Статья на тему Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников через внеурочную деятельность


Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников через внеурочную деятельность
Шевченко Л.И.
Воспитатель ГПД
МБОУ «Ливенская СОШ №1»
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.
Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.
Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних  пор.
Источником нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.
В современных моделях образования необходимо сделать акцент на тех ценностях духовно-нравственного воспитания, которые наиболее актуальны для решения современных  проблем общества и которые особенно важно передать современным российским детям.
В Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России говориться о необходимости воспитания гражданина и патриота. Перед образовательными учреждениями ставится задача раскрытия способностей и талантов у детей всех возрастов на разных этапах становления и развития личности ребенка. «При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».
Нравственное просвещение младших школьников осуществляется прежде всего в процессе обучения. Но не всегда учитель может развернуть беседу на уроке о моральных нормах, о сложности человеческих отношений с необходимой полнотой, как требует порой обстановка.
Внеурочное время располагает оптимальными условиями и возможностями для раскрытия творческих способностей, талантов учащихся, разностороннего развития личности, приобретения организаторских и управленческих навыков, необходимых формирующейся личности.
Психологи отмечают уникальность младших школьников именно в том, что они готовы, как губка, впитывать всё новое; именно в это время у них формируются важнейшие психологические функции и, нам, учителям важно не только не упустить это благодатное время, суметь в детях пробудить те задатки, те «спящие почки», которые заложены самой природой, но и заложить понятия общечеловеческих, нравственных ценностей, которые останутся с ними на всю жизнь, помогут обрести себя в социуме.Заботой педагога прежде всего должно являться воспитание души ученика в целом, а не только развитие ума, насыщение его информацией.
Надо научить ребенка чётко различать категории добра и зла, делать правильный выбор, научить действенно служить добру, помогать духовно созреть.
Выращивая в ребятах смирение и послушание (в свете Православного учения), мы содействуем возрастанию в них мудрости, мужества, воли, способности ограничить себя ради другого человека.
Именно эти добродетели характеризуют свободную личность.
Я работаю воспитателем ГПД и являюсь руководителем кружков, внеурочной деятельности в начальных классах. Провожу занятия внеурочной деятельности «Зёрнышки», духовно-нравственного направления в 1 и 3 классах.
Программа внеурочной деятельности «Зёрнышки» предназначена для развития духовных и нравственных качеств личности детей младшего школьного возраста, «на принятие обучающимися базовых национальных ценностей на основе христианских ценностей (прежде всего на основе ценностей русского православия)». В программу включены разделы теоретических и практических знаний, направленных на формирование у обучающихся норм поведения в соответствии с современным национальным воспитательным идеалом.
Учебные занятия по данной программе проводятся 1 час и 1раз в неделю при использовании активных форм проведения занятий: обучающая экскурсия, экспедиция, туристский поход, ситуационная учебная игра, «День добрых сюрпризов» и т.д.
На своих занятиях я знакомлю ребят с историей православных праздников, православных традиций, назначением традиционных сувениров, правилами поведения в школе, в семье, в храме, общественных местах; происхождением используемых материалов, различных видов художественной техники. Дети знакомятся с терминами, касающимися изучения православной культуры, а также терминами обозначающими технику изготовления изделий: «аппликация», «макет», «модель», «папье-маше».
Обучающиеся знакомятся с новыми творческими идеями, которые помогают им «оживить» историю России, своего родного края и ближе познакомиться с Библейскими и Евангельскими сюжетами.
Выполняя творческие работы, ребята делают красивые и необычные подарки друзьям, родителям, учителям. Например: мешочек для рождественских подарков, красочную открытку, игрушку. Некоторые изделия становятся оригинальным украшением учебного кабинета.
Ребята имеют возможность развиваться творчески, духовно-нравственно в процессе знакомства с православными традициями.
Организация занятий в области технического творчества на основе православных традиций русской педагогики, обращение к православным истокам и традициям отвечает Государственному социальному заказу, изложенному в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России является актуальным.
Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.
Дети, посещающие занятия, общаясь друг с другом, выполняя несложные, но интересные задания приобретают опыт добрых доверительных отношений, социальный опыт построения взаимоотношений со сверстниками. Возникает атмосфера взаимоотношений «большой дружной семьи», где все объединены общими интересами.
Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребёнка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовём ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!   И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.
Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.