Тема: Зимующие птицы. Диалог сообщение-сообщение с использованием прилагательных.


Интеграция урока: развитие речи - природоведение.
Тема: Зимующие птицы. Диалог сообщение-сообщение с использованием прилагательных.
Цель: Формировать умения конструировать диалог сообщение-сообщение по теме по плану и образцу.
Задачи: Создать условия для закрепления расширения и уточнения активного словаря по теме именами прилагательными.
Формировать умение производить словообразовательный анализ слов и на его основе определять лексическое значение новых прилагательных.
Закреплять понимание структуры диалога и парности, и взаимности его реплик.
Развивать диалогическую речь учащихся, аналитические способности, слуховое восприятие , логическое мышление, воображение, концентрацию и переключения внимания, операций сравнения.
Воспитывать положительную мотивацию к овладению яркой выразительной речью; воспитывать доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям, желание заботится о птицах.
Оборудование: таблички, картинки, шапочки птиц, карточки, образец для проверки, ИКТ.
Ход урока.
Орг. момент:1) психологический настрой:
Встали, друг другу лицом повернулись, улыбнулись. Руку правую подали. Руку левую пожали. И друг друга мы обняли. Отошли и поклонились. Вы готовы заниматься?
Дети: Да, готовы заниматься. Очень будем мы стараться!
2). Проверка слуха:- Какой будет урок?
- Какое сегодня число?
- Какое время года?
- Какой дежурный звук?
3).Фонетическая зарядка:
За-са задание- сорока
Зи-си зима- синица
Составь словосочетания: зима веселая
синица суровая
снегирь морозная
пузатый
…, .., ..,- это зимующие птицы.
4) Речевой момент: Верно- не верно.
- Собака, кошка, свинья – это птицы.
- Ворона, сорока, дятел- это зимующие птицы.
- Воробей, голубь улетают на юг.
- Снегирь прилетает, когда выпадает снег.
Работа по теме урока:
Определение темы и целей урока:
- Я буду загадывать загадки. Вы отгадываете и отгадку вывешиваете на доску.
-Черный жилет, черный берет,
Нос, как топор, хвост, как топор.
(дятел)
-Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот.
(сова)
-Окраской сероватая, повадкой вороватая.
Крикунья хрипловатая, известная персона.
Это же…? (ворона)
-Непоседка пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
(сорока)
-Чик-чирик
За зернышком прыг
Клюй не робей
Кто это? (воробей)
- Что общего у этих птиц? (не улетают на юг, зимующая птица)
-Зимой на ветках яблоки
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это (снегири).
-А вы уже видели снегирей?
А летом их можно увидеть? А почему?
А когда их можно увидеть?
Они прилетают к нам зимой, когда выпадает снег. Они постепенно перелетают, т. е. кочуют с места на место в поисках пищи. Такие птицы называются кочующими.
-Как вы думаете, какая будет тема урока? Прочитайте слово:
Диван-ван+а+лог(диалог)
Еоньлетагалирп (прилагательное)
Слайд1: Тема: Зимующие птицы. Диалог.
-Будем говорить о зимующих птицах, учиться составлять диалог. Для этого нам будут нужны прилагательные.
2. Актуализация знаний и представлений.
А). Игра на развитие аналитических способностей (карточка с схемами птиц)
-Какой птицы не хватает в последнем ряду 1,2,3?
Что общего у птиц? (клюв, крылья….)
Слайд 2: Строение птиц.
Слайд 3: Дополни предложение.
Тело покрыто (чем?)…..
Перья (какие?)…..
Они (что делают?)….. тело птиц. Шерстью, перьями, кожей, пухом,
тяжелые, мягкие, легкие, согревают,
одевают, улетают.
Б). Придумай новое слово(Дети образуют слово и образуют сл. соч. кто+ какая?)
Если у птицы короткий хвост, то она – короткохвостая. Кто это?
Если у птицы длинный хвост, то она – длиннохвостая.
(коротконогая, длинноногая, красногрудая, желтогрудая и т. д.)
Составь сл. соч.
Снегирь белобока
Сорока веселый
Синица красногрудый
Ворона пушистый
Воробей длиннохвостый
Сова большеглазая
В) Угости птиц. Соедини линиями – А вы знаете, чем питаются птицы? Угости птиц тем, что они любят.
…….будет клевать (ловить)…….
- А зимующим птицам легко найти корм зимой?
Вот почему эти птицы зимой прилетают ближе к домам, живут и кормятся рядом с нами. Ведь рядом с нами им легче найти корм.
-Как вы помогаете птицам?
- Что вы сделали на уроке труда?
- Каких птиц вы видели возле кормушки?
- Чем вы их кормили?
Слайд 4, 5: фото с детьми возле кормушки и плакат: Берегите птиц! Онинаши пернатые друзья!
Г). – Кто как голос подает? Карточка. (дети, стоя в движении)
Воробей чирикает: Чик- чирик! Сорока трещит: Трр-трр!
Сова ухает: Ух- ух ! Синица тинькает: Тинь- тинь!
Ворона каркает: Кар - Кар! Голубь воркует: Ву-у –ву-у!
Д) физминутка на слайдах анимация движения птиц
3.Новый материал.
А).- Мы говорили о зимующих птицах составляли предложения с прилагательными. А теперь будем учиться составлять диалоги. – Что такое диалог?
Это разговор двух или более людей. А птицы или животные умеют разговаривают? Давайте послушаем разговор птиц. А кто это вы сейчас узнаете. Однажды встретились у кормушки: дятел и воробей (дети в шапочках читают диалог.)
- Давай познакомимся. Я большой, красивый дятел.
-А я маленький, шустрый воробей!
- На мне черный жилет и красный берет. Я красноголовый, длиннохвостый
дятел.
- А у меня серая грудка, коричневая головка и крылья.
- Я люблю искать червяков под корой деревьев. Меня называют лесным доктором.
- А я люблю клевать хлебные крошки и семечки.
- Тук- тук! Я зимующая птица. Прилетел к вам из леса.
- Чик- чирик! А я тоже зимующая птица. Живу возле людей. Угощайся!
- Спасибо добрый воробей!
- Пожалуйста.
Б) Работа над содержанием и построением диалога. Соотнесение с планом алгоритмом. Карточка.
1. Кто это? 2. Цвет и части тела. 3. Чем питается? 4. Голос. 5. Зимующая, кочующая или перелетная.
- Что сначала сказал дятел?... воробей?
- Что потом рассказали о себе птицы?
- Какие есть отличия?
- Что любят клевать?
- Как поют? Какие птицы?
В). Обучение составлению диалога.
Давайте попробуем составить диалог по этому плану. У вас на партах лежат реплики. Мы будем их выстраивать в соответствии с планом.
- К нам на кормушку прилетели синица и снегирь и стали между собой раз-
говаривать.
- Давай познакомимся. Я веселый снегирь.
- А меня зовут синичка.
- У меня красная грудка. Меня называют красногрудым.
- А меня желтая грудка, с черным галстуком.
-- Я питаюсь ягодами рябины, семенами почками.
- А я люблю клевать хлебные крошки и сало.
- Жю-жю. Я кочую с места на место. Я кочующая птица.
- Тинь-тинь. Я зимующая птица.
Г). Чтение диалога учащимися.
Д). Д.З. попробуйте по плану и образцу составить диалог про сороку и ворону.
4. Итог. - Что мы делали? Вам понравился урок? Почему?
Встали, друг другу лицом повернулись и улыбнулись.
Руку правую падали. Руку левую пожали. И сказали: молодцы!

Анализ.
Урок развития речи по теме: зимующие птицы является комбинированным. На уроке актуализируются знания и представления учащихся и идет обогащение прилагательными словаря учащихся и обучению диалогу сообщение- сообщение.
Урок соответствует его целям. Цели урока достигнуты. Основные виды работ способствуют активизации словаря в самостоятельной речи и развитию связной диалогической речи. Используемые приемы и методы позволяют в полной мере реализовать принципы комплексного подхода к реализации целей урока. Все виды работ призваны развивать речь учащихся, корректировать психические функции детей и расширять их кругозор по теме. Для этого дополнительно используется и весь объем знаний по другим предметам. На уроке использованы методы: аналитическая беседа, коррекционно – развивающие игры и упражнения, словообразовательный анализ слов, драматизация.
Ведущим принципом на уроке является смена доминантного анализатора, что способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, а также снятию напряжения и эмоциональной разрядке.
Сочетание индивидуальных, фронтальных, парных форм работы, позволяет сформировать у учащихся умения самостоятельно добывать знания, умение работать в коллективе, умение слышать себя и своих товарищей, умение оценивать свою и общую работу. С точки зрения здоровьесбережения на уроке предусмотрена периодическая смена активизации деятельности доминантного анализатора, соблюден двигательный режим, использованы упражнения для снятия физической и эмоциональной утомляемости.