МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по дисциплине БИОЛОГИЯ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СИМФЕРОПОЛЬСКИЙ АВТОТРАНСПОРТНЫЙ ТЕХНИКУМ

















МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по дисциплине
БИОЛОГИЯ

(для всех 1-х курсов)







Симферополь 2016










УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУРК «САТТ»______О.П.Горьков











Автор: КорниенкоТ.В., преподаватель биологии.







РАССМОТРЕНО
на заседании цикловой комиссии
протокол №_____ от «__» «____________» 2016 г.
Председатель ЦК _____________ Е.И. Таранина






2

Содержание.
1. Пояснительная записка..
2. Лабораторная работа № 1.
Тема: «Строения растительной, животной, грибной и
бактериальной клеток под микроскопом»..
3. Практическая работа № 1
Тема: «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания»
4. Практическая работа № 2
Тема: «Решение генетических задач».
5. Лабораторная работа № 2
Тема: «Анализ фенотипической изменчивости».
6. Лабораторная работа № 3
Тема: «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».
7. Лабораторная работа № 4
Тема: «Приспособление организмов»..
8. Лабораторная работа №5
Тема: «Решение экологических задач»
9. Литература.



















Пояснительная записка
Методическая разработка инструктивных заданий для проведения практических и лабораторных работ по биологии составлена для студентов всех 1-х курсов в соответствии с программой учебной дисциплины «Биология» для контроля знаний, умений и навыков студентов по основным темам курса.
В основу методической разработки для проведения практических и лабораторных работ положен принцип развивающего обучения.
Выполнение практических и лабораторных работ позволяют студентам закрепить знания, полученные на уроках биологии и приобрести опыт разнообразной практической деятельности, опыт познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;
Практические и лабораторные работы реализуются с учетом возможностей образовательного учреждения.
Критерии и нормы оценки лабораторных и практических работ.
Отметка "5" ставится, если студент:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если студент выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если студент:
1.правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если студент:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Лабораторная работа № 1
Тема: «Строения растительной, животной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом»
Цель: изучить особенности строения клеток прокариот и эукариот, научиться распознавать клетки растений, животных, грибов и бактерий на микрофотографиях, схемах, микропрепаратах.
Оборудование и материалы: световой микроскоп, предметные и покровные стекла, градуированные пипетки, пинцеты, стеклянные и деревянные палочки, препаровочные иглы; раствор йода, раствор метиленовой зелени с ацетатной кислотой, стаканчик с водой; постоянные препараты бактерий, эпителия ротовой полости, эпидермы лука, клеток гриба мукора; электронно-микроскопические фотографии бактерий, животных и растительных клеток, клеток грибов, луковица.
Ход работы
1. Ознакомьтесь со схемами строения животной, растительной и бактериальной клеток и клетки грибов.



Строение растительной (а), животной (б), бактериальной (в) и грибной (г) клеток:
1 клеточная стенка; 2 плазматическая мембрана; 3 цитоплазма; 4 ядро; 5 эндоплазматическая сеть; 6 аппарат Гольджи; 7 митохондрия; 8 рибосома; 9 вакуоль; 10 хлоропласт; 11 клеточные включения; 12 нуклеоид; 13 жгутик
Подготовьте микроскоп к работе
Задание 1. Изучение клеток растений
Приготовьте предметное стекло. С помощью пипетки нанесите на него каплю раствора йода Приготовьте препарат кожицы лука: разрежьте пополам луковицу и выньте из нее одну сочную чешую. С помощью препаровальной иглы снимите маленький кусочек кожицы и положите на предметное стекло. Если необходимо, расправьте образец препаровальной иглой.
Предметное стекло должно быть совершенно чистым. Брать его руками нужно за боковые «4 стороны, чтобы не оставлять на нем пятен. Осторожно, стекло очень хрупкое.
Препарат накройте покровным стеклом. Готовый препарат положите на предметный столик.
Настройте изображение, поверните зеркало так, чтобы был виден ярко освещенный круг. Медленно вращая винт, осторожно опустите объектив так, чтобы он находился на расстоянии в несколько миллиметров от покровного стекла препарата. Опускайте объектив осторожно, чтобы не раздавить предметное стекло.
Под микроскопом вы увидите клетки. Рассмотрите их и зарисуйте.
Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы увидели, сравните рисунок со схемой.
Сделайте вывод.
Задание 2. Изучение клеток животных.
Приготовьте предметное стекло. С помощью пипетки нанесите на него каплю воды.
Приготовьте препарат эпителия кожи лягушки: небольшой кусочек плёночки (около 0,5 см2) поместите на предметное стекло, расправьте препаровальной иглой и накройте покровным стеклом.
С поверхности кожи лягушки время от времени целыми лоскутами слущивается беловатая тонкая пленочка, состоящая из одного или двух слоев омертвевших клеток эпителия. Эта пленка всегда имеется в аквариуме, где содержат лягушек.
Чтобы ядра клеток были видны лучше, окрасьте пленку метиленовой зеленью с ацетатной кислотой: капните пипеткой каплю этой краски к краю покровного стекла препарата, а с другой стороны покровного стекла приложите полоску фильтровальной бумаги.
Изучите препарат эпителия кожи лягушки под микроскопом.
При малом увеличении микроскопа вы увидите пленку она состоит из мелких плоских клеток эпителия многоугольной формы, тесно прилегающих друг к другу. При большом увеличении микроскопа в каждой клетке можно увидеть зернистую протоплазму и округлое или овальное интенсивно окрашенное ядро.
Зарисуйте клетки, которые вы рассмотрели под микроскопом.
Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы увидели, сравните рисунок со схемой. Сделайте вывод
Задание 3. Изучение клеток грибов.
Приготовьте предметное стекло.
Приготовьте препарат клеток грибов: соберите плесень белого цвета с кусочка хлеба или овощей мицелий гриба мукора, и поместите ее на предметное стекло и накройте покровным.
Рассмотрите препарат сначала при малом, а затем при большом увеличении.
Зарисуйте клетки, которые вы рассмотрели под микроскопом.
Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы увидели/сравните рисунок со схемой.
Сделайте вывод
Задание 4. Изучение клеток бактерий.
Приготовьте предметное стекло. Приготовьте препарат клеток бактерий: стерилизованной стеклянной или деревянной палочкой соскоблите с поверхности зубов около десен налет, содержащий бактерии, перенесите его на предметное стекло и накройте покровным.
Рассмотрите препарат сначала при малом, а затем при большом увеличении. Зарисуйте клетки, которые вы рассмотрели под микроскопом.
Обозначьте на рисунке те части клетки, которые вы увидели, сравните свой рисунок со схемой.
Сделайте вывод
Практическая работа № 1
Тема: «Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания»
Цель занятия: сформировать умения использовать знания цитологических основ наследственности для решения задач по генетике
Оборудование: таблицы, иллюстрирующие законы Менделя.
Ход работы
Краткий опрос по вопросам:
1. Сформулируйте 1-й закон Менделя.
2. Сформулируйте 2-й закон Менделя.
3. Сформулируйте 3-й закон Менделя.
Основные этапы решения задач по генетике
1. Внимательно прочитайте условие задачи.
2. Сделайте краткую запись условия задачи.
3. Запишите генотипы и фенотипы скрещиваемых особей.
4. Определите и запишите типы гамет, которые образуют скрещиваемые особи.
5. Определите и запишите генотипы и фенотипы полученного от скрещивания потомства.
6. Проанализируйте результаты скрещивания. Для этого определите количество классов потомства по фенотипу и генотипу и запишите их в виде числового соотношения.
7. Запишите ответ на вопрос задачи.
Оформление задач по генетике
При решении задач по генетике используется специальная символика, предложенная Г.Менделем:
P – родители;
F – потомство от скрещивания, число внизу или срузу после буквы указывает на порядковый номер поколения (F1 – гибриды первого поколения – прямые потомки родителей, F2 – гибриды второго поколения – возникают в результате скрещивания между собой гибридов F1);
x – значок скрещивания;
– мужская особь;
– женская особь;
A, a, B, b, C, c – обозначение буквами латинского алфавита отдельно взятых наследственных признаков (заглавными – доминантных, строчными – рецессивных).
Краткая запись решения задачи:

Скрещивание гибридов

при полном доминировании.

при неполном доминировании.
2.Моногибридное скрещивание
Задачи для самостоятельного решения
1.У гороха желтая окраска семян является доминантным признаком, а зеленая --рецессивным. Растение, выросшее из гомозиготного зеленого семени гороха, зацвело и после самоопыления дало семена Определите генотип и фенотип этих семян.
2.Прямые волосы у человека рецессивный признак. Генотип АА формирует фенотип с кудрявыми волосами, а генотип Аа с волнистыми Определите генотипы и фенотипы детей,родители которых имеют волнистые волосы
3.Рыжие волосы рецессивный признак, другой цвет волос доминантный. При каких генотипах родителей вероятность рождения ребёнка с рыжими волосами составляет 50%
4.Голубоглазый мужчина женился на кареглазой женщине, и у них родилось двое детей: один ребенок с карими глазами, а другой с голубыми. Определите генотипы всех членов семьи, если известно, что ген кареглазостидоминантный, а ген голубого цвета глаз рецессивный.
Дигибридное - это скрещивание по двум парам признаков

Скрещивание гибридов

З.Дигибридное скрещивание
Задачи для самостоятельного решения
1 .У человека ген темных полос доминантный, а ген светлых- волос рецессивный. Ген кудрявых волос не полностью доминирует над геном прямых, потому у гетерозигот волнистые волосы. Женщина с темными кудрявыми волосами вышла замуж мужчину с темными прямыми волосами. Супруги гетерозиготны по гену цвета волос. Какие волосы могут быть у их детей?
2.У человека ген кареглазости доминантный, а ген голубых глаз рецессивный Темноволосая кареглазая женщина вышла замуж за светловолосого кареглазого мужчину. Женщина гетерозиготна.по гену цвета волос, а мужчина по гену цвета глаз Какое по фенотипу потомство можно ожидать в этом браке?
З.У дурмана ген пурпурного цвета цветков доминирует над геном белого цвета, а ген колючих плодов-коробочек над геном гладких. Растение с пурпурными цветками и гладкими коробочками скрестили с растением, у которого белые цветки и колючие коробочки. Во втором поколении было 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 312 с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы и фенотипы потомства?
4.У собак черная окраска шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Охотник купил черную собаку с короткой шерстью и хочет быть уверен, что она не несет генов кофейного цвета и длинной шерсти. Какого партнера по фенотипу и генотипу нужно подобрать для скрещивания, чтобы проверить генотип купленной собаки?
Практическая работа № 2
Тема: «Решение генетических задач»
Цель: Обобщить и закрепить знания учащихся о закономерностях сцепленного наследования, хромосомного определения пола.
Оборудование:: таблицы по генетике, раздаточный дидактический материал по теме «Сцепленное наследование. Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом»
Ход работы

Краткий опрос по вопросам:
1.Сформулируйте закон Т. Моргана.
2. Что отражают генетические карты?
3. От чего зависит деление организмов на мужские и женские
особи?
Сцепленное наследование - это наследование признаков, расположенных в одной хромосоме



Без кроссинговера При кроссинговере
Задача №1 Какие типы гамет и в каком соотношении образуются у растений, имеющих следующие генотипы:

А) А | |а В| | в

Б) А| | а
В в
Задача № 2 При скрещивании серых длиннокрылых дрозофил с чёрными
короткокрылыми в потомстве получили:
83- серых длиннокрылых;
79- чёрных короткокрылых;
18- чёрных длиннокрылых;
17- серых короткокрылых;
Определить генотип родителей и потомства?
Задача №3 Частота кроссинговера между генами Аи В составляет 12%.Какие генотипы и в каком % соотношении будут получены от скрещивания дигетерозиготы с рецессивной гомозиготой?
Наследование генов, локализованных в половых хромосомах
Задача №1. Здоровая женщина, гетерозитотная по гену близорукости, вступает в брак с мужчиной , который обладает рахитом, но имеет нормальное зрение. Оцените вероятность рождения здорового ребёнка?
Задача №2. Классическая гемофилия передается как рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой, признак. Мужчина, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все ее предки были здоровы). У них родилась здоровая дочь. Определить вероятность рождения больного гемофилией ребенка от брака этой дочери со здоровым мужчиной?
Таблица 1. Наследование групп крови системы АВ0
Группа
Генотип

Задача № 3. Женщина которая имеет I группу крови, вышла за муж за мужчину который имеет IV rpyппy крови. У них родился ребёнок. Определить генотип и группу крови ребёнка? Задача №4. У мальчика I группа, у его сестры - IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
1(0)
j°j°

II (А)
JAJA, JAJ°

III (В)
JBJB, JBJ°

IV (АВ)
JAJB

Задача № 3. Женщина которая имеет I группу крови, вышла за муж за мужчину который имеет IV rpyппy крови. У них родился ребёнок. Определить генотип и группу крови ребёнка? Задача №4. У мальчика I группа, у его сестры - IV. Что можно сказать о группах крови их родителей?
Лабораторная работа №2 Тема: «Анализ фенотипической изменчивости»
Цель: углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов; сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Оборудование: статистические данные, калькулятор, карандаш, линейка
Дано: анализ крови у 50 человек показал следующее содержание лейкоцитов в тыс./нм3:
Ход работы:
Построить вариационный ряд:

8
9
7
7
9
6
8
5
10
4

9
5
6
4
10
8
6
7
7
8

6
6
8
8
5
7
7
7
9
И

10
11
5
7
7
4
6
8
9
10

7
6
7
7
5
8
6
9
6
10


(От меньшего значения к большему)
Заполнить таблицу:

V
р
а
авР









































А - модальный вариант (наиболее
часто встречающееся значение
признака)
аотклонение от модального
варианта (а = V А, с учетом
знака)
п количество объектов
Eзнак суммирования (а Р)
4, Построить вариационную кривую:
Вычислить среднее значение признака по формуле:
х=А +
E(a*P)
п Условные обозначения:
V - значение признака
Р - частота встречаемости данного признака
Сделать выводы: Дайте определение терминам - изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд. Какое значение признака чаще всего встречается в природе?
Лабораторная работа №3
Тема: «Приспособленность организмов к среде обитания».
Цель: Сформировать понятие приспособленности организмов к среде обитания, закрепить умение выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Оборудование: наборы картинок, справочные материалы (описание растений и животных)
Ход работы:
1. Определите среду обитания растения и животного, предложенного вам для исследования.
2. Выявите черты приспособленности к среде обитания.
3. Выявите относительный характер приспособленности.
4. На основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособленностей.
5. Результаты исследования оформите в виде таблицы.
Название растения
или животного
Среда обитания
Черты приспособленности к среде обитания во внешней и внутренней среде, размножение, поведения
Относит. характер приспособленности
Выводы







6. Сделайте вывод о биологической роли адаптации для живого организма.
Приложение (справочные материалы) к лабораторной работе.
1. Семейство кактусовых.
Семейство кактусовых содержит более 3000 видов, всем им свойственны общие типы строения цветка, семени и проростка