Конспект урока литературного чтения для 2 класса И.Суриков «Детство»
Литературное чтение УМК «Школа 21 века».
2класс МБОУ СОШ с.Камышки , Александрово-Гайский район, Саратовская область
Тема: И. Суриков « Детство» (отрывок).
Тип урока: изучение нового.
Цели урока: 1. Обучающая: познакомить с жизнью и творчеством И.З.Сурикова, с его произведением « Детство» , обучать
выразительному чтению, чуткому отношению к слову, создать условия для полноценного восприятие учащимися
литературного произведения, понимание текста и специфики его литературной формы;
2. Развивающая: развитие внимания, логического мышления, умения сопоставлять, «погружаться в тему».
3. Воспитательная : формирование умения сочувствовать, сопереживать; воспитание любви к искусству.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
- формирование потребности в систематическом чтении;
- формирование понятия нравственности;
- понимание роли чтения, использование разных видов чтения(ознакомительное, изучающее, выборочное,
поисковое);
- развивать умение анализировать текст, выделять главное: осознанно воспринимать и оценивать содержание
текста, участвовать в его обсуждении, давать нравственную оценку поступков героев.
Метопредметные результаты:
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей;
- овладение навыками смыслового чтения; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- готовность слушать собеседника, изложение своего мнения и аргументация своей точки зрения.
Личностные результаты:
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей.
Межпредметные связи
ИЗО, тема «Деревья в зимнем лесу»
Русский язык, темы «Глагол», «Виды предложений по интонации».
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку, аудиозапись произведения И Сурикова «Детство»,
выставка рисунков «Деревья в зимнем лесу»,учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», рабочая
тетрадь по литературному чтению, индивидуальные карты оценки знаний.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока.
Деятельность педагога
Деятельность детей
Умения, формируемые у учащихся
I.Организационный момент
Мотивация учащихся.
1.Проверка готовности.
-Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
А пришли мы сюда
-С произведениями из какого раздела мы с вами сейчас знакомимся?
(Слайд2)
1. Самоконтроль готовности.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться!
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
-«Снежок порхает , кружится»
-Личностные УУД(жизненное самоопределение);
-Регулятивные УУД(целеполагание)
II. Речевая разминка.
III.Актуализация опорных знаний
На уроках чтения вы учитесь правильно читать. Для этого мы с вами выполним несколько упражнений
1) Прочитай предложение, выделяя голосом отмеченное другим цветом слово. (слайд 3)
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
Падают с неба снежинки.
- Как менялся смысл предложения?
2) Представьте, что странные звёздочки с неба упали.
Вам на ладошку легли, не растаяли.
Поймали? А теперь полюбуйтесь красотой снежинок. Вам очень захотелось
отпустить их на волю. Наберите полные лёгкие воздуха и сдуньте снежинки с
руки! (Повторите 3 раза)
Наши снежинки вместе. Давайте и мы вместе дружно поработаем на уроке.
3) Прочитайте молча запись на доске.
(слайд 4)
Что здесь написано? Докажите.
Вез на горку Саня
За собою сани.
Ехал с горки Саня,
А на Сане сани.
- Прочитаем хором, выделяя голосом часто повторяющийся звук.
- Почему слово «Саня» и «сани» написаны по-разному?
Определите смысл прочитанного.
- Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом глаголы. .
- Прочитайте с восклицательной интонацией на глаголах.
.- Прочитайте скороговоркой друг другу в парах, оцените
Повторение изученного.
Над какой темой сейчас работаем на уроках литературного чтения?
( Зима.Раздел «Снежок порхает, кружится») (Слайд 5)
– С какими произведениями из этого раздела мы уже познакомились, назовите?
3. Проверка домашнего задания
1.Проверка дифференцированной работы:
1)Чтение в лицах русской народной сказки «Дети Деда Мороза».
2) Инсценирование сказки.
2. Защита творческих работ «Зима в лесу» (рисунки вывешиваются на доске)
- Какую картину ты нарисовал ? Как ты передал красоту зимнего леса?
Чтение с выделением голосом нужного слова.
Упражнения на дыхание
- Скороговорка.
- Это шуточное чеверостишье, в котором часто повторяется один звук [c].
«Саня» - это имя,
«сани» - предмет, на котором катаются).
-Говорится о мальчике Сане, который на горку вёз сани, а когда ехал с горы – упал и сани оказались на нём.
На индивидуальных оценочных листах оценить чтение друг друга
(5 баллов – безошибочно, в темпе, выразительно, 4 балла – 1-2 ошибки, 3 балла – 3-4 ошибки
- Зинаида Александрова “Зима”,
С. Иванов “Каким бывает снег”,
И. Соколов-Микитов “Зима в лесу”,
Эдуард Шим “Всем вам крышка”,
Константин Дмитриевич Ушинский “Мороз не страшен”,
русская народная сказка “Дети Деда Мороза”,Михаил Михайлович Пришвин “Деревья в лесу”).
Выразительное чтение сказки по ролям.
Инсценирование сказки.
Чтение текста М.Пришвина «Деревья в лесу».
Рассматривание рисунков, выяснение соответствия между текстом и изображением на рисунках.
-Познавательные УУД
(Развитие мыслительной деятельности.Смысловое чтение.Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение.)
-Личностные УУД (Готовность и способность обучающихся к саморазвитию)
-РегулятивныеУУД(умение сравнивать)
Коммуникативные УУД(планирование сотрудничества)
РегулятивныеУУД(умение контролировать и оценивать свои действия, умение сравнивать)
-Познавательные УУД
(Развитие мыслительной деятельности:
Выясняют смысл скороговорки. Выделяют в речи глаголы, предложения по интонации.)
Совершенствование навыков чтения, безошибочное чтение)
Коммуникативные УУД(умение работать в паре)
Личностные УУД:
(Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности.)
-Познавательные УУД
- РегулятивныеУУД (целеполагание)
-Познавательные УУД
(умеие ставить проблему и создавать алгоритм деятельности творческого характера)
- РегулятивныеУУД (умение оценивать свои действия, сравнивать с образцом)
I V. Работа по теме урока .
1.Определение темы урока.
2.Знакомство с автором.
(Слайд 7-8)
Физкультминутка (Слайд 12)
Мы пушистые снежинки,
Мы волшебные пушинки.
Приодели белый свет,
Набросали белый плед.
Мы друг с другом подружились,
В легком танце покружились.
И на землю тихо-тихо,
Опустились и притихли.
3. Работа с текстом.
Физминутка для глаз. (Слайд18-21)
V. Рефлексия.
VI Домашнее задание
(Слайд 25)
1)– Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с разделом “Снежок порхает,кружится”.
Чтобы узнать фамилию автора этого произведения, вы отгадайте загадки на индивидуальном листе и впишите в клеточки кроссворда. Но одно условие: каждый работает сам, ни в коем случае не выкрикиваем ответ, даём всем возможность поразмыслить.
Проверим что у вас получилось?
-Какое слово можно прочитать по горизонтали? Это автор следующего произведения.
Скажу вам по секрету: некоторые ученики в нашем классе знали заранее тему нашего урока, т.к. я попросила их приготовить небольшое сообщение о жизни поэта.
- О чем может идти речь в этом произведении?
-Какая же тема нашего урока? (Слайд 9)
- Какие задачи мы должны решить?
( Слайд 10-11)
1. 1) Прослушайте стихотворения в записи. (Слайд 13,аудиозапись)
- Сядьте поудобнее, закройте глаза. Постарайтесь не только услышать, но и увидеть и почувствовать о чём нам рассказывает автор.
2) Беседа после слушания.
- Какая из картин, нарисованных поэтом, вам особенно запомнилась?
–Как думаете, всё описанное в произведении происходит в наше время?
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на ваши?
- Кто является рассказчиком и героем стихотворения?
- Какие чувства испытали, слушая его?
- Что увидели?
- Что услышали?
2 Моделирование обложки. ( Слайд 14)
- Проверим!
3. Самостоятельное чтение «про себя».
4. Словарная работа
- Проверим!
5. Работа над содержанием текста.
1)- Посмотрите на картину, подходит ли она к началу произведения? ( Слайд16)
- Обратите ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем повторы не очень-то одобряли в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же?
Где происходило событие?
- Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни. На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом (Он произносит это с гордостью), гора (Он радуется, что в его жизни было ве
·сёлое время, когда он с друзьями катался со снежной горы). Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили. Поэт как бы указывает повторяющимся словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
Посмотрите на следующую картину. (Слайд 17)
Найдите строчки, которые описывают изображённое.
-Как объясните смысл строчки: «И я на бок - хлоп!»
- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки?
3)- Как меняется настроение мальчика?
- Докажите радость детей в начале стихотворения.
- Какой отрывок стихотворения нам показывает что настроение у мальчика изменилось? Какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
--Как понимаете слова «Мне в сугробе горе»)
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
4)- Мальчик в сугробе. И как же ведут себя друзья? Прочитайте.
- Что вы скажете о поведении товарищей? Можно ли их назвать друзьями?
- Что мы слышим в голосе мальчика?
- Какими словами поэт показал обиду?
5)Работа над пословицами. (по карточкам на столе)
В зимний холод всякий молод.
Друг познается в беде.
Слезами горю не поможешь.
Знаем сами – кривы сани.
- Прочитайте пословицы и поговорки. Какая из них подходит к нашему стихотворению?
6).Выразительное чтение вслух.
- Когда мы читаем “про себя” или шепотом, мы читаем только для себя.
Когда мы читаем вслух, это чтение для слушателей. А чтобы слушатели поняли, о чем мы хотим им сказать, поняли настроение героев, мы должны при чтении голосом, настроением, интонацией показать радость или грусть, шум или тишину.
Это и будет выразительное чтение.
- Что мы должны показать слушателям, читая первое четверостишие?
- Что мы слышим далее в голосе мальчика?
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика?
- Какое настроение у мальчика?
- Как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением?
- Значит, мы можем сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив?
Детские годы – это действительно веселые, золотые годы, они проходят рядом с родными взрослыми, которые помогают детям чувствовать себя счастливыми. Именно об этом и хотел рассказать нам Суриков.
7) С каким произведением о зиме можно сравнить по содержанию стихотворение Сурикова «Детство»?
- Чем они похожи и чем отличаются?
- Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
-Выполнили ли мы задачи, которые ставили в начале урока? (Слайд 22)
-Оцените объективно свою работу в индивидуальных оценочных листах.
- У вас на партах набор кружков: красный, синий, желтый.
Если вы все поняли, запомнили на уроке, поднимите красный кружок, если не все запомнили и поняли – зелёный, а если очень мало запомнили. –жёлтый. (Слайд 23)
- Что же самое главное из того, что вы унесете с урока?
- Молодцы, ребята! Спасибо за работу. (Слайд 24)
– Поднимите руку, кому захотелось выучить это стихотворение наизусть?1)выучить стихотворение наизусть (Кому трудно – подготовить выразительное чтение);
2) выполнить задания в рабочей тетради с . 63 № 2.
Работа на индивидуальных оценочных листах (отгадать загадки и заполнить клетки кроссворда:
1. Выгляну в оконце
Лежит белое суконце.
Всю зиму лежит,
А весной убежит. (снег)
2. Белый дед – белее нет. Старый, горбатый, Лежит возле хаты. Лежит всю зиму - Никто не поднимает. Весна придёт - Он сам уйдёт. (сугроб)
3. Стали звёздочки кружиться,
На землю стали ложиться,
Нет, не звезды, а пушинки,
Не пушинки, а.(снежинки)
4. Гуляет в поле, Да не конь. Летает на воле,
Да не птица. (вьюга)
3.
2.
1. С
У
Р
И
К
О
4. В
Самопроверка с доски (Слайд 6)
Читают получившееся слово по горизонтали. (Суриков)
Самооценивание в индивидуальных оценочных листах (Выставляют количество полученных баллов)
Рассказы учеников:
1ученик:Иван Захарович Суриков – поэт – самоучка. Он родился в Ярославской губернии в глухой деревушке в семье крестьянина. Отец служил в Москве, где у него была небольшая лавка. Семья жила бедно, еле сводила концы с концами. Когда Сурикову исполнилось 8лет, у него умерла мама. Мальчика привезли в Москву. Он помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте. Жизнь Сурикова, проводившего все дни в лавке отца, была очень тяжелой. Суриков рано полюбил чтение, он много читал и постепенно стал сам писать стихи .
2ученик: В 16 лет вышел его первый сборник стихов. Он писал для взрослых и для детей. В своих стихах показывал трудную деревенскую жизнь,описывал природу. Его стихи отличались певучестью, звучностью, мелодичностью. Наверное, поэтому многие его стихи стали народными песнями. Например, романс “Степь да степь”, любимая многими песня “Рябинушка”. Иван Захарович Суриков прожил трудную, короткую жизнь. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.
3ученик: Ваня очень любил свою деревню. В городе он тосковал по родным местам, вспоминал свое детство в деревне. И в 24 года Иван Захарович написал произведение, которое так и назвал “Детство”.
Автор написал о детях, об играх, о друзьях.
Выполняют движения.
Слушают с закрытыми глазами.
Нет.(Доказывают строчками из стихотворения)
Автор И.Суриков.
- Весёлые голоса ребят, скрип снега.
Самостоятельная работа на
индивидуальном оценочном листе.
Самопроверка.
Чтение «про себя».
– самостоятельная работа на индивидуальном листе.
(соединяют слова с их значениями)
Самопроверка (Слайд 15)
Да.(Изображена деревня, дом)
Читают первые строчки стихотворения.
Читают 2 четверостишье.
-Неприятным, т.к. катание было неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- Сначала радостное, весёлое, затем грустное.
Чтение 1четверостишья
“Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
Не может выбраться, так как сугроб рыхлый. В сугробе нет опоры, поэтому трудно встать. Руки и ноги проваливаются в пушистом, рыхлом снегу. И в таком состоянии, когда человек не может себе помочь, он чувствует беспомощность.
Рассказы детей
Читают 3 четверостишье
Рассуждения учеников
- Обиду.
«Стоя надо мной, весело хохочут
Над моей бедой».
Друг познается в беде .
- Гордость, радость.
- Обиду.
- “Мне в сугробе горе, а ребятам смех!..”
- Обида, огорчение
- Наверное с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека. )
- Да.
К.Ушинский «Мороз не страшен».
Работа в группах: подчёркивают в карточках нужное)
1группа: Чем похожи? (события происходят зимой, герои дети, настроение весёлое)
2группа: Чем различаются? (Разные авторы, разные заголовки, раличаются по жанру)
- Радость, только обидно за мальчика, которому не помогли друзья.
Подсчитывают баллы, по количеству баллов выставляют оценку.
Оценивают итог своей работы на уроке.
- Самое главное – внимательно относиться к людям, понимать их.
Главное – думать не только о себе, но и о других.
Выбирают для себя задание и записывают в дневники.
Личностные УУД:
(Смыслообразование. Мотивация учебной деятельности.)
Познавательные УУД:
(Поиск и выделение необходимой информации . Способность формулировать учебную задачу.)
- РегулятивныеУУД
(Целеполагание:Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, итого, что ещё
неизвестно)
Коммуникативные УУД
(поиск и сбор информации)
Регулятивные УУД:
(Апеллирование к тексту для подтверждения того ответа, с которым соглашается обучающийся)
Формирование умения понимать авторский замысел, раскрывать и формулировать тему и идею художественного произведения
Познавательные УУД:
(моделирование)
Регулятивные УУД:
(Контроль и самоконтроль процесса и результата учебной деятельности.)
Познавательные УУД:
(анализ, поиск и выделение информации, доказательство, установление причинно – следственных связей между поступком человека и реакциями на него )
Личностные УУД:
(оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
Коммуникативные УУД
(поиск информации)
Личностные УУД:
(Мотивация учебной деятельности.)
Познавательные УУД:
(Формирование умения осознанного, правильного, выразительного чтения.)
Познавательные УУД:
(выбор оснований и критериев для сравнения)
Личностные УУД:
(Смыслообразование: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.)
-РегулятивныеУУД
(Оценка: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения)
Источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15