Роль логопедических игр в овладении навыками чтения и письма

Роль логопедических игр и упражнений в овладении навыками чтения и письма.

Во время обучения в начальных классах у ребенка возникают трудности, особенно в овладении русским языком. Это связано с недостаточным уровнем развития речи. Многие дети с трудом строят фразу, не умеют грамматически правильно оформить предложения, у них бедный словарный запас, не могут выразить свою мысль, артикуляционная и мелкая моторика недостаточно развиты. Отсюда вытекают проблемы обучения чтению и письму.
Предлагаемые игры и упражнения имеют многофункциональный характер: знакомят с буквами, способствуют овладению техникой чтения, создают предпосылки для формирования грамотного письма, создают прочную фонетико-фонематическую базу, помогают обогатить словарный запас, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, логические задачи, рифмованные зачины и упражнения-все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала.


Найди букву в слове. Предложите детям соединить слова с начерченными на доске схемами и определить место буквы У (начало, середина, конец слова).

УХО СУП ИДУ
У У У


Почини слова. Учитель произносит зачин и выясняет значение слова «слогоедик».
«Слогоедик» прилетел
И слог ЛА в слове съел.

Дети составляют слова, подставляя слог -ла.
Шко, пи, ска, смо, ску, пасти, шпа, зо.


Отгадай слово. Дети читают предложения на доске. Затем в соответствии с цифрами изменяют слова в них.

Ты на цифры погляди,
Слово новое найди.

4312 34512
Вот куст и жук. В саду мышка и жаба.
Что общее? Опираясь на схему, начерченную на доске, дети составляют слова и определяют общую часть в них (-лина).
МА
КА
ДО ЛИНА
ПО
ГА


Прочитай слова. Учитель предлагает детям прочитать слова, написанные на ступеньках лестницы, и назвать буквы, которые появились в каждом из них.

Ты по лестнице ступай,
Слово новое читай.

С
Т
О






С
Т
О
Л





С
Т
О
Л
Б




С
Т
О
Л
Б
Ы



С
Т
О
Л
Б
И
К


С
Т
О
Л
Б
И
К
И



Загадочный цветок. Учитель рисует на доске или на листе бумаги цветок и предлагает детям отгадать, какие слова спрятались среди его лепестков (прыжок, кружок, пирожок, рожок, дружок).

Посмотри на лепесток,
А потом - на глазок.















Раздели слова. На доске написаны слова.

Раздели-ка ты слова,
В каждом слове – ровно два.

Дети по очереди выходят к доске и проводят вертикальную черту, разделяя слова.

Шайкалай, трамвайвой, майкамай, тайнакрай, гайкабой, стройкастрой.


Составь слово. Учитель просит детей прочитать написанные на доске слова, выделить в них подчеркнутые буквы и составить из них новое слово (повар, комар).

Что подчеркнуто – читай,
Слово новое узнай.

Попугай – каравай – трамвай.

Койка – мойка – тройка.


Что лежит в вазе? Учитель рисует на доске или листе бумаги вазу и просит детей определить, что в ней лежит. Дети вписывают в клетки пропущенные буквы и перечисляют, какие продукты находятся в вазе (конфеты, зефир, вафли, хлеб).

Ты на вазу посмотри,
Что в ней вкусного – найди.



К
О

Ф

Т
Ы


З

Ф

Р




В

Ф

И






Х

Е










Кто в домике живет? Учитель рисует на листе бумаги домик и предлагает детям вписать пропущенные буквы (комар, мошка, пауки).

Кто в домике живет?
Кто насекомых назовет?





К

М

Р

М

Ш

А

П

У

И



Чей домик? Учитель предлагает детям найти для каждого слова, написанного на доске, свой домик. Дети считают количество букв в словах и вписывают их в соответствующие клеточки.

Ты на слово погляди,
Домик для него найди.






















































Он, окно, сон, панама, носок.


Волшебные предметы. Учитель схематично на доске изображает предметы (шкаф, дом, сумка, тарелка) и вписывает в них буквы. Затем он предлагает детям составить из них слова (шуба, школа, сушка, каша).

На предметы погляди,
Что в них спряталось – найди.


ПИРО

ПРЫ

КРУ

ЖОК

ДРУ

РО

Ш К
У
С А

К

Ш О
Л А

У А

Б Ш

Ш А
А К



15