Три калача и одна баранка. Л. Н. Толстой


Урок 68
20.01.2017
Тема: Три калача и одна баранка. Л. Н. Толстой
Педагогическая цель Стимулировать познавательную деятельность учащихся, привлечь внимание к произведениям Л.Н.Толстого
Задачи урока Образовательные:
Организовать деятельность учащихся по формированию навыка слогового чтения;
Обогащение нравственного опыта младших школьников;
Развивающие:
Развивать устную речь;
Развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас;
Развивать творческие способности, эмоционально-чувственную сферу;
Развитие умения обобщать, делать выводы.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества;
Воспитывать интерес к миру художественной литературы;
Воспитывать чувство взаимопомощи, умения работать дружно, вместе.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Познавательные:
-создать содержательные и организованные условия для развития умения анализировать сравнивать выделять главное;
-содействовать развитию умения наблюдать исследовать;
-формировать умения формулировать ответы на вопросы учителя;
-формировать умения поиска существенной информации в текстах учебника, из примеров, имевших место в личном опыте, из рассказов взрослых и одноклассников о значении обучения в жизнь человека, о важности чтения.
Регулятивные:
- обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность;
-содействовать развитию осуществлять самоконтроль, самооценку;
- адекватно воспринимать информацию учителя или товарища оценочного характера по поводу качества чтения и правильности ответов.
Комунникативные
- содействовать развитию у детей умению общаться;
-обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностные:
-способствовать формированию ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности на основе познавательных интересов, учебных мотивов.
-помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала, ценность совместной деятельности;
-содействовать развитию способности учащегося к решению моральных проблем, выдвинутых в литературных произведениях.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический
Используемые технологии ИКТ, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие и современные методы обучения: проблемно
– поисковый
Ожидаемый результат
1.Овладение навыком слогового чтения, понимание содержания текста;
2.Умение полно и правильно отвечать на вопросы по содержанию стихотворения;
3.Обогащение словарного лексического запаса, развитие устной речи и познавательного интереса;
4.Умение давать оценку нравственным поступкам людей
Образовательные (цифровые) ресурсы учебник “Азбука” 1 класс, ч (автор В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин и др.); карточки для индивидуальной, парной и групповой работы ; презентация к уроку, мультимедиапроектор, компьютер; портрет Л. Н. Толстого.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Подготовка к восприятию нового материала.
- Отгадайте загадку.
Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (Книга) слайд 2
- Для чего нужны книги? Какие книги вы знаете? Слайд 3
- Из каких еще источников мы узнаем полезную информацию? (Телевизор, радио, компьютер)слайд 4-6
- А чему вы отдаете предпочтение?
- Что появилось раньше?
- Что удобнее взять с собой в дорогу или на необитаемый остров?
- Без книг не можем мы прожить. Давайте вспомним пословицу, которая подтверждает это. (Испокон века книга растит человека.) слайд 7
Много книг чудесных,
Книжек умных, интересных,
Увлекательных, веселых
В городах, станицах, селах …
Ты идешь в библиотеку,
Чтоб побольше прочитать,
Настоящим человеком
Помогают книги стать.
III. Постановка цели урока.
- Открываем учебник на странице 78.
- С каким рассказом мы познакомимся?
- Кто автор этого произведения?
- Знаком ли вам этот писатель? Что вы о нем знаете? Какое произведение Л.Н.Толстого вам известно?
- А хотели бы вы узнать о нем еще? Тогда слушайте…
IV. Знакомство с биографией Л.Н.Толстого. слайд 8
Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, когда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, почти 200 лет назад. Л. Н. Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна в большой дворянской семье. Он был четвертым ребенком. Когда мальчику не было еще двух лет, умерла его мать. Отец тоже умер рано. Воспитанием детей занималась дальняя родственница. 82 года Л.Н.Толстой посвятил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал историю и медицину, занимался музыкой и рисованием. Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной Поляне и сам учил их. Он начал работать над «Азбукой». Было написано более 100 новых сказок и рассказов, например: «Три медведя», «Косточка», «Котенок», «Ноша», «Филиппок», «Еж и заяц». Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги великого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.
V. Чтение сказки «Три калача и одна баранка» и работа над содержанием. Слайд 9
1). Первичное восприятие рассказа.
- Все ли вам понятно? Если вы услышали незнакомые или непонятные слова, задавайте вопросы.
(Что такое калач?)
Рассказывает детям:
- Это такой хлеб, который пекли давным-давно из пшеничной белой муки. Ели калачи по праздникам, стоили они довольно дорого. Калач выглядел, как замочек с ручкой. Слайд 10
– Сколько действующих лиц, персонажей в рассказе?
– Кто является главным героем рассказа?
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
2). Чтение рассказа детьми в полголоса. Беседа по содержанию.
–А сейчас внимательно прочитайте рассказ.
- Чем же все-таки наелся мужик? (- Баранкой!- Калачиком!- Тремя калачами и одной баранкой)
Зарисовывают свои ответы на доске.
Кто-то думает баранкой, кто-то – калачами.
- Посмотрите, сколько у вас разных ответов получилось. Давайте разбираться!
(на доске фото мужика) слайд 11
Вспомните, что сначала съел мужик?
-Что было дальше?
- А потом?
- И что съел мужик в конце?
(поочередно прикрепляет к животу мужика 3 калача а затем- баранку)
- Посмотрите, как много места в животе мужика занимают калачи!
- Чем же он наелся? (Калачами и одной баранкой.)
- Ну конечно! Подумайте, а вам самим хватит одной маленькой баранки, чтобы утолить голод? (Нет)
- Какой вопрос он задал себе?
- После какого калача он купил баранок?
VI. Закрепление.
Учитель рисует схему: справа круг, слева четыре широких стрелки, направленные в сторону круга. В круге нарисовано довольное лицо мужика.
Эти стрелочки – это причины, из-за чего наелся мужик, а круг – то, что получилось - он сыт и улыбается – это следствие.
- Правильно ли рассуждал мужик?
- Найдите в тексте, как мужик о себе говорит.
- Вы уже знаете, из-за чего он наелся.
-Мог ли он наесться одной баранкой?
- А сам мужик как думал? Почему он так думал? (Он думал, что наелся одной баранкой. Он не знал, что нельзя наесться одной баранкой.)
- Да, он не понимал всех причин (показывает на схему). Ему казалось, что все дело в той маленькой баранке.
Физкультминутка
Мы маленькие зайки
Скакали на полянке.
Прыгали, скакали,
В школу прибежали.
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
Работа в группах.
- А вы всегда хорошо понимаете, что есть причина, а что следствие? Для закрепления поиграем в игру «Что сначала, что потом?»
Дети делятся на 3 группы, у каждой из них по листу бумаги с разными картинками. Они должны за 1 минуту догадаться, что здесь причина, а что следствие, и назвать что сначала, что потом. (мальчик заболел-градусник с повышенной температурой; идет снег – дети лепят снеговика; идет дождь-на дороге лужи)
Другие группы оценивают, правильно или нет.
VII. Итог урока. Рефлексия.
-Что нового вы узнали сегодня, работая с художественным произведением?
- Вам понравилось наше занятие?
- Оценка своего успеха, как вы считаете:
•Если все поняли - горизонтальное положение ладони (доволен собой)
•Если еще не до конца все понятно – волнообразное покачивание ладони (еще сомневаюсь)
•Если совсем не поняли тему урока – показ 0 (надо постараться и успех будет).