Урок по литературному чтению.Тема урока: «С. Михалков. Мой щенок»(2класс)
Тема урока: «С. Михалков. Мой щенок»
Цели урока: Обобщить знания детей о творчестве С.В. Михалкова.
Познакомить учеников с произведением “Мой щенок”.
Учить определять отношения автора к героям своих стихотворений на основе анализа произведения.
Помочь детям выразить свое отношение к происходящим событиям.
Обучать самостоятельной работе с текстом, используя Тетрадь по чтению.
Формировать речевые умения, отрабатывать навыки беглого сознательного и выразительного чтения.
Воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к окружающему миру.
Оборудование: Учебник Л.Ф. Климановой “Родная речь. 2 класс”.
Выставка книг С.В. Михалкова.
Аудиозапись стихотворения «Мой щенок».
Тетрадь по чтению.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Психологический настрой.
Рады слышать мы звонок,
Начинается урок!
Интересно нам читать,
Думать, спорить, размышлять!
2. Языковая разминка.
Мы решали, мы гадали:
Как же нам котят назвать?
Наконец мы их назвали?
Раз, два, три, четыре, пять.
Прочитаем хором.
Шёпотом.
Скороговоркой.
Как называется стихотворение? («Котята»)
II. Проверка домашнего задания.
1. Минивикторина.
- Я подготовила для вас викторину. Прочитайте отрывки из стихотворений и назовите их название.
В той удивительной Стране,
Где я увидел свет,
Как многим исполнялось мне
И пять, и десять лет. (Мой секрет)
И я лежу, лежу, лежу,
Глаза закрытыми держу
И засыпаю наконец.
Ну, разве я не молодец! (Сила воли)
- Кто автор этих произведений? (С.В. Михалков)
2. Беседа о С. Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков родился 13 марта 1913 года в Москве. Родители: отец Владимир Александрович Михалков. Мать Ольга Михайловна Михалкова. Двое детей: Старший сын Андрей Сергеевич Михалков-Кончаловский.
Младший сын Никита Сергеевич Михалков. На сегодняшний день у Михалкова 10 внуков и 8 правнуков.
Стихи Сергей Михалков начал писать с 9 лет. Издавал домашний «литературный журнал», где был одновременно и редактором, и художником, и единственным автором. Читателями были домашние, ближайшие родственники и друзья.
Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько его стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. “У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи”, ответил тот.
Впервые опубликовал стихотворение Сергея Михалкова журнал “На подъёме”, автору было пятнадцать лет. А потом было много публикаций, много стихов.
За участие в Великой Отечественной войне, где был военным корреспондентом, Сергей Михалков награжден орденами “Красной звезды”, “Боевого красного знамени” и медалями.
Летом 1943 года правительство приняло решение о создании нового Гимна Советского Союза и С. Михалков принял участие в его создании. 1 января 1944 года новый гимн прозвучал по Всесоюзному радио. Михалкову было 30 лет.
Несмотря на многообразие творческих интересов, сам Михалков главным делом своей жизни считает поэзию для детей.
3. Чтение учащимися стихотворения С. Михалкова «Мой секрет»
- С какими стихотворениями С. Михалкова мы с вами познакомились на прошлом уроке?
- Давайте прочитаем стихотворение «Мой секрет» (2 раза)
- Ответьте на вопросы:
- Как по-вашему, существует ли такая Страна Фантазий?
- Где она находится?
- Почему поэт захотел вернуться в Страну детства?
4. Чтение учащимися стихотворения «Сила воли»
( 2 раза)
- Как вы думаете, сумеет ли мальчик преодолеть свой страх?
- Нравится ли вам герой этого стихотворения? Почему?
- Похож ли он на тебя?
- Приходилось ли вам воспитывать в себе силу воли?
III. Работа над новым материалом.
1. Определение темы и целей урока.
Сегодня мы прочитаем ещё одно стихотворение С .В .Михалкова.
- В этом тренажере спрятался герой нового произведения. Найдите его.
с
а
щ
р
ф
в
е
м
г
о
н
к
л
е
о
н
а
з
к
л
- Скажите, о каком животном мы прочитаем сегодня в стихотворении. (О щенке)
- Кто такой щенок? Объясните значение этого слова.
( Щенок – это детёныш собаки)
- Встаньте те, у кого в вашем доме или у ваших родственников есть животные. Расскажите, как вы заботитесь о них.
2. Слушание фонограммы стихотворения С. Михалкова «Мой щенок».
3. Проверка первичного восприятия.
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Чем оно понравилось?
- Кто из героев вам понравился больше всех? Почему?
- Почему девочка горевала, когда щенок пропал?
4. Словарная работа.
Кладовка – пристройка к дому, где хранят вещи, продукты.
Жбан – деревянный сосуд для хранения продуктов.
Пчелиный рой – семья пчел.
Перекошена щека – неодинаково выглядит левая и правая стороны.
Лежит пластом - лежит, вытянувшись, не шевелится.
5. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися про себя.
- Прочитайте стихотворение и попытайтесь разбить его на три логически завершённые части. Т. е. одно событие совершилось – начинается другое, потом – третье.
6. Чтение стихотворения вслух по частям и озаглавливание каждой части.( составление плана)
План
1. Проказы щенка.
2. Волнение девочки.
3. Щенок нашёлся!
Физкультминутка
Чешем щеткой мы щенка,
Будет шерстка так мягка!
Скачет радостный щенок,
Скрыть он радости не мог!
IV. Закрепление нового материала.
1. Беседа по содержанию.
-От чьего имени ведётся рассказ?
-О каком происшествии рассказывается в этом стихотворении?
-Что предшествовало этому? Что было с утра?
-Как долго девочка ждала щенка?
-Прочитайте ее размышления во время ожидания.
-Прочитайте, каким увидела щенка девочка, когда он вернулся.
-Как вы думаете, где был щенок?
2. Работа над выразительным чтением.
-Какое выражение лица было у девочки, когда она рассказывала в начале, что у неё пропал щенок?
-Как можно выразить это душевное состояние при помощи мимики? Покажите.
-С какой интонацией надо читать продолжение первой части, где рассказывается о проказах щенка?
-С каким настроением надо прочитать вторую часть?
-Что повлияло на смену настроения девочки?
- Как вы прочитаете последнюю часть стихотворения?
-Какие слова вы прочитаете за девочку с гордостью?
3. Самостоятельная подготовка к выразительному чтению стихотворения.
4. Выразительное чтение стихотворения учащимися вслух.
5. Разгадывание кроссворда.
- Ребята, а вы хотите узнать, как звали девочку, героиню этого произведения?
- Если вы были внимательны, то без труда разгадаете этот кроссворд и узнаете, как звали хозяйку щенка.
Какой рой летел за щенком?
Как называется сосуд, который перевернул щенок?
Как лежал щенок после укуса пчёл?
Какую книжку порвал щенок?
Что делал щенок, чтобы разбудить семью?
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
6. Самостоятельная работа (см. Тетрадь по чтению, стр.29-30)
а) Выбери и подчеркни слова, характеризующие девочку:
ответственная
заботливая
ленивая
добрая
б) Выбери и подчеркни слова, характеризующие щенка:
шаловливый
ленивый
непоседливый
трусливый
в) Обсуждение правильных ответов, взаимопроверка.
г) Расположи эпизоды стихотворения в логической последовательности. (Поставь цифры.)
д) Самопроверка по тексту.
V. Итог урока.
-С каким стихотворением вы сегодня познакомились?
-Кто его автор?
-Как бы вы поступили на месте девочки?
-Как вы думаете, каким человеком станет девочка, когда вырастет?
-Почему стихотворение назвали “Мой щенок”? Можно ли было назвать “Щенок”?
-Что главное хотел сказать автор в этом произведении?
-О чем надо подумать, прежде чем взять в дом зверька, птичку или рыбку?
-Запомните: “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
VI. Домашнее задание.
Прочитать выразительно стихотворение С. Михалкова «Мой щенок» на странице 35-37
п
ч
е
л
и
н
ы
й
н
а
б
ж
п
л
а
с
т
о
м
с
т
и
х
и
л
а
я
л
15