Тема урока: “Слово – одежда всех фактов, всех мыслей…” Обобщающий урок по теме “Лексика и фразеология. Культура речи”
Разработка урока
Тема урока: “Слово – одежда всех фактов, всех мыслей”
Обобщающий урок по теме “Лексика и фразеология. Культура речи”
Цель урока: обобщение и повторение изученного о языковых явлениях данного раздела, развитие навыков самостоятельной работы.
Задачи:
Образовательные:
- повторить и обобщить материал по теме “Лексика и фразеология”;
- способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики;
- закрепить навыки и умения обучающихся по изученной теме.
Развивающие:
- повышать творческую активность обучающихся,
- развивать интерес к изучению языка;
- совершенствовать грамматический строй речи,
- обогащать словарный запас языка обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать осознанную потребность в знаниях, чуткость и внимательность к слову.
Тип урока: Урок повторения и обобщения.
Методы: 1)организация обсуждения материала; 2) тестирование; 3) игра.
Оборудование:
тестовые задания по теме, кроссворды, словари, компьютер, интерактивная доска.
Выставка словарей:
Школьный орфографический словарь русского языка
Краткий фразеологический словарь русского языка.
Школьный словарь антонимов русского языка
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка
Орфоэпический словарь русского языка. М., 1989.
Учебный словарь синонимов русского языка. М., 1994.
План урока
№
Этап урока
Содержание этапа
Время
1.
Организационный момент. Целеполагание.
Установить эмоционально- психологический контакт. Нацелить обучающихся на урок.
2 мин.
2.
Актуализация имеющихся знаний. Фронтальный опрос.
Проверить теоретические знания обучающихся.
3 мин.
3.
Тестирование.
Выявить знания обучающихся по теме «Лексика и фразеология».
5 мин.
4.
Повторение и обобщение знаний и умений по теме.
Сообщение обучающегося.
Задание 1: подобрать синонимы.
Задание 2: работа с кроссвордом о диалектизмах.
Задание 3: заменить фразеологизмы синонимами и антонимами.
Задание 4: дифференцированная работа с текстом.
Способствовать усвоению и углублению знаний обучающихся по основным разделам лексики; закрепить навыки и умения по изученной теме.
23 мин.
2 мин.
4 мин.
3 мин.
6 мин.
8 мин.
5.
Закрепление. Игровой момент (кроссворд по основным понятиям).
Закрепить знания обучающихся по основным понятиям раздела «Лексика и фразеология».
7 мин.
6.
Рефлексия.
Осмысление обучающимися своих действий. Самооценка.
2 мин.
7.
Подведение итогов урока.
Качественная оценка работы класса и обучающихся.
1 мин.
8.
Домашнее задание.
Разъяснение домашнего задания.
2 мин.
Ход урока
Организационный момент. (2 минуты)
Чтение учителем предложений из сказки Л. Петрушевской “Пуськи бятые”
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
- Калушата, калушаточки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
Учитель: Ребята, вам понятно, о чем говорится в предложениях?
- Почему вы не понимаете смысл?
- Верно, в словах нет лексического значения. Грамматическое значение позволяет нам определять части речи, а вот смысл от нас скрыт.
- А что такое лексическое значение? (Ученики: Это то, что обозначает слово)
- В каком разделе мы изучаем лексическое значение слова? (Лексика)
- Верно, этот раздел науки о языке мы с вами изучали на прошлых уроках. Сегодня мы повторим и обобщим наши знания по теме «Лексика».
2. Актуализация имеющихся знаний. Фронтальный опрос. (3 минуты)
Учитель: Тема «Лексика» - одна из самых интересных в курсе русского языка, потому что речь идет о слове, без которого нельзя построить свою речь, нельзя понять друг друга, нельзя общаться. Как удивительно точно сказал М.Горький о слове!
Учитель предлагает записать число, тему урока и эпиграф к ней в тетрадь, оформив эпиграф как прямую речь.
(М. Горький писал: «Слово – одежда всех фактов, всех мыслей. Надо учиться языку, надо расширять свой лексикон”)
Учитель: Что такое лексикон? (Ученики: словарный состав языка)
- Какие однокоренные слова можно подобрать к слову лексикон? Лексика? (дословный перевод с греческого – относящийся к слову; словарный состав языка). Лексикология? (наука о лексике).
3. Работа с тестом. (5 минут)
Каждый обучающийся получает тест, в котором он должен выделить правильный ответ. (Смотри Приложение)
Повторение и обобщение знаний и умений по теме. (23 минуты)
Учитель:
“Когда мне случалось спрашивать, много ли слов в составе русского языка, мне, хитро улыбаясь, отвечали: “Столько, сколько звезд на небе!” Это очень неверный ответ” Почему? Узнали вы автора этих слов? (Ученики: Л.Успенский “Слово о словах”). Сколько же все-таки слов в русском языке?
Сообщение обучающегося (2 минуты):
Словарный запас выпускника средней школы составляет примерно 4 – 5 тысяч слов, современного образованного человека 10 – 30 тысяч слов. Пушкин в своих произведениях и письмах использовал более 21 тысячи слов. В словаре Ожегова 73 тысячи слов, а в “Словаре современного русского языка” (он состоит из 17 томов) – более 120 тысяч. “Толковый словарь живого великорусского языка” В.И.Даля содержит более 200 тысяч слов. Но и это не все слова, ведь словарь не может включать все слова языка.
Учитель:
“Словарь – это вселенная в алфавитном порядке! Если хорошо подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него”. (Анатоль Франц). Какие бывают словари? (Выставка словарей).
Учитель: А теперь давайте проверим ваш словарный запас.
Задание 1. Подберите синонимы к данным словам. (4 минуты)
Красивый - прекрасный (красный), великолепный, видный, живописный, изящный, миловидный, нарядный, прелестный, привлекательный, пригожий, смазливый, хороший, хорошенький, художественный; пышный, роскошный, щегольской, разубранный, разукрашенный; бесподобный, божественный, блестящий, дивный, чудный, восхитительный, обворожительный, пленительный, распрекрасный.
Маленький - махонький, малюсенький, капельный, крохотный, крошечный, мелкий, мелочный, мизерный, микроскопический, миниатюрный, игрушечный, небольшой, незаметный, неуловимый, незначительный, жалкий, ничтожный, скромный, скудный.
Большой - большущий, великий, внушительный (внушительных размеров), гигантский, громадный, огромный, значительный (значительных размеров), крупный, исполинский, колоссальный, непомерный, объемистый, громоздкий; заметный, изрядный, порядочный, безмерный.
Учитель: А теперь давайте вспомним диалектизмы.
Задание 2. Поговорим о диалектизмах. (3 минуты)
- Что такое диалектизм? (Ученики: Это слова, употребляемые жителями определенной местности).
- А для чего в текстах используются диалектизмы? (Ученики: Чтобы передать особенности речи жителей определенной местности).
Учитель: Отгадаем кроссворд (По материалу упр. 73)
2
1
3
4
5
Общее название слов, которые употребляются в той или иной местности.
(диалект)
2. Юго-восточный ветер (обедник)
3. Осенний северный ветер (сиверко)
4. Южный ветер. (Летник)
5. Восточный ветер (всток)
4) Задание 3. Замените данные фразеологические обороты словами-синонимами, а затем придумайте к словам антонимы. (6 минут)
Учитель: Давайте сначала вспомним, что такое фразеологизм? (Ученики: устойчивое сочетание слов).
- Для чего нужны фразеологизмы? (Обогащать и украшать нашу речь).
1 вариант
В час по чайной ложке (медленно – быстро)
рукой подать (близко – далеко)
кривить душой (лгать, обманывать – говорить правду)
повесить нос (грустить – смеяться, веселиться)
себе на уме (хитрый – простодушный)
2 вариант
гонять лодыря (бездельничать – работать)
во все лопатки (быстро – медленно)
раз, два и обчелся (мало – много)
куры не клюют (много – мало)
кожа да кости (худой – полный, толстый)
5) Задание 4. Дифференцированная работа с текстом. (8 минут)
1.Прочитайте текст. Замените неоправданно повторяющиеся слова синонимами. Запишите синонимы в тетрадь.
2. Прочитайте текст. Подчеркните фразеологизмы. Запишите их в тетрадь
(Дается дифференцированное задание. Сильные ученики выполняют 1-ое задание, остальные – 2-ое задание).
Однажды заяц обманул лису, и решила лиса достать зайца хоть со дна моря. Бросился заяц сломя голову в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А лиса все себе места не находит, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но зайца отыскать не может. Бегает лиса, а заяц как в воду глядел, хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а зайцу страшно, хоть караул кричи. А лиса посмотрела и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвел лису вокруг пальца.
(Выполнив задание, ученики читают текст в исправленном виде. Те ученики, которые искали фразеологизмы, записывают в тетрадь синонимы. Другая группа учеников читает фразеологизмы, найденные в тексте).
Однажды заяц обманул лису, и решила она достать косого хоть со дна моря. Бросился заяц сломя голову в лес спасать свой пушистый хвостик и красивую шубку. А рыжая все себе места не находит, не может зайцу свою оплошность простить, да и курятина надоела. Но серого трусишку отыскать не может. Бегает лиса, а заяц хорошо спрятался: затаился в дупле старого дуба, белкой прикинулся. Лиса рвет и мечет, а косому страшно, хоть караул кричи. Заглянула она в дупло и не увидела зайца, так, сучок какой-то торчит. И побежала дальше. А заяц-то передохнул да подумал, что опять обвел рыжую вокруг пальца.
Закрепление. Игровой момент. Работа с кроссвордом. (7 минут)
Разгадай кроссворд
Устаревшее слово. Высокие кавалерийские сапоги.
Латинское слово. Титул главы монархического государства, лицо, носящее этот титул.
Ударный музыкальный инструмент, верх и низ которого обтянуты кожей.
Диалектное слово. Яма, наполненная водой.
Устаревшее слово. Подставка для лучины (для освещения крестьянской избы).
Слово, заимствованное из итальянского языка. Сочетание красок, цветов в картине.
Слово, заимствованное из немецкого языка. Разновидность капусты.
Диалектное слово. Принятие пищи между обедом и ужином (глагол в неопределенной форме).
Устаревшее слово. Форменная шляпа треугольного фасона.
Устаревшее слово. Сын князя.
Устаревшее слово. Наемный служащий в торговом заведении, продавец.
Диалектное слово. Конечно, разумеется.
Учитель: Посмотрите, какое слово получилось у вас в центре кроссворда. Верно: фразеологизм.
6. Рефлексия. (2 минуты)
- Итак, о чем мы сегодня с вами говорили? (Отвечают ученики: Сегодня на уроке мы показали свои знания и умения по теме «Лексика», вспомнили, что такое синонимы, антонимы, диалектизмы, фразеологизмы, учились корректировать текст. Знания по теме «Лексика» пригодятся нам в дальнейшем).
7. Подведение итогов урока. (1 минута)
Учитель даёт оценку работе класса в целом и индивидуально обучающимся.
8. Домашнее задание. (2 минуты)
1 группа: Написать сочинение « Это многоликое слово – учитель»
2 группа: Составить кроссворд из 7- 9 слов по теме «Лексика».
15