План мероприятий по опытно – экспериментальной работе по развитию духовно-нравственных качеств личности детей


План мероприятий по опытно – экспериментальной работе по развитию духовно-нравственных качеств личности детей
старшего дошкольного возраста посредством Олонхо, проведенного в МДОУ «Чуоранчык» с.КюсюрПедагогический эксперимент проводился на базе МДОУ «Чуораанчык» с. Кюсюр Булунского улуса. Всего в эксперименте участвовали 30 детей, в том числе в группе с якутским языком обучения - 15, с русским языком обучения - 15.
Дата Тема Форма проведения Продолжи
тельностьУчастники
Дети Педагоги Родители
Октябрь
20.10.14
21.10.14 Диагностика начального уровня развития ценностного потенциала детей. Опрос детей по карточкам 20 мин Диагностическая игра «Секрет» Т.А.РепинойВыявление реальных взаимоотношений между детьми 23.10.14 Школа «Олонхо» Постоянно действующие семинары, консультации, беседы, родительские собрания, конференции. Творческие выставки, защита проектов. В течении эксперимента Знакомство с эпосом П.А.Ойунского «Ньургун Боотур стремительный»
Развитие творческого потенциала детей.участие в творческих выставках, народных играх. Раскрытие творческого потенциала воспитателей ДОУ в процессе работы с детьми и родителями по материалу Олонхо. Ознакомление с результатами диагностики . Развитие связи «Детский сад – ребенок – семья».
24.10.14 Уголок «Волшебная страна Олонхо» Создание уголков Олонхо в группах «Тугутчаан», «Северное сияние». В течении эксперимента Выставка рисунков и поделок . составление семейного проекта . составление макета трех миров.
Создать предметно- развивающую среду в ДОУ. Творческая совместная работа с детьми в уголке «Волшебная страна Олонхо».
27.10.14 Ознакомление с сюжетами Олонхо и обсуждение ценностей Вступительная беседа. 30 мин Восприятие и понимание содержания якутского эпоса «Олонхо». Рефлексия ценностей эпоса Олонхо в свой внутренний мир. Обсуждение с детьми ценностей эпоса , показы иллюстраций художников Сивцевой Е, В. Карамзина , В Васильева по сюжетам Олонхо , якутской национальной культурой. Приобщение детей к ценностям Олонхо. Индивидуальные беседы, консультации
28.10.14 Жители верхнего мира – олицетворение образцов созидания
Комплексное занятие:
Беседа- конструирование. 30 мин. Знакомство с Айыысыт (танара), которые являются образцами созидающей жизни. Составление макета «Верхнего мира». Дать представление о жителях Верхнего мира. 29.10.14 Ознакомление с «Человеком Айыы» Беседа 30 мин.
Осмысление образа жизни человека Айыы, построенного на любви, добре, красоте.
Соотнесение себя с окружающей природной средой. Этно- педагогическое воспитание детей, формирование ценностного отношения детей к жизни человека, обогащение духовно – нравственного мира, укрепление связи с природой. 31.10.14 «Ньургун Боотур стремительный» Беседа Дидактические игры. 30 мин Слушание грам. записи, просмотр иллюстраций к сюжетам эпоса. Формирование осмысленного отношения и восприятия эпоса, понимание образности языка эпоса и раскрытие внутреннего смысла высказываний. Ноябрь
Ознакомление детей с жизнью и деятельностью автора олонхо «Ньургун Боотур стремительный» П.А.ОйуунскогоБеседа 30 мин Знакомство с портретом Ойуунского П.А., его матери, открытками местности, где родился и вырос поэт. Рассказ воспитателя. 06.11.14 Кто такой олонхосут Беседа .30 мин Знакомство с человеком , который исполняет олонхо. Слушание грам. записи. Формирование умения слушать олонхосута. Обсуждать с детьми как поет олонхосут 10.11.14 Ознакомление детей с кратким содержанием эпоса олонхо «Ньургун Боотур стремительный». Беседа 35 мин Знакомство с сюжетами олонхо. Разучивание наизусть отрывков из эпоса. Слушание грам. записи. Формирование интереса к событиям происходящим в эпосе, сопереживания жизни героев .12.11.14 «Жители Среднего мира и чем они занимаются» Сюжетно-ролевая игра 40 мин Рассматривание иллюстрации Среднего мира, обыгрывание жителей Среднего мира.Создание макета «Средний мир» Развитие представлений и воображения детей , а также их фантазии, побуждение детей к творческой деятельности. 13.11.14 «Средний мир» Сюжетное рисование 25 мин Выставка творческих рисунков детей Развитие творческого воображения 14.11.14 «Жители нижнего мира, злые духи». Беседа – конструирование 30 мин Слушание песни Кыыс Кыскыйдана. Создание макета «Нижний мир» Дать представление о жителях нижнего мира. 17.11.14 Три мира в Олонхо Интеллектуальная игра 40 мин Описание трех миров Олонхо. Отгадывание загадок. Учить детей с помощью схем описать о трех мирах Олонхо. Закрепление знаний о содержании Олонхо. 18.11.14 Идеал красоты «Туйаарыма Куо» Интеллектуальная игра «Затерянные тени» 40 мин Слушание песни Туйаарыма Куо, отгадывание героев и их описание. Учить правильно называть и описывать героев Олонхо19.11.14 Богатыри – защитники мира Беседа
игра - лото 40 мин Рассматривание иллюстраций о снаряжениях богатырей, описание их внешности якутские народные игры Рассказ о богатырях Олонхо «Ньургун Боотур стремительный» Кун Дьирибинэ, Урун Уолан , Ньургун Боотур. 20.11.14 Жилища для человека в ОлонхоЛепка 25 мин Знакомство с якутским балаганом. Методическое пособие «Якутский балаган» 21.11.14 Кузнец Кытай Бахсылааны – олицетворение трудолюбия и мастерства якутского народа. Аппликация 25 мин Составление аппликации «Илин кэбиьэр» Рассказ воспитателя о кузнеце Кытай Бахсылааны. 26.11.14 Заключительная работа «Олонхо- саха норуотун культуратын баайа». Комплексное занятие 40 мин Рассказ детей по сюжетам Олонхо, чтение наизусть отрывков из Олонхо, выставка работ детей. Осмысление детьми ценностного содержания эпоса через творческие виды деятельности- игра . формирование культуры восприятия и художественно- образного введения мира . Закрепление знания об Олонхо 27.11.14 Семейный проект «Волшебная страна Олонхо». Свободная Защита проектов.
Создание доброжелательной атмосферы в сфере сверстников Развитие творческой активности и фантазии детей совместно с родителями , воспитание умения защиты проекта. Организация в семье совместной творческой деятельности.
Декабрь Олонхо «Ньургун Боотур стремительный» П.А.ОйуунскогоПостановка 45 мин Включение детей в художественно – образную систему народной культуры- постановки якутского эпоса. Эмоциональное раскрепощение ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению через театрализованное представление. В процессе подготовки соблюдать правила: не перегружать детей, не позволять вмешиваться одним детям в действие других детей, предоставлять возможность всем детям попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных. Консультации по изготовлению костюмов по ролям Изготовление костюмов .2.12.14 «Духовно –нравственное воспитание детей на материале Олонхо». Родительская конференция 60 мин Выступления: Жиркова Л.П.,
Шамаева Е.Н.,
Старостина Л.Е.,
Каженкина Е.Е. Выступление, обмен мнениями.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИСегодня актуальной становится проблема не просто развития личности как таковой, а проблема развития личностного потенциала,
принципиально обращенного в будущее и ориентированного на перспективу жизненного развития человека.
1. Для эффективного развития духовно-нравственного потенциала детей старшего дошкольного возраста на материале олонхо необходимо обеспечить следующие обязательные педагогические условия:
- обнаружение детьми в поступках и деяниях героев эпоса ценностное отношение к природе, жизни в суровых условиях Арктики;
- раскрытие идей и ценностей олонхо во всех видах деятельности детей и комплексное решение поставленных задач с учетом специфики
арктических особенностей края и менталитетных качеств личности северного человека;
-  обеспечение содержательной преемственности дошкольного учреждения, семьи и туолбэ (родной местности) в решении задач изучаемой
проблемы.
2. Работу с детьми провести по этапам, где основной целью могут выступить:
на первом этапе – эмоционально-мотивационное побуждение детей к восприятию якутского эпоса олонхо, ознакомления с основными
сюжетами олонхо «Нюргун Боотур Стремительный», а также к пониманию детьми содержания олонхо;
на втором этапе – приобщение детей к духовно-нравственным ценностям- обнаружение детьми в поступках и деяниях героев эпоса
ценностное отношение к природе, жизни в суровых условиях Арктики;
- раскрытие идей и ценностей олонхо во всех видах деятельности детей и комплексное решение поставленных задач с учетом специфики
арктических особенностей края и менталитетных качеств личности северного человека;
-  обеспечение содержательной преемственности дошкольного учреждения, семьи в решении задач изучаемой проблемы.
- обеспечение понимания детьми, что они-частица судьбы родителей, края, родного народа. Научить детей сопоставлять духовно-
нравственные ценности олонхо в жизни, уметь отличать положительные и отрицательные стороны.
3. Необходимо постоянно отслеживать развитие у детей духовно-нравственных качеств личности на материале олонхо.
По итогам сравнительного анализа необходимо установить динамику развития каждого ребенка.
4. Организовать содержательную связь с родителями: дать им первое представление о духовно-нравственных ценностях олонхо, привлечь
их в активную совместную деятельность со своим ребенком.