Урок Интегрированный урок по татарскому языку и русскому языку по теме «Имя существительное» в 5 классе


Учитель:Гизатуллина Ляйля Мансуровна
УРОК
Интегрированный урок по татарскому языку и русскому языку
по теме «Имя существительное» в 5 классе
Тема: Систематизация и обобщение по теме «Имя существительное».
Цели: систематизировать и обобщить знания по теме «Имя существительное»; проверить знания учащихся по изученной теме с помощью теста; воспитание толерантного отношения у учащихся.
Оборудование: портрет Г.Тукая, медиапроектор, карточки с тестами, карточки – информаторы.
1.Вступление.
На фоне татарской и русской музыки, учащиеся читают стихотворение Г.Тукая «Родной язык» на татарском и русском языках.
(на экране текст стихотворения на татарском и на русском языках.)
Родной язык.
Родной язык — святой язык, отца и матери язык,
Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая - колыбель, тебя мне в песне открывала мать,
А сказки бабушки потом я научился понимать.
Родной язык, родной язык, с тобою смело шел я вдаль,
Ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил творца:
«О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца».
Туган тел
И туган тел, и матур тел,
әткәм-әнкәмнең теле!
Дөньяда күп нәрсә белдемСин туган тел аркылы.
Иң элек бу тел белән
әнкәм бишектә көйләгән,
Аннары төннәр буе
әбкәм хикәят сөйләгән.
И туган тел! Һәрвакытта
Ярдәмең белән синең
Кечкенәдән аңлашылган
Шатлыгым, кайгым минем.
И туган тел! Синдә булганИң элек кылган догам:
Ярлыкагыл, дип, үзем һәм
әткәм-әнкәмне, Ходам!
2.Актуализация
2) Учитель русского языка: Ребята, тема нашего урока сегодня: «Обобщение изученного материала об имени существительном». Давайте послушаем, что же мы знаем об этой части речи.
3)Презентация: «Имя существительное на русском и татарском языках»
4)Учитель русского языка. Вы, ребята, наверно уже поняли, что урок у нас будет не совсем обычным. Задача нашего урока: ответить на вопрос: чем отличается грамматические формы категории имени существительного в русском и татарском языках.
Для этого, опираясь на знания о существительном в русском и татарском языках, займемся исследовательской работой.
Открываем тетради, записываем число, тему урока.
Учитель татарского языка. Дәресебезнең девизы:
Татарча да яхшы бел,
Русча да яхшы бел
Икесе дә безнең өчен,
Иң кирәкле затлы тел. (Ш.Маннур)
3. Формирование новых знаний, умений и навыков.
1) Учитель русского языка:
Имя существительное - самая представительная, самая существенная часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное. Это наиболее самостоятельная часть речи.
Еще первобытные люди, познавая природу, называли окружающие предметы, явления и эти наименования закрепились в языке.
По наблюдениям ученых, существительное появилось в речи в числе самых первых слов.
Ученик.Вот стихотворение ,которое почти целиком состоит из одних только существительных.
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье,
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени.
Тени без конца.
Ряд волшебных изменений.
Милого лица…
Учитель русского языка.
Имена существительные называют людей, животных, предметы, явления, действительности. Отвечают на вопросы кто? что?
Чем же они отличаются?
Ответ учащихся: Одушевлённые - кто? неодушевлённые - что?
Учитель русского языка: Найдите в тексте одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, запишите их в тетради.
Какие ещё существительные, которых нет в стихотворении бывают одушевлёнными?
Ответ учащихся.
Учитель татарского языка: Татар телендә исем нинди сорауларга җавап бирә?Кем соравына нинди сүзләр генә җавап бирә?
Укучылар җавабы.
Учитель татарского языка: Тексттан кем? Нәрсә? соравына җавап бирүче сүзләрне табыгыз.
Кем? Нәрсә?
Әткәм тел
Әнкәм дөнья
әбкәм бишек
төн

Вывод1
В русском языке В татарском языке
Все одушевленные существительные Только имена существительные, отвечают на вопрос кто? обозначающие людей,
отвечают на вопрос кто?
2) Учитель русского языка. А теперь поговорим о роде существительного.
Ученик . История о том, как у существительных появился род.(рассказ)
Учитель русского языка. Какой же вывод можно сделать из прослушанной истории?
Ученики. Существительные бывают мужского, женского,среднего рода.
Учитель русского языка.Найдите в тексте имена существительные мужского женского и среднего рода.
Ответ учащихся.
Учитель русского языка.А кто скажет, какая грамматическая категория связана с категорией рода?
- Ответ: склонение
-Сколько склонений у суще-х?
-Ответ:3 склонения.
(рассказать о склонениях)
Учитель татарского языка.Татар телендә род категориясе бармы?
Ответ учеников. В татарском категории рода нет.
Вывод2
Русский язык: Татарский язык
Мужской, женский, категория рода
Средний род и общего рода отсутствует

3) Учитель русского языка: продолжая исследовательскую работу, мы не можем не сказать о числе сущ-х. Имена существительных изменяются, как вы знаете, по числам и могут иметь формы единственного и множественного числа .Но есть существительные, которые употребляются только в ед. числе или только во множественном числе. Как вы думаете, почему?
( ответ учащихся)
Учитель татарского языка. Татар телендә исемнәр нинди санда киләләр ?
Күплек санда нинди кушымчалар ялгана? Тексттан күплек санда килгән сүзне табыгыз.
Күплек сан кушымчалары ялгагыз:
Көн - көннәр
Бала - балалар
укучы укучылар
күзлек күзлекләр
чалбар чалбарлар
ножницы кайчылар
Тәрҗемә итегез: күзлек –күзлекләр очки
Чалбар-чалбарлар брюки
Кайчы- кайчылар ножницы
Учитель татарского языка. Все существительные могут быть в единственном числе или во множественном числе.
Вывод3
русский язык татарский язык
существительные Исемнәр берлек һәм
в ед.и мн. числе күплек санда булалар
Есть только в ед. числе
или существительные во мн.числе
Учитель русского языка: Не менее важная категория в русском языке - падежи.
Давайте послушаем еще одну историю: откуда появилось название падежей.
(рассказ ученика)
Учитель русского языка.
Итак, мы выяснили, что в русском языке 6 падежей, почему?
Количество падежей в русском языке тесно связано со способом выражения падежа – в русском языке он выражается окончанием. Значит, падежей столько, сколько окончаний. Это так, но не совсем. Именно 6 падежей (и не меньше) позволяют нам передавать самые разнообразные значения. Итак, в русском языке 6 падежей. В других языках мира иначе. В немецком их только 4,а у финнов насчитывается целых 15. Наша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. А как же в татарском языке?
Учитель татарского языка:
Учитель русского языка: Давайте выполним практическую работу.
Выпишите из текстов стихотворений существительные в определенном падеже.
1вариант- на русском языке
2 вариант -на татарском языке
Вывод4
русский язык: татарский язык:
И.п кто? что?Б.к кем? нәрсә?
Р.п кого? чего?И.к кемнең? Нәрсәнең?
Д.п кому? чему?Ю.к кемгә? Нәрсәгә? Кая?
В.п кого? что?Т.к кемне? Нәрсәне?
Т.п кем? чем?Ч.к кемнән? Нәрсәдән? Кайдан?
П.п о ком? о чем? У.в.к кемдә? Нәрсәдә? Кайда? Кайчан?

Учитель русского языка: Сейчас вам будет предложен тест: 5 вопросов на татарском, 5 на русском языке.
Тест.
1.В какой строчке родственные слова?
а)бас, бассейн, басил
б)басенный, побасенки, басня
в)басить, басовитый, бассейн
2.из какого слова не получиться числительное?
а)сорока
б)семя
в)сито
г)шерсть
д)дева
3.Какими членами предложения являються подчеркнутые слова?
Кто без кисти и белил крышей города белил?
А)сущ. и прил.
Б)прил. и глаг.
В)сущ. и глаг.
4.В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется одна и та
же буква?
а)сл...гаемое, р...стение, з...ря
б)к...сание,прик...сновение
в)сд...рать,подп...реть,заж...гать.
5.Пишется буква ё
а)ш...пот
б)ш...рох
в)крыж...вник
г)ш...вчик
6.Хаталы сүзне тап
а)урамлар
б)кызлар
в)төннәр
7.Бирелгән сүзнең синонимын тап: әби-
а)бабай
б)әти
в)әни
г) дәү әни
8Исемнәрне тап:
а)ямьле,сулы ,бозлыб)укый,сөйли,кайта
в)матурлык ,ишек,бишек

9.Нәрсә соравына җавап бирүче сүзне тап.
а)шагыйрьб)дәү әни
в)табиб
г) эт
10. Исем нинди сорауларга җавап бирә?
а)нинди ?нишли?
б)кем?нәрсә?
в)кайда ? кем?
Заключение урока.
Учитель русского языка. Ребята,мы сегодня с вами провели исследовательскую работу по теме “Имя существительное”.Мы с вами узнали ,чем отличаются некоторые грамматические категории имени существительного в русском и татарском языках. Мы обратились к творчеству Г.Тукая,так как в следующем 2011 году будем отмечать 125 летие со дня его рождения.
Учитель татарского языка: В заключение нашего урока можно было бы привести слова К.Насыйри “ Берәү башка телне өйрәнмәкче булса,башта үз теленең грамматикасын белсен .(Если хочешь изучить иной язык,сначало изучи грамматику родного языка.)
Учитель татарского языка. Дөньяда иң күп телләр-Яңа Гвинеяда.монда 500 телдә сөйләшәләр.
Иң катлаулы тел- Дагстанда,табарасан теле.Анда 48килеш бар.
“А” авазы бөтен телләрдә дә бар.Иң күп сузык аваз -55-Вьетнамда
седанг телендә.Ә менә абхаз телендә 2 генә сузык аваз.
Иң күп тартык-85 аваз-Кавказда убых телендә; иң аз тартык-6 аваз-ротокас телендә.
Иң күп аваз хәрефләре кхмер теле алфавитында- 72 хәреф. Бүген дөньяда 65 алфавит билгеле.