Программа элективного курса Экономические расчеты в MS Excel
Муниципальное образовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 3»
Утверждена на заседании
городского экспертного совета
Протокол № _________________.
Председатель городского экспертногосовета__________Л.Е. НикачеваПРОГРАММАэлективного курса«Экономические расчеты в MS Excel»
для учащихся 11 класса
Автор: Полякова Любовь Ивановна,учитель информатики
Рассказово, 2017
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 000, обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить цель создания условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. Профильное обучение должно обеспечивать социальную адаптацию учащихся к нынешним социально-экономическим условиям, дать определенные знания, умения и навыки для реализации профессиональной деятельности, предоставить возможность развить свои способности в том направлении, к которому они имеют большую склонность. Современный выпускник школы должен обладать культурой мышления, достаточной для продолжения обучения в высшем учебном заведении выбранного направления и уметь применять полученные им знания для решения задач, возникающих в его будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо, чтобы у старшеклассника появился опыт реальной деятельности в рамках наиболее общих профессиональных направлений так, чтобы он смог примерить на себя и социальную роль.
Предлагаемый элективный курс «Экономические расчеты в MS Excel» в объёме 35 часов предназначен для учащихся 11 классов социально-экономического профиля обучения средних школ. Знания, полученные при изучении этого элективного курса, имеют для учащихся большое значение в сфере практической экономики и при их дальнейшем обучении в экономической сфере.
Деятельность любого специалиста в информационном пространстве требует, прежде всего, умения автоматизировать процессы обработки информации. И эта автоматизация должна происходить в доступной для него среде. Существует множество программных продуктов для специалистов экономических направлений с узкой специализацией: для бухгалтеров, менеджеров, финансистов и других профессионалов. Во многих случаях комплексное решение любой экономической задачи дают современные электронные таблицы.
Наиболее популярными электронными таблицами сегодня являются MS Excel, которые представляют собой инструментальное средство высокого уровня, позволяющее решать далеко не тривиальные задачи, понятными и доступными методами, обеспечивающими автоматизацию самых разных аспектов экономики: бухгалтерия, финансовый учет и анализ, подготовка документов в различные инстанции, планирование и оценки деятельности предприятия и многое другое.
Повышение результативности социально-экономического профильного образования достигается изучением экономических процессов различными методами. Элективный курс «Экономические расчеты в MS Excel» позволяет получить практические навыки решения экономических вопросов с помощью электронных таблиц, применяя математические методы и алгоритмы экономических расчетов, при организации которых происходит более глубокое осмысление теоретических основ экономики. Проникновение информатики в экономику связано с систематическим выполнением экономистами сложных и трудоёмких расчетов при решении профессиональных задач, которые было бы рационально автоматизировать с помощью компьютера. Обучение опирается на знания учащихся, полученные на занятиях информатики и ИКТ, экономики, математики и других общеобразовательных предметов. То есть предполагается, что экономические термины, необходимые при решении задач данной программы, изучаются учащимися в соответствующих курсах экономики, а в рамках данного курса получают свою конкретизацию и наглядность.
Использование компьютера, как средства интенсификации учебной деятельности, ее активизации и стимулирования, влияет на развитие у школьников творческого мышления, а также формирования нового типа мышления, так называемого операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. Изучение прикладных аспектов информатики в интересах обучаемого, за счет реализации в рамках курса межпредметных связей, повышает эффективность профильного обучения в целом. В то же время учет возрастных особенностей при организации обучения дает возможность показать мир во всем его многообразии, что способствует формированию личности учащегося.
Содержание данного элективного курса предполагает дальнейшее углубление и детализацию полученных учащимися знаний как с учетом развития аппаратного и программного обеспечения, так и с учетом гораздо большей практической направленности, т. к. при решении профессионально-ориентированных задач учащиеся не только глубже усваивают экономические понятия, которые являются ключевыми для учащихся социально-экономического профиля, но и добиваются получения осознанных навыков работы с компьютером. Кроме того, решение задач именно с экономическим содержанием при использовании MS Excel обогащает социальный опыт, систематизирует полученные ими знания, помогает легче освоить профессиональную терминологию, формирует умение создавать алгоритмы конкретных экономических расчетов.
Ведение элективного курса «Экономические расчеты в MS Excel» ориентировано на удовлетворение запроса учащихся социально-экономического профиля обучения. Он является логическим продолжением преподавания в рамках указанного профиля обучения предметов: экономики, математики и информатики и ИКТ, и осуществляет разумный баланс между общеобразовательным содержанием выбранного профиля и его дальнейшей профессиональной направленностью, что, несомненно, повышает профессиональное самоопределение учащихся и уровень их социальной адаптации.
Элективный курс «Экономические расчетs в MS Excel» направлен на становление следующих ключевых компетентностей:
познавательная компетентность (способность к обучению в течение всей жизни как в личном профессиональном, так и в социальном аспекте; использование метода анализа, прогнозирования; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного их применения);
информационная компетентность (способность работать с разными источниками информации; способность к критическому суждению в отношении получаемой информации; владение телекоммуникационными технологиями в общении с людьми; компьютерная грамотность, умение использовать возможности электронных таблиц при решении поставленных задач);
коммуникативная компетентность (владение различными средствами письменного и устного общения; выбор адекватных ситуациям форм вербального и невербального общения, способов формирования и формулирования мысли; владение способами презентации себя и своей деятельности);
организаторская компетентность (планирование и управление собственной деятельностью; владение навыками контроля и оценки деятельности; способность принимать ответственность за собственные действия; владение способами совместной деятельности).
Актуальность программы «Экономические расчеты в MS Excel» заключается в большом потенциале курса для осуществления деятельностного подхода в образовании.
Целью данной программы является получение учащимися практического опыта решения профессионально-ориентированных задач с помощью специальных экономических возможностей электронных таблиц MS Excel.
Для этого необходимо решить следующие учебные задачи:
закрепить теоретические знания и определения экономики, без которых невозможно решение задач экономического профиля;
показать возможность эффективного использования информационных технологий в экономике;
научить учащихся использовать MS Excel для работы с экономической информацией;
развить умения рационально применять возможности MS Excel в экономической сфере;
выработать практические навыки экономических расчетов с помощью MS Excel;
проанализировать возможности графических методов прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;
сформировать навыки решения оптимизационных задач экономики средствами MS Excel;
продемонстрировать анализ полученных с помощью MS Excel результатов;
содействовать формированию у школьников экономической грамотности.
Данная программа рассчитана для изучения курса «Экономические расчеты в MS Excel» в объеме 35 часов (одного часа в неделю).
В соотношении теоретических и практических занятий в программе перевес сделан в сторону практической деятельности учащихся, поскольку именно деятельностный подход развивает творческие способности школьников. Задания разного уровня сложности, позволяют создать для каждого учащегося индивидуальную образовательную траекторию и учесть в процессе обучения темп работы каждого обучающегося.
Особенностью данного элективного курса в рамках социально-экономического профиля является качественно-новый подход к подбору задач при изучении стандартного программного обеспечения MS Excel. Поскольку предлагаемые учащимся задачи должны способствовать формированию именно экономического мышления, то данное действие осуществляется через фабулу профессионально-ориентированных задач, используя методы решения и анализа результата.
Для отбора задач использовались следующие принципы:
задача является профессионально-ориентированной, если в ее условии содержатся компоненты экономических понятий или экономическое содержание проявляется в процессе решения задачи;
в формулировке задачи присутствует ее технологическая направленность (которая аргументируется либо «рутинностью» решения задачи без использования MS Excel, либо требованием «электронного» характера создаваемых (обрабатываемых) информационных продуктов);
по своему содержанию задача и алгоритм её решения максимально приближены к возможностям, заложенным в табличном процессоре MS Excel;
уровень сложности задачи ограничивается математическим аппаратом школы.
Методы, формы обучения
Обучение строится с использованием следующих форм занятий:
ЛекцияНа лекции излагается минимально необходимый объем информации из рассматриваемой предметной области: ключевые теоретические вопросы, информация об используемых программных средствах, основные технологии решения. В поддержку лекционного курса учащимся предлагаются тематические презентации.
Практическое занятиеПри проведении практических занятий используются развивающие упражнения, представляющие алгоритмические предписания для решения конкретной задачи. Логическая последовательность упражнений позволяет более индивидуализировать процесс обучения и обеспечивает приобретение учащимися необходимых умений и навыков.
Самостоятельная работаПод самостоятельной работой подразумеваются задания, требующие у учащихся самостоятельных обобщений и выводов, осмысления своей деятельности и стимулирование к овладению технологиями самообучения. К ним относятся: домашние задания, письменные и некоторые практические упражнения.
Проверка знанийОсуществляется в виде контрольных работ, контрольных тестов. Оценивается результат выполненных учащимися работ. Проверка знаний проводится в форме текущего и итогового контроля. Работы оцениваются по обычной пятибалльной системе.
Учащиеся должны сформировать умения работать с различными источниками информации, решать творческие задачи, планировать свою деятельность, анализировать, описывать планы действий.
Курс является ориентационным в системе профильной подготовки:
способствует расширению кругозора и включает оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы,
расширяет кругозор учащихся,
осуществляет учебно-практическое знакомство с основами экономических расчетов с использованием электронных таблиц.
Организация учебной работы учащихся направлена на выполнение самостоятельной, поисковой, творческой работы учащихся. Все задания, вопросы рассчитаны на работу учащихся на уроке. Для усиления эффективности работы деятельность индивидуализируется.
Планируемые результаты курса
В результате обучения учащийся должен знать:
терминологию и теоретические основы экономики необходимые для выбранного спектра экономических расчетов;
особенности, достоинства и недостатки MS Excel при проведении экономических расчетов;
методы определённых курсом экономических расчетов;
основные алгоритмы финансовых расчетов, осуществляемых MS Excel и способы применения финансовых функций, встроенных в MS Excel;
организацию и ключевые операции с базами данных в MS Excel;
графические возможности MS Excel и графический способ прогнозирования;
способы анализа экономической информации в MS Excel, используемой для принятия решения.
Уметь:
выбирать методы для решения конкретной экономической задачи;
составлять алгоритмы решения задач экономической сфере;
выполнять экономические расчеты в MS Excel;
использовать финансовые функции для финансовых расчетов;
осуществлять сортировку, фильтрацию, подведение итогов и сводные отчеты в базах данных, организованных на основе списков в MS Ecxel;
подбирать вид графического отображения экономической информации в зависимости от ее характера;
применять графические методы прогнозирования MS Excel для принятия экономически обоснованных решений;
решать экономические задачи оптимизации с помощью MS Excel;
грамотно трактовать полученный с помощью MS Excel результат.
Иметь навыки:
использования MS Excel для работы с экономической информацией;
создания алгоритмов экономических расчетов;
осуществления экономических расчетов с помощью MS Excel;
проведения основных операций с базами данных в MS Excel;
применения метода графического прогнозирования средствами MS Excel для экономических процессов;
решения оптимизационных задач экономики с помощью MS Excel;
проведения виртуальных экономических экспериментов и анализа полученных в MS Excel результатов.
Оценивание результатов
Система оценивания учебных достижений учащихся по результатам выполнения практических и самостоятельных работ производится в следующих формах:
текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий; текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения учащимися практических компьютерных заданий. Такой вид контроля не влияет на ход урока, делает процесс контроля знаний более комфортным, а также побуждает учащихся самостоятельно контролировать собственный процесс обучения.
взаимооценка учащимися работ друг друга или работ, выполненных в группах;
текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников;
итоговый контроль проводится в виде контрольных работ без применения компьютера, контрольных работ с применением компьютера, контрольных тестов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (35 часов, 1 час в неделю)
№ Тема Кол-во часов Виды деятельности
Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel18 Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel6Повторение. Основные принципы редактирования и оформления таблиц на примере таблицы «Расчет предельного продукта труда». 1 Лекция, практика
Организация формул и форматирование данных в таблицах, содержащих экономическую информацию. 1 Лекция, практика
Использование маркера заполнения для данных и формул. Расчеты с применением ссылок разного вида. 1 Лекция, практика
Использование встроенных функций MS Excel для экономических расчетов. 1 Лекция, практика
Создание и форматирование таблицы расчета прибыли фирмы. 1 Лекция, практика
Контрольная работа. 1 Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей 5 Классификация встроенных финансовых функций MS Excel. 1 Лекция, практика
Способы начисления процентов. Расчеты по вкладам и займам. 1 Лекция, практика
Схема погашения долга равными выплатами. Составление плана погашения долга равными срочными уплатами. 1 Лекция, практика
Алгоритмы расчёта амортизации используемые в MS Excel. Применение финансовых функций для расчета амортизации. 1 Лекция, практика
Контрольная работа. 1 Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel7 Понятие списка в MS Excel. Список как база данных экономической информации. 1 Лекция, практика
Анализ экономической информации посредством операции Сортировки. 1 Лекция, практика
Использование операций фильтрации для анализа экономической информации. 1 Лекция, практика
Оперативное отображение информации с помощью процедуры Итоги MS Excel. 1 Лекция, практика
Понятие сводной таблицы. Использование сводных таблиц в подготовки сводных отчетов. 1 Лекция, практика
Обработка списков. Решение задач. 1 Лекция, практика
Контрольная работа. 1 Раздел II. Использование деловой графики для организации экономических расчетов 7 Тема 1. Построение графиков и диаграмм. 7 Анализ экономических данных с использованием графического аппарата MS Excel. 1 Лекция, практика
Создание и редактирование графиков и диаграмм, отображающих экономическую информацию 1 Лекция, практика
Графическое решение экономических задач в MS Excel. 1 Лекция, практика
Понятие аппроксимации. Методы аппроксимации. Реализация метода наименьших квадратов для аппроксимации функции предложения в MS Excel. 1 Лекция, практика
Понятие тренда. Виды линий трендов используемых при аппроксимации средствами MS Excel. 1 Лекция, практика
Прогнозирование объема продаж, графическим способом MS Excel. 1 Лекция, практика
Контрольная работа. 1 Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решения 10 Тема 1. Подбор параметра 3 Использование аппарата «Подбор параметра» в задачах принятия решения. 1 Лекция, практика
27-28 Экономические расчеты с помощью «Подбора параметра». Использование «Подбора параметра» при определении равновесной цены. 2 Лекция, практика
Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel 7 Решение экономических задач с помощью Поиска решения. 1 Лекция, практика
Использование «Поиска решения» для определения оптимального плана производства. 1 Лекция, практика
31-32 Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала. 1 Лекция, практика
33-34 Решение задачи оптимального плана перевозок. 1 Лекция, практика
35. Контрольная работа. 1 СОДЕРЖАНИЕ КУРСАРаздел I. Экономические расчеты в MS ExcelТема 1. Организация экономических расчетов в MS ExcelОсобенности экономической информации. Технология электронной обработки экономической информации. Этапы экономических расчетов с использованием табличного процессора MS Excel. Форматы, применяемые в экономических расчетах, формулы. Панель инструментов и ее настройка. Операции с листами. Форматирование по образцу. Операции со строками и столбцами. Многооконный режим работы. Функции, используемые при решении экономических задач. Маркер заполнения. Ошибки в формулах и их устранение.
Расчеты предельного продукта труда, коэффициента эластичности спроса по цене, предельной нормы замещения, рыночного спроса, графика бюджетной линии. Определение равновесной цены. Расчет прибыли фирмы.
Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей
Классификация встроенных финансовых функций MS Excel. Специфика применения финансовых функций. Аргументы финансовых функций. Анализ данных при выплате простых и сложных процентов по вкладу. Расчеты конечной суммы вклада или займа. Определение срока финансовой операции. Расчеты начальной суммы вклада или займа. Определение процентной ставки. Синтаксис функций: ПС, БС, КПЕР, СТАВКА. Функции для расчёта по кредитам и займам. Алгоритмы расчётов по кредитам и займам. Синтаксис функций: ПЛТ, ПРПЛТ, ОСПЛТ. Основные алгоритмы расчёта амортизации используемые в MS Excel. Применение финансовых функций для расчета амортизации. Синтаксис функций: АПЛ, АСЧ, ФУО, ДДОБ, ПУО.
Решение задач по определению будущего значения вклада при постоянной процентной ставке. Решение задач по определению текущей стоимости фиксированных периодических платежей. Решение задач по нахождению числа периодов постоянных выплат для достижения заданной конечной величины вклада. Нахождение процентной ставки. Расчёт по кредитам и займам. Составление схемы платежей по займу. Расчет амортизации. Расчет амортизации равномерным методом. Расчет амортизации методом суммы чисел. Сравнение результатов расчетов различными методами.
Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS ExcelПонятие списка в MS Excel. Использование функции автозаполнения для списков. Создание пользовательских списков. Обработка списков: поиск, сортировка, фильтрация, подведение итогов. Технология создания сводной таблицы. Мастер сводных таблиц. Группировка и обновление данных в сводных таблицах. Преимущества и недостатки использования электронных таблиц MS Excel в качестве баз данных.
Контроль за состоянием ресурсов в БД «Анализ сбыта». Детализация продаж БД «Анализ сбыта». Оперативный учет продаж БД «Анализ сбыта». Подготовка решений с помощью Сводных таблиц в БД «Анализ сбыта».
Раздел II. Использование деловой графики при проведении экономических расчетовТема 1. Построение графиков и диаграмм.Графическое представление данных различных экономических процессов, а также величин, рассчитанных на их основе. Необходимость графической интерпретации данных. Средства графического представления данных. Создание диаграмм и графиков. Назначение и возможности Мастера диаграмм. Выбор типа диаграммы в зависимости от характера данных. Виды диаграмм. Интерпретация данных, представленных в графическом виде. Отдельные элементы диаграммы. Изменение диаграмм и графиков, их детализация. Возможности комбинирования диаграмм.
Построение графика производственных возможностей. Создание диаграммы «Структура денежной массы в США 1990», кривых предложения и спроса. Построение кривой безразличия. Исследование бюджетной линии. Графическое решение поиска равновесной цены. Графическая интерпретация оптимального выпуска продукции фирмой (методом сопоставления предельных доходов с предельными издержками).
Понятие аппроксимации функций. Понятие тренда. Виды линий трендов, создаваемых методом графической аппроксимации в MS Excel. Типы диаграмм, поддерживающие построение линий тренда. Организация линии тренда без создания данных для её построения. Выбор подходящей линии тренда для конкретных данных. Прогнозирование на основе линии тренда. Степень точности аппроксимации исследуемого процесса.
Методы аппроксимации. Реализация метода наименьших квадратов в MS Excel для функции предложения. Прогнозирование функции объема продаж, заданного таблицей наблюдений, графическим способом, заложенным в MS Excel.
Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решенияТема 1. Подбор параметраМетод последовательных итераций. Инструмент подбора одиночного параметра с одновременным контролем результирующего значения. Понятие целевой и влияющей ячеек. Предельное число итераций. Относительная погрешность результата. Этапы решения задач с использованием «Подбора параметра». Возможности использования «Подбора параметра» при наличии нескольких решений.
Определение равновесной цены. Использование функции «Подбор параметра» при расчете суммы вклада с учетом инфляции. Поиск процентной ставки с помощью «Подбора параметра» в условиях периодических переменных платежей по вкладу. Подготовка данных. Анализ результатов.
Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS ExcelЗадачи оптимизации в экономике. Надстройка «Поиск решения» как универсальный инструмент проведения оптимизационных экономических расчетов. Основная терминология: целевая ячейка, изменяемые ячейки, ограничения. Рекомендации по решению задач оптимизации с помощью надстройки «Поиск решения». Организация ограничений. Примеры использования электронных таблиц для решения типичных экономических оптимизационных задач.
Использование Поиска решения для определения оптимального плана производства. Решение задачи оптимального плана перевозок. Проведение расчетов определения оптимального распределения капитала.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Материально-техническое оснащение занятий: компьютерный класс, интерактивная доска, принтер, проектор, локальная сеть.
Программное обеспечение: операционная система MS XP, электронные таблицы MS Excel 2007, текстовый процессор MS Word, редактор тестов Айрен.
Раздел I. Экономические расчеты в MS Excel.
Тема 1. Организация экономических расчетов в MS Excel.
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, раздаточный материал, программа-тест.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа.
Методы и приемы обучения – словесные (изложение материала учителем: лекция, презентация), практические (работа с электронной таблицей), фронтальный опрос.
УРОК 1.
Тема урока:Повторение. Основные принципы редактирования и оформления таблиц на примере таблицы «Расчет предельного продукта труда»
Упражнение.
Задание:Отредактируйте таблицу по предлагаемому образцу:
Образец
Ход выполнения:
Из папки «Primer» откройте файл «Upr1».
В открытой таблице нет заголовка. Организуйте его:
Выделите первую строку щелчком по ее номеру;
Дайте команду Вставка/ Строки;
Активизируйте ячейку А1 щелчком по ней;
Наберите текст «Общий, средний и предельный продукт труда (шт)»
По окончании набора нажмите на кнопку в строке формул;
Выделите диапазон ячеек А1:D1;
Объедините ячейки под заголовок с помощью кнопки «Объединить и поместить в центре» - .
Совместите разрозненные части таблицы по образцу:
Выделите диапазон ячеек G4:H8 (синяя граница);
Наведите курсор мышки на границу выделенного диапазона и перетащите на 4 шага влево;
Аналогично переместите В4:E11 (красная граница) на шаг влево и шаг вверх;
Заполните ячейки информацией в соответствии с образцом:
В ячейку В4 введите 200;
Откопируйте содержимое ячейки В2 в С2 и D2:
Выделите ячейку В2;
Переместите ее мышкой в позициюС2 удерживая клавишу СTRL;
Откопируйте эту же информацию в D2 самостоятельно
Удалите ненужную информацию.
Отредактируйте текст в ячейках С2 и D2.
Активизируйте ячейку С2;
В строке формул поставьте курсор в начало текста. С помощью клавиши DELETE, удалите текст Общий и наберите Средний;
Затем поставьте курсор в строке формул в скобки и замените Q на APL;
По окончании набора нажмите на .
Остальные ячейки приведите в соответствии с образцом самостоятельно.
Удалите ненужную информацию:
Выделите ячейки С3:С10;
Нажмите клавишу DELETE.
Сохраните таблицу в своей папке под именем «Upr1»: команда Файл/ Сохранить как…/ C:/ папка класса/ Ваша личная папка/ имя файла - «Upr1»/ Enter или Сохранить.
Закройте программу MS Excel.
Упражнение.
Задание:Оформите таблицу по предлагаемому образцу.
Образец
Ход выполнения:
Из папки «Primer» откройте файл «Upr2».
Создайте в таблице заголовок.
Сделайте выравнивание:
Выделите весь лист;
Задайте выравнивание в диалоговом окне, вызванном командой Формат/ Ячейки/ Выравнивание;
Ок.
Примечание: При оформлении таблицы возможно некоторое несовпадение, но желательно добиться наибольшего сходства с образцом.
Определите границы таблицы:
Организуйте внутренние границы таблицы (тонкие):
В технике перетаскивания выделите диапазон ячеек с А3:D12;
С помощью кнопки определяем все внутренние границы стандартного вида.
Создайте внешние границы таблицы (толстые):
Выделите диапазон ячеек с А2:D12, затем удерживая клавишу CTRL выделите еще диапазон А9: D2;
Через кнопку определяем все внешние границы стандартного вида сразу в обоих диапазонах.
Установите фон ячеек:
Выделите с помощью клавиши CTRL все ячейки, имеющие фон;
Используя кнопку Цвет заливки– , создайте бледно зеленый фон этих ячеек.
Отформатируйте числа в ячейках, где нужен денежный формат:
Выделите ячейки В3:В12;
Задайте в них денежный формат через кнопку Денежный формат - .
Чтобы десятичные знаки этих чисел не отображались в таблице: выделите ячейки В3:В12 и воспользуйтесь кнопкой Уменьшить разрядность - .
Приведите в соответствие шрифт в таблице:
Основные его параметры в ячейках А2: D12: Times New Roman, 10:
Выделите диапазон ячеек А2:D12;
С помощью Панели форматирования дайте команду ; а затем ;
Текст в ячейках А2:D2 еще отличается начертанием – полужирное : выделите ячейки и через кнопку установите нужное начертание;
Определите параметры шрифта в ячейке А1: Times New Roman, 12, полужирного начертания, самостоятельно.
Подсказка: При оформлении таблицы MS Excel можно использовать уже известные вам кнопки, расположеные на Панели форматирования, и работающие так же как и в MS Word.
Чтобы подобрать ширину столбцов в соответствии с образцом надо мышкой потянуть разделитель заголовков столбцов в желаемую сторону. Аналогично регулируются и высоты строк.
Закройте MS Excel, сохранив таблицу в своей папке в файле под именем «Upr2».
Тема 2. Использование встроенных финансовых функций для анализа и расчетов экономических показателей.
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, карточки с вопросами, программа-тест, практические задания.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа
Методы и приемы обучения – словесные и наглядные методы обучения: изложение материала учителем с демонстрацией использования финансовых функций для анализа и расчета экономических показателей (используя проектор), практические (работа с электронной таблицей), фронтальный опрос, тестирование.
Тема 3. Анализ экономической информации с помощью списков в MS Excel.
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, карточки с вопросами, программа-тест, практические задания.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа
Методы и приемы обучения – словесные и наглядные методы обучения: изложение материала учителем с демонстрацией использования списков для анализа экономической информации (используя проектор), практические (работа с электронной таблицей), работа в группах, тестирование.
Раздел II. Использование деловой графики для организации экономических расчетов
Тема 1. Построение графиков и диаграмм.
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, карточки с вопросами, программа-тест, практические задания.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа
Методы и приемы обучения – словесные и наглядные методы обучения: изложение материала учителем с демонстрацией построения диаграмм и графиков анализа экономических данных (используя проектор), использование графических методов прогнозирования при решении задач, практические (работа с электронной таблицей), работа в группах, тестирование.
Раздел III. Способы анализа и обработки информации для принятия решения
Тема 1. Подбор параметра.
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, карточки с вопросами, программа-тест, практические задания, раздаточный материал.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа
Методы и приемы обучения – словесные и наглядные методы обучения: изложение материала учителем с демонстрацией слайдов использования метода подбора параметров при решении экономических задач (используя проектор), практические (работа с электронной таблицей), использование дифференцированных заданий, тестирование.
Тема 2. Проведение оптимизационных экономических расчетов средствами MS Excel
Дидактико-методическое обеспечение – файлы электронной таблицы, конспект лекции, презентации, карточки с вопросами, программа-тест, практические задания, раздаточный материал.
Форма проведения занятий – лекция, практическая работа
Методы и приемы обучения – словесные и наглядные методы обучения: изложение материала учителем с демонстрацией слайдов использования метода поиска решения при работе с заданиями в области экономики (используя проектор), практические (работа с электронной таблицей), работа в группах, тестирование.
ЛИТЕРАТУРАДля учащихся:Информатика. Задачник – практикум под редакцией Семакина И., Хеннера Е. В 2 томах. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015.
Карпов Б. Microsoft MS Excel 2000: Справочник, 2-е издание. - СПб.: Питер, 2014.
Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике. Пособие для преподавателей экономики. –В 3-х книгах. Кн.1. Задачник по микроэкономике. – М.: Вита-Пресс, 2012.
Симонович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика. Универсальный курс. – М.: АСТпресс, 2015.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов, 2016 год.
Для учителя:Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Моделирование и формализация: Методическое пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2015.
Вигдорчик Е., Нежданова Г. Элементарная математика в экономике и бизнесе, серия «Экономика для школ России», М.: Вита-Пресс, 2013.
Гарнаев А.Ю. Использование MS Excel и VBA в экономике и финансах.—СПб.: БХВ— Санкт–Петербург, 2016.
Долженков В.А., Колеников Ю.В., Рычков В.Н. Практическая работа с Microsoft MS Excel. - СПб.: БХВ, 2011.
Информационные технологии (для экономиста). Под ред.Волкова А.К. М., Инфра-М, 2015.
Лавренов С.М. MS Excel: Сборник примеров и задач. – М.: Финансы и статистика, 2014.
Лукасевич И.Я.. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вычислений. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014.
Мельников П..П., Миронова И.В., Шполянская И.Ю. Практикум по экономической информатике М., Финансы и статистика, 2013.
Овчаренко Е.К., Ильина О.П., Балыбердин Е.В. Финансово-экономические расчеты в MS Excel. М., Филинъ, 2015.
Основы экономической теории. Учебник для 10-11 классов. общеобразоват. Учрежд. Профильный уровень образования, Под ред. С.И. Иванова, В 2-х книгах, М.: Вита-Пресс, 2014.