ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАЛАЧА»Утренник или кл.час


МКОУ Наследницкая СОШ
Челябинской области, Брединского района, п.Наследницкий
Номинация
«Мое лучшее нестандартное занятие с учениками нач.звена»

«ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАЛАЧА»
Утренник или кл.час
Для начальных классов  с использованием компьютерных презентаций.
2013-2014год.
Учитель: Новикова В.А.
«ОТ ЗЕРНЫШКА ДО КАЛАЧА»
Утренник или кл.час
Для начальных классов  с использованием компьютерных презентаций.
2013-2014год.
Цель:   формирование нравственных ценностей учащихся.
Задачи:
1. Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.
2.    Развивать интерес к профессиям, связанным с выращиванием и переработкой зерна.
4.     Воспитывать чувства уважения к труду хлеборобов.  
Оформление зала:
Выставка семян зерновых культур
Выставка рисунков «Календарь о хлебе».
Выставка книг о хлебе «Хлеб всему – голова».
Выставка хлебобулочных изделий нашей пекарни
(Столы с разнообразием хлебобулочных изделий от каждой группы)
    5. Компьютерные презентации.
6 Музыкальное оформление.
Поём песни муз. Э. Юнкман, слова Г. Ворониной.
«Хлеб –всему голова» «Ой, блины, блины..»
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:
Ведущая:
Кто землю сам пахал, тот за столом
Разрежет хлеб, не уронив ни крошки,
Стянув, на свежей скатерти узлом
В дни страды исхоженные стежки.
Я тоже в поле вырос и окреп,
Шел не прохожим по родному краю,
И по тому, как люди ценят хлеб,
Себе друзей в дорогу выбираю.
А. Рыленков «Хлеб»
Осень – время уборки урожая: хлеба, овощей и фруктов. Чем богаче урожай, тем богаче наша страна. А хлеб – основной продукт питания. Не зря говорят: «Хлеб – всему голова!».
(Дети рассматривают рисунки, книги о хлебе).
Наш к.час мы посвящаем труженикам полей и тем, кто печет для нас хлеб.
Девочка:
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
(Слайд №2,3)
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
С караваем соль подносим
Поклоняясь, отведать просим:
«Дорогой наш гость и друг
Принимай хлеб-соль из рук».
(Учитель вручает детям каравай.)
НА кл часе мы разделились на 3 группы «Колосок» «Каравай» «Булка»
1.КОНКУРС : ЧТО СОДЕРЖИТ ХЛЕБ? Какие витамины?
(работа с карточкой) время-5мин.
Карточка№1
Зёрна пшеницы, ржи и других злаков богаты углеводами, минералами и витаминами, которые долго сохраняют свою активность. Ржаной и пшеничных хлеб обеспечивает около 20% потребности человека в белках и 30-40% - в углеводах. Витамины группы В, содержащиеся в хлебе, участвуют в работе нервной системы и процессах тканевого дыхания. Недостаток витаминов В может привести к ухудшению зрения, старению кожи и замедлению роста у детей. Витамин Е отвечает за здоровье кожи, ногтей и волос. Никотиновая кислота (витамин РР) регулирует окислительные процессы в организме, а её недостаток приводит к быстрой утомляемости. Триптофан, содержащийся в хлебе, стимулирует выработку серотонина – гормона хорошего настроения. Соли кальция, калия, железа, фосфора и других микроэлементов необходимы для развития костей и мышц и поддержания организма в тонусе. Наиболее ценным считается цельнозерновой хлеб, хлеб из муки грубого помола и с высоким содержанием отрубей, так как витамины содержатся в основном в оболочках и зародышах зёрен.
Ведущий: Хлеб - один из самых удивительных продуктов человеческого труда. Недаром народ создал пословицы:
1. Конкурс «собери пословицы»
«Земля - матушка, а хлеб – батюшка»,
«Без печки холодно- без хлеба голодно»,
«Хлеб в закромах – счастье в домах»
«Без золота проживешь, а без хлеба – нет»,
«Хлеб - всему голова» В этих пословицах заложена вековая мудрость нашего народа, который на протяжении всего развития уделял хлебу большое внимание. Если будет хлеб, будет мир, будет счастливая здоровая жизнь народа нашей страны.
(Слайд №4,5)
2.Д\Задание – рассказ о хлебе 1группа:
Много хлеба - вот заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и сложный путь. Чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца, проливными дождями трудятся тысячи людей. А сколько сил требуется, чтобы зерно собрать, обмолотить, смолоть и, наконец, выпечь хлеб.
2группа:
Святое дело - вырастить хлеб. (Слайд №6)
Булки на деревьях и впрямь не растут… Сотворение каравая начинается далеко от пекарен, от выложенных белым кафелем цехов хлебозавода.
В лабораториях ученых, на их опытных делянках, на полях, где поспевает рожь и пшеница, - здесь, начало всех начал.
3группа:
Только потом зерно везут на мельницу, а оттуда, уже муку, на завод, в пекарню - чтобы выпекли из нее румяные, ароматные, пышные буханки, батоны, калачи, булки -вот таким приходит хлеб на наш стол. Чтение из сочинения….
Из зернышка пшеницы можно получить около 20 миллиграммов муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зерен.
3.Конкурс стихов о хлебе:
1.В нем - здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
(Слайд №7,8)
2.Ведь не сразу стали зерна
Хлебом - тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
(Слайд №9)
3.Вот об этом-то как раз
Начинается рассказ.
Подымались трактористы,
Умывались чисто-чисто.
4.В степь весеннюю с утра
Выводили трактора.
Продолжается рассказ,
Урожай поспел у нас.
(Слайд)
5.Выплывают на просторы,
Ветер песню им поет,
Капитаны-комбайнеры
Смотрят с мостиков вперед.
(Слайд)
6.Как из колоса тугого
Выбивается зерно,
Как, пожалуйста - готово,
В ящик сыплется оно.
(Слайд)
7.Вот на ток пришла пшеница,
(Слайд )
Здесь такое с ней творится!
В оборот ее берут,
Перевеют, пересушат,
Начисто переберут.
А на мельнице потом,
В порошок ее сотрут!
(Слайд )
8.На большом хлебозаводе
Станешь тестом ты, мука.
(Слайд )
Тесту тесно, мало места,
"Ох, пустите", - шепчет тесто.
9.Ладно, пустим,
В печь давай -
Нарядился каравай.
(Слайд )
10.Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил.
(Слайд )
Песня с танцем- «Блины»
Ведущая: Сколько же людей причастны к тому, чтобы хлеб появился на нашем столе!?
Кому сегодня мы должны сказать слова благодарности?
Всем, кого вы видели на полях Наслединки. Это наши односельчане, участвующие в уборке урожая 2013года
.
4Конкурс загадок:

Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль,
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт.
(водитель)
Ведущий:
Кто на мельницу пришёл
И зерно в муку смолол? (мельник)
Скажите, кто так вкусно,
Печёт пирог с капустой?
Батоны и калачики?
Скажите, девочки,
Скажите, мальчики? (пекарь)
Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый
, а бывает подгорелый". (Хлеб)
"Вырос в поле дом. Полон дом зерном
. Стены позолочены.
Ставни заколочены. Ходит дом ходуном на столбе золотом"
(Зерно)
"Ты не клюй меня, дружок,
голосистый петушок. В землю теплую уйду,
к солнцу колосом взойду. В нем тогда, таких как я,
будет целая семья". (Зернышко)
Экскурсия на хлебопекарню
нашего посёлка (воспоминания- рассказать процесс выпечки хлеба)
Тем, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет,-
Им спасибо говорим
Их за хлеб благодарим

Звучит любая русская песня о поле, хлебе, пшенице, «Расти, колосок», слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова. 
5.Конкурс: ЗНАЙ ИСТОРИЮ
Дети:
Что хлеб наш насущный – святые слова,
Так говорили и деды, и прадеды.
Он в нашей жизни всему голова –
Сила великая хлебушку дадена
Хлеб как святыня для всех был всегда,
Есть он – исполнилось счастье народное,
Не было – голод душил города,
И вымирали деревни голодные.
Был хлеб всегда в почете на Руси
Ее просторов главное богатство
Его ты хочешь цену знать? Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.
Ведущая: В прошлом году вы много узнали о Сталинграде, о его защитниках. Но во время Великой Отечественной войны жителям Ленинграда выпала самая страшная доля – 900 дней вражеской блокады. Когда немцы кольцом окружили город и не давали ввозить продукты питания, рабочие получали по 250 г хлеба в день, а жители ещё меньше 125г на день и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого человека. (Слайд )
Ведь нужно было работать , нужно было жить, нужно было выжить - назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. Живой - значит победа!
641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. ( Слайд №35)
Работа по группам: Рассказы о голоде: 1группа
В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ран Тяжёлого хлеба,Блокадного хлебаСто двадцать пять грамм!
(показать кусок чёрного хлеба)
(Слайд №36)
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб!
2группа:
Никто из нас не остается равнодушным к историческим документам, говорящим о судьбах людей, которым не хватало «крошечки» хлеба, и они умирали.
«При сытости помни голод»- это завет, предостережение наших предков, который мы не должны забывать. И заходятся от гнева, боли, жалости сердца людей старшего возраста, переживших голод, тяжёлые военные годы, когда они видят на помойках выброшенный хлеб. (Слайды)
Военный хлеб
Я помню хлеб, военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Я есть хотел, а мама с болью
Взгляд отводила стороной.
Как горе было гостем частым
(Им были детства дни полны),
Особо помню я, что счастью
Был равен горький хлеб войны.
Ведущая: А в наше время мы бережем и ценим хлеб?
Конкурс поговорок:
Худ обед – коли хлеба нет
Хлеба ни куска - так и в тереме тоска,
а хлеба каравай – так и под елью рай
Хлеб всему голова
Без хлеба куска везде тоска
Не держи деньги в узелке, держи хлеб в уголке
Каков ни есть урод, а хлеб несет в рот
З группа
Нынче ж, когда у нас вдоволь его,
Полки изделием хлебным завалены,
То ли от сытости, толь от чего
Хлеб совершенно ценить перестали мы.
Инсценировка стихотворения «Булка»
(Инсценирование стихотворения)
Три паренька по переулку Играя будто бы в футбол,Туда – сюда гоняли булкуИ забивали ею гол.Шел мимо незнакомый дядя,Остановился и вздохнул,И, на ребят почти не глядя,К той булке руку протянул.Потом, насупившись сердито,Он долго пыль с нее сдувалИ вдруг спокойно и открытоПри всех ее поцеловал.- Вы кто такой? – спросили дети,Забыв на время про футбол.- Я пекарь! – человек ответил,И с булкой медленно ушел.И это слово пахло хлебомИ той особой теплотой,Которой налиты под небомМоря пшеницы золотой.
(С. Михалков)
Ведущий: «Хлеб – дар Божий», говорили наши предки. Они относились к хлебу с уважением и считали его главным богатством. Они обращаются ко всем мальчикам, кто узнал себя в этих строчках.
Мальчик,
Ногою пинающий хлеб,
Мальчик,
Голодных не знающий лет,
Помни,
Что были лихие года.
Хлеб –
Это жизнь, а не просто еда.
Хлебом клялись,
За хлеб умирали.
Не для того,
Чтоб в футбол им играли.
В машины…..
В слове народная мудрость таится,
Вот, что в народе у нас говорится:
«Если ты хлеб ценить перестал,
Ты человеком быть перестал!»
Ведущая:
(Слайд )
Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. А что бы его не выбрасывать, надо брать его столько, чтобы не было лишнего.
А сколько хлеба вы берёте? Какой вы хлеб любите?
(Выступление детей)
Но получилось так, что хлеб остался, вы свежего купили. Как поступить с тем хлебом, который остался?
(Выступление детей)
6.Домашний конкурс: Надо показать свое блюдо и прочитать рецепты из сухого хлеба:
Ведущий:
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя четкие правила: (Слайд )
Помни правила:
-Обращайся с хлебом бережно(не пинай, не топчи, не кидайся).-Бери хлеба столько, сколько съешь.-Учись готовить из чёрствого хлеба различные блюда, покорми птиц.
Ведущий:Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.
Почет и честь вам, хлеборобы!За ваш прекрасный урожай,За то, что Родине вы далиДушистый хлеба каравай!
«Урожайные частушки» слова и музыка Ю. Кулешова
Убран хлеб, и тише стало.
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
- Над селом дымки плывут.
Пироги в домах пекут.
Ну - ка, быстро, не стесняйтесь
Добрым хлебом угощайтесь!
Ешьте, не стесняйтесь,
здоровья набирайтесь
(Слайд )
Ведущая:
Молодое поколение не знает, что такое голод. Поэтому у него совсем другое отношение к хлебу. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так с хлебом поступать нельзя, ведь в него вложено столько труда. Трактористы, комбайнеры в поле, пекари на хлебозаводах работают не жалея сил, чтобы у каждого из нас на столе всегда был хлеб. И мы должны уважать их труд. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
Чаепитие с пирогами да блинами.
Литература:
Использованы материалы:
Коровина Ирина Николаевна
viki.rdf.ru
картинки www.yandex.ru/сказка http://hyaenidae.narod.ru/story1/032.htmlинтернет-ресурсы
Приложение№1
Рецепты из сухого хлеба:
Кисель хлебный 1группа
Сухофрукты замочить, помыть, добавить су хари из белого хлеба, залить водой, сварить до размягчения и процедить. Затем всыпать сахар, влить растворенный в холодной кипяченой воде крахмал, довести до кипения. Разлить в креманки и посыпать сахаром
Хлеб пшеничный черствый — 0,3 булки, сухофрукты — 0,5 банки или 2 стакана, сахар — 3 ст. ложки крахмал картофельный — 4 ч. ложки, водя—6 стаканов
Сладкий пирог из сухарей
Черствый ржаной хлеб нарезать небольшими кусочками, подсушить, смолоть, просеять на сито. Смазать форму сливочным маслом, насыпать молотые сухари (слоем в один палец), сверху уложить нарезанные ломтиками яблоки (очищенные от кожицы и сердцевины), посыпать их сахаром Затем насыпать слой сухарей, на них опять уложить слой яблок, посыпать их сахаром. Снова насыпать слой сухарей и посыпать их сахаром. Выпекать пирог в не очень горячем жарочном шкафу Готовый пирог сверху смазать яблочным повидлом. Пирог будет гораздо вкуснее, если молотые сухари предварительно растереть со сливочным маслом.
Хлеб ржаной (молотый)—2 стакана, яблоки— 5 шт., сахар — 5 ст. ложек, масло сливочное — 2 ст. ложки, повидло — 2 ст. ложки.
2группаТертый хлеб с курагой
Нарезать черствый ржаной хлеб, подсушить, смолоть. Курагу промыть в теплой воде два-три раза, залить холодной водой, настоять 3—4 часа, проварить до готовности, протереть. В протертое пюре с отваром добавить молотые ржаные сухари, сахар, лимонную кислоту и хорошо перемешать до однородной массы. Разложить в вазочки и украсить взбитыми сливками, смешанными с сахарной пудрой.
Хлеб ржаной — 0,4 булки, курага — 1 стакан, сахар—1,5 ст. ложки, сливки — 0,5 стакана, сахарная пудра — 1 ст. ложка, вода — 1,5 стакана, лимонная кислота.
Каравай
Мякиш черствого белого хлеба натереть на мелкой терке, залить кипящим молоком на 40—50 минут. Хорошо размешать, добавить растертые с сахаром яичные желтки, сливочное масло, взбитые в пену белки и все снова размешать. Выложить в форму, смазанную маслом и обсыпанную молотыми сухарями, и выпекать в жарочном шкафу при температуре 180°С 30—40 минут. Посыпать сахарной пудрой.
Хлеб — 0,5 булки, яйца — 3 шт., молоко — 1,5 стакана, масло сливочное — 3 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, пудра сахарная — 1 ст. ложка, сахар — 3 ст. ложки, сахар ванильный.
Хлебный суп
Ржаной черствый хлеб нарезать тонкими ломтиками, подсушить в жарочном шкафу и слегка поджарить на маргарине. Затем залить кипящей водой и дать постоять полтора часа, процедить, протереть сухари и развести полученным хлебным настоем. Добавить сахар, корицу, очищенные от кожи и семян и нарезанные ломтиками яблоки, перебранный и промытый изюм. Проварить 10—15 минут, ввести клюквенный сок и охладить. Подать с взбитыми с сахарной пудрой сливками.
Хлеб ржаной — 0,5 булки, изюм — 1,5 ст. ложки, сахар — 2 ст. ложки, яблоки — 1 шт., маргарин — 2
Кекс из белого хлеба
Мякиш черствого белого хлеба подсушить, измельчить и залить молоком на 30—40 минут. Размешать в однородную массу, добавить растертые с сахаром яичные желтки, муку, питьевую соду, погашенную кислотой, взбитые в пышную пену белки, растопленный маргарин, изюм и снова все перемешать. Разложить в формочки, смазанные маргарином и посыпанные молотыми сухарями. Выпекать при температуре 200 °С.
Хлеб белый (молотый) — 2 стакана, изюм — 2 ст. ложки, мука пшеничная — 1 ст. ложка, молоко—1,5 стакана, яйца — 2 шт., маргарин — 3 ст. ложки, сухари молотые— 1 ст. ложка, сахар — 2,5 ст. ложки, сода питьевая, соль.
Тертый хлеб со взбитыми сливками
Поджарить на масле натертый на терке пшеничный черствый хлеб Сливки взбить в пышную массу с добавлением сахарной пудры. Разложить в вазочки поджаренный хлеб, на него — взбитые сливки, полить вареньем.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, масло сливочное— 2,5 ст. ложки, сахарная пудра — 1,5 ст. ложки, сливки—1 стакан, варенье — 4 ст. ложки.
3группа:Шарлотка с яблоками
Черствый белый хлеб (без корки) нарезать ломтиками толщиной в один сантиметр; яблоки очистить от кожицы и сердцевины, нарезать ломтиками и пересыпать сахаром. В смазанную маслом и обсыпанную сухарями форму положить слой белого хлеба, залить смесью яиц с молоком, уложить слой яблок, посыпать корицей, сверху уложить ломтики белого хлеба, снова залить смесью яиц с молоком и запечь в духовом шкафу.
Батон—1 шт., яблоки — 4 шт., сахар — 0,5 стакана, яйца — 2 шт., молоко—1 стакан, масло сливочное—1 ст. ложка, сухари молотые — 1 ст. ложка, корица.
Пудинг из белого хлеба
Замочить в молоке черствый пшеничный хлеб и выдержать в течение часа, добавить яичные желтки, сахар, перебранную малину, перемешать. Ввести, осторожно помешивая, взбитые яичные белки, выложить в смазанную маслом и посыпанную молотыми сухарями форму. Варить на водяной бане 40— 50 минут. Готовый пудинг выложить из формы на блюдо, посыпать сахарной пудрой или полить фруктовым сиропом.
Хлеб пшеничный — 0,5 булки, молоко — 1,5 стакана, яйца — 3 шт., малина свежая— 1 стакан, сахар — 2 ст. ложки, сухари молотые — 1 ст. ложка, масло сливочное— 1 ст. ложка, сахарная пудра — 1 ст. ложка или фруктовый сироп — 2 ст. ложки.
Гренки с фруктами
Нарезать ломтиками белый черствый хлеб (без корки), смочить в смеси из яиц, сахара и молока и обжарить на маргарине с обеих сторон до румяной корочки. Затем на поджаренные ломтики хлеба положить прогретые в сиропе фрукты и сразу же подать, полив соусом. Для приготовления соуса: сироп из фруктов вскипятить, всыпать сахар, влить разведенный в холодной кипяченой воде крахмал и, помешивая, довести до кипения.
Хлеб белый — 0,4 булки, яйца — 1 шт., сахар— 1,5 ст. ложки, молоко — 0,5 стакана, маргарин — 2 ст. ложки, фрукты консервированные— 1 стакан; для соуса: сироп из фруктов — 0,5 стакана, сахар — 1,5 ст. ложки, крахмал картофельный — 1 ч. ложка.
Приложение№2
Приметы о хлебе:
Если хлеб испечется необычайной формы, то в доме будет несчастье. - Если под вынутым из печи горячим хлебом смокнет то место, где он лежал, то будет дождь. - Если при резании хлеба мякоть хлеба пристает к ножу, то будет продолжительная дождливая погода" .
- Ежели кто обедая или ужиная, отложит кусок хлеба, недоест его и, забывшись, отломит другой, то это означает, что кто-нибудь из родных его терпит голод. - Когда вынимают пироги из печи и пирог перевернется - к прибыли. Кто плесневый хлеб ест - хорошо плавать будет и не станет бояться грозы.
- Когда один хлеб вынут из печи раньше прочих и разрежут, то все остальные хлебы испортятся. - Когда молодоженов встречают хлебом-солью, кто отщипнет больший кусок и съест, тот и будет в доме хозяином.