Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования МБОУ школы – интернат основного общего образования « Мы будущее России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат основного общего образования г. Белебея
муниципального района Белебеевский район РБ
РАССМОТРЕНО
На заседании ШМО
________А.Н.Ефремова
«___»________2015г.
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по ВР
________Е.В.Петрова
«___»_________2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы-интерната
_______Р.К.Салихова
«___»_________2015г.
Воспитательная программа
для 1а класса
на 2015-2016 учебный год
Воспитатели: Л.З.Шакирова
Г.Г Асылбаева
г. Белебей
Пояснительная записка
Данная программа адресована воспитанникам МБОУ школа-интернат основного общего образования - 1а класс (общеобразовательный).
Школа — это качественно новый этап в жизни каждого ребенка. Воспитание школьников имеет свои специфические задачи и особенности, которые постепенно меняются на протяжении всего периода обучения соответственно развивающимся способностям и умениям детей.
В первом классе к основным особенностям воспитания детей следует в первую очередь отнести перераспределение нагрузки, изменение социальной роли ребенка, стимулирование постоянной сознательной деятельности ребенка в рамках школьного коллектива .Процесс воспитания школьников всегда должен быть ориентирован на уровень развития и возрастные особенности детей.
Завершение детсадовского периода и поступление в школу практически всегда сопряжено для ребенка со стрессом и дополнительными нагрузками. Априори ожидается, что школьник будет более усидчив, сосредоточен, работоспособен по сравнению с выпускником детского сада. Однако такая перемена не может произойти одномоментно, поэтому первоочередная задача воспитания ребенка 7 лет заключается в сглаживании периода адаптации и безболезненном переводе ребенка на новый уровень развития.
В рамках программы воспитания школьников на начальном этапе обучения сотрудничество школы и семьи в воспитании младших школьников просто необходимо. Воспитание младших школьников должно предусматривать свободное время для ребенка, когда он может заниматься привычными для него с раннего детства делами — играми, общением с родными и друзьями.
Один из важных моментов воспитания детей школьного возраста заключается в постепенном увеличении самостоятельности ребенка, что позволяет школьнику почувствовать себя в новой роли и осознать свою значимость наравне со взрослыми. Одновременно воспитание младших школьников должно базироваться на постоянной поддержке со стороны родителей и педагогов.
В начальной школе у детей начинается формирование склонностей к определенным видам деятельности и дисциплинам. Поэтому воспитание младших школьников должно быть направлено не столько на углубленное изучение отдельных предметов, сколько на получение разносторонних знаний в естественных и гуманитарных дисциплинах и искусстве. Данная программа разработана для воспитанников 1 классов школы- интерната основного общего образования, обучающихся по программе ФГОС.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
Новизна программы заключается в том, что в процессе обучения и воспитания главным является не сообщение детям информации, а формирование умений самостоятельно приобретать знания в тесной связи сродителям, воспитателями, одноклассниками, хранителями прошлого, а затем уметь применять их на практике.Основой воспитательной работы является коллективное творческое дело, особенно привлекает и то. Что на воспитательных мероприятиях, кружках ребёнок может стать активным участником. Он может пробовать себя в разных ролях и видах деятельности. Все эти возможности способствуют всестороннему развитию личности.
Значимость. Воспитательный процесс в школе-интернате является частью широкого процесса формирования личности, который объединяет как обучение и воспитание в школе, так и воздействие микросреды, социального окружения ребенка. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.
Сегодня целью воспитания школьников прежде всего должно быть создание условий для формирования и развития Личности. Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, стремление к успеху, охрана культуры своего народа – вот ведущие ценности.
В задачу воспитателя входит создание доброжелательной , комфортной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности, сглаживание отрицательных переживаний и предупреждение вспышек агрессии и негативизма. Выявление и развитие способностей обучающихся, их интересов через систему клубов, секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность.
Цель программы: Создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи:
1.Создать условия для формирования духовно-нравственных качеств личности; воспитания человека, способного к принятию ответственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях; воспитания доброты, чуткости, сострадания, заботы и внимания к другим людям.
2.Работать по формированию правовой культуры и активной жизненной позиции.
3.Совершенствовать работу по формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, гордости за достижения своей страны, бережного отношения к историческому прошлому и традициям своей Родины, родного края.
4. Вести оздоровительную работу с обучающимися по привитию навыков здорового образа жизни, профилактике вредных привычек.
5. Формировать у учащихся потребность в обучении и саморазвитии, раскрывать творческий потенциал ученика, развивать культуру и нравственность.
6.Формировать дружный коллектив и развивать самоуправление в классе.
7.Совершенствовать систему семейного воспитания, работать над повышением ответственности родителей за воспитание и обучение детей, их правовую и экономическую защиту.
В программе выделены основные направления, по которым строится вся воспитательная работа: трудовое; этическое; правовое; гражданско-патриотическое; нравственное; спортивно-оздоровительное; экологическое; интеллектуально-познавательное воспитание;профориентация; ПДД; ППБ. В каждом направлении определены цели и задачи, виды деятельности, формы работы, ожидаемые результаты.
Программа основана на «Программу воспитания и социализации учащихся МБОУ школа-интернат на 2015 – 2019 годы», республиканские, муниципальные программы, включены «Адаптированная программа 10 часового обученияПравилам дорожного движения и навыкам безопасного поведения на улицах идорогах учащихся». (Конышев,В.Н., Жаркова Т.А., Гильмутдинова М.М., издательство БИРО, Уфа, 1999 г.), «Программа изучения правил пожарной безопасности» на основе учебного пособия «Педагогам и родителям о пожарной безопасности» (научный редактор, доктор технических наук, профессор Н.П. Копылов).Тематический план
Направленность Количество часов Темы
Гражданско-патриотическое воспитание
7
1.Беседа«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
2.Беседа «Башкортостан-мой край родной»
3.Выставка рисунков " Моя малая Родина"
4. Беседа" Я и мое место в жизни"
5.Урок-мужества " Защитники, кто они?"
6. Беседа " Я и моя семья"
7. Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто!»
Эстетическое воспитание
7
1. Праздник «Посвящение в первоклассники»
2. Урок вежливости «Ежели вы вежливы»
3. Конкурс рисунков «Портрет моей мамы»
4. Изготовление новогодних игрушек
5. Лепка из солёного теста
6. Практикум «Правила хорошего тона»
7. Конкурс рисунков «Спасибо за Победу»
Правовое воспитание
8
1.Мои обязанности в школе
2. «Что такое хорошо и что такое плохо». Чтение стих. С.. Михалкова
3. Беседа о поведении в школе «Я – ученик»
4. Час общения « я выбираю сам»
5. Конкурс рисунков «Мои мечты, мои желания»
6. Беседа « Я имею право на имя»
7. Беседа «В гостях хорошо, а дома лучше». Право на жилище.
8. «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок».
Спортивно-оздоровительная работа
8
1. Незатейливые подвижные игры «День и ночь»,
2."Вместе весело играть" – игры со скакалкой, мячом
3. Весёлые старты «Сильные, ловкие, смелые».
4. Зимние игры на улице
5. Катание на ледянках с горки
6. Игры на снеговой площадке
7. Спортивно-оздоровительная эстафета
8. Снова в гости к нам пришла игра
Экологическое воспитание
7
1. Конкурс рисунков «Мое любимое животное»
2. Экологическая викторина «Эти забавные животные»
3. Конкурс загадок «А ну-ка, угадай!»
4. В гостях у зимующих птиц. Изготовление кормушек для птиц. Урок-практикум
5. Народные приметы
6. Конкурс рисунков «К нам пришла весна».
7. «Растения лечат» – практическое занятие.
Этическое воспитание
5
1. Правило поведения в столовой, за столом
2. Конкурс «В стране вежливых слов».
3. Практические игры «Учимся правильно жить и дружить»
4. Беседа – диалог «Обязательность: дал слово – держи его».
5. Как ты разговариваешь с товарищами: доброжелательность в общении. Урок – практикум.
Профориентация
7
1. Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны».Чтениестих. «А что у вас?» С. Михалкова
2. Все профессии нужны. Кем быть?Профессиябиблиотекарь.Экскурсия в школьную библиотеку
3. Все профессии важны .Кем хочу стать? Профессия «Медсестра». Экскурсия в мед.кабинет.
4. Все профессии важны. Кем быть? Профессия «Повар». Экскурсия в столовую
5. Кроссворд на тему «Профессии»
6. Загадки о профессиях
7. Сбор-разговор «Мир профессий». Составить рассказ о профессии своих родителей
Валеологическое воспитание
8
1. Беседа «Личная гигиена человека»
2. Урок-практикум «Чтобы зубы были здоровыми». Правила гигиены полости рта и навыки правильных движений зубной щёткой
3. Урок-практикум. "Глаза - орган зрения. Как беречь зрение?" Разучивание комплекса упражнений для глаз.
4. Беседа. «Мой замечательный нос» Нос и уход за ним.
5. Беседа «Как справиться с инфекцией»
6. Урок-практикум. Правильная осанка-путь к красоте тела. Разучивание комплекса гимнастики для формирования правильной осанки.
7. Урок – практикум «Наша кожа. Уход за кожей».
8. Беседа «О вредных привычках в шутку и всерьёз».
Национальное воспитание
8
1. Конкурс рисунков«Башкирские национальные узоры»
2. Чтение башкирских сказок
3. Башкирские народные игры
4. Беседа. «Башкирские национальные блюда».
5. Конкурс рисунков «Одежда народов Башкортостана»
6. Беседа.«Художники Башкортостана»
7. Конкурс рисунков«Башкирское жилище – юрта».
8. Рассказ«Башкирская пчела»
Интеллектуально-познавательное воспитание
9
1. В гостях у сказки, просмотр фильма «Аленький цветочек»
2. Конкурс загадок «А ну-ка, угадай!»
3. Мой друг - журнал «Непоседа».
4. Разучивание песенок о зиме.
5. Конкурс «Сложи пословицу»
6.Путешествие по стране сказок. Викторина по сказкам
7.Практику-игра" Тренировка памяти"
8. Игра " АБВГДейка "
9.Конкурс " Собери слова"
Нравственное воспитание
7
1. Словарь вежливых слов «Ежели вы вежливы»
2. Беседа «Чтобы радость людям дарить надо добрым быть»
3.«Человек среди людей». Чтение рассказа В.Осеевой «Плохо»
4. Конкурс рисунков. «Дом, в котором я живу».
5.Беседа"Люби книгу"
6.Беседа"Что значит быть бережливым"
7.Урок нравственности «Кого мы называем честным»
Трудовое воспитание
7
1. «Красота и труд- вместе идут». Сделаем своими руками. Поздравительная открытка ко Дню Учителя
2. Трудовой десант «Чистый класс»
3. Трудовой десант «Уют в моей спальне»
4. Аппликация «Снежные узоры»
5. Занятие-практикум «Каждой вещи своё место»
6. Трудовой десант «Сделай свой дом чище»
7. «Чистота и труд рядом идут» - уборка спальной комнаты
ЗОЖ
9
1. «В гостях у Мойдодыра
2. «Как следует питаться»
3. «Как сделать сон полезным»
4. «Вредные привычки»
5. «Как закаляться? Обтирание и обливание»
6. «Откуда берутся грязнули?»
7. «Будем делать хорошо и не будем плохо»
8. «Хочу остаться здоровым»
9. «Что я уже знаю о ЗОЖ»
ПДД
10
1. Безопасный маршрут дом - школа - дом.
2. Участники дорожного движения.
3. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.
4. Виды пешеходных переходов.
5. Как правильно перейти дорогу.
6. Светофор и его сигналы.
7. Дорожные знаки.
8. Виды транспорта.
9. Мы пассажиры.
10. Безопасные места для детских игр.
ПБ
10
1. Огонь - наш друг и враг
2. Система обеспечения пожарной безопасности в школе.
3. Противопожарная пропаганда
4. Пожарная безопасность. Общие требования
5. Добровольные детские объединения — дружины юных пожарных (ДЮП)
6. Профессия - пожарный
7. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование
8. Первичные средства пожаротушения
9. Действия при пожаре
10. Итоговое занятие
Содержание тем учебного курса
Направленность Содержание
Трудовое воспитание Направлено на:
Воспитание положительного отношения к труду, уважения к трудящемуся человеку, бережного отношения к результатам его труда, воспитание стремления оказывать посильную помощь взрослым.
Этическое воспитание Направлено на:
Развитие умений учащихся вести себя в согласовании с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета.
Правовое воспитание Направлено на:
Формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществеи отношений между личностью и государством.
Спортивные мероприятия Направлены на:
Формирование у учащихся жизненно необходимых двигательных умений и навыков, достижения определённого уровня физической культуры, создание благоприятных условий для укрепления здоровья школьников.Повышение уровня знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения и физической культуры личности.
ПДД Направлено на:
Повышение у учащихся уровня знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;развитие у учащихся умений ориентироваться в дорожно-транспортных ситуациях; выработку у учащихся культуры поведения в транспорте и дорожной этики. Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Экологическое воспитание Направлено на:
Формирование понимания о природе как взаимосвязанной и чувствительной к вмешательству человека целостности.Формирование потребности бережного отношения к природе, проявления заботы о братьях наших меньших, умения и навыков экологического поведения.
Гражданско-патриотическое воспитание Направлено на:
Закрепление знаний детей о символах государства, о правах и обязанностях граждан, об истории Российского государства.пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности. Проявление уважения к государственным символам России, памятникам истории и культуры, религии разных народов, знакомство с военной историей страны.Воспитание у обучающихся любви к родному краю как к своей малой Родине.
Эстетическое воспитание Направлено на:
Воспитание у учащихся художественно-эстетического вкуса, чувства красоты, мастерства.Создание благоприятных условий для выражения и применения художественных способностей учащихся
Профориентация Направлено на:
Формирование добросовестного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, установку на выбор профессии, развитие интереса к трудовой деятельности.
Валеологическое воспитание Направлено на:
Создание благоприятных условий для физического и физиологического развития учащихся, для формирования здорового образа жизни.Формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья.
ЗОЖ Направлено на:
Формирование позитивного отношения к ЗОЖ, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся.
Национальное воспитание Направлено на:
Принятие обучающимися нравственных ценностей, национальных и этнических духовных традиций с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи; воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре.
Охрана труда, ПБ Направлено на:
Формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
Обучение правилам пожарной безопасности. Привитие навыков осознанного пожаробезопасного поведения, правильных действий в случае возникновения пожара.
Интеллектуально-познавательное воспитание Направлено на:
Формирование интеллектуальной культуры учащихся, развитие кругозора и любознательности.
Нравственное воспитание Направлено на:
Формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, человеколюбия (гуманности) понимания других людей и сопереживания им.
Требования к уровню подготовки учащихся,
обучающихся по данной программе
Направленность Требования к знаниям и умениям
Гражданско – патриотическое воспитание -знать символику государства- флаге, гербе России, своей малой Родины;
-знать свои права и обязанности;
-знать свой родной язык и русский как государственный язык;
-знать национальных героев и важнейшие событии в России;
-уметь отвечать за свои поступки и негативно относиться к нарушениям в классе, школе, дома, на улице, к невыполнению человеком свои обязанностей;
Правовое воспитание
- знать и понимать ,что нарушение моральных норм оценивается как более серьезное и недопустимое;
- уметь аргументировать свои поступки;
Этическое воспитание
- знать соблюдать этические нормы поведения в обществе;
-усвоить основные правила поведения в театре, транспорте, в гостях;
- уметь вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
Профориентационная работа
- знать профессии своих предков;
-уметь представлять об основных профессиях;
- уметь творить и созидать; стремиться к познанию и истине; стать целеустремленным и настойчивым, бережливым;
Эстетическое воспитание
-знать: о значимости искусства в жизни каждого человека, иметь начальные представления об искусстве народов России.
-уметь: видеть красоту природы, труда и творчества; выражать свои чувства через пение, танец, декламацию стихов, рисование. бережно относиться к памятникам культуры, к предметам и явлениям окружающего мира..
Валеологическое воспитание
- знать значение режима дня и правильного питания для здоровья человека;
- иметь представление о своем организме (части тела, основные органы);
- подбирать упражнения для различных групп мышц, в том числе для укрепления мышц спины и свода стопы;
- уметь активно участвовать в различных видах физкультурных занятий.
Интеллектуально-познавательное воспитание -знать: о роли знаний, науки в развитии современного производства, в жизни человека и общества, о знании как производительной силе, о связи науки и производства.
-уметь: работать с научной информацией: словарями, энциклопедиямяи, интернет-ресурсами; видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы.-уметь развивать свои интеллектуальные способности;
Национальное воспитание
- знать интересные исторические события, быт и праздники своего народа;
- знать исторические памятники и достопримечательности родного края;
- уважительно относиться ко всем национальностям;
-знать свой родной язык и русский как государственный язык,
- уважать свой народ, свою культуру;
Спортивно-оздоровительная работа
- знать процессы физического воспитания и пропаганды здорового образа жизни;
- знать понятия о здоровом образе жизни;
- уметь противостоять воздействиям неблагоприятных факторов;
Нравственное воспитание -знать значение таких общечеловеческих ценностей как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;
- уметь уважительно относиться к себе и ко всем окружающим людям;
-уметь понимать других людей и быть готовым помочь любому человеку, если он в этом нуждается;
-знать о вере, духовной культуре и светской этике;
Трудовое воспитание
-знать: значимость труда для человека, последовательность трудового процесса.
-уметь: бережно относиться к труду взрослых, к результату своего труда, труду других людей, к школьному имуществу,проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий; уметь соблюдать порядок на рабочем месте
Экологическое воспитание - знать понятие «экология»
-уметь вести себя экологически грамотно в природе и в быту;
- уметь прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;
- уметь видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;
ПДД по программе
- знать правила дорожного движения для 1 класса;
- уметь предотвращать случаи детского дорожно-транспортного травматизма;
- уметь соблюдать правила дорожного движения;
Изучение правил пожарной безопасности по программе - знать о последствиях пожаров;
- уметь соблюдать правила пожарной безопасности;
- уметь предотвращать очаги возгорания;
ЗОЖ - знать и выполнять санитарно-гигиенические правила, соблюдать здоровье сберегающий режим дня;
-знать о влиянии нравственности человека на состояние его здоровья и здоровья окружающих его людей;
-уметь вести здоровый образ;
-уметь соблюдать нормы личной гигиены;
- уметь работать над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;
Ожидаемые результаты
В результате прохождения программы выпускник первого класса должен научиться:
первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества;
уважение к труду и творчеству старших и сверстников;
элементарные представления об основных профессиях;
ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
элементарные представления о современной экономике;
первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебнотрудовых проектов;
умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебнотрудовых заданий;
умение соблюдать порядок на рабочем месте;
бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей.
ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
элементарные представления о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
первоначальный опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
первоначальный опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России;
уважительное отношение к воинскому прошлому и настоящему нашей страны, уважение к защитникам Родины.
начальные представления о традиционных для российского общества моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с традиционными нравственными нормами;
уважительное отношение к традиционным религиям народов России;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательной организации, бережное отношение к ним.
ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
ценностное и творческое отношение к учебному труду, понимание важности образования для жизни человека;
элементарные представления о различных профессиях;
первоначальные навыки трудового, творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
осознание важности самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности;
умения и навыки самообслуживания в школе и дома.
первоначальные представления о роли знаний, интеллектуального труда и творчества в жизни человека и общества, возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях развития личности;
элементарные навыки учебно-исследовательской работы;
первоначальные навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, старшими детьми, взрослыми в творческой интеллектуальной деятельности;
элементарные представления об этике интеллектуальной деятельности.
первоначальные представления о здоровье человека как абсолютной ценности, о физическом, духовном и нравственном здоровье, о неразрывной связи здоровья человека с его образом жизни;
элементарный опыт пропаганды здорового образа жизни;
элементарный опыт организации здорового образа жизни;
представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
представление о негативном влиянии психоактивных веществ, алкоголя, табакокурения на здоровье человека;
регулярные занятия физической культурой и спортом и осознанное к ним отношение.
первоначальное представление о значении понятий «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство»;
элементарный опыт, межкультурного, межнационального, межконфессионального сотрудничества, диалогического общения;
первичный опыт социального партнерства и диалога поколений;
первичный опыт добровольческой деятельности, направленной на решение конкретной социальной проблемы класса, школы, прилегающей к школе территории;
первичные навыки использования информационной среды, телекоммуникационных технологий для организации межкультурного сотрудничества.
умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
понимание важности реализации эстетических ценностей в пространстве образовательной организации и семьи, в быту, в стиле одежды.
первоначальные представления о правах, свободах и обязанностях человека;
элементарный опыт ответственного социального поведения, реализации прав школьника;
первоначальный опыт общественного школьного самоуправления;
элементарные представления об информационной безопасности, о девиантном и делинквентном поведении, о влиянии на безопасность детей отдельных молодежных субкультур;
первоначальные представления о правилах безопасного поведения в школе, семье, на улице, общественных местах.
элементарные представления о семье как социальном институте, о роли семьи в жизни человека;
первоначальные представления о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни, этике и психологии семейных отношений, нравственных взаимоотношениях в семье;
опыт позитивного взаимодействия в семье в рамках школьно-семейных программ и проектов.
первоначальные представления о значении общения для жизни человека, развития личности, успешной учебы;
знание правил эффективного, бесконфликтного, безопасного общения в классе, школе, семье, со сверстниками, старшими;
элементарные основы риторической компетентности;
элементарный опыт участия в развитии школьных средств массовой информации;
первоначальные представления о безопасном общении в интернете, о современных технологиях коммуникации;
первоначальные представления о ценности и возможностях родного языка, об истории родного языка, его особенностях и месте в мире;
элементарные навыки межкультурной коммуникации.
ценностное отношение к природе;
элементарные представления об экокультурных ценностях, о законодательстве в области защиты окружающей среды;
первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства.
Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительный)
Методические и учебные пособия:
«Формирование коммуникативных навыков». Ю.В. Полякевич. Волгоград. «Учитель» 2010 год.
Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернат, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.: АРКТИ, 2005 г.
Анапова И., Давыдова М. – Праздники XX века в школе. – Волгоград: Учитель – 2008.
Вакуленко Ю.А. Семейные праздники в воспитании школьников. – Волгоград: Учитель – 2008.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. – М:Вако – 2008.
Дробинина Н.Н. Классные часы: 1 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. /. – М.: ВАКО, 2010.
Дик Н.Ф. Классные часы в 1-4 классах. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2004.
Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону: Феникс – 2006.
Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе. – Волгоград: Учитель – 2007.
Персидская И.В. и др. – Классные часы в 1-4 класс – Волгоград: Учитель – 2007.
. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
Литература, использованная при подготовке программы
Яновская М. Г. «Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности» Классный руководитель, 2003 г.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения. М.2010.
Интернет : сайты - festival.1september.ru; shkolanov8.moy.su; shkola-inter.ucoz.ru; ped-kopilka.ru; korect.ucoz.ru uchportal.ru, pedsovet.su, proШколу.ru, krao.ru.и др.
Литература, рекомендованная для учащихся
Энциклопедия школьника. Издатель - Махаон– 2014
Яковлев Л.В. Большая энциклопедия знаний школьника.Издатель- Фолио – 2014
Энциклопедия младшего школьника. Елена Безкоровайная, Елена Берестова, Наталья Вакуленко, Издательство: ЭксмоПолный справочник школьника 1 – 4 кл. Автор: Елена Безкоровайная. Издательство: Эксмо. Серия: СветлячокОборудование и приборы
Мультимедийный проектор, экран, музыкальное оборудование,
Спортивный инвентарь: скакалки, мячи, гимнастические палки,
Дидактический материал
Тесты
Карточки
Анкеты, опросники
Образовательные диски
1С:Образовательная коллекция. Изучаем единицы измерения! Интерактивный тренажер
1С:Образовательная коллекция. Веселые уроки детского этикета. Играем и учимся