Статья Формирование личностных результатов обучающихся посредством семейных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности.


В.В.КорзюковаМБОУ «Остерская средняя школа»
учитель начальных классов
Формирование личностных результатов обучающихся посредством семейных ценностей на уроках и во внеурочной деятельности.
Истинный предмет учения состоит
в приготовлении человека быть человеком.
Н. И. Пирогов
Современные требованиями ФГОС, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России отражают важнейшие позиции, связанные с укреплением и популяризацией семейных ценностей и традиций, воспитанием семейной культуры. Основной целью системы работы учителя по формированию семейных ценностей в условиях деятельности образовательной организации является воспитание отношения к семье как к высшей ценности для человека, пропаганда духовно-нравственных семейных традиций и базовых ценностей, психологическая и педагогическая поддержка семьи.
В Концепции государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года отмечено снижение социальной роли института семьи и традиционных семейных духовно-нравственных ценностей. Поэтому сегодня одна из главных задач школы – создание образовательной системы, основанной на взаимодействии педагогического, ученического и родительского коллективов как равноправных партнеров.
Жизнь ребенка состоит из двух важных сфер: школа и семья, которые подвергаются изменению, развитию. С принятием Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия школы и семьи. Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в обновлении содержания обучения и воспитания в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями. Основные понятия ФЗ “Об образовании в Российской Федерации ”, такие как образование и воспитание трактуются как процессы, осуществляемые в интересах человека, семьи, общества и государства.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, причем личностные результаты стоят на первом месте. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»): любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Чтобы сформировать личностные результаты обучающихся, которые требует современный социальный заказ, я разработала технологию формирования семейных ценностей. Для достижения цели я использую модель формирования семейных ценностей, которую составляют 3 этапа: диагностический, деятельностный и аналитико-прогностический.
На диагностическом этапе проводится диагностика результатов личностного развития и определяется динамика формирования семейных ценностей у детей, установки в области семейного воспитания.
Деятельностный этап - это использование на уроках, во внеурочной деятельности и во внеклассных мероприятиях таких методов и приёмов, которые направлены на воспитание семейных ценностей.
В курсе «Обучение грамоте» и затем в курсе «Русский язык», начиная с самых первых уроков, материалом многочисленных упражнений являются пословицы и поговорки, задания к которым направлены на осознание смысла и мудрости, семейных ценностей. Я предлагаю ребятам обратиться за помощью к родителям, привести примеры из жизни, подумать в какой ситуации можно использовать данную пословицу. С помощью таких заданий стараюсь умышленно вывести родителей на диалог с ребёнком. В 3 классе, при изучении темы «Существительное» использую приём Технологии критического мышления «Кластер - семья». Обучающиеся начинают составлять кластер в классе, продолжают дома с родителями (образуется обратная связь). В итоге ребята замечают, что все звенья кластера взаимосвязаны, а по-другому и быть не может. Подобный приём использую при изучении других частей речи. В 4 классе, при изучении темы «Части речи. Имя прилагательное» прошу обучающихся рассказать о ком-либо из членов своей семьи, используя как можно больше прилагательных. Подобное задание использую при изучении темы «Глагол».
В курсе «Литературное чтение» предусмотрены разделы и тексты, которые должны помочь младшим школьникам осмыслить важные духовные ценности своей семьи. Система заданий и вопросов к текстам помогает обучающимся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного. В таких случаях я использую приёмы, которые помогают обратить внимание на свою семью, и предлагаю ответить на вопросы:
-Если бы подобная история произошла в твоей семье, как бы развивались события?
- На кого из твоих родных похож герой произведения?
- Какие черты характера героя ты хотел бы воспитать в себе?
Читая художественное произведение, все мы по-разному оцениваем ситуацию, поступки героев, их мысли и слова. Это зависит от того, какие семейные ценности являются приоритетными, поэтому в данном случае привлекательным является приём «Двойной дневник».
Что привлекло моё внимание Мои комментарии
Как правило, такое задание задаю на дом, для ознакомления с текстом. На уроке ребятам нравится зачитывать свои комментарии. Интересно то, что читая один и тот же текст, мы обращаем внимание на разные моменты. Но есть в «Литературном чтении» разделы и тексты, которые, на первый взгляд, не предполагают обсуждения тем семейных ценностей. Например, раздел «Поэтическая тетрадь». Учимся читать стихи о природе с выражением, но иногда любим с ребятами пошутить. Читаем стихи так, как бы их прочитал папа (мужчины скупы на эмоции), мама, умудрённая опытом бабушка или сестрёнка.
«Окружающий мир». Начиная с первых уроков, мы всё время говорим с ребятами о ценностях семьи. Первые проекты в 1 классе «Моя малая Родина» и «Моя семья». Обучающиеся готовят сообщения о родном селе, городе, около которого живём и, конечно же, о своей семье, как о малой Родине. Следующий проект «Мой класс и моя школа», и снова мы отождествляем себя частью большой семьи. Большинство уроков окружающего мира посвящено безопасности. Я стараюсь привить детям ответственность за свои дела и поступки, говорю о том, что если они не будут соблюдать правила безопасного поведения на улице и дома, то это может огорчить их близких. Любовь и уважение к родным должны стать залогом безопасности.
Использование технологии формирования семейных ценностей на математике помогает осознанию ценности семьи, как основы духовно-нравственного развития и воспитания личности. В 1—4 классах есть материал, раскрывающий: различные профессии людей. Прежде чем приступить к решению такой задачи, обязательно объясняю принцип работы человека незнакомой для ребят профессии. Если в классе есть дети, у которых родные владеют данной профессией, то это делают они. Обязательно делаю упор на трудоёмкость и важность любой профессии, а это воспитывает в детях гордость за своих родителей. В 1 классе придумываем и рисуем задачи про свою семью. В 4 классе, знакомясь со столбчатыми диаграммами, предлагаю задания, к которым подключается вся семья: сделать диаграмму возраста или роста своих родных. Иногда предлагаю измерить любовь, заботу, помощь и другие семейные ценности. Ребята приходят к выводу, что эти качества измерить нельзя, они бесценны. Отрабатывая навыки письменного сложения и вычитания многозначных чисел, прошу обучающихся узнать общий возраст семьи, результаты поражают. Выясняется, что семья это не только мама, папа, бабушка, дедушка, брат и сестра, но это все многочисленные родственники.
Достижение личностных результатов обеспечивается за счет всех компонентов образовательного процесса: учебных предметов, внеурочной деятельности, а также программы дополнительного образования, реализуемой семьей и школой. В рамках внеурочной деятельности продолжается формирование личностных результатов посредством семейных ценностей.
Для создания сплочённого и благополучного коллектива я разработала систему воспитательной работы «Солнечная палитра», которая рассчитана на 4 года. Одним из направлений системы является семейное воспитание. Активная позиция родителей по отношению ко всему тому, что происходит в школе, в классе у ребенка, играет положительную роль для самого ребенка. Я привлекаю родителей к участию в семейных проектах: «Герб моей семьи», «Ангел-Хранитель» и другие. Традиционными стали семейные вечера и спортивные мероприятия. Прежде чем составлять план мероприятий на год, обязательно советуюсь не только с обучающимися, но и с родителями. В процессе работы в рамках деятельностного этапа создаётся программа родительского всеобуча, с привлечением специалистов: педагога-психолога, учителя-логопеда.
На последнем, аналитико-прогностическом, этапе реализации технологии формирования семейных ценностей проводится вторичная диагностика по выявлению результативности использования способов, форм, средств и методов формирования семейных ценностей, уровня сформированности и принятия семейных ценностей школьниками, проблем и перспектив дальнейшего развития сотрудничества детей, родителей и учителя в данном направлении.
Каждая семья имеет свою шкатулку семейных ценностей, и если в процессе моей работы эта шкатулка пополняется, значит, цель достигнута.