Сообщение к презентации «Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психическим и физиологическим особенностям старших дошкольников с НОДА на примере темы «Космос»
Презентация ППО Павловой О.А.
Получение без дискриминации качественного образования детьми с ОВЗ, создание психолого-педагогических условий реализации ООП ДО – одно из требований ФГОС ДО.
Представляю обобщенный опыт работы по формированию социокультурной среды детей с ограниченными возможностями здоровья.
2 слайд (эпиграф)
Я - первый педагог, который входит в жизнь ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и его семьи. Мне приходится много думать о том, как помочь ребёнку в его развитии, в его физическом, умственном и духовном росте и становлении. Я думаю и ищу.
- 3 слайд (тема)
Поиск наиболее эффективных путей социальной адаптации ребенка с ОВЗ определил тему нашей работы. Лексическая тема «Космос» подчеркивает современность и возрастающие возможности ориентации в окружающем мире современных детей , соответствует программному содержанию ООП ДО.
4 слайд (актуальность)
Значимость социокультурной и социально-реабилитационной деятельности в общем развитии ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата возрастает в соответствии с требованиями, которые выдвигает общество к состоятельности ребёнка как социальной единицы, в том числе ребенка с НОДА.
Правильно организованная детская среда становится инструментом социализации - она является полем социальных отношений и носителем системы знаний.
5 слайд (цель)
Отсюда вытекает цель работы педагогов по формированию социокультурной среды.
6 слайд (ведущие тпринципы)
Основная категория воспитанников в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида- это дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата , передвигающиеся самостоятельно или с ортопедическими средствами и имеющие нормальное психическое развитие или задержку психического развития. Ведущими принципами социокультурной адаптации детей дошкольного возраста с ОВЗ (в том числе с НОДА) являются следующие.(слайд)
7 слайд ( теории- концептуальные основы)
Структуру социокультурной среды определяют теория гуманистической психологии и педагогики (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев) и теория культурно-исторического понимания развития психики (Выготский Л.С.) , которые являются Концептуальной основой формирования социокультурной среды в группе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются:
8 слайд (предметная среда)
В основе построения эффективного образовательного пространства, ориентированного на зону ближайшего развития ребенка с НОДА, лежат различные развивающие пространства, в которых сосредоточена культура во всех ее проявлениях.
На примере темы «Космос» представляем основные позиции формирования социокультурной среды с учётом возрастных, индивидуальных и типологических особенностей старших дошкольников.
Предметная среда- фундамент и основа работы по данной теме. (появление фото)
Она включает: настенный электронный стенд «Солнечная система»,
Наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках», иллюстративный и презентационный материал, подбор энциклопедий и художественной литературы, разработку и адаптацию дидактических игр (настольные, магнитные, напольные), игры «Создай свою игру про космос»
Поделки, рисунки и аппаликации детей, специально подобранная бумага (тёмная, матовая) для изображения на тему «Космос» и бросовый материал для создания тематических поделок , крупные картонные формы для сюжетных игр;
9 слайд (социокультурная адаптация)
Основываясь на комплексно-тематическом планировании образовательного процесса мы использовали метод проектов, доступный данной категории детей. В рамках реализации различных мини - проектов «Планеты Солнечной системы», «Космодром», «Наши друзья - инопланетяне» и др. включали детей в совместную, содержательную деятельность со взрослым и сверстником, в разных видах детской деятельности.
В каждом мини проекте соединяли эмоциональный, рациональный, действенный компоненты познания ребенком окружающего мира с точки зрения социокультуреной реабилитации. Основы знаний о космосе, о вселенной, о людях космических профессий черпали из художественной литературы и посещения тематических выставок, планетария, изучения произведений искусства, закрепляли в творческих видах деятельности (продуктивной, речевой, игровой), организовывали различные совместные с родителями и волонтёрами мероприятия.
10 слайд (взаимодействие с родителями)
Родители очень активно участвовали в совместной деятельности, положительно оценивая промежуточные результаты. Участие в семейных минипроектах позволила реализовать творческие возможности детей и их родителей: в группе появилась книга стихов и рассказов детей о Космосе, утренняя зарядка состояла из упражнений для инопланетян, В родительском уголке вышел тематический номер журнала «Мы вместе» - «Наш дом – Земля» - где были представлены итоги реализации мини проектов и роль каждой семьи в этой деятельности. И там же появилась рубрика : «Познаем вселенную», где размещались интересные статьи о космосе (причём текст подбирался как педагогами, так и родителями), были предложены консультации, в которых предлагался материал по ознакомлению дошкольников с космосом.
11 слайд (УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ)
Построение эффективного воспитательного процесса в дошкольном учреждении и семье, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника, базировалось на комплексном изучении уровня развития личностных качеств и уровня познавательного развития каждого дошкольника.
Сравнительные данные двух лет показали, что наблюдается позитивная динамика освоения воспитанниками содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения (в том числе и по образовательной области «Познание»), эффективное развитие интегративных качеств как основы успешного обучения в школе (у 100% детей);
12 слайд (УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ)
Сравнительный анализ начального и итогового этапов мониторинга показал значительные продвижения в сфере развития личностных качеств: дети стали более уверенные в себе, терпимы друг к другу и окружающим, доброжелательнее, стремятся проявлять творческую инициативу, помогать друг другу.
13 слайд (продукты соучастия)
За период с 2012-го по 2014 год . дети группы принимали активное участие в районных и областных конкурсах («Волшебный мир бумаги», «Все различны – все равны», «Сормовские соловушки», «Сын, Отец, Отечество»,) получали благодарственные письма, грамоты, в связи с чем значительно повысилась мотивация деятельности и скорригировались отрицательные эмоционально - волевые проявления детей.
14 слайд (взгляд в будущее)
Чтобы ограниченные возможности детей стали безграничными, нужно не бояться экспериментировать и вводить таких детей в образовательное пространство района, города, страны . Современный мир нам это позволяет.
Среди ближайших перспектив- участие воспитанников с результатами нашей работы во всероссийском конкурсе-игре по окружающему миру «Светлячок» (Международный Центр «Снейл»), знакомство с социальными проектами на детских интернет-порталах «Солнышко» и «Почемучка», где дети могут ,уже обучаясь в начальной школе, продолжить свое образование.
И, наконец, среди методических планов- трансляция собственного презентационного материала в методических сборниках и сетевых сообществах педагогов.
Сравнительные данные двух лет показали, что наблюдается позитивная динамика освоения воспитанниками содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования учреждения (в том числе и по образовательной области «Познание»), эффективное развитие интегративных качеств как основы успешного обучения в школе (у 100% детей);
Сравнительный анализ начального и итогового этапов мониторинга показал значительные продвижения в сфере развития личностных качеств: дети стали более уверенные в себе, терпимы друг к другу и окружающим, доброжелательнее, стремятся проявлять творческую инициативу, помогать друг другу. (на 45%)
1 слайд
1 слайд
1 слайд
1 слайд