Викторина по произведению Л.Н.Толстого Детство (7 класс)
Учитель русского языка и литературы – Панькова З.В.
МБОУ «Посельская СОШ»
Бичурский район, Республика Бурятия
Викторина по произведению Л.Н.Толстого «Детство»
Цель: Проверка знания текста
В данное время стоит острая проблема с чтением, не все читают даже программные произведения. Данная викторина проверяет, не только знания текста, но и внимательно ли прочитали учащиеся произведение. Викторина включает 24 вопроса, разделенных на два блока. Называя порядковые номера вопросов каждого блока, учитель читает вопросы.
Ученики пишут ответ.
Третий блок «Разное». Можно ответить на вопросы письменно, а можно и устно.
I блок «Кто это?»
1. «Родинка на шее, шитый белый воротничок, нежная сухая рука» /Мать/
2. «Ей было одиннадцать лет; она ходила в коротеньком холстинковом платьице»
/Сестра Люба/
3. «Был глух на одно ухо, а теперь от шума за роялем вовсе ничего не слыхал»
/Карл Иванович/
4. «Большой статный рост, странная , маленькими шажками походка, привычка подёргивать плечом, маленькие всегда улыбающиеся глазки, большой орлиный нос, неправильные губы. /Отец/
5. «Горничная отличалась кротостью нрава и усердием» /Наташка/
6. «Когда она разговаривала с нами дружески, она всегда говорила на этом языке, который знала в совершенстве» /Мать/
7. «Он знал ту крайнюю меру гордости и самонадеянности, которая, не оскорбляя других, возвышала его в мнении света» /Отец/
8. «Был он очень не в духе. Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтём по книге» /Карл Иванович/
9. «Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить, она была возвращена в двор и в прежнюю должность» /Наталья Савишна/
10. «Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирала пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной». /Наталья Савишна/
11. «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь». /Николенька/
12. «Она улыбается своей грустной, очаровательной улыбкой, берет обеими руками мою голову, целует меня в лоб и кладёт к себе на колени». /Мать/
II блок «Чьи слова»?
1. «Постойте на минутку, Мими – ничего не слышно». /Мать/
2. «Ты плакал сегодня? О чём плакал?» /Мать/
3. «Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети». /Карл Иванович/
4. «Ничего, матушка, должно быть, я вам чем-нибудь противна, что вы меня со двора гоните… Что ж я пойду» /Наталья Савишна/
5. «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» /Николенька/
6. «Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика» /Мать/
7. «Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!» /Наталья Савишна/
8. «Сколько не делай добра людям, как не будь привязан, видно, благодарности нельзя ожидать» /Карл Иванович/
9. «Ну, ступайте теперь к пап'а, дети, да скажите ему, чтобы он непременно ко мне зашёл» /Мать/
10. «Полноте, мой батюшка, не плачьте… простите меня… я виновата… уж вы меня простите, мой голубчик…» /Наталья Савишна/
11. «Вставай, моя душечка: пора идти спать» /Мать/
12. «Вы меня извините, Наталья Николаевна?» /Карл Иванович/
III. «Разное»
1. Что мы узнали об отце?
2. Какое влияние на мальчика имеет Карл Иванович?
3. Какие уроки жизни извлекает Николенька?
4. О чём тревожится Карл Иванович?
5. Чем была наполнена жизнь Натальи Савишны?
6. Была ли она счастлива?
7. Почему после смерти матери Николенька потянулся именно к Наталье Савишне?