Проведение лабораторных работ и практических занятий по дисциплине Биология. Методические рекомендации для студентов
ГБПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления
и промышленных технологий им. Е. Д. Басулина»
ПРОВЕДЕНИЕ
лабораторныХ работ
и практическиХ занятиЙ
по дисциплине «Биология»
Методические рекомендации
для студентов
Пенза
2014
ББК 74.57
П 78
Печатается по решению научно-методического совета ГБПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий (ПКУиПТ) им. Е.Д. Басулина»
Автор-составитель А. А. Морозова, преподаватель ПКУиПТ им. Е.Д. Басулина
Рецензенты: Е. В. Рябинина, преподаватель высшей категории ПКУиПТ им. Е. Д. Басулина; Н. Н. Крылова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет»
П 78 Проведение лабораторных работ и практических занятий по дисциплине «Биология»: методические рекомендации для студентов / сост. А. А. Морозова. – Пенза, 2014. – 12 с.
© ГБПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина», 2014
Пояснительная записка
Методические указания по выполнению лабораторных работ и практических занятий составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Биология» для специальностей технического профиля.
Лабораторная и практическая работа – это формы организации учебного процесса, когда студенты по заданию и под руководством преподавателя выполняют практические задания и задачи.
Цель лабораторных работ – формирование у студентов профессиональных и практических умений.
Структура проведения лабораторных работ предполагает следующее:
сообщение темы и цели работы;
актуализацию теоретических знаний, которые необходимы для осуществления эксперимента или другой практической деятельности (основные теоретические вопросы для каждой работы указаны в рабочей программе по данной дисциплине);
разработку алгоритма проведения эксперимента или другой практической деятельности;
инструктаж по технике безопасности (по необходимости);
непосредственное проведение эксперимента или выполнение задания;
обобщение и систематизацию полученных результатов (в виде таблиц, графиков и т. п.);
подведение итогов занятия.
Эффективность лабораторных и практических занятий зависит в значительной степени от того, как проинструктированы студенты о выполнении работы. Важную роль играет и педагогическое руководство. На начальных этапах обучения большое значение играет четкая постановка познавательной задачи, а также инструктаж к работе, в процессе которого студенты осмысливают сущность занятия, последовательность выполнения его отдельных элементов. Преподаватель должен проверить теоретическую и практическую готовность студентов к занятию, обратить внимание на трудности, которые могут возникнуть в процессе работы, ориентировать студентов на самоконтроль.
Перечень лабораторных работ и практических занятий
Лабораторная работа № 1. Строение животной и растительной клетки
Лабораторная работа № 2. Фенотипическая изменчивость
Лабораторная работа № 3. Приспособление организмов к среде обитания
Лабораторная работа № 4. Вид, его критерии и структура
Практическая работа. Решение генетических задач
Лабораторная работа № 1
Строение животной и растительной клетки
Цель работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
Материал для работы: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека.
Ход работы
Задание А:
Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей ее кожицы и поместите его на предметное стекло.
Нанесите капельку слабого водного раствора йода на препарат. Накройте препарат покровным стеклом.
Задание Б:
Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки.
Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте препарат покровным стеклом.
Рассмотрите оба препарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» или «–».
Клетка
Цитоплазма
Ядро
Плотная клеточная стенка
Пластиды
Растительная
Животная
Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.
Лабораторная работа № 2
Фенотипическая изменчивость
Цель работы: ознакомиться с закономерностями фенотипической (модификационной) изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой.
Материал для работы: листья дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), колосья пшеницы, ржи одного сорта.
Ход работы
Задание:
Сосчитайте число колосков в сложном колосе пшеницы в 50 полученных образцах.
Определите число образцов, сходных по рассматриваемому признаку.
На основе полученных результатов заполните таблицу:
Номер колоса
Число колосков
Постройте вариационный ряд, расположив колосья в порядке возрастания числа колосков в них.
Постройте вариационную кривую числа колосков в сложном колосе пшеницы. Для этого по оси абсцисс отложите значения отдельных величин – числа колосков в каждом колосе, а по оси ординат – значения, соответствующие частоте встречаемости каждого признака (числа колосков). К осям абсцисс и ординат восставьте перпендикуляры, соответствующие значениям числа колосков и частоте встречаемости такого количества колосков в сложном колосе. Соединив точки пересечения перпендикуляров, получите вариационную кривую.
Сравнив края и центр вариационной кривой, сделайте вывод: с каким числом колосков (минимальным, средним или максимальным) чаще встречаются колосья.
Сделайте заключение о характере модификационных изменений и о зависимости пределов модификационной изменчивости от важности данного признака в жизнедеятельности организмов.
Лабораторная работа № 3
Приспособление организмов к среде обитания
Цель занятия: выяснить механизм образования приспособлений, сделав вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора.
Материал для работы: коллекции насекомых, чучела птиц и млекопитающих, гербарные экземпляры растений.
Ход работы
Задание: по гербарным образцам рассмотрите внешнее строение следующих видов растений: а) не поедаемых животными: крапива жгучая, боярышник колючий, борщевик сибирский; б) раннецветущих: чистяк весенний, гусиный луг, ландыш майский.
Результаты работы занесите в таблицу.
Название растения
Отличительные особенности
При выполнении задания определите:
Какие особенности строения первой группы растений защищают их от поедания животными, а второй – обеспечивают раннее цветение.
Определите, с какими факторами среды связаны приспособительные черты организации.
Какие преимущества получили растения в связи с приобретением характерных признаков?
Попытайтесь объяснить, как возникли приспособительные признаки, если предположить, что предковые формы ими не обладали.
Отметьте приспособительные к условиям существования признаки у птиц и млекопитающих.
Лабораторная работа № 4
Вид, его критерии и структура
Цель работы: закрепить на практических примерах знания учащихся о критериях вида и его структуре.
Ход работы
Для выполнения работы студенты распределяются на группы по 2-3 человека в каждой.
Задание: по материалам учебника каждая группа составляет две таблицы.
Таблица 1
Критерии вида
Признаки, определяющие вид
Краткая характеристика
Примеры
Морфологические
Физиологические
Генетические
Биохимические
Экологические
Сделайте вывод, охарактеризовав условия, необходимые для определения видовой принадлежности.
Таблица 2
Структура вида
Формы существования вида
Краткая характеристика
Объединяющие факторы
Причины устойчивости
Популяции
Подвиды
Ответьте на вопрос: какова роль популяции в эволюционном процессе?
Практическое занятие «Решение генетических задач»
Задачи на моногибридное скрещивание
Задача №1. У крупного рогатого скота ген, обуславливающий черную окраску шерсти, доминирует над геном, определяющим красную окраску. Какое потомство можно ожидать от скрещивания гомозиготного черного быка и красной коровы?
Разберем решение этой задачи. Вначале введем обозначения. В генетике для генов приняты буквенные символы: доминантные гены обозначают прописными буквами, рецессивные – строчными. Ген черной окраски доминирует, поэтому его обозначим А. Ген красной окраски шерсти рецессивен – а. Следовательно, генотип черного гомозиготного быка будет АА. Каков же генотип у красной коровы? Она обладает рецессивным признаком, который может проявиться фенотипически только в гомозиготном состоянии (организме). Таким образом, ее генотип аа. Если бы в генотипе коровы был хотя бы один доминантный ген А, то окраска шерсти у нее не была бы красной.
Теперь, когда генотипы родительских особей определены, необходимо составить схему теоретического скрещивания.
Черный бык образует один тип гамет по исследуемому гену – все половые клетки будут содержать только ген А. Для удобства подсчета выписываем только типы гамет, а не все половые клетки данного животного. У гомозиготной коровы также один тип гамет – а. При слиянии таких гамет между собой образуется один, единственно возможный генотип – Аа, т. е. все потомство будет единообразным и будет нести признак родителя, имеющего доминантный фенотип – черного быка. Таким образом, можно записать следующий ответ: при скрещивании гомозиготного черного быка и красной коровы в потомстве следует ожидать только черных гетерозиготных телят.
Следующие задачи следует решить самостоятельно, подробно описав ход решения и сформулировав полный ответ.
Задача №2. Какое потомство можно ожидать от скрещивания коровы и быка, гетерозиготных по окраске шерсти?
Задача №3. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая – рецессивным.
Скрещивание двух вихрастых свинок между собой дало 39 особей с вихрастой шерстью и 11 гладкошерстных животных. Сколько среди особей, имеющих доминантный фенотип, должно оказаться гомозиготных по этому признаку?
Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.
Задача №4. На звероферме получен приплод в 225 норок. Из них 167 животных имеют коричневый мех и 58 норок голубовато-серой окраски. Определите генотипы исходных форм, если известно, что ген коричневой окраски доминирует над геном, определяющим голубовато-серый цвет шерсти.
Задача №5. У человека ген карих глаз доминирует над геном, обуславливающим голубые глаза. Голубоглазый мужчина, один из родителей которого имел карие глаза, женился на кареглазой женщине, у которой отец имел карие глаза, а мать – голубые. Какое потомство можно ожидать от этого брака?
Задача №6. Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой – с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?
Задачи на ди- и полигибридное скрещивание
Задача №7. Выпишите гаметы организмов со следующими генотипами: ААВВ; ааbb; ААbb; aaBB; AaBB; Aabb; AaBb; AABBCC; AAbbCC; AaBbCC; AaBbCc. Разберем один из примеров. При решении подобных задач необходимо руководствоваться законом чистоты гамет: гамета генетически чиста, так как в нее попадает только один ген из каждой аллельной пары. Возьмем, к примеру, особь с генотипом AaBbCc. Из первой пары генов – пары А – в каждую половую клетку попадает в процессе мейоза либо ген А, либо ген а. В ту же гамету из пары генов В, расположенных в другой хромосоме, поступает ген B или b. Третья пара также в каждую половую клетку поставляет доминантный ген C или его рецессивный аллель – c. Таким образом, гамета может содержать или все доминантные гены – АВС, или же рецессивные – abc, а также их сочетание: ABc, AbC, Abc, aBC, aBc, abC.
Задача №8. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости, а ген черного цвета шерсти – над геном красной окраски. Обе пары генов находятся в разных парах хромосом.
Какими окажутся телята, если скрестить гетерозиготных по обеим парам признаков быка и корову?
Какое потомство следует ожидать от скрещивания черного комолого быка, гетерозиготного по обеим парам признаков, с красной рогатой коровой?
Задача №9. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обуславливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?
Проведение лабораторных работ
и практических занятий
по дисциплине «Биология»
Методические рекомендации
для студентов
Подписано в печать 13.05.2014.
Формат 60х86/16. Печать ризограф. Бумага писчая.
Усл. печ. л. 0,8. Тираж 100.
ГБПОУ Пензенской области «Пензенский колледж управления
и промышленных технологий им. Е.Д. Басулина»
13PAGE 15
13PAGE 14215
15