Конспект урока по теме Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости (1 класс)


"Начальная школа XXI века" под редакцией Н. Ф. Виноградовой.
1 класс. Обучение грамоте (чтение). Урок №42 «Спасательная операция-2»
Презентация «Д-Т» /portfolio/d-t.pptx Презентация «Д-Т»
Тема урока: Сопоставление звуков [д] и [т] по звонкости-глухости.
Цели: способствовать развитию фонематического слуха на примере анализирования звуков [д] -[т] и составления звуковой модели слова; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь.
Комбинированный урок. Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к выявлению причин затруднений и коррекции собственных действий. Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий –различение гласных и согласных звуков, согласных по твердости - мягкости, звонкости-глухости,звуков деление на слоги, алгоритм звукового аназиза и т.д.
Предметные результаты. Сопоставлять звуки по звонкости глухости; характеризовать звуки русского языка( гласные \согласные; твердые-мягкие); соотносить звук и соответствующую ему букву; составлять звуковую модель слова, читать слова, предложения с изученными буквами.
Метапредметные результаты Р: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
П: использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей;
К: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Личностные результаты Имеют желание учиться, оценивают свою активность в деятельности, осуществляют самоконтроль при проведении работ, сохраняют положительную мотивацию к учебе, к усвоению новых действий, проявляют старание в применении усвоенных знаний.
План урока
1 Орг.момент. (Чтение письма «Просьба о помощи»)
2 Создание ситуации для формулирования детьми темы и целей урока, планирование действий.
3 Игра «Покорми Ама и Палецвротнеклади». Дифференциация звуков (гласные-согласные).
4 Деление на слоги слов: комары, мухи, тараканы, клещи, пауки.
5 Игра «Угости сказочных котов». Дифференциация звуков (твердые-мягкие). Работа в группах.
6 Игра «Узнай-ка». Какие слова съела змея?
7 Испытание «Пройди через болото по «кочкам»». Чтение слов.
8 Физминутка «Баба Яга»
9 Испытание «Подарок для сторожей избушки на курьих ножках». Дифференциация звуков (звонкие-глухие). ». 1ряд придумывает слова на звуки (д;д, ), 2 ряд на звуки (т; т, )
10 Расколдовывание детей- замена буквы глухого звука на букву звонкого звука и наоборот. Чтение слов благодарности от спасенных детей.
11 Новые испытания- необходимо спасти еще двоих детей, которых забрал в свой замок дракон. Развитие речи: дети учатся говорить комплименты, подыскивать добрые слова для отрицательных сказочных персонажей.
12, 13 Подбор «ключа» (схемы) к замку, темницам, в которых сидят дети Даня и Таня.
14 Игра «Составь рецепт для скатерти-самобранки» (звуковую схему слов: торт, сок, апельсин). Каждый ребенок сам выбирает слово- дифференцированный подход. Самопроверка и самооценка.
15 Итог урока. Рефлексия.
План и ход урока
1 Слайд№1.Орг.момент.Ребята, к нам пришло письмо. Прочитайте.
-Спасите, нас похитила баба Яга.Вам помогут буквы Д , Т (дети)
- Поможем? Правильно. Пословица гласит «Друзья познаются в беде».
2 Слайд №2.Создание ситуации для формулирования детьми темы и целей урока, планирование действий.
- Скажите, а почему дети обратили наше внимание на буквы Д и Т, что вы знаете про эти буквы? (Они обозначают согласные твердые и мягкие звуки.) --Пропойте песенку звуковичка (д), язычок напряжен и как молоточек «бьется» о верхние зубы, пропойте песенку звуковичка (д , ), язык «бьется» о верхние зубы, как маленький молоточек и ударяет мягче.
-Пропойте песенку звуковичка (т), язычок напряжен и как молоточек «бьется» о верхние зубы, пропойте песенку звуковичка (т , ), язык «бьется» о верхние зубы, как маленький молоточек и ударяет мягче.
-Язычок выполняет одинаковую работу, но звуки получаются разные, в чем дело? Оказывается, при произнесении звуков (д) и (д , ), работают голосовые связки- они напряжены как струны.
-Подставьте указательный палец к горлу и почувствуете работу голосовых связок. Звуки, при произнесении которых слышится голос, называются звонкими. Звуки, при произнесении которых слышится только шум, называются глухими.
-Какие знания и умения помогут вам спасти детей?
3 Слайд №3. Игра «Покорми Ама и Палецвротнеклади». Дифференциация звуков (гласные-согласные).
- Баба Яга живет в лесу. А дорогу преградили голодные Ам и Палецвротнеклади. Лера, возьми куклу Ам- он ловит гласные звуки, Никифор- куклу Палецвротнеклади- он ловит согласные звуки. Ребята, называйте звуки. Слайд №4. (Звуки леса) Дорога свободна. Ой, кто-то кусается. Ребята, вас никто не кусает?
4 Слайд№5. Деление на слоги слов: комары, мухи, тараканы, клещи, пауки.
- Как в стране слов можно победить эти полчища? ( слова разделить на слоги)
5 Слайд №6. (Звуки мяукающих котов). Игра «Угости сказочных котов». Дифференциация звуков (твердые- мягкие). Работа в группах.
- Какой же сказочный лес без сказочных котов? Так жалобно мяукают, наверно, есть хотят. Как вы думаете, а почему они такого необычного для котов окраса? ( Синий кот любит слоги, начинающиеся на твердый звук, зелёный- на мягкий звук). Распределите слоги на две группы. 1 ряд работает на голубом коврике, 2 ряд- на коричневом. Слайд №7. Проверка.
6 Слайд №8. Игра «Узнай-ка».
- Змея нас не тронет, если вы узнаете, какие слова съела змея.
Ды- - да- - мон- - ка
ра ли тер
7 Слайд №9. (Звуки болота). Испытание «Пройди через болото по «кочкам»». Чтение слов.
- Кто знает, какие опасности таит в себе болото? А перейти его можно по волшебным «кочкам». Сначала прочитайте слова, потом наступайте на «кочки»- листочки. (Там дом; дам сок; тут дверь; иди скорей.) Слайд №10.
-Еще раз прочитайте хором. Я думаю, что нас кто-то заманивает.
8 Слайд №11.(отрывок из муз.произведения А.К. Лядова « Кикимора» ).
Физминутка «Баба Яга»
-Кто живет в этой избушке? Изобразите образ Бабы Яги.
В темном лесе есть избушка-
Стоит задом наперед.
В той избушке есть старушка-
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно огоньком горят.
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
9 Слайд №11. Испытание «Подарок для сторожей избушки на курьих ножках». Дифференциация звуков (звонкие- глухие).
-Чтобы сторожа пропустили нас к детям, необходимо одарить их. Глухой старичок любит слова, начинающие на глухой звук, а кот Баюн- на звонкий. 1ряд придумывает слова на звуки (д;д, ), 2 ряд на звуки (т; т, ).
10 Слайд №12. Расколдовывание детей- замена буквы глухого звука на букву звонкого звука и наоборот. Чтение слов благодарности от спасенных детей.
- Прочитайте первые слова. Посмотрите, во что Баба Яга превратила детей!
- Как вы понимаете слово доля? Расколдуйте детей- замените букву глухого звука на букву звонкого звука в первой строчке (и наоборот).
Слайд №13. Прочитайте слова благодарности от спасенных детей.
11 Слайд №14. Развитие речи: дети учатся говорить комплименты, подыскивать добрые слова для отрицательных сказочных персонажей.
- Впереди новые испытания- необходимо спасти еще двоих детей, которых забрал в свой замок дракон. Какие добрые слова вы можете сказать дракончику? (Ты такой милый, отпусти, пожалуйста, детей и т.д.)
12, 13 Слайды №15,16. Подбор «ключа» (схемы) к замку, темницам, в которых сидят дети Даня и Таня.
- Мы у замка, на котором висит замок. Какой «ключ» (схема) подходит к замку? Посовещайтесь в парах.
- Перед нами две темницы и два «ключа». Какой из них подходит к слову Таня, а какой к слову- Даня? Посовещайтесь в парах. Слайд №17. Молодцы!
14 Слайд №18. Игра «Составь рецепт для скатерти-самобранки» (звуковую схему слов: торт, сок, апельсин).
- Долгим было путешествие, пора и пообедать. Составьте рецепт для скатерти-самобранки» (звуковую схему слов). Сегодня в меню- торт и апельсиновый сок. Выберите себе слово. Слайд №19. Самопроверка и самооценка.
- Поднимите 2 руки, кто верно составил «рецепт», 1 руку, кто допустил ошибку.
15 Итог урока. Рефлексия.
- Закончите фразу «Мне было трудно…», «Мне было интересно..», «Теперь я знаю…», «Теперь я умею…»
-Ребята, кому понравился урок, подойдите ко мне и положите свою руку мне на ладонь. Вместе мы сила! Спасибо за активную работу.