностей учащихся младших классов на уроках математики»

 И.В Мохова, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 10», г. Абакан, республика Хакасия
РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СИСТЕМЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Л. В. ЗАНКОВА
“Творчество – это: копать глубоко, смотреть в оба,
слышать запахи, смотреть сквозь,
протягивать руки в завтрашний день,
слушать кошку, петь в собственном ключе” (Торренс)
 Современное состояние общества характеризуется повышением внимания к внутреннему миру и уникальным возможностям отдельно взятой личности, важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой школы и призван обеспечить выполнение основных целей, среди которых называется развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться [10].
На протяжении многих лет проблема развития креативных способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. В современной психолого-педагогической литературе (В.И. Андреев, Г.С. Альтшуллер, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, А.М. Матюшкин, Е.И. Машбиц, А.И. Уман, А.В. Хуторской и др.) акцентируется внимание на определении средств повышения продуктивности познавательной деятельности учащихся, организации их совместной творческой деятельности, рассматриваются вопросы организации творческой деятельности учащихся с помощью создания проблемных ситуаций, развития методологической культуры школьников в процессе выполнения творческих заданий.
Опираясь на имеющийся положительный опыт, следует отметить объективную потребность образования в определении средств организации процесса развития креативных способностей младших школьников. Тем не менее, возможности творческого развития учащихся, заложенные в содержании современных программ, не используются в полной мере педагогами начальной школы. В связи с этим целью данной работы является рассмотрение развития креативных способностей младших школьников на уроках математики в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Креативность (от англ. creativity) - уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности [4].
Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И.Я.Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения. Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают "...комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов" [5,с. 32].
Для определения уровня креативности выделяют множество способностей индивида, её характеризующих. Общепризнанными являются следующие:
беглость мышления (количество идей, возникающих в единицу времени. Она включает в себя 2 компонента – лёгкость мышления и точность выполнения задания)
гибкость мышления (способность найти несколько различных путей решения одной и той же задачи);
оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов)
любознательность (чувствительность к проблемам окружающего мира);
разработка гипотез (мозговой штурм)
фантастичность (полная оторванность ответа от реальности);
способность к анализу и синтезу (решение проблем)
Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся необходимо развить следующие умения: 1) классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям; 2) устанавливать причинно-следственные связи;3) видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами; 4) рассматривать систему в развитии; 5) делать предположения прогнозного характера; 6) выделять противоположные признаки объекта; 7) выявлять и формулировать противоречия; 8) разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени; 9) представлять пространственные объекты; 10) использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве; 11) представлять объект на основании выделенных признаков.
Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся. Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И.Э.Унт, определяет творческие задания как "задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое [9, c.151].
Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к "условно творческим", продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Между тем для эффективного развития креативных способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества. На основе анализа литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:
открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
соответствие условия выбранным методам творчества;
возможность разных способов решения;
учет актуального уровня развития;
учет возрастных особенностей учащихся.
Благоприятными условиями для развития креативных способностей младших школьников является практическая деятельность в дидактической системе Л. В.Занкова. Идеи, выдвигаемые Л.В. Занковым, хорошо согласуются с мыслями и идеями Л.С. Выготского о том, что учебную деятельность необходимо разумно сочетать с развитием индивидуальных задатков ребёнка, с его творческой деятельностью. Целенаправленная работа учителя даёт возможность обеспечить высокий уровень развития креативности детей.  Такой предмет, как математика, имеет тоже немало возможностей для развития творческого потенциала учащихся, хотя некоторые считают математику «сухой» наукой. Обучение математике в системе Л.В. Занкова способствует актуализации и углублению математических знаний, создаёт условия для развития креативности младших школьников. В начальных классах проводятся регулярные занятия, на которых дети с разной интеллектуальной подготовкой могут решать поисково – творческие задачи. Программа направлена на пробуждение самостоятельной мысли ребёнка, побуждение его к поиску самостоятельных решений вопросов, возникающих перед ним в процессе учения.
Для развития креативности мышления учеников можно использовать следующие учебные задания.
I. Задания для развития гибкости мышления
1. Установить взаимосвязи между изучаемым материалом и конкретным заданием, для чего необходимо: 1) вычленить проблему; 2) составить план решения; 3) сформулировать гипотезы; 4) выбрать и обосновать лучший способ решения.
2. Установить сходство и различия, причинно-следственные связи.
3. Объяснить смысл явления с подтверждением закономерностей собственными примерами.
Задания для развития гибкости мышления включаю в устный счёт, что способствует развитию у детей не только гибкости мышления, но и понимания взаимосвязей между величинами. Игра  это поле творчества. Именно в игре проявляется гибкость и оригинальность мышления. На занятия «приходят» сказочные герои. Дети помогают им выполнять какие-либо задания, путешествуют вместе с ними по стране Математике. Включение в урок геометрических ребусов, кроссвордов на различные темы, графических диктантов, различных дидактических игр («Верю  не верю», «Данетки», и т.д) несомненно способствуют развитию креативных способностей обучающихся. Развитию психологических механизмов как основы развития творческих способностей (памяти, внимания, воображения, наблюдательности) помогают такие задания:
Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
Чем отличаются картинки?
Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры (даются образцы различных фигур и большой рисунок, который составляют эти фигуры).
Подчеркни лишнее выражение. Постарайся найти не одно решение.
Раскрась того сказочного героя, у кого на пути выражения с наибольшим количеством действий второй ступени и т.п.
Задания такого плана широко представлены как в учебниках И.И. Аргинской для 1 – 4 классов, так и в тетрадях на печатной основе авторов Е.П. Бененсон и Л.С. Итиной. II. Задания для развития оригинальности мышления
В задачах такого вида предлагаю обучающимся следующую схему рассуждений:
1. Определить «правильность» условия задачи.
2. Придумать свою, необычную задачу.
3. Предложить совершенно иной способ решения данной задачи.
Выполняя подобные упражнения, ученики с удовольствием находят недочёты в предлагаемых заданиях, придумывают свои варианты, в том числе задачи с фантастическими, несуществующими персонажами. Опираясь на «Задачник» писателя Г. Остера, дети придумывают аналогичные задачи, изобретая сюжет задачи дополняют его необходимыми данными.
III. Задания для развития беглости
Нахождение нескольких возможных решений, выбор лучшего способа решения, установление сходства и различия, определение причинно-следственных связей помогают обучать на уроке навыкам самообразования и научно-исследовательского труда.
IV. Задания для развития креативности мышления
Для развития креативности мышления, умения мыслить и действовать самостоятельно, иметь собственное независимое мнение предлагаю такие задания:
1. Сформулировать свои вопросы.
2. Определить, в чём заключается противоречие, сформулировать и конкретизировать его.
3. Высказать свои критические замечания.
4. Самостоятельно оценить ответы одноклассников.
5. Исправить ошибки.
Открытые задания максимально приближены к житейским проблемным ситуациям, с которыми в жизни сталкиваются учащиеся. В этих ситуациях очень важно умение выдвигать как можно больше альтернативных стратегий решения, а затем, оценив их выбрать одно или несколько лучших. Для развития креативности используются специально подобранные задания. Это такие упражнения, как “Цепочка”, “Энциклопедия”, “Математические сказки”, “Символика”, “Животные на плоскости”. Также развитию креативности способствует аналогия, которая помогает человеку при решении жизненных ситуаций и при овладении математикой. Это такая мыслительная операция, с помощью которой находится сходство между объектами в некотором отношении. Использование аналогии в математике является одним из основных методов при поиске решении задач. Я широко применяю аналогию при решении таких текстовых задач как:
задачи на предположение;
задачи на движение;
задачи на части;
геометрические задачи на разрезание;
задачи, решаемые “с конца”.
Для формирования умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами. Такие упражнения развивают воображение учащихся, что, безусловно, играет немалую роль в мыслительной деятельности. Выделение существенных признаков объектов и явлений и использование их необходимо также при выполнении классификации.
Решение подобных задач способствует развитию умения “узнавать” знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта, находить альтернативные решения.
V. Задания для развития логического мышления
Особое внимание необходимо уделять заданиям по развитию логического мышления, т.к. умение логически мыслить - одно из непременных условий формирования всесторонне развитой личности. Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний. Что касается нетиповых заданий, заданий поисково-творческого содержания, то необходимо включать их в уроки регулярно и независимо от какой-либо темы. Ведь их использование способствует успешному развитию мышления младших школьников, их интеллектуальных способностей, а не усвоению каких-то конкретных знаний и умений. Это могут быть различные головоломки, развивающие игры, например: «Танграм», «Волшебный квадрат», «Волшебный круг», задания на смекалку, логику: «Найди более короткий путь к домику», «Отгадай сказочного героя по описанию его свойств» и т. д. Дети с удовольствием выполняют задания, связанные с различного рода шифрами, лабиринтами и ребусами. В связи с изучением числового ряда полезным является использование на уроках исторических сведений, изучение различных систем счислений, древних цифр. Детям можно предложить создать «свои» системы счислений, «изобрести» свои цифры. Следует  предлагать детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания и способы их добывания. Большое внимание уделяю задачам на отыскание закономерностей. Они развивают математическую зоркость, умение мыслить последовательно, обобщать изображенные объекты по признакам или находить отличия.
Примеры заданий на выявление закономерностей:

Раздели фигуры на группы.
Найди «лишний» рисунок.
Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
Найди закономерность и  продолжи её.
По какому принципу объединили данные фигуры и др.
Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.
При решении математической задачи перед учащимися ставлю проблему, начиная от преобразования условий задачи до получения необходимого результата. Подобное преобразование это как раз и есть процесс создания чего-либо нового, в данном случае решения, а активный поиск пути решения это и есть процесс творческого мышления учащихся, что является основополагающим в работе.
Обязательным условием решения задач - самостоятельность мышления ученика.. Для развития дивергентного (открытого, творческого) мышления и выявления личностей, способных видеть и ставить задачи, стремящихся выйти за рамки поставленных условий, возможно использовать следующие виды творческих задач:
Задачи на смекалку
Задачи шутки
Числовые фигуры
Задачи с геометрическим содержанием
Логические упражнения со словами
Математические игры и фокусы
Комбинаторные задачи
Таким образом, можно сделать вывод, что целенаправленное эффективное развитие креативных способностей на уроках математики в системе Л.В. Занкова происходит при комплексном психолого – педагогическом воздействии на обучающихся через создание специальных условий. Целостный подход системы Л.В. Занкова проявляется в психолого- педагогических условиях развития креативности, включающих в себя специальные методы и приёмы, определённый психологический климат. Системное использование методов творчества, обеспечивающих продвижение обучающихся в развитии креативных способностей путём накопления опыта творческой деятельности при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий необходимое условие развития младших школьников. При этом ориентироваться нужно не на уже достигнутый учеником уровень развития, а немного забегать вперёд, предъявляя к его мышлению требования, несколько превышающие его возможности, то есть не на уровень актуального, а на зону ближайшего развития.


Список литературы:
Аргинская И.И.Дополнительные материалы к методическим пособиям по математике (1 – 4 классы). – Москва: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова 2002.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 88 с.
Занковские педагогические чтения. Опыт. Достижения. Перспективы. – Федеральный научно – методический центр им. Л.В. Занкова. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2007.
Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - C.173.
Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997. - 240 с.
Образовательная программа развивающего обучения Л.В. Занкова. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л. В.Занкова, издательство «Учебная литература», 2005г.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 2009г.
Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990. - 192 с.
Федеральный государственных образовательный стандарт. Москва, 2009.
Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. - 384 с.


13PAGE 15


13PAGE 14215