Формирование лидерских качеств в детском коллективе


«Формирование лидерских качеств в детском коллективе»
Лидеры не рождаются и не делаются кем-либо - они делают себя сами. Стивен Кови.
Понятие «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В коллективные отношения впервые ребенок вступает в группе детского сада, именно в эту пору дошкольного детства начинают проявляться лидерские качества ребенка. Ребенок лидер демонстрирует более высокий, чем другие дети уровень общей активности и заинтересованности в общении, игре, занятиях и других видах деятельности. Это может выражаться в том, что ребенок начинает командовать за столом, самостоятельно распределять игрушки, организовывать игры, в которых роль ведущего берет на себя, а остальные дети принимают его как лидера.
С приходом детей в школу происходят большие изменения в отношениях детей друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. На этой основе у них начинает определяться направленность личности, происходит довольно интенсивное усвоение нравственных требований, предъявляемых не только учителями, но и товарищами, появляются новые нравственные чувства и потребности. Общая учебная деятельность создает у школьников и общую учебную целеустремленность.
В связи с этим у детей младшего школьного возраста появляется общественная направленность личности, заинтересованность делами других детей, делами класса. Вначале общественная направленность младшего школьника выражается лишь в стремлении ребенка к обществу сверстников, в желании делать все сообща, делать то, что делают другие. Этим объясняется бросающаяся в глаза подражательность младших школьников (стоит одному поднять руку, как за ним тянутся другие, смех одного может вызвать смех всего класса, если один придумал какой-нибудь пример, то все стремятся придумать такой же).
Для возникновения и существования лидерства необходимо наличие двух компонентов. С одной стороны, потребность в разнообразных лидерах, с другой - личностные особенности ребенка: его склонности, мотивация, характер, потребность в самоутверждении.
В ученическом коллективе можно выделить различные роли лидера: лидеры-организаторы (деловые), лидеры генераторы эмоционального настроя (эмоциональные), лидеры инициаторы, лидеры-умельцы, лидеры-эрудиты.
Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед классом, в реализации трудовой, учебной деятельности. Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном к сфере межличностного общения в классе. Эмоциональные лидеры часто не испытывают потребности в управлении классом.
Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для групп детей. Лидер-умелец - наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива. Ученики, успешно действующие во всех сферах классной жизни, выдвигаются на роли абсолютных лидеров класса.
Наибольшее воздействие на коллектив оказывают абсолютные лидеры и деловые, так как они умеют определять статус сверстников. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в классе, самочувствие учащихся, а также принятые нравственные ценности.
Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специальную организацию учебной или внеклассной работы можно обеспечить благоприятные возможности для успеха учеников, оказывающих положительное влияние на одноклассников.
Существуют разные пути реализации этого процесса.
1путь. Просветительский. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого я планирую со второго класса использовать классные часы на темы: «Организовать самого себя: для чего это нужно и с чего начать?», «Выступления перед публикой». А с третьего класса тренинги, практикумы на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь - это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я - лидер» и др.
2путь. Деятельностно-практический. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера.
В первом классе на уроке -это работа в парах, в группах. Во внеурочное время – это различные подвижные игры на переменах, во время динамических пауз; спортивные или интеллектуальные игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений, так и специальные игры-упражнения, направленные, на развитие лидерских качеств («Карабас», «Круги», «Пчелки»). Наблюдая за детьми, в течение первого полугодия могу сказать, что в классе наметились лидеры-инициаторы, лидеры-умельцы и эмоциональные лидеры. Абсолютного лидера в классе нет.
Со второго полугодия планирую разделить класс на микрогруппы, в которых будет свой командир, отвечающий за свой коллектив.
3путь. Интегрированный. Сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность.
Выбирать свою дорогу или следовать проложенными путями? Придумывать что-то новое или подражать другим? Вести за собой или быть ведомым? Выбор путей в той или иной ситуации определяется лидерскими качествами человека. Если мы хотим воспитать в ребенке эти качества, то начинать нужно как можно раньше.