Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков


Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами».И. Г. Песталоцци.
Содержание Программы курсов третьего базового уровня АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», по которой я обучался на курсах, представлено в виде семи отдельных модулей, которые интегрируются в процессе преподавания и обучения. Естественно, что данная Программа предусматривает разнообразнейшие методики и стратегии проведения уроков. В данном отчёте мне хотелось бы проанализировать свой урок в 10 классе по химии, в котором я внедрял ключевые идеи Программы во время практики в школе.
Для исследования и внедрения идей Программы мною был выбран 10 класс. Количество учащихся: 7 человек. Учащиеся класса с разным уровнем успеваемости, поэтому планируя урок, старался учитывать потребности каждого, продумывая каждый этап урока в отдельности.
Разрабатывая урок по программе, я не мог не столкнуться с рядом вопросов:
1) Как уложиться во временные рамки урока (45 минут)?
2) Как правильно разделить класс на группы, учитывая успеваемость учеников?
3) Как обучить учащихся объективно оценивать свою работу?
4) Как повысить мотивацию не только у сильных учащихся, но и у неуспевающих?
5) Как научить учащихся разбираться в задании самому и помогать ближнему, учитывая возрастные особенности и возможности речи?
Но, чтобы решить данные вопросы я продумывал, как и каким образом, я построю работу на уроке, какие формы и методы буду применять, чтобы учащимся было интересно получать знания. В своих уроках из серии последовательных я старался применить все семь модулей обучения на практике. 
Урок – это главная составляющая образовательного процесса. «В рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждении, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. И задачей учителя становиться стремление понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать» (Руководство для учителя).
Одним из уроков, который я попытался максимально приблизить к званию «современный», стал урок по теме «Железо и его соединения». Тип урока – изучение нового материала. Урок был разработан на основе развития саморегуляции, где преобладает самостоятельная работа, а также имеется групповое взаимодействие.
Подготовка урока.
«Корабль, который не имеет порта назначения – не имеет попутного ветра»
Сенека Младший.
Подготовку урока я начал с определением темы урока. Из предложенных рисунков, учащимся было необходимо найти связь между разными предметами. После размышления в группах, была дана четкая формулировка темы. Далее, после определения темы урока учащиеся сами определили цели т.к. цель урока – это «порт назначения», к которому следует приплыть всем учащимся в конце урока. Основной целью моей педагогической деятельности является формирование компетенции «Уметь учиться». Исходя из этого, передо мной стояла задача организовать урок так, что бы учащиеся через предметное знание формировали компетенцию «Уметь учиться». Решая эту проблему, я сформулировал следующие задачи урока:
Познавательная: 1) углубление знаний о положении железа в периодической системе химических элементов, о строении его атома, о физических и химических свойствах металла, об его получении, о наиболее важных природных соединениях железа, об его сплавах, об его применении и практической значимости. Рассмотрение биологической роли железа и его влияние на окружающую среду.
2) повторение характеристик изученных веществ, развитие умений составлять уравнения химических реакций, определять их тип;
Развивающие: развитие речи, внимания, памяти, познавательного интереса, потребности в приобретении и применении знаний.
Воспитательные: воспитание у учащихся культуры речи, толерантности.
Изучив 7 модулей Программы, при планировании урока я опирался на идеи модулей, поэтому урок был разбит на три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.
Проведение урока.
Вызов (5 мин).
Что бы поделить класс на группы я проанализировал возможности каждого ученика и психологический климат в коллективе. Что бы группы были равные по учебно – познавательным возможностям я написал на столах фамилии учащихся, т.е. сам разделил их. В этот день было всего пять учеников т.к. двое из них отсутствовали по болезни. Для создания коллаборативной среды я провел приём «Добрые пожелания».
Один ученик из группы предложить напарнику поработать вместе.
Опорные слова на слайде интерактивной доски.
Мне будет приятно с тобой сотрудничать.
Очень рад(а) видеть тебя своим напарником.
Надеюсь, у нас всё получится.
Мы будем хорошей командой!
Я рассчитываю на твои знания. Это поможет нам получить новые знания!
Рассаживаются по группам.
Что дал мне этот приём? Во первых, я разделил класс на равнозначные группы, при этом заняло минимум времени, в классе сохранилась благоприятная атмосфера; во вторых, старался развить у детей культуру речи;
На стадии вызова для активизации учащихся я вовлек их в диалог: «Что сегодня мы будем делать на уроке? Какие вы хотите достичь цели?». В результате диалога мы выяснили тему урока. Исходя из темы урока, учащиеся определили для себя свои цели на урок. После обсуждения, мы сформулировали общую образовательную цель на этот урок. Задачей этого задания было научить ставить цель своего обучения, что является мотивацией к дальнейшей работе, и понимать, что цель должна быть чёткой, понятной и достижимой.
Так же на стадии вызова я объяснил правила работы на уроке.
Каждая группа работает в своём ритме, выполняя последовательно задания. Каждый учащийся выполняет задания на опорных листах. Выполненные задания проверяются учителем. Результат выставляется в лист самооценки. Оценивание будет проводиться на интерактивной доске методом «Прозрачного журнала». Все результаты продвижения будут доступны ученикам. Даны чёткие критерии оценивания. «При разработке контрольно-проверочных работ необходимо учитывать то, что они должны включать в себя вопросы и задания, которые проверяют не только и не сколько запоминание фактов или пройденного материала, а навыки более высокого уровня. При разработке таких заданий можно опираться на уровни учебных целей, предложенных в таксономии Б. Блума» [Дандыбаева. Оценивание в действии. 2014 год, с.21].После правил работы на уроке, я создал проблемную ситуацию для активизации мыслительной деятельности и развития критического мышления.
Запланировав, таким образом, урок я преследовал цель: углубить знания о железе, вовлечь всех учащихся в образовательный процесс, создать прозрачность процесса оценивания, обучение в группах через диалог.
На данной стадии урока я апробировал идеи модулей «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Использование ИКТ в преподавании».
Осмысление. (35 мин).
Стадия осмысления является главной или смысловой. На данной стадии урока ученики выполняют задания, работая с материалом предоставленным учителем.
Первое задание помогло учащимся составить план работы на уроке. Им была предоставлена краткая информация о железе, на основе которой было необходимо составить свой план работы по изучению материала.
После выполнения задания группы представляли свои варианты плана, которые обсуждались коллективно и на основе обсуждения составили общий план. Для лучшего понимания и результата, я подготовил свой вариант плана и представил на слайде, чтобы после коллективного обсуждения и комментариев представить его классу. Конечный план выглядел следующим образом:
Железо — химический элемент. Положение железа в периодической таблице.
Железо — простое вещество. Физические свойства железа.
Химические свойства железа.
Важнейшие соединения железа.
Нахождение в природе железа и его соединений. Получение железа и его сплавов.
Роль железа в живой природе.
Осуществление такой работы я считаю необходимым, так как это способствует формированию умений планировать свою учебную деятельность, поскольку результатом обучения в соответствии с целями, определяемыми учителем, является не только усвоение знаний.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в группах, но под контролем учителя. Учитель отмечает время, которое отводится на изучение каждого фрагмента этого этапа занятия. Всего на этапе осмысления было дано 4 фрагмента по изучению материала. Каждый из 4 фрагментов состоял из ряда заданий, которые нужно было выполнить за определенное время.
Первый фрагмент заключался в самостоятельной проработке по периодической системе химических элементов и справочным материалам несколько вопросов
Положение железа в периодической таблице. Строение атома железа.
Железо – простое вещество.
Далее, нужно было дать характеристику железа. Полученные из ПС данные нужно было занесите в таблицу
Хим.знак N Z Число р
в ядре Число ē
в атоме ArЧисло n
в ядре Число
внеш. ēЭлектронное
семейство Химич.
активность
FeПо истечению времени учащиеся берут у учителя текст для самоконтроля и проверки правильности выполненного задания. После выполнения первого фрагмента обучающиеся прикрепляют листы ответов к доске и представители групп дают краткие ответы с анализом ошибок, если они были, для всего класса. Ответы обобщаются, вырабатывается единое мнение по вопросам характеристики железа как химического элемента и простого вещества.
Во втором фрагмент учащиеся должны самостоятельно проработать информацию о химических свойствах железа. На слайде написана запись под заголовком: «Что надо знать о химических свойствах железа?» Содержание записи: образование хлоридов железа(II) и (III); взаимодействие с серой, кислородом, водой, кислотами (соляной и серной разбавленными), солями (CuSO4).
Задание 1. Составьте уравнения указанных реакций.
Задание 2. Ответьте на вопросы:
какие свойства — окислителя или восстановителя, проявляет простое вещество железо в химических рекциях?
является ли железо активным металлом?
какое место в ряду активности металлов вы определите для железа?
После выполненных заданий учащимся нужно было свои ответы сформулировать как выводы и использовать их при ответе. Далее от учителя они получили текст для взаимоконтроля. Проверив правильность выполненных заданий, они выявляют ошибки, если они есть. При ответе указывают на причину ошибок.
Фрагмент третий заключался в самостоятельной работе с информацией о соединениях железа, после чего в группах надо было заполнить таблицу используя прочитанную информацию
После выполненного фрагмента работы группы готовят защиту своей работы, результаты обобщаются, комментируются учителем. Затем учитель показывает демонстрационный эксперимент — качественные реакции на ионы железа.
В последнем фрагменте этапа осмысления было необходимо самостоятельно проработать информацию о нахождении железа в природе и защитить работы в группе и в группах. После нужно было ответить на на вопросы.
Как называется процесс получения железа из руд?
Как называется продукт этого процесса?
Как называются сплавы, получаемые при дальнейшей его переработке?
Учителем делается небольшое обобщение изученного на уроке и сообщается, что железо имеет большое значение для живых организмов и человека, и еще один фрагмент нового материала остался нерассмотренным. Роль железа в живой природе. Но время занятия подходит к концу, поэтому последний фрагмент остается для проработки в качестве домашнего задания. Обучающимся было предложенно подготовить письменный рассказ о роли железа в живой природе и для человека (не менее 15 предложений). Можно также оформить мультимедийную презентацию, которая может содержать картинки, фотографии, схемы и т.д.
На стадии осмысления ученики мобилизовали мыслительные навыки. Хотя не все самостоятельно могли справится с заданиями, поэтому в парах или группах этим учащимся помогали и объясняли решение их проблемы.
В целом пары работали плодотворно в сотрудничестве. У детей не было минуты свободного времени. Все были в процессе обучения. Мне, как учителю тоже пришлось работать очень интенсивно, проверяя работы учеников. Метод «Прозрачного журнала» я приветствую, т.к. это даёт наглядную картину работы на уроке. Сильные ученики мотивированы на результат 5-6 уровня. Остальные ученики стремятся за авангардом. Очень нравится то, что на уроке каждый ученик получают свою оценку. Никто не ушёл с урока неоцененным. Ученикам были понятны критерии оценивания. На данном уроке 60% учащихся получили оценку – отлично, 20% - хорошо, 20% - удовлетворительно. Это хороший результат.
На стадии осмысления я применял идеи модулей «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения, оценивание обучения». Идеи модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» я применял при подготовке урока, так как весь дидактический, видео и раздаточный материал готовился с использованием ПК и оргтехники, а также на интерактивной доске я подготовил слайд «Прозрачный журнал».
Рефлексия (5 мин)
На стадии рефлексии, обучающимся было предложено ответить на вопросы и поделиться своими впечатлениями. Для этого им нужно было дополнить предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал (а)_________
Я удивился (лась)__________
Мне понравилось (лась)______
Теперь я умею ____________
Я хотел (а) бы _____________
Здесь учащиеся высказывали свои мнения: понравилась работа в паре, в группе необычно и сложно было выполнять задания и, очень необычно было заносить свои достижения в «Прозрачный журнал»
Что не получилось? Почему?
Ещё не все ученики понимают, что они получают оценку за свои знания. Мне приходилось быть бдительным т.к один ученик стремился выйти вперёд используя чужие знания.
Что я в следующий раз сделаю по-другому?
В дальнейшем я буду продумывать рассадку учеников в классе более тщательно.Чему учились дети:
-учились работать в парах, работать на результат;
-учились быть толерантными, работая вместе;
-учились слушать и слышать друг друга;
-учились мыслить критически;
-учились учиться.
Что понял я:
-как разделить этот класс на группы, чтобы работа была более эффективной;
-наибольший эффект в обучении даёт диалог потому, что действительно хорошая учебная работа – это не монолог.
-саморегуляция каждого ученика была индивидуальна.
На стадии рефлексии использовались идеи модулей «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению».