Рабочая программа по дисциплине Русский язык, программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии естественнонаучного профиля 43.01.09 «Повар, кондитер» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ГоСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЕБЯЖЬЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ (КАЗАЧИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС)»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
программа подготовки квалифицированных рабочих и служащих для профессии естественнонаучного профиля
43.01.09 «Повар, кондитер» на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
Лебяжье
2017
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«РУССКИЙ ЯЗЫК»
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла «Русский язык» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014г., для профессий среднего профессионального образования естественнонаучного профиля, реализующих образовательную программу на базе основного общего образования.
Составлена в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Министерства образования и науки РФ от 29.05.2007 03-1180). Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.08.08 г. № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования; Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (17.03.15 г. ФГУ «ФИРО»).
Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих:
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» ориентированы на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры/
При изучении дисциплины «Русский языr» перечисленные выше цели дополняются решением задач подготовки специалистов высокого культурного уровня:
развитие образного мышления;
формированием общей культуры;
развития, воспитания и социализации личности.
В ходе освоения общеобразовательного цикла дисциплин программы подготовки специалистов среднего звена формируются:
личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты освоения учебного предмета "Русский язык" (базовый уровень) отражают:
- сформированность понятий о нормах русского, родного (нерусского) литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
- владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
- владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
- владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
- сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
1.4 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальная учебная нагрузка студента – 96 часов
в том числе:
теоретическое обучение 42 часа;
лабораторно-практические занятия 38 часов;
консультации 10 часов
промежуточные аттестации 6 часов
Итоговая аттестация в виде экзамена – 2 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объём часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
80
в том числе:
Теоретическое обучение
42
Лабораторно-практические занятия
38
Консультации
10
Промежуточная аттестация
6
Промежуточная аттестация предусмотрена в форме: Русский язык – экзамен
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и литература»
Входной контроль. Тесты - 2ч.
Введение 4ч. + 10ч. (с/р)
Введение
Содержание учебного материала
2
2
1
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Язык и общество. Язык как развивающееся явление. Язык как система. Основные уровни языка.
Русский язык в современном мире. Язык и культура. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Понятие о русском литературном языке и языковой норме.
Практические занятия №1
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Составление таблиц «Уровни языка», «Нормы литературного языка».
Самостоятельная работа студента:
наизусть прочитать 2-3 высказывания великих людей о богатстве и выразительности русского языка. Доказать справедливость этих высказываний;
определить по словарям и справочникам терминов: русский национальный язык, русский литературный язык;
составление обобщающих таблиц: русский национальный язык;
подготовка сообщения на тему: «Русский язык - один из языков ООН»;
написать обзор источников по теме «Понятие о русском литературном языке и языковой норме» (не менее 10 источников).
2
2
2
2
2
Раздел 1. Лексика и фразеология 10ч. + 8ч. (с/р)
Тема 1.1
Лексическая система русского языка
Содержание учебного материала
2
2
Лексика. Слово в лексической системе языка. Лексическое и грамматическое значения слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Омонимы, синонимы, антонимы, паронимы и их употребление.
Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. Активный и пассивный словарный запас. Лексические нормы. Лексические словари.
Практические занятия №2
Изучение лексических групп слов.
Работа с лексическими словарями.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- нахождение диалектов, просторечных слов и вульгаризмов в произведениях современных писателей и поэтов (В. Белов, Е. Евтушенко, Б. Можаев, А. Вознесенский)
поиск антитезы, оксюморона и языковых средств их создания на примере
М. Ю.Лермонтова, А. Блока, А. Ахматовой
2
2
Тема 1.2
Фразеологические единицы
Содержание учебного материала
2
2
2
Фразеологизмы. Отличие фразеологизма от слова. Употребление фразеологизмов в речи. Афоризмы.
Практические занятия №3
Изучение фразеологических единиц.
Работа с фразеологическими словарями.
Самостоятельная работа студента:
- составление словарика на основе стилистически окрашенной фразеологии крылатых слов- оборотов, заимствованных из античной литературы, Ветхого и Нового завета, произведений русских и зарубежных писателей;
- подготовка сообщений: «Пословицы и поговорки русского народа, как один из основных источников фразеологии», «Фразеологическое новаторство писателей: нахождение авторских фразеологизмов в художественных текстах В.Маяковского, А.Твардовского».
2
2
Раздел 2 . Фонетика и орфоэпия 6ч. + 4ч. (с/р)
Тема 2.1
Фонетические единицы
Содержание учебного материала
2
2
2
Фонетические единицы. Звук и фонема. Открытый и закрытый слог. Соотношение буквы и звука. Фонетическая фраза. Ударение словесное и логическое. Роль ударения в стихотворной речи. Интонационное богатство русской речи. Благозвучие речи. Звукопись как изобразительное средство. Ассонанс, аллитерация. Фонетический разбор слова.
Практические занятия №4
Изучение фонетических единиц.
Фонетический разбор слова.
Самостоятельная работа студента:
подобрать фрагменты художественных текстов, в которых использована звукопись как изобразительное языковое средство на примере произведений Б.Пастернака, К. Бальмонта
подготовка сообщений "Стилистические функции звукописи в художественной речи (звукоподражание, выразительно - изобразительные функции звукописи, эмоционально- экспрессивные функции звукописи, понятие звукообраза) на примере произведений А.Пушкина, А.Блока, С. Есенина, И. Тургенева» (по выбору студента)
2
2
Тема 2.2
Основные правила произношения
Содержание учебного материала
Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения. Произношение гласных и согласных звуков, произношение заимствованных слов. Использование орфоэпического словаря.
2
2
Раздел 3. Графика и орфография 12ч. + 2ч. (с/р)
Тема 3.1
Графические средства передачи устной речи на письме. Типы орфограмм
Содержание учебного материала
2
2
1,2
Графика и русский алфавит. Орфография. Основные типы орфограмм
Практические занятия №5
Изучение графических средств передачи устной речи на письме, основных типов орфограмм.
Выполнение упражнений.
Тема 3.2
Правописание
Содержание учебного материала
2
1,2
Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных.
Правописание чередующихся гласных в корнях слов.
Правописание О/Ё после шипящих и Ц.
Правописание приставок. Правописание И – Ы после приставок
2
1,2
Правописание сложных слов. Употребление буквы Ь.
Практические занятия №6
Изучение правил написания слов. Составление алгоритмов и таблиц по орфографии.
Выполнение упражнений.
2
2
1,2
Самостоятельная работа студента:
составление словарного диктанта по произведению И.А.Гончарова «Обломов»
2
Раздел 4. Морфемика и словообразование 8ч. + 4ч. (с/р)
Тема 4.1
Морфемный состав слова
Содержание учебного материала
Морфемика. Понятие морфемы как значимой части слова.
Состав слова. Корневые и аффиксальные морфемы.
Практические занятия №7
Изучение морфемного состава слов.
Морфемный разбор слова.
Работа со словарями.
Выполнение упражнений
2
2
2
Тема 4.2
Способы словообразования
Содержание учебного материала
Словообразование. Способы словообразования
Словообразование знаменательных частей речи. Особенности словообразования профессиональной лексики и терминов.
Практические занятия №8
Изучение способов словообразования.
Составление таблицы «Способы словообразования».
Словообразовательный разбор слов.
Выполнение упражнений.
2
2
2
Самостоятельная работа студента:
провести наблюдение за стилистическим использованием книжных и разговорно-просторечных словообразовательных средств в произведениях В. Распутина, В. Абрамова;
работа со словарями по подбору словообразовательных архаизмов по произведениям А. Пушкина;
провести наблюдение за окказиональным словообразованием. Доказать, что авторские слова создаются по типичным словообразовательным моделям русского языка, на примере произведений В. Маяковского, И. Северянина
поиск в художественных текстах слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова - Щедрина,
И. С.Тургенева, Ф. М.Достоевского
1
1
1
1
Раздел 5. Морфология и орфография 20ч. + 14ч. (с/р)
Тема 5.1
Самостоятельные части речи, их правописание
Содержание учебного материала
2
2
Морфология. Грамматические признаки слова (грамматическое значение, грамматическая форма и синтаксическая функция). Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Род, число, падеж существительных. Склонение имен существительных. Правописание суффиксов и окончаний имен существительных.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- прочитать стихотворение О.Мандельштама «Звук осторожный и глухой». Выписать из стихотворения имена существительные и сделать морфологический разбор (не менее двух)
2
Имя прилагательное. Лексико-грамматические разряды имен прилагательных. Степени сравнения имен прилагательных. Правописание суффиксов и окончаний имен прилагательных.
2
2
Имя числительное. Лексико-грамматические разряды имен числительных. Правописание числительных. Сочетание числительных оба, обе, двое, трое и др. с существительными разного рода.
2
2
Местоимение. Значение местоимения. Лексико-грамматические разряды местоимений. Правописание местоимений. Местоимение как средство связи предложений в тексте.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- провести наблюдение над использованием местоимений для создания комических эффектов на примере произведений А.П. Чехова "Вишневый сад"
- анализ произведений А. Блока: Стилистическое использование местоимений в художественной речи
- провести наблюдение над ролью языковых средств создания эпитетов и использования постоянных эпитетов в произведениях фольклора
- подбор примеров стилистического использования имен числительных в художественной речи на примере произведений: А. Пушкин "Пиковая дама", Н. Некрасов " Вчерашний день, в часу шестом...", А. Блок "Двенадцать"
2
2
2
2
Глагол. Грамматические признаки глагола. Правописание суффиксов и личных окончаний глагола.
2
2
Самостоятельная работа студента:
объяснить для каких целей в художественных текстах глаголы одного времени могут использоваться в значение другого времени на примере произведений Л. Толстого
привести примеры стилистической функции имен и фамилий героев в художественных произведениях Н. Островского, А. Чехова, Ф. Достоевского
2
2
Причастие как особая форма глагола. Образование действительных и страдательных причастий. Правописание суффиксов и окончаний причастий. Правописание -Н- и –НН- в причастиях и отглагольных прилагательных.
2
2
Деепричастие как особая форма глагола. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Особенности построения предложений с деепричастиями.
2
2
Наречие. Грамматические признаки наречия. Степени сравнения наречий. Правописание наречий. Отличие наречий от слов-омонимов. Использование местоименных наречий для связи предложений в тексте. Слова категории состояния. Отличие слов категории состояния от слов-омонимов. Группы слов категории состояния. Их функции в речи.
Практические занятия №9
Морфологический разбор самостоятельных частей речи.
Выполнение упражнений.
2
2
2
Раздел 6. Служебные части речи 8ч. + 2ч. (с\р)
Тема 6.1
Служебные части речи, их правописание
Содержание учебного материала
Предлог как часть речи. Правописание предлогов. Отличие производных предлогов (в течение, в продолжение, вследствие и др.) от слов-омонимов. Употребление предлогов в составе словосочетаний. Употребление существительных с предлогами благодаря, вопреки, согласно и др.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- выписать из рассказа И.Бунина «Легкое дыхание», сочетания существительных и местоимений с предлогами, распределяя их на две группы: 1) с непроизводными предлогами; 2) с производными предлогами.
1
Союз как часть речи Правописание союзов. Отличие союзов тоже, также, чтобы, зато от слов-омонимов. Употребление союзов в простом и сложном предложении. Союзы как средство связи предложений в тексте.
2
2
Частица как часть речи. Правописание частиц. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
2
2
Междометия и звукоподражательные слова. Правописание междометий и звукоподражаний. Знаки препинания в предложениях с междометиями.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- Роль служебных слов и междометий в передачи эмоций и чувств из произведений
А. С.Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф. И.Тютчева, А. Куприна, А. П.Чехова (подбор примеров)
1
Раздел 7 . Синтаксис и пунктуация 30ч. + 7ч. (с/р)
Тема 7.1
Основные единицы синтаксиса
Содержание учебного материала
2
2
Синтаксис и пунктуация. Основные единицы синтаксиса. Словосочетание. Строение словосочетания. Виды связи слов в словосочетании
Предложение. Прямой и обратный порядок слов.
Практические занятия №10
Синтаксический разбор словосочетаний.
Выполнение упражнений.
2
2
2
Тема 7.2
Простое предложение
Содержание учебного материала
2
2
Виды предложений по цели высказывания. Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Односоставные предложения. Виды односоставных предложений. Полные и неполные предложения.
2
2
Осложненное простое предложение. Предложения с однородными, обособленными и уточняющими членами предложения. Знаки препинания при них.
2
2
Вводные слова и предложения. Знаки препинания при обращении и междометии. Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи, цитатах, диалоге.
Практические занятия № 11
Синтаксический разбор простых предложений.
Выполнение упражнений.
2
2
Самостоятельная работа студента:
- подбор примеров экспрессивного использования однородных членов предложения в художественном тексте на примере произведений Н. Рубцова, А. Чехова, Л. Толстого.
- характеристика интонационных особенностей восклицательных предложений и их употребления в речи на примере произведений А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова,
А.П. Чехова
- анализ отрывка с указанием примеров инверсии как изобразительного средства языка в произведениях А. Пушкина "Евгений Онегин", "Осень"
1
1
1
Тема 7.3
Сложное предложение
Содержание учебного материала
2
2
Сложносочиненное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
2
2
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
2
2
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
Практические занятия № 12
Синтаксический разбор сложных предложений.
Выполнение упражнений
2
2
Самостоятельная работа студента:
составить три сложноподчиненных предложения с придаточными места на тему «Петербург М.Ю.Лермонтова»
характеристика интонационных особенностей вопросительных предложений: риторический вопрос и его художественные функции в произведениях М. Лермонтова, В. Маяковского, С. Есенина
1
1
Тема 7.4
Способы передачи чужой речи
Содержание учебного материала
2
2
1
Знаки препинания при прямой речи. Замена прямой речи косвенной. Знаки препинания при цитатах. Оформление диалога. Знаки препинания при диалоге.
Практические занятия № 13
Составление таблицы «Знаки препинания при прямой речи»
Составление схем предложений
Самостоятельная работа студента:
подбор примеров: прямая речь как средство речевой характеристики литературного персонажа (Н. В.Гоголь "Мертвые души")
нахождение в произведениях С. Есенина, А. Блока, А. Твардовского обращений как средств поэтического синтаксиса
1
1
Раздел 8 . Язык и речь. Функциональные стили речи 16ч. + 6ч. (с/р)
Тема 8.1
Язык и речь
Содержание учебного материала
2
2
2
Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский язык в современном мире. Язык как система. Основные уровни языка. Понятие о русском литературном языке и языковой норме. Язык и речь. Виды речевой деятельности. Речевая ситуация и ее компоненты. Основные требования к речи: правильность, точность, выразительность, уместность употребления языковых средств.
Практические занятия № 14
Проведение беседы о современном состоянии русского языка.
Составление монологов и диалогов, их анализ с точки зрения требований к речи.
Тема 8.2
Функциональные стили речи
Содержание учебного материала
2
2
Функциональные стили речи и их особенности. Разговорный стиль речи, его основные признаки, сфера использования. Научный стиль речи. Основные жанры научного стиля.
Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение. Жанры официально-делового стиля.
Публицистический стиль речи, его назначение. Основные жанры публицистического стиля. Подготовка публичной речи. Особенности построения публичного выступления Художественный стиль речи, его основные признаки. Изобразительно-выразительные средства языка.
Практические занятия № 15
Составление текстов различных стилей.
Составление монологов и диалогов.
Стилистический анализ текста. Выполнение упражнений
2
2
2
Самостоятельная работа студента:
проанализировать какую - либо биографию, написанную писателем (С. Есениным, В. Маяковским); отметить, чем язык литературной биографии отличается от языка служебной бумаги такого рода. На основе выбранной автобиографии писателей составить ее биографию в официально-деловом стиле;
подумать, какие перефразы можно употребить в рассказе о творчестве какого- либо писателя (А. Блока, С. Есенина, М. Цветаевой, А. Ахматовой), заменяя его собственное имя: записать эти выражения;
в письмах какого- либо писателя (А. Пушкина, А. Чехова, М. Горького, А. Блока) к друзьям, знакомым и официальным лицам отметить факты разговорного стиля.
познакомиться со статьями "Энциклопедического словаря юного филолога" о языке
А. С.Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л. Н.Толстого, Ф.М. Достоевского, А. Блока, В. Маяковского, подобрать из произведений указанных авторов примеры, иллюстрирующие основные положения этих статей; подготовить на основе проделанной работы устные сообщения
2
1
1
2
Тема 8.3
Текст
Содержание учебного материала
2
1
Текст как произведение речи. Признаки, структура текста. Сложное синтаксическое целое.
Абзац. Тема, идея текста. Средства и виды связи предложений в тексте. Функционально-смысловые типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Выполнение упражнений. Информационная переработка текста. План, тезисы, конспект, реферат, аннотация
2
Практические занятия № 16
Составление плана, конспекта, аннотации.
Лингвостилистический анализ текста.
2
Всего по части 2 «Русский язык»
114ч. + 57ч. (с/р)
Всего по дисциплине
285ч. + 142ч. (с/р)
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной программы дисциплины «Русский язык» требует наличия учебного кабинета социально-гуманитарных предметов.
Оборудование учебного кабинета: учебная мебель, рабочее место учителя, доска, ящики для хранения таблиц.
Технические средства обучения:
Телевизор,
интерактивная доска,
аудиоцентр,
мультимедийный проектор с экраном,
компьютер, колонки,
3 в 1 (принтер, сканер, ксерокс),
интерактивные таблицы,
цифровые словари.
3.2 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основные источники
Для студентов
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 10 класса общеобразовательной школы. М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень): учебник для 11 класса общеобразовательной школы. М., 2015.
Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2015.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013
170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014
148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Воителева Т.М. Русский язык: методические рекомендации: метод. пособие для учреждений сред. проф. образования. М., 2014.
Горшков А.И. Русская словесность. От слова к словесности. 1011 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М., 2010.
Львова С.И. Таблицы по русскому языку. М., 2010.
Пахнова Т.М. Готовимся к устному и письменному экзамену по русскому языку. М., 2011.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Литера- тура в 11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред. И. Н. Сухих. М., 2014.
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. М., 2010.
Карнаух Н.Л. Наши творческие работы // Литература. 8 кл. Дополнительные материалы / авт.-сост. Г. И. Беленький, О. М. Хренова. М., 2011.
Карнаух Н.Л., Кац Э.Э. Письмо и эссе // Литература. 8 кл. М., 2012. Обернихина Г.А., Мацыяка Е.В. Литература. Книга для преподавателя: метод. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2014.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. М., 2009. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования. М., 2014.
Самостоятельная работа: методические рекомендации для специалистов учреждений на- чального и среднего профессионального образования. Киров, 2011.
Современная русская литература конца ХХ начала ХХI века. М., 2011. Черняк М. А. Современная русская литература. М., 2010.
Дополнительные источники
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. по-собие сред. проф. образования. М., 2014.
Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений сред. проф. об-разования. М., 2014.
Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 1011 классы: в 2 ч. М., 2014.
Агеносов В.В. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 11 класс. М., 2014.
Архангельский А.Н. и др. Русский язык и литература. Литература (углубленный уровень). 10 класс. М., 2014.
Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. М., 2014.
Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Ежова И.В. и др. Русский язык и литература. Лите- ратура (базовый уровень). 11 класс. Практикум / под ред. И. Н. Сухих.– М., 2014. Зинин С.А., Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. М., 2014.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 2014.
Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. М., 2014.
Ланин Б. А., Устинова Л.Ю., Шамчикова В.М. Русский язык и литература. Литература (базовый и углубленный уровни). 1011 класс / под ред. Б. А. Ланина М., 2014.
Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. М., 2014.
Михайлов О.Н., Шайтанов И.О., Чалмаев В. А. и др. Русский язык и литература. Ли- тература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. / под ред. В. П. Журавлева. М., 2014. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования: в 2 ч. / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2015.
Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. практикум: учеб. пособие / под ред. Г. А. Обернихиной. М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. М., 2014.
Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. М., 2014.
Словари
Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. СПб., 2003. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи.
Стилистический словарь вариантов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001.
Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им.
В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. 2-е изд., испр. и доп. М., 2004.
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2008.
Лекант П.А., Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2005.
Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. М., 2004.
Интернет-ресурсы
www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).
www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).
www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»). www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).
www.rus.1september.ru (электронная версия газеты «Русский язык»). Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».
www.uchportal.ru (Учительский портал. Уроки, презентации, контрольные работы, тесты, компьютерные программы, методические разработки по русскому языку и литературе).
www.Ucheba.com (Образовательный портал «Учеба»: «Уроки» (www.uroki.ru) www.metodiki.ru (Методики).
www.posobie.ru (Пособия).
www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=2168&tmpl=com (Сеть творческих учителей. Ин-
формационные технологии на уроках русского языка и литературы). www.prosv.ru/umk/konkurs/info.aspx?ob_no=12267 (Работы победителей конкурса «Учи-
тель учителю» издательства «Просвещение»). www.spravka.gramota.ru (Справочная служба русского языка). www.slovari.ru/dictsearch (Словари. ру). www.gramota.ru/class/coach/tbgramota (Учебник грамоты). www.gramota.ru (Справочная служба).
www.gramma.ru/EXM (Экзамены. Нормативные документы).
www.gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www.krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энцикло- педия Кругосвет»).
www. school-collection.edu.ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресур- сов»). www. spravka.gramota.ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
3.3 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения текущего контроля знаний, осуществляемого в виде тестирования, в форме устного и письменного опросов по контрольным вопросам соответствующих разделов, в ходе выполнения студентами индивидуальных заданий (доклады, рефераты).
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов сформированность и развитие общих компетенций, обеспечивающих их умения и знания.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
В результате освоения дисциплины студент должен продемонстрировать предметные результаты освоения учебной дисциплины «Русский язык и литература»:
сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике
Оперативный контроль:
- тестирование, аудиторные контрольные работы;
владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью
Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов
владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических занятий;
- тестирование
владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров
Входной контроль: собеседование
Рубежный контроль:
- аудиторная контрольная работа;
- тестирование
знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических занятий
сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка
Оперативный контроль:
- творческая работа.
сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения
Оперативный контроль:
- практическая творческая работа (исследование).
способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях
Оперативный контроль:
- творческая работа.
владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания
Оперативный контроль:
- в форме защиты проектов
сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы
Оперативный контроль:
- в форме защиты практических занятий;
- тестирование
Итоговый контроль:
-
Оценочные средства для всех видов контроля отражены в фонде оценочных средств (ФОС) по данной учебной дисциплине.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность предметных результатов, но и развитие личностных и метапредметных результатов обучения.
Результаты
(личностные и метапредметные)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
Личностные результаты
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- проявление гражданственности, патриотизма;
- знание истории своей страны;
- демонстрация поведения, достойного гражданина РФ
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- готовность к служению Отечеству, его защите;
- проявление активной жизненной позиции;
- проявление уважения к национальным и культурным традициям народов РФ;
- уважение общечеловеческих и демократических ценностей
- демонстрация готовности к исполнению воинского долга
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
Своевременность постановки на воинский учет
Проведение воинских сборов
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- демонстрация сформированности мировоззрения, отвечающего современным реалиям;
- проявление общественного сознания;
- воспитанность и тактичность;
- демонстрация готовности к самостоятельной, творческой деятельности
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения;
- сотрудничество со сверстниками и преподавателями при выполнении различного рода деятельности
Успешное прохождение учебной практики.
Участие в коллективных мероприятиях, проводимых на различных уровнях
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- демонстрация желания учиться;
- сознательное отношение к продолжению образования в ВУЗе
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы.
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- умение ценить прекрасное;
Творческие и исследовательские проекты
Дизайн-проекты по благоустройству
- принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
- бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
- готовность вести здоровый образ жизни;
- занятия в спортивных секциях;
- отказ от курения, употребления алкоголя;
- забота о своём здоровье и здоровье окружающих;
- оказание первой помощи
Спортивно-массовые мероприятия
Дни здоровья
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- демонстрация интереса к будущей профессии;
- выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач
Занятия по специальным дисциплинам
Учебная практика
Творческие проекты
- сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- экологическое мировоззрение;
- знание основ рационального природопользования и охраны природы
Мероприятия по озеленению территории.
Экологические проекты
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- уважение к семейным ценностям;
- ответственное отношение к созданию семьи
Внеклассные мероприятия, посвящённые институту семьи.
Мероприятия, проводимые «Молодёжь+»
метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- организация самостоятельных занятий в ходе изучения общеобразовательных дисциплин;
- умение планировать собственную деятельность;
- осуществление контроля и корректировки своей деятельности;
- использование различных ресурсов для достижения поставленных целей
Контроль графика выполнения индивидуальной самостоятельной работы обучающегося; открытые защиты проектных работ
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- демонстрация коммуникативных способностей;
- умение вести диалог, учитывая позицию других участников деятельности;
- умение разрешить конфликтную ситуацию
Наблюдение за ролью обучающегося в группе; портфолио
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- демонстрация способностей к учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- использование различных методов решения практических задач
Семинары
Учебно-практические конференции
Конкурсы
Олимпиады
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- эффективный поиск необходимой информации;
- использование различных источников информации, включая электронные;
- демонстрация способности самостоятельно использовать необходимую информацию для выполнения поставленных учебных задач;
- соблюдение техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Подготовка рефератов, докладов, курсовое проектирование, использование электронных источников.
Наблюдение за навыками работы в глобальных, корпоративных и локальных информационных сетях.
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- сформированность представлений о различных социальных институтах и их функциях в обществе (институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], институте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и т. д.)
Деловые игры-моделирование социальных и профессиональных ситуаций.
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- демонстрация способности самостоятельно давать оценку ситуации и находить выход из неё;
- самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной
программы
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
- умение оценивать свою собственную деятельность, анализировать и делать правильные выводы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
15