Урок по литературному чтению для 2 класса «С.Михалков Мой щенок»
Урок по литературному чтению
Тема: С.Михалков «Мой щенок»
Цели: Продолжить знакомство детей с творчеством С.В. Михалкова
Образовательные: ознакомить учащихся со стихотворением С.В.Михалкова «Мой щенок»,
Коррекционные: развивать связность речевого высказывания; формировать навыки осмысленного чтения; развивать умение распознавать эмоциональное состояние героев произведения, умение передавать свои собственные эмоции с помощью слов; развивать умение правильной постановки логического ударения, речевого дыхания; формировать нарушенные операции чтения, установление связей между звуком и буквой; способствовать развитию внимания, образного мышления.
Воспитательные: воспитывать любовь к животным, учить заботиться о них.
Оборудование: учебник «Родная речь» 2 кл. (2 часть) (авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г .Горецкий); индивидуальные слоговые таблицы, интерактивная доска, компьютер, памятки со словарными словами.
Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент. Эмоциональная подготовка детей.
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Книга – верный друг детей,С ней живется веселей
- Произнесите своё имя, выделяя голосом ударный слог, простучите ритм слова.
Проверка готовности к уроку. Настрой детей на хорошую работу.
II. Речевая установка:
Артикуляционная гмнастика
«Улыбка – трубочка»
(Поставить верхние губы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживаем 3 – 5 секунд, вытянуть губы трубочкой, удерживать 3 – 5 секунд)
Тянем губки мы к ушам,
Улыбнёмся малышам,
А потом тяни вперёд
Как у слонёнка хоботок
Правила речи.
- Говорить на выдохе
- Чётко произносить звуки, слоги, слова.
- Правильно ставить ударение.
- Соблюдать интонацию, темп.
- Говорить неторопливо.
«Должна быть речь понятной, красивой, чёткой, внятной.»
Скороговорка
- Послушайте скороговорку.
«Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.»
- Какой звук чаще всего повторяется?
- Назовите слова со звуком [щ].
- Дайте характеристику звука [щ].
– Научитесь читать скороговорку с удивлением, восторженно, сердито.«Два щенка, щека к щеке, грызли щетку в уголке!»Учитель: Прочти, прочти с радостью, спроси, ответь! Развитие подвижности губ
Характеристика звука детьми, установление связи между звуком и буквой
Щ – согласный, глухой, мягкий, обозначается буквой «Ще»
III. Подготовительная работа.
Работа со слоговыми таблицами на букву «ще»
-Зачитайте слоги с буквой «ще»
-С какими гласными буквами «не дружит буква «ще»?
- Какие правила при письме вы должны помнить ? (ча-ща, чу-щу)
- Зачитайте слова, состоящие из одного, двух, трёх слогов?
- Переверните страницу, прочитайте предложения.
- Прочитайте 3, 4 предложение.
2. Игра «Буква заблудилась»
- Давайте превратим первую букву в словах в букву «ще», а поможет нам «Волшебная труба»(кепка, мука, мель, река, венок, детина, виток, тётка, тучка)
IIIФизминутка
Этой щёткой чищу зубы Щ-Щ-Щ
Этой щёткой - башмаки Щ –Щ—Щ
Этой щёткой чищу брюки Щ-Щ-Щ
Все три щётки мне нужны.
Формирование навыков нарушенного чтения
Дети читают жужжащим чтением, считают сколько предложений они прочитали за полминуты
IV. Организация художественного восприятия
Работа в парах
Составить пословицу из слов
Отгадать и прочитать загадку.
Вставить слово.
(У меня пропал носок
Утащил его ____.)
«Лежит – молчит, пойдешь – заворчит,Кто к хозяину идет,Она знать дает». (Собака)
– У кого из вас есть дома питомцы?– За что вы их любите? Как за ними ухаживаете? Работа в парах
Учитель: – Составьте пословицу «Собака – верный друг человека». На доске
Учитель: – Объясните значение этой пословицы- А как называют детёныша собаки? (щенок)Учитель: – Сегодня мы с вами будем читать новое стихотворение С.В. Михалкова Ученики объясняют её значение (верный друг, охраняет, защищает, спасает людей)
– Прочитайте его название
- Послушайте стихотворение
- Понравилось вам стихотворение? На доске «Мой щенок»
Аудио запись стихотворения
Словарная работаУчитель: – Прежде чем начнем читать стихотворение, выясним значение некоторых слов и выражений.
Кладовка – помещение для хранения товаров, припасов, продуктов.Жбан – сосуд в виде кувшина с крышкой.Пчелиный рой – семья пчел, во главе с маткой образующая обособленную группу.
Чтение трудных слов. У каждого учащегося на карте индивидуальная памятка
VI. Художественное восприятие текста
– Чтение стихотворения учителем с. 35-37. Учитель читает стихотворение, обеспечивая чувственное восприятие текста детьми
VII. Художественный анализ текста (стихотворения)
1. Первичная проверка восприятияУчитель:- Понравилось вам стихотворение? – Какое настроение вызвало у вас?– Какие чувства испытывали при чтении?– Как девочка относилась к своему щенку?Дети: Она заботилась о щенке, очень переживала, когда он пропал, очень любила его.
2. Самостоятельное чтение учащимисяУчитель: – Прочитайте самостоятельно, читайте стихотворение внимательно, потому что после чтения должны будете отгадать кроссворд.Вопросы:1. Как называется сосуд, который перевернул щенок? (Жбан)2. Что делал щенок, чтобы разбудить семью? (Лаял)3. Что порвал щенок у папы? (Стихи)4. Как лежал щенок после укусов пчел? (Пластом)5. Покрываться чем не стало? (Одеялом) Учащиеся самостоятельно читают стихотворение
Учитель: – Какое получилось ключевое слово? (Настя)– Что это за слово (Имя девочки)Учитель: – Давайте нашу главную героиню назовем этим именем Кроссворд на доске, дети отгадывают кроссворд
3. Выборочное чтениеУчитель: – Прочитайте строки из стихотворения, как вел себя щенок утром?– Что можете сказать о нем?– Вспомните нашу скороговорку в начале урока, похож ли наш щенок на щенков из скороговорки? Чем?– Прочитайте размышления девочки Насти во время ожидания.– Из каких строк ясно, что девочка очень любила своего щенка?– Посмотрите на иллюстрацию к этому стихотворению.– Подтвердите свои высказывания отрывками из стихотворения.К 1-ой:Я сегодня сбилась с ног…И обидеть не моглаКо 2-ой: Может, он в лесу дремучемПод кустом сидит колючимЗаблудился, Ищет дом,Мокнет бедный под дождем?К 3-ей: Мой щенок лежит пластомИ виляет еле-еле Забинтованным хвостом.К 4-ой: Я не бегаю к врачу –Я сама его лечу. Учитель: – Ребята, а какие бы вы сами еще нарисовали иллюстрации к этому стихотворению? Словесное рисование
4. Работа над выразительным чтением стихотворенияУчитель: – Как нужно читать первую строфу стихотворения?Дети: (С чувством тревоги)– Что значит выражение «сбилась с ног»?– Как читать со второй по четвертую строфу, где рассказывается о том, что делал щенок утром?Дети: (Спокойно, с удивлением прозорливостью) – Какое чувство нужно показать, читая пятую и шестую строфы?Дети: (грусть, тревогу)– Как нужно прочитать первые слова мамы?Дети: (Спокойно)– А вторые?Дети: (быстро и с тревогой)– Как прочитать строки, где девочка горюет, что пропал щенок?Дети: (грустно)– Как будете читать строки, где появляется щенок?Дети: (с чувством удивления, страха, а потом с чувством жалости)– Что значит «перекошена щека»?– Как прочитать последние строчки стихотворения?Дети: (с чувством жалости и любви, а самые последние – с гордостью)– Что значит выражение «лежит пластом»?
IX. Выразительное чтение (Художественное исполнение)
1. Прочитайте выразительно, передавая голосом интонации и настроение главного героя. Работа в парах
2. Выразительное чтение– Чье чтение понравилось больше? Почему? (по 1 учащемуся чтение детей объясняется, анализируется по схеме)
X. Работа с художественным произведением (стихотворением) на завершающем этапе.
– Ребята, какова же главная мысль этого стихотворения?– Что можете сказать о нашей главной героине?– Наверное, каждый из вас мечтает иметь такого друга. Но не все понимают, какую ответственность будут нести, взяв собаку к себе домой.
– Посмотрите сценку «Тимка обиделся»Катя и Юра беседуют, а щенок бегает от Кати к Юре)Катя: Юра, сегодня твоя очередь с Тимкой гулять!Юра: Не могу я, разве ты не видишь?Катя: Ничего не вижу.Юра: Меня на улице ждут.Катя: Подождут.Юра: Сама можешь погулять!Катя: Не могу, меня тоже девочки ждут.Юра: Подождут (потихоньку удирает)Катя: Юра, Юра, куда же ты? Вот так всегда. (подбегает к щенку) Тимочка, мой маленький! Мой бедненький! Вот какой Юрка нехороший. Сегодня ведь его очередь с тобой гулять. Из принципа не пойду! (Катя уходит)– Ребята, как вы думаете, почему сценка называется «Тимка обиделся»? Чему учит вас она?– А в нашем стихотворении девочка вела себя по-другому? исполнение уч-ся сценки «Тимка обиделся
XI. Подведение итогов.Рефлексия.
– Какое стихотворение мы сегодня читали?– Кто автор?– А знаете ли вы, что Сергей Михалков – автор слов Гимна России! 13 марта 2008 г. поэту исполнилось 95 лет! Оглядываясь на пройденный свой творческий путь, С.В. Михалков сам задал себе вопрос: «Ради чего я живу? Что для меня важнее всего?» И сам себе ответил: «Ощущение жизни. Ощущение того, что ты нужен людям». Произведения С.В. Михалкова делают нас умнее и добрее.
На доске косточки разного цвета, оцените свою работу на уроке и покормите щенка.(оранжевый – я справился со всеми заданиями самостоятельно и хорошо, коричневый – некоторые задания вызвали у меня затруднения).
XII. Домашнее задание
Выразительное чтение; написать рассказ о своем домашнем питомцеПример рассказа:«У меня есть киска Соня. Она вся черная, глаза зеленые. У нее хороший слух и нюх.Моя Соня любит помурлыкать, понаблюдать за птичками. Любимое занятие – грызть шоколадные конфеты. Ночью она спит со мной.Моя Соня очень ласковая и добрая.»